Внеклассные мероприятия "Дом, в котором я живу!"
план-конспект

Хохлова Елена Васильевна

Задачи мероприятия:

  • Формирование представления учащихся о родном крае.
  • Знакомство с административной картой округа, с традициями и бытом народов севера, разнообразием флоры и фауны, с творчеством земляков.
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
  • Воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине, привитие любви к своему краю.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_dom_v_kotorom_ya_zhivu.docx38.98 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие

 «Дом, в котором я живу»

8-9 класс

Преподаватель: Хохлова Елена Васильевна

г. Нижневартовск

2021 год

Пояснительная записка

В настоящее время актуальной становится проблема формирования гражданской позиции у современной молодежи. Воспитание чувства патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свою страну занимает при этом центральное место. Воспитание зрелой гармоничной личности невозможно без формирования ее мировоззрения, системы ценностей, общей культуры поведения. 

Мероприятие проводится с учащимися ОВЗ с участием родителей. 

Хотелось бы отметить тот факт, что родители тоже несут ответственность за воспитание своего ребенка, поэтому были приглашены на мероприятие с той целью, чтобы в семье появилась новая тема для обсуждения. Если одни родители приняли участие в данном мероприятии непосредственно, то некоторые родители присутствовали на мероприятии в качестве зрителя.

Ребятам было предложено создать рабочие группы, даны темы, вопросы для обсуждения для того, чтобы поиск ответов на них не стал для детей основной деятельностью на мероприятии. Учитель – ведущий выступает как связующее звено полученной информации групп учащихся.

1 группа учащихся – Моя любимая Россия

2 группа учащихся – Мой округ

З группа учащихся – Мой город

Цели  мероприятия

Образовательные:

1. Актуализировать знания учащихся о своей малой Родине.

2. Привлечь внимание учащихся к культурному, природному и историческому наследию малой Родины.

3. Показать значение Родины в жизни каждого человека.

Развивающие:

1.Расширять кругозор учащихся, изучая исторический материал о своей малой родине. Расширить и углубить знания учащихся об истории родного города.

2. Развивать навыки ораторского искусства и публичных выступлений.

3. Развивать навыки устной и письменной речи.

Воспитательные:

1. Побудить интерес к изучению истории своей семьи, истории своего города, поселка, деревни.

2. Воспитывать чувство патриотизма, любви и гордости за свою Родину.

 3. Способствовать формированию гражданской позиции учащихся, чувству принадлежности к своему краю.

4.     Воспитание чувства любви и гордости за свою малую родину.

Задачи мероприятия:

  • Формирование представления учащихся о родном крае.
  • Знакомство с административной картой округа, с традициями и бытом народов севера, разнообразием флоры и фауны, с творчеством земляков.
  • Коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы.
  • Воспитание интереса и желания больше узнать о родном крае, своей малой Родине, привитие любви к своему краю.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация.


Оформление:
1. Песня «С чего начинается Родина?»

2. Выставка рисунков и фотографий учеников «Моя малая Родина».

3. Карта села Никитина.

4. Плакаты с цитатами.

Форма проведения: беседа за круглым столом

Цитаты:
Все для тебя в родном краю!

Ты всех счастливее на свете.

                                    Е. Трутнева.

Что может быть милей

Бесценного родного края?

                                     Н. Языков.


Только став патриотом своей малой Родины,
своего края, можно стать гражданином России,
освоить её огромную культуру и постичь
выдающиеся ценности мировой цивилизации.

                                      И. В. Шахматова

Ход мероприятия

1. Вступление

Учитель: 

         Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные, 
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья,
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия, 
Не с гор берёт начало, а с тебя.

         Дорогие ребята! Вы родились в стране, которая называется Россией. Вы – россияне! Россия – огромная страна. Есть в России высокие горы, полноводные реки, глубокие озера, густые леса и бескрайние степи. Есть и маленькие речушки, светлые березовые рощи, солнечные полянки, болота и поля. Мы по праву можем гордиться нашей великой Родиной, ее природой, ее талантливыми людьми (слайд 2)

Россия, Русь, куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя  (слайд 3)

Выступление 1 группы учащихся

Ученик читает стихотворение А. Прокофьева

                  Родина

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней берега,
Солнце ярче, звёзды всех милее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в лесах стремительные воды
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ, выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже
Надо всё нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду всё в её раздольях - наши,
Отдадим её думы и дела
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

(Звучит песня «С чего начинается Родина?). Приложение №1.

 Учитель: С чего начинается Родина?  Что такое для человека Родина? С чего она начинается?

(Дети высказывают предположения.)

Родина - это место, где человек родился и вырос.

Родина - это родной дом, где человек сделал первый шаг и произнес

первое слово.

Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестер,

дедушки и бабушки, родственников и друзей. Каждый решает сам, как и с

чего начинается для него Родина (слайд 4)

Учитель: Родина – это самое дорогое, что есть у человека, это святыня.

Это слово нельзя объяснить словами, это можно только чувствовать.

Ученик
Родина.
Слышишь песенку ручья?
Это – Родина твоя.
Слышишь голос соловья?
Это – Родина твоя.
Руки матери твоей,
Звон дождей, и шум ветвей,
И в лесу смородина –
Это тоже Родина.
(М. Пляцковский)

Учитель:

На свете всё не бесконечно –

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это Родина моя.


- Родина – это земля, государство, где человек рождается. Слово «Родина» произошло от древнего слова «Род», которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. 

Слово родина произошло от древнего слова род, которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас является потомоком какого-либо старинного древнего рода. А само слово род означает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящён богу Роду (слайд 5)

- Назовите как можно больше слов с корнем «род».
(Варианты: родить, родители, родич, родня, родственники, родословная, народ, народность, родник, родной и др.)
РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети.

РОДИЧ – родственник, член рода.

РОДНЯ – родственники

РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её

РОДИНА – это и Отечество, страна, и место рождения человека

НАРОД – нация, жители страны

    Есть ещё много слов с корнем род:

    народность, народить, родственники,

    родник и другие. ( слайд 6)

- Продолжаем разговор о нашей Родине. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. (Показать на карте нашу страну).

Российская Федерация состоит из 21 республики, 7 краев, 48 областей,

одной автономной области, 9 автономных округов, двух городов федерального значения равноправных субъектов Российской Федерации. Россия многонациональная страна ( слайд 6 )

- А чем отличается одно государство от другого? (Языком, на котором разговаривает народ, своими символами, историей, обычаями, традициями, географическим положением).

Символов России много: Кремль, Знамя Победы, березы, блины, баня, матрёшки, валенки, балалайка и т.д. Но есть особые символы, они называются государственными символами и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции России (слайд 7)

Государственными символами в любой стране являются государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.

         Без них никак нельзя. Изображение герба и флага помещают на государственных учреждениях, на военной форме, морских кораблях, воздушных лайнерах, космических ракетах… Гербовой печатью скрепляются все важные документы. Без государственной символики не обходится ни одно событие государственной важности - будь то международный форум, спортивные состязания или военный парад.

         Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем уважение к своей Родине (слайд 8, слайд 9, слайд 10)

         

- Назовите главный город нашей страны.

Давайте послушаем стихи поэтов о Родине.

(Дети читают стихи)

В поле звон раздается лазоревый,

Льется с птичьими трелями в лад.

Почему – то в России особенно

Колокольчики нежно звучат.

                                    Я.Козловский

Отдохну-ка, сяду у лесной опушки!

Вон вдали соломой крытые избушки.

И бегут над ними тучи вперегонку

Из родного края в дальнюю сторонку.

Белые березки, жидкие осины,

Пашни да овраги – грустные картины!

Не пройдешь без думы, без тяжелой, мимо

Что же к ним все тянет так неодолимо?

                                      А. Плещеев

Я люблю свою Сибирь,

Где вокруг простор и ширь.

Где тайга стоит стеной,

Снег лежит сплошной волной.

Гряды гор и рек прозрачных,

А в лесу зверья полно,

Соболь, белка и куница,

И лисица, и олень.

Летом белые ромашки

Распустили свои шляпки.

Солнце яркое над ними

Освещает лес густой.

Это все моя Сибирь,

Моя Родина, мой мир!

(Дети по желанию читают стихи о Родине)

Учитель:
- Понятие «Родина» широкое и ёмкое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина.

- Сегодня мы поговорим о нашем округе. Поговорим о том уголке России, который стал для нас дорогим.

Выступление второй группы учащихся

- В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – деревня или город, улица, дом – где он родился, и где всё кажется особенным, прекрасным, родным.
Учитель: Назовите свою малую родину. (Ответы детей)

Учитель: В каком округе мы живём? (Ответы детей)

Учитель: Назовите столицу нашего округа.

Ученик: Столица нашего округа – Ханты-Мансийск.

Учитель: Мы сегодня поговорим о нашей малой родине – Ханты-Мансийском автономном округе-Югра.

Ученик:

Наш округ— седой богатырь

Свой дух возродил величаво,

Опора России — Урал и Сибирь!

Гордимся Югрою по праву!

Под небом сибирской земли

Богатства от края до края,

И крылья надежды мы здесь обрели,

Югру на века прославляя.( слайд 13)

 Ханты-Мансийский автономный округ (историческое название края Югра) образован 10 декабря 1930 г. До 1940 года он назывался Остяко-Вогульский. (слайд 14)

Югра – теперь уже официальное название Ханты-Мансийского автономного округа. Административный центр – город Ханты-Мансийск. Входит в состав Уральского федерального округа. Занимает площадь 523 тыс.кв.км (3,1% - территории России), превосходит территорию любого европейского государства, кроме Франции                                      (слайды 15, 16,17,18)

В октябре 1995г Тюменской областной думой был учрежден герб и флаг ХМАО.

Флаг – прямоугольный, двухцветный, разделен вдоль на две части – голубого и зеленого цветов. Голубой цвет означает, что это край многочисленных голубых рек и озер, зеленый – это край, богатый лесами. Белый орнамент в верхнем левом углу – показывает корону ХМАО, а корона изображена в виде оленьих рогов, узоры которых являются орнаментами, которые расшивали коренные народы севера свою одежду и обувь(слайд 20)

Герб – отражает признаки края. В центре герба щит двух цветов: голубой и зеленый, которые означают богатство лесов, рек и озёр края. Красный цвет под щитом означает красоту и расцвет края, а желтый, обрамляющий сам щит указывает на солнечный свет. А ветви, как бы обнимающие сам щит, говорят о богатстве хвойных лесов края: пихты, ели, кедра, сосны. Изображение птиц на щите – показывает наличие в крае ценных животных и птиц. А венчает герб корона – оленьи рога. Символы оленьих рогов являются основным узором в украшении одежды ханты и манси. Голубая лента, обвивающая внизу хвойные ветви, как бы связывает, объединяет все достоинства Югорского края (Слайд19)

Учитель: Назовите людей коренных национальностей. (Ответы детей)

Учитель: На территории округа проживает множество национальностей. Но название округ получил благодаря малочисленным народам ханты и манси.

Всех людей мы называем ханты.

Ханты – русский, ненец и узбек.

Потому, что это слово – ханты

В переводе значит – человек.

Это очень дорогое слово!

Ты не выпускай его из рук.

Не развей по ветру бестолково

На него откликнется твой друг.

И куда б потом ты не поехал

Разнеси своим друзьям его,

Словно раскаленные орехи

Искры у чувала твоего.

Это слово северным сияньем

Пусть сияет в заполярной мгле.

Помни наше мудрое названье

Ханты – все народы на земле.

Наш округ - седой богатырь,

Свой дух возродил величаво,

Опора России - Урал и Сибирь!

Гордимся Югрою по праву.

Югра - ты прекрасный наш дом,
Здесь ценят всегда человека,
И нашим упорством, и нашим трудом
Тебе процветать век от века!

 Именно они являются коренными жителями нашего округа. У них, как и у других народов, есть своя национальная одежда и обувь, предметы быта и труда), своеобразные жилища (землянка, чум, изба). Жизнь этих народов богата своими культурными традициями, песнями, играми, танцами.

- Чем ещё богат наш край? (слайд 20 )

 Животный мир (Выставка картинок животных нашего края)

Наиболее яркими представителями нашего края являются:

─ звери: лось, северный олень, соболь, медведь, бобр, волк, заяц, лиса, белка;

─ птицы: щур, снегирь, свиристель, клест, дрозд, дятел, тетерев, глухарь;

─ насекомые: муравьи, бабочки, пауки, кузнечики, жуки.

Ученик: Богат наш Югорский край и лесами. Много деревьев растет в них. Назовите названия деревьев (загадки о растительном мире нашего края)

Учитель: Разнообразен растительный мир нашего края. Но больше всего хвойных деревьев. 

Учитель: Чем отличается хвойное дерево от лиственного дерева? (Ответы детей)

Ученик: Хвойные леса в нашем крае разные. В одних лесах растут ели и пихты. В других – сосны и лиственницы. От того, какое дерево преобладает, лес так и называется. Например, если главное дерево ель, то такой лес называется ельник, а если сосна обыкновенная – бор. В округе есть своя красная книга, которая содержит списки редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений. На территории Ханты-Мансийского округа есть заповедники: Малая Сосьва и Юганский.

Ученик: Наш край богат лесами, животными. У нас добывают нефть и газ.

Югра – это древний край, сохранивший в жизни югорских народов не только старинные обычаи, обряды, одежды, образ жизни, но и стал процветающим в современные годы. Добыча нефти и газа, возникшие новые города преобразовали этот край. Крупный район добычи нефти (месторождения Самотлорское, Мамонтовское, Федоровское, Красноленинское и др.) и газа (месторождения Игримское, Пунгимское и др.). Газоперерабатывающие заводы. Лесная, деревообрабатывающая, рыбная промышленность. Также распространены лишайники, используемые в качестве корма оленям. Леса богаты дикоросами: клюквой, брусникой, черникой, голубикой, морошкой, черёмухой, рябиной, грибами. Развито рыболовство и оленеводство. Большую часть территории нашего округа занимают заказники, природные парки, памятники природы(слайд 21)

Главная отрасль сельского хозяйства — животноводство (в т.ч. оленеводство). Звероводство, пушной промысел. Картофелеводство, овощеводство. Судоходство по Оби, Иртышу, Конде, Сев. Сосьве, Ваху. Развит трубопроводный транспорт (нефтепроводы, газопроводы).

Учитель: Но не только этим богат наш край. В нашем округе проживали и живут много замечательных людей, которые прославляли и прославляют наш край своим трудом, успехами, достижениями, творчеством.

Конькова Анна Митрофановна писатель, член союза писателей СССР, член Союза писателей России, почетный гражданин города Ханты-Мансийска, заслуженный деятель культуры Ханты-Мансийского автономного округа.

Шесталов Юван Николаевич, один из самых ярких представителей этого удивительного народа, известный мансийский поэт и прозаик, но все - таки больше и главным образом – первый профессиональный поэт манси. Творчество Ювана Шесталова корнями своими уходит в мансийский фольклор. Писатель - блистательный знаток обрядов и обычаев, легенд и былин своего народа.

Еремей Айпин – писатель Ханты-Мансийского автономного округа.

Филиппенко Александр Васильевич – (24.02.2010-15.02.2015) губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Комарова Наталья Владимировна – в настоящее время действующий губернатор Ханты-Мансийского автономного округа-Югры.

Выступление третьей группы учащихся

 Вспомним русские пословицы и поговорки о Родине.

1.Родной край - сердцу рай.

2. Нет в мире краше Родины нашей.

3. У народа один дом - Родина.

4.Нет сына без отчизны.

5.Береги Родину, как зеницу ока.

6. Всякому мила своя сторона.

7.В своем доме и станы помогают.

8. На чужой стороне Родина милей вдвойне.

9. Если дружба велика, будет Родина крепка.

Объясните смысл пословиц.

– А есть еще одна пословица “Всяк кулик свое болото хвалит”. Как вы думаете, а почему я ее вспомнила? Подходит ли она к нашему уроку?

– Кулик хвалит болото, потому что он там живет, есть еда, ему там хорошо. А мы сегодня будем хвалить мир, в котором мы живем. А мы живем в Боброве, в Воронежской области – это наша малая родина.

Выставка рисунков “Моя Родина”( на рисунках изображен город, в котором мы живем)

Рассматривание рисунков, которые нарисовали дети, готовясь к мероприятию.

У города есть свой флаг (слайд 28), свой герб (слайд 29)

Достопримечательности нашего города

Главный памятник города – памятник покорителям Самотлора. На перекрестке шумных дорог стоит мощная фигура молодого рабочего с горящим факелом в руке. К скульптуре с факелом у нас относятся с уважением и почетом. Ведь она представляет первопроходцев, тех кому достались самые непроходимые болота и сильные морозы (слайд 30)

Памятник павшим воинам сооружен в честь погибших солдат, тех, кто в годы ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ защищал нашу родину от фашистов, вы видите фигуру бойца, а рядом чаша с вечным огнем. Каждый год 9Мая, в День Победы, сюда приходят Нижневартовцы, чтобы почтить память погибших (слайд 31)

Улицу «Комсомольский бульвар» украшает памятник воинам интернационалистам, погибшим в боевых действиях. Колокол олицетворяет (представляет) вечную память погибшим (слайд 32)

МЕМОРИАЛ В ФОРМЕ большого золотистого шара – мемориал славы Нижневартовского спорта. На отдельной звездочке написаны имена спортсменов, которые принесли славу нашему городу. Город гордится ими (слайд 33)

Город в пенном кипении белых ночей,

Город славной судьбы, город юности нашей.

Нижневартовск – ты мне с каждым годом родней,

Я хочу, чтоб ты был и чтоб стал ещё краше.

 Добывая стране драгоценную нефть,

 Мы живем здесь - и строим, и учим, и лечим,

 И земли вековая суровая твердь

 Покоряется гордым сердцам человечьим.

 Здесь растут наши дети, и внуки растут,

 Проходя по бульварам, поют наши песни.

 Я хочу, чтобы знали они, что наш труд

 Сотворил этот город, всех сказок чудесней.

 Город в пенном кипении белых ночей,

 Город славной судьбы, город юности нашей.

 Нижневартовск – ты мне с каждым годом родней,

 Я хочу, чтоб ты был и чтоб стал ещё краше ( слайд 41)

– В нашем “маленьком уголке” очень красивая природа. Расскажите о том, как вы отдыхали летом.

– Каждый человек должен любить и охранять свою Родину, бережно относиться к её культурным ценностям, гордиться достижениями своего народа.

Вопрос для обсуждения:

– Что бы вы хотели изменить в жизни нашего города? Как это можно сделать?

Задаю проблемный вопрос:

– Всегда ли люди бережно относятся к матушке – природе? Приведите примеры.
– Что можем сделать мы, дети, чтобы сохранить природу нашего города красивой, чистой и чудесной?

Выставка книг о Родине.

Я предлагаю закончить наш урок хорошей детской песней о нашей родине, о своем крае. Дети поют песню “Как хорош, край, в котором ты живешь”

Мы играем возле дома
И зимой, и летом
Все давным-давно знакомы
В дружном доме этом.
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живешь.
Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней.
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней.
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живешь.
Октябрятским дружным хором
Песенка поется.
Край, который с детства дорог
Родиной зовется.
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.
Наша Родина большая
Солнышком согрета.
Нет на свете лучше края,
Чем страна Советов.
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живешь.

Заключительная часть.

Учитель: Родина…Никому не дано выбирать ее. Богатая или бедная, нежная или суровая, она у человека как мать – одна, общие у них испытания, единая судьба. Понятие «Родина» широкое и большое. В мыслях сразу возникают необъятные просторы России с широтой её полей, рек и озёр, лесов и пашен. И среди всего этого многообразия есть земля, есть точка, есть самое милое сердцу и душе место: это твоя малая родина. Это место в нашей стране, где мы родились и растем – это наш родной край, это наша малая Родина.

Учитель: “Где родился, там и пригодился”. Это о привязанности человека к месту, где он родился, где рос, где приобретал друзей; о привязанности к своей работе, к людям с их обычаями и традициями. У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к родному селу и улице, на которой вы жили. Пусть в сердце каждого из вас живет любовь к своей малой родине.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие: "Законы, по которым мы живем"

Внеклассное мероприятие, посвященное Дню Конституции. Знакомит учеников в доступной интересной форме с основным Законом РФ - Конституцией, правами и обязанностями школьников, способствует формированию...

Конспект внеклассного занятия "Дом в котором я живу"

Цели занятия: - помочь сориентироваться в ближайшей социокультурной среде, представляющей своеобразную микромодель внешнего мира и включающей в себя его важнейшие ценности – одухотворённый мир людей...

внеклассное занятие "Город, в котором я живу".

Открытое внеклассное занятие на тему "Город, в котором я живу". История города Валуйки. Достопримечательности города Валуйки....

внеклассное общешкольное мероприятие "Край, в котором я живу"

Данное открытое мероприятие для обучающихся начальной ступени.Мероприятие напрвлено на воспитание любви к малой родине....

Конспект внеклассного занятия. Тема: «Река, на которой я живу». 1 класс.

Данное занятие рассчитано для учащихся 7-8 лет. На этом занятии дети познакомятся с рекой, её основными частями реки: исток, устье, приток.  Получат представление  о реке.     ...

Внеклассная работа по теме: "Дом, в котором я живу…" (кружок "Живая этика") Хилоу Аида Нурмухамедовна,

Цель: воспитание чувства гражданственности.Задачи:Пробудить в ребёнке чувство любви и благодарности к своему отчему дому.Дать понятие слову Родина.Пробудить интерес к жизни класса, лицея, города.Справ...

Город, в котором я живу. Город, который я люблю. Город, которым я горжусь

Сценарий внеклассного занятия по окружающему миру, посвященного истории родного города-героя Волгограда. Материал можно использовать на классном часе ко дню города....