ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Что мы Родиной зовем?»
классный час (1, 2, 3, 4 класс)

 Федотова Ольга Александровна

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме:  «Что мы Родиной зовем?»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.

Ход урока:

Учитель:  как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете? Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.

Задание.

Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

 

Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране.

 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.

2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.

4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор.

5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.

Учитель:  А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете, у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Старый Оскол.

1.       Старый Оскол наш дом родной

         Здесь все дружно мы живём

         Любим по нему гулять,

         Всё смотреть и узнавать.

2. Ребята, подскажите пожалуйста какой здесь город изображен? (Старый Оскол)

Как вы догадались? (Ответы детей)

- А сейчас послушайте стихотворение о Родине:

 «Что мы Родиной зовем?

 Дом, где мы с тобой живем,

 И березки, вдоль которых

 Рядом с мамой мы идем.

 Что мы Родиной зовем?

 Поле с тонким колоском,

 Наши праздники и песни,

         Теплый вечер за окном!»

 — Родина – это страна в которой мы живем

 — Как она называется? (Россия)

 — Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

 — В ней много городов, рек, лесов.

Большой зелёный круг – это наша большая Родина, Россия

В России находится наш город – Старый Оскол, круг поменьше жёлтого цвета

 Красный маленький круг – это ваша семья, дом.

(выкладываются на магнитной доске модель Родины)

 -Наша страна Россия- это наша большая Родина, а город Старый Оскол - это наша Малая Родина.

 - А сейчас послушайте стихотворение про малую родину

         Малая Родина – островок земли,

         Под окном смородина, вишни расцвели,

         Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

         Ласковая, малая Родина моя!

3. – А теперь мы поиграем в игру «Клубочек». Будем передавать друг другу клубочек и говорить какой наш город (красивый, солнечный, цветущий, чистый, теплый, приветливый, гостеприимный, ласковый, щедрый, знаменитый). Вот нас клубочек объединил в одну нить. Значит, мы с вами вот такие дружные и мы все являемся жителями одного города, Старый Оскол.

 - Ребята, в  нашем городе есть  главная площадь  - площадь «Победы»

Давайте отправимся на экскурсию, на эту площадь.

На чём мы можем отправиться? (Варианты детей)

 Вот мы с вами и приехали на главную площадь нашего города.

А как вы думаете, почему её назвали площадь победы?

 Просмотр слайдов с достопримечательностью этой площади.  


Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн). (Презентация)

Учитель: Посмотрите – это герб Старого Оскола. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей)

"Герб города Старого Оскола является - эмблемой города. Герб Старого Оскола удивителен. Город был основан стрельцами и казаками. Первоначально это была крепость, которая впоследствии заселялась крестьянами-переселенцами. В то время она называлась Оскол. После того как в губернии появился Новый Оскол, поселение получило современное название Старый Оскол, который до 1952 года относился к Курской области (губернии). Нынешний герб Старого Оскола, как и его предшественник, имеет две важнейшие части: французский щит и башенную корону над ним. Каждый элемент имеет определённое значение, поэтому рассмотрим их по отдельности. Щит по диагонали разделён на два поля. Они окрашены в различные цвета. Верхнее поле имеет пурпурный (червлёный) цвет, а нижнее – изумрудно-зелёный. В них располагаются два символа, подчёркивающих важное значение города. В верхней пурпурной части изображено ружьё как знак города-крепости. В нижней части (изумрудной) находится золотая соха. Это символ мирного города, в котором жили воины-земледельцы.

В верхнем левом углу, как мы говорили, располагается герб Белгорода. Его щит имеет голубое поле, где на зелёном основании лежит золотой лев, над которым находится чёрный орёл. Он подчёркивает вхождение Старого Оскола в Белгородскую область.

Давайте рассмотрим щит герба подробнее. Левая (красная) часть щита украшена серебряным и золотым прикладом ружьём (оно символизирует защиту города от врагов) – эта часть герба говорит всем о том, что в тревожные трудные военные времена (поэтому она красного цвета) – жители города будут его храбрыми защитниками.

В право части  герба – ( на зеленом поле символизирующие мирное время) изображена золотая соха( символ землепашества), ведь землю в те далекие времена, когда еще не было тракторов поохали сохой, которую тянула по полю лошадь.

Учитель: Второй символ Старого Оскола – это флаг. Описание флага.

Описание Флага: "Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Старый Оскол в красном, зеленом, желтом и белом цветах".

Учитель: Третий символ – это гимн.

Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о Старом Осколе)
Учитель:
Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

       Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте. Видеопрезентация гимна.

      Дети слушают и поют гимн Старого Оскола

Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.

  1. Вам оно понравилось?
  2. По какому городу мы путешествовали? (Старый Оскол)
  3. Чем для нас является Старый Оскол? (малой родиной)
  4. Какие памятные места Старого Оскола вы запомнили?
  5. Какие символы Старого Оскола вы запомнили? (герб, флаг, гимн)

Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?

Ответы детей: в музеях Старого  Оскола, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Старый Оскол был раньше.

 

Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Практическая работа к разделу 2.3 «Государство: доверие»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме:  «Что мы Родиной зовем?»

Цель занятия: Пробуждение интереса к изучению отечественной истории и культуры, воспитание гражданственности и патриотизма, формирование и конкретизация понятия «Родина», осознание собственного отношения к ней; формирование представления о культурном и историческом единстве российского народа, важности сохранения единства. Воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну и малой родине.

Формирующиеся ценности: патриотизм, любовь к Родине, историческая память и преемственность поколений, самореализация.

Рекомендуемая форма занятия: беседа, обсуждение. Занятие предполагает также использование презентации и игру.

Ход урока:

Учитель:  как каждый из нас понимает слово «родина». Почему Родина становится самой большой ценностью, особенно когда человек переживает сильные чувства, в минуту опасности или большой радости.

Учитель: Ребята, наш разговор сегодня пойдёт о самом важном: о родине. А что такое Родина, как вы думаете? Возможные ответы учеников, подведение итога разговора.

Родина – это не просто место рождения. Это то, что формирует мировоззрение, культуру, образ мышления и жизни.

Задание.

Учитель: Давайте уточним ваши определения, обратившись к толковым словарям. Поработайте в парах, сравните определения слова «Родина» и выявите в них общее. Запишите получившееся определение в тетрадь. (Определения выводятся на экран или раздаются детям на листах).

Учитель: Вы видите, что определения в разных словарных статьях очень различаются. Что у вас получилось? Совпали ли ваши собственные определения, что такое Родина, с определениями из словарей? Что вы записали? Предлагается беседа-обсуждение, в итоге которой вырабатывается примерное общее определение понятия «родина» (Родина – это место рождения человека, страна, гражданином которой он является).

Распечатанный файл с определениями из разных толковых словарей для парной работы, если нет возможности визуализации на экране.

 1.Толковый словарь Ожегова РОДИНА, -ы, ж. 1. Отечество, родная страна. Любовь к родине. Защита родины. 2. Место рождения, происхождения кого-чего-н., возникновения чегон: Москва - его р. Индия - р. шахмат.

2. Словарь Даля. РОДИНА – родить, родня и пр. см. рождать.

3. Словарь Ефремовой. Родина – страна, в которой кто-л. родился и гражданином которой является.

4. Словарь Ушакова РО́ДИНА, родины, ·жен. 1. Отечество; страна, в которой человек родился и гражданином которой он состоит. «Мы любим свой язык и свою родину...» 2. Место рождения кого-нибудь. Родина Ломоносова - деревня Денисовка близ Холмогор. 

5. Энциклопедический толковый словарь. РОДИНА 1) Место, страна, где человек родился; где впервые сложился, возник этнос. 2) Место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.

Учитель:  А как называется главный город нашей страны? (Москва) — Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия- ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
Вам очень трудно сразу узнать всё о такой большой стране и для детей Родина начинается с того, что к нему ближе всего.

Учитель: Мы с вами говорили о нашей большой стране, о нашей Родине – России. Но у каждого человека есть место, где он родился и живет, это место называется «малая Родина». А как вы думаете, у вас есть «малая Родина»? Как она называется?

Правильно ребята, наша малая Родина – это наш город Старый Оскол.

1.       Старый Оскол наш дом родной

         Здесь все дружно мы живём

         Любим по нему гулять,

         Всё смотреть и узнавать.

2. Ребята, подскажите пожалуйста какой здесь город изображен? (Старый Оскол)

Как вы догадались? (Ответы детей)

- А сейчас послушайте стихотворение о Родине:

 «Что мы Родиной зовем?

 Дом, где мы с тобой живем,

 И березки, вдоль которых

 Рядом с мамой мы идем.

 Что мы Родиной зовем?

 Поле с тонким колоском,

 Наши праздники и песни,

         Теплый вечер за окном!»

 — Родина – это страна в которой мы живем

 — Как она называется? (Россия)

 — Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)

 — В ней много городов, рек, лесов.

Большой зелёный круг – это наша большая Родина, Россия

В России находится наш город – Старый Оскол, круг поменьше жёлтого цвета

 Красный маленький круг – это ваша семья, дом.

(выкладываются на магнитной доске модель Родины)

 -Наша страна Россия- это наша большая Родина, а город Старый Оскол - это наша Малая Родина.

 - А сейчас послушайте стихотворение про малую родину

         Малая Родина – островок земли,

         Под окном смородина, вишни расцвели,

         Яблоня кудрявая, а под ней скамья –

         Ласковая, малая Родина моя!

3. – А теперь мы поиграем в игру «Клубочек». Будем передавать друг другу клубочек и говорить какой наш город (красивый, солнечный, цветущий, чистый, теплый, приветливый, гостеприимный, ласковый, щедрый, знаменитый). Вот нас клубочек объединил в одну нить. Значит, мы с вами вот такие дружные и мы все являемся жителями одного города, Старый Оскол.

 - Ребята, в  нашем городе есть  главная площадь  - площадь «Победы»

Давайте отправимся на экскурсию, на эту площадь.

На чём мы можем отправиться? (Варианты детей)

 Вот мы с вами и приехали на главную площадь нашего города.

А как вы думаете, почему её назвали площадь победы?

 Просмотр слайдов с достопримечательностью этой площади.  


Учитель: Ребята, а вы знаете, что каждого города нашей страны есть свои символы? Какие? (ответы детей: герб, флаг, гимн). (Презентация)

Учитель: Посмотрите – это герб Старого Оскола. Что изображено на нем? Как вы думаете, почему именно? (ответы детей)

"Герб города Старого Оскола является - эмблемой города. Герб Старого Оскола удивителен. Город был основан стрельцами и казаками. Первоначально это была крепость, которая впоследствии заселялась крестьянами-переселенцами. В то время она называлась Оскол. После того как в губернии появился Новый Оскол, поселение получило современное название Старый Оскол, который до 1952 года относился к Курской области (губернии). Нынешний герб Старого Оскола, как и его предшественник, имеет две важнейшие части: французский щит и башенную корону над ним. Каждый элемент имеет определённое значение, поэтому рассмотрим их по отдельности. Щит по диагонали разделён на два поля. Они окрашены в различные цвета. Верхнее поле имеет пурпурный (червлёный) цвет, а нижнее – изумрудно-зелёный. В них располагаются два символа, подчёркивающих важное значение города. В верхней пурпурной части изображено ружьё как знак города-крепости. В нижней части (изумрудной) находится золотая соха. Это символ мирного города, в котором жили воины-земледельцы.

В верхнем левом углу, как мы говорили, располагается герб Белгорода. Его щит имеет голубое поле, где на зелёном основании лежит золотой лев, над которым находится чёрный орёл. Он подчёркивает вхождение Старого Оскола в Белгородскую область.

Давайте рассмотрим щит герба подробнее. Левая (красная) часть щита украшена серебряным и золотым прикладом ружьём (оно символизирует защиту города от врагов) – эта часть герба говорит всем о том, что в тревожные трудные военные времена (поэтому она красного цвета) – жители города будут его храбрыми защитниками.

В право части  герба – ( на зеленом поле символизирующие мирное время) изображена золотая соха( символ землепашества), ведь землю в те далекие времена, когда еще не было тракторов поохали сохой, которую тянула по полю лошадь.

Учитель: Второй символ Старого Оскола – это флаг. Описание флага.

Описание Флага: "Прямоугольное полотнище с отношением ширины к длине 2:3, воспроизводящее композицию герба города Старый Оскол в красном, зеленом, желтом и белом цветах".

Учитель: Третий символ – это гимн.

Учитель: Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей: это песня о Старом Осколе)
Учитель:
 Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: — Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.

       Послушайте гимн, а кто знает, подпевайте. Видеопрезентация гимна.

      Дети слушают и поют гимн Старого Оскола

Рефлексия.
Учитель: Вот и подошло к концу путешествие по нашей малой родине.

  1. Вам оно понравилось?
  2. По какому городу мы путешествовали? (Старый Оскол)
  3. Чем для нас является Старый Оскол? (малой родиной)
  4. Какие памятные места Старого Оскола вы запомнили?
  5. Какие символы Старого Оскола вы запомнили? (герб, флаг, гимн)

Учитель: А где еще можно узнать о достопримечательностях нашего города?

Ответы детей: в музеях Старого  Оскола, из рассказов бабушек и дедушек можно узнать какой Старый Оскол был раньше.

Разработанный региональный компонент требует доработки по отдельным позициям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ для обучающихся 1- ( доп.) классов по теме «ДЕНЬ КОНСТИТУЦИИ» Из цикла «Разговор о важном»

Внеурочное занятие  «День конституции» подводит обучающихся с ОВЗ к осознанию того, что главным законом Российской Федерации является Конституция, что государство охраняет права гражд...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Я и моя семья»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «Я и моя семья»Цель:  способствовать формированию потребности изучать и сохранять традиции своей семьи. Формировать уважит...

Внеурочное занятие для обучающихся 1-2 классов по теме "Отчество -от слова "отец"

Цель занятия: воспитывать уважение и благодарность к отцу, прививать уважение к семейным традициям и ценностям.Формирующиеся ценности: традиционные семейные ценности, историческая память и преемственн...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «КИБЕРБЕЗОПАСНОСТЬ»

Цель занятия:Формирование культуры безопасного и эффективного использования  цифровых ресурсов и устройств, знакомство  с основами безопасности в сети и повышение уровня цифровой грамотности...

Разговоы о важном ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «РОССИЯ В МИРЕ»

Россия, наша Родина, уникальна и неповторима. Россия – самая большая по территории страна в мире, которая расположена сразу в двух частях света: Европе и Азии. Наша страна очень красива и богата...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1–2 классов по теме «ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕдля обучающихся 1–2 классов по теме«ТРАДИЦИОННЫЕ СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ»                          ...

ВНЕУРОЧНОЕ ЗАНЯТИЕ для обучающихся 1-4 классов по теме: «С чего начинается Родина?»

Цель: обеспечить интеграцию учебной и внеучебной деятельности обучающихся первого и второго классов, создать благополучную образовательную среду для понимания детьми того, что родная природа &ndash...