Формирование навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста
статья (1 класс)

Бушля Ульяна Сергеевна

Проблема воспитания здорового поколения до сих пор очень важна и актуальна в наше время. Если привить детям здоровые привычки с самого раннего детства, то в будущем они смогут вести здоровый и правильный образ жизни. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_navykov_zozh_u_detey_ml_shk_vozrasta.docx18.2 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ

ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

        Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение взрослых к своему здоровью и здоровью своих детей.

        Ухудшение здоровья детей школьного возраста в России стало не только медицинской, но и серьезной педагогической проблемой. Поражает стремительность, с которой нарастают кризисные явления в этой сфере. Одной из причин этого является образ жизни семей, где сегодня воспитываются дети. У учащихся и их родителей не сформировано ценностное отношение к своему здоровью. Одним из возможных путей решения проблемы, связанной с ухудшением здоровья младших школьников, является формирование у них знаний о здоровом образе жизни.

        Здоровье – высшая человеческая ценность. Это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, а особенно детского организма. Укреплять и сохранять свое здоровье нужно начинать с раннего возраста.

        Младший школьный возраст является одним из наиболее ответственных периодов жизни человека в формировании личности. Известно, что 40% психических и физиологических заболеваний взрослых закладываются в детском возрасте. Именно поэтому школьное воспитание должно формировать уровень здоровья ребенка и фундамент физической культуры будущего взрослого человека.

        В основе формирования здорового образа жизни лежат такие его составляющие как формирование рационального режима дня, труда и отдыха, двигательная активность, правильно организованное питание, закаливание, личная гигиена и отсутствие вредных привычек.

        Для младших школьников соблюдение режима дня имеет особое значение. С одной стороны, их нервная система ещё далеко не зрелая, и предел истощаемости нервных клеток довольно низок, а с другой стороны – новые условия жизни, необходимость адаптации к нелёгким для организма ребёнка физическим и психическим нагрузкам, связанным с систематическим обучение, ломка старых стереотипов поведения и деятельности, создание новых форм, предъявляют повышенные требования ко всем системам организма. Упорядоченность чередования труда и отдыха способствует оптимизации функций организма, лучшей адаптации к условиям школы с минимальными физическими затратами, а нарушения режима дня приводят к серьёзным отклонениям в здоровье ребёнка и, прежде всего, к неврозам.

        Основными компонентами режима являются следующие: сон, пребывание на свежем воздухе (прогулки, подвижные игры, занятия физкультурой и спортом), учебная деятельность в школе и дома, отдых по собственному выбору (свободное время), прием пищи, личная гигиена.        

        Одним из важнейших компонентов в формировании ЗОЖ является двигательная активность. Недостаточная двигательная активность обусловливает появление гипокинезии, которая может вызвать ряд серьезных изменений в организме школьника. Младший школьный возраст — это период, когда у ребенка особенно выражена потребность в двигательной активности. Можно сказать, что основными задачами этого возрастного периода являются овладение всеми доступными движениями, испытание и совершенствование своих двигательных способностей, что позволяет приобрести более широкую власть как над своим телом, так и над внешним физическим пространством. Говоря об оптимальном двигательном режиме, следует учитывать не только исходное состояние здоровья, но и частоту и систематичность применяемых нагрузок. Занятия должны базироваться на принципах постепенности и последовательности, повторности и систематичности, индивидуализации и регулярности. Доказано, что наилучший оздоровительный эффект (в плане тренировки сердечно-сосудистой и дыхательной систем) дают циклические упражнения аэробного характера: ходьба, легкий бег, плавание, лыжные и велосипедные прогулки. В комплекс ежедневных упражнений необходимо включить также упражнения на гибкость.

        Большую роль в формировании ЗОЖ играет рациональность питания младшего школьника. В основе рационального питания лежат 5 принципов, таких как регулярность, разнообразие, адекватность, безопасность и удовольствие. Губительные для организма привычки — курение и употребление алкоголя. Младшие школьники знают, что курение и алкоголь вредят здоровью, но эти знания не осознаны ими. Поэтому взрослым необходимо рассказывать ребёнку о том, что эти привычки воздействуют на детский организм во много раз сильнее, чем на организм взрослого. Неправильная организация времени пребывания ребенка за компьютером может привести к негативным последствиям. Для минимизации вредного воздействия необходимо соблюдать некоторые правила. Через каждые 30–40 минут работы за компьютером необходимо делать 10–15-минутный перерыв, во время которого выполнять простейшую гимнастику для глаз: поочередно сосредотачивать взгляд то на близкой, то на далекой точке; осуществлять попеременное движение глаз влево-вправо без поворота головы. Время работы за компьютером необходимо заранее оговорить с ребёнком, чтобы не вызвать у него испуг и негативную эмоциональную реакцию.

        Знания о ЗОЖ формируются в ходе уроков и во внеклассной деятельности. В ходе развития представлений о здоровом образе жизни предпочтение лучше отдать простым методам и приемам: «урокам здоровья», практическим занятиям, беседам, чтению, рисованию, наблюдению за природой, уходу за растениями, играм, проектной деятельности детей.

Беседа – очень нужная форма работы детей. Круг их может быть самым широким и в первую очередь затрагивать проблемы, наиболее волнующие детей: это проблемы охраны природы и профилактики вредных привычек.

Рисование – мощный способ преодоления коммуникативных барьеров, этот процесс помогает детям расслабиться и сосредоточиться на своих мыслях.

Литературное чтение также может быть использовано в качестве метода формировании знаний о ЗОЖ.

Игра – это самый эффективный вид деятельности, в цепи ученик-учитель, позволяющий как можно дольше сохранять продуктивную работоспособность ребенка. В играх дети вступают в различные соотношения: сотрудничества, соподчинения, взаимного контроля и т.д.

        В ходе использования данных форм работы, ребенок обладает новыми знаниями о здоровье и здоровом образе жизни, новыми умениями, у него формируется свое мировоззрение о своем здоровье.

        Самое главное условие здоровой организации режима в семье является забота о гигиене квартиры, дома. Комната ребенка должна часто проветриваться. Родители должны заботиться о свободном времени ребенка, чтобы оно проходило в подвижном состоянии, желательно на свежем воздухе.

        Основным условием организации учебного процесса является правильный распорядок школьных занятий, правильная последовательность различных видов деятельности. Следование режиму дня воспитывает у младших школьников бережливое отношение к времени. Выполнение режима дня требует от ребенка не однократного действия, а систематических последовательных усилий, что дает хорошую возможность воспитания самодисциплины.

        Из всех факторов, которые оказывают влияние на здоровье человека и от которых зависит работоспособность, наиболее важным является рациональное питание. Рациональное питание – важнейшее условие профилактики различных болезней; физиологически полноценное питание здоровых людей, удовлетворяющее потребности организма, обеспечивающее при этом необходимый уровень обмена веществ и энергии.

        Вопросам питания в настоящее время, как фактору, влияющему на здоровье, придается большое значение. Питание необходимо для построения и непрерывного обновления клеток и тканей, поступление энергии, биологически активных веществ. Обмен веществ и энергии, структура и функции всех клеток, тканей, органов и всего организма в целом находятся в прямой зависимости от характера питания. Поэтому педагоги, медицинские работники школ, родители должны понимать важность значения питания для детского организма и уделять ему большое внимание. Белки, жиры, углеводы, минеральные вещества, витамины, вода – являются основными веществами, необходимыми для жизнедеятельности организма.

        Сохранение и укрепление здоровья невозможны без соблюдения правил личной гигиены – комплекса мероприятий по уходу за кожей тела, волосами, полостью рта, одеждой и обувью.

        Сон – эффективный способ снятия умственного и физического напряжения. Недаром ослабленный, больной человек или находящийся длительное время в экстремальных ситуациях способен спать длительное время. Это – физиологическая защита организма, которая, обусловлена сложными психофизиологическими процессами. Сон устраняет утомление и предупреждает истощение нервных клеток.

        Здоровый образ жизни – это первичная профилактика, в основе которой заложены стиль уклад жизни, теоретико-методические знания по оздоровлению человека, его резервные возможности, формы и способы их развития и совершенствования.

        Итак, здоровье человека зависит от многих факторов: наследственных, социально-экономических, экологических, деятельности системы здравоохранения. Но особое место среди них занимает образ жизни человека.

        Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную на улучшение и сохранение своего здоровья. Каждый должен заботиться о своем здоровье. Каждый учитель должен быть приверженцем здорового образа жизни, так как педагог, прежде всего, воспитатель и пример для подражания.

        Учитель обязан ежедневным примером и обучением прививать младшим школьникам любовь к здоровому образу жизни, беречь здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

За последнее десятилетие уровень здоровья детей неуклонно снижается. Это обуславливается многими факторами: экологическая обстановка, питание, режим дня, стрессовые ситуации, психологическ...

Воспитание культуры здоровья и основ здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста

Опыт работы поданной теме поможет учителям начальных классов научить детей беречь и укреплять свое здоровье, усвоить понятия здорового образа жизни....

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста.

Программа по формированию привычек здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста возраста....

Формирование представлений о здоровом образе жизни у детей младшего школьного возраста через занятия внеурочной деятельности

Культура здоровья - это комплексное понятие, которое включает в том числе теоретические знания о факторах, благоприятствующих здоровью, а также грамотное применение в повседневной жизни принципов сохр...

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста.

Формирование потребностей и навыков здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста....

Материал по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта.

Представляю вам совместную деятельность учителя и воспитателя по формированию навыка здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта....

Выступление на ШМО по теме: "Формирование здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста"

Необходимо организовать школьную деятельность так, чтобы учащиеся повышали свой уровень здоровья и оканчивали школу здоровыми....