Игровые технологии в работе воспитателя ГПД
статья (1 класс)

Каськова Ирина Николаевна

В статье объясняется значение различных игр для развития и воспитания детей в ГПД. Игры классифицируются в зависимости от целей воспитания. Объясняется результат действия игр на процесс воспитания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igrovye_tehnologii_v_rabote_vospitatelya_gpd.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Игровые технологии в работе воспитателя ГПД

Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции, специфическое содержание, сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

Игра - важное средство воспитания. При работе в группе продлённого дня для меня одной из главных задач является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий заполнялись разумно, интересно.

Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.  По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

           В свете реализации ФГОС необходимо добиться того, чтобы дети выросли не только сознательными и здоровыми членами общества, но и, обязательно, инициативными, думающими, способными на творческий подход к делу. 

       Поэтому в настоящее время одной из главных целей воспитательной работы становится формирование детского интеллекта, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления. В таких условиях чрезвычайно важна задача воспитателя группы продленного дня (ГПД), где многие дети проводят большую часть времени.

        На помощь воспитателю приходят развивающие игры, направленные на формирование у детей интеллектуально-творческих способностей:

·         наблюдательности, гибкости, умения анализировать, сравнивать, использовать аналогию, мыслить логически;

·         умений находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, находить ошибки и недостатки;

·         способности к комбинированию, пространственного представления и воображения, способности предвидеть результаты своих действий; устойчивого внимания, хорошо развитой памяти

·         Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования. 

·         По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

·         Игровая технология строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.

Игровая технология включает:

·         игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;

·         группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;

·         группы игр, в процессе которых у младших школьников развивается умение владеть собой, быстрота реакции на слово, фонематический слух, смекалка и др.

      При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

Проведенные физиологами и психологами исследования доказывают, что ребенок может самостоятельно контролировать свои интеллектуальные нагрузки, особенно в свободной игровой деятельности.

В человеческой практике игровая деятельность выполняет такие функции:

·         развлекательную (это основная функция игры - развлечь, доставить удовольствие, воодушевить, пробудить интерес);

·         коммуникативную: освоение диалектики общения;

·         самореализации в игре как полигоне человеческой практики;

·         игротерапевтическую: преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;

·         диагностическую: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;

·         функцию коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

·         социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

       Психологи издавна изучают игры детей и взрослых, отыскивая их функции специфическое содержание сравнивая с другими видами деятельности. Необходимость в игре иногда объясняют, как необходимость дать выход чрезмерной жизненной силе.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

·         обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

·         познавательные, воспитательные, развивающие;

·         репродуктивные, продуктивные, творческие;

·         коммуникативные, диагностические, профориентационные, психотехнические и др.

Классификация педагогических игр

·         Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; применение ЗУН в практические деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности: развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.

·         Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.

·         Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии творческих способностей, эмпатии. рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.

·         Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

 

По виду деятельности игры делятся на:

·         физические (двигательные)

·         интеллектуальные (умственные)

·         трудовые

·         социальные

·         психологические.

         Игра - важное средство воспитания. При работе в группе продлённого дня одной из главных задач является забота о том, чтобы часы, свободные от выполнения учебных заданий заполнялись разумно, интересно.

        Дидактическая игра - эффективная форма проведения занятий в группе продленного дня, поскольку наиболее прочны те знания, которые приобретались с заинтересованностью. Дети вовлекаются в игру и не обращают внимания на то, что в её процессе им приходится решать серьезные задания. Атмосфера такого занятия позволяет школьнику проявить свои способности в большей мере, чем на стандартном занятии. Включение в занятие дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Разнообразные игровые действия, при помощи которых решается та или иная задача, поддерживают и усиливают интерес детей к учебному предмету, к усвоению ими новых знаний.

           В основе любой игровой методики, проводимой на занятиях в группе продленного дня, лежат следующие принципы:

- актуальность дидактического материала (актуальные формулировки задач обучения детей на данном этапе, наглядные пособия и др.) помогает детям воспринимать задания как игру, чувствовать заинтересованность в получении верного результата, стремиться к лучшему из возможных решений.

- коллективность позволяет сплотить школьный класс в единую группу, в единый организм, способный решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребёнку, и зачастую - более сложные.

- соревновательность создает у ребят стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение задания с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата с другой.

         Игра с последующей рефлексией позволяет мне создать ситуацию приобретения учениками определенного эмоционального опыта и его осознания, осмысления с помощью последующей рефлексии своих чувств и переживаний:

        С помощью познавательных игр можно решить следующие задачи: научить детей анализировать, сравнивать обобщать информацию, вызывать у детей удивление, острый интерес, радость от возникшей догадки, создать атмосферу творческого вдохновения, самостоятельной индивидуальной и коллективной практической деятельности учащихся, формировать такие важные качества личности ребенка, как самостоятельность, наблюдательность, находчивость, вырабатывать усидчивость и внимание.

         На этих занятиях мы разгадываем разные ребусы, кроссворды, решаем задачи на смекалку, на внимание, задачи-шутки, задачи с геометрическим содержанием, выполняем логические упражнения, расширяем знания о словах, играем со словами, получаем много дополнительного материала о жизни растений и животных, знакомимся с правильным поведением в природе.

         Игра делает доступным для сознания ребёнка весь спектр отношений в обществе (личностные, правовые, производственные) и наиболее полно раскрывает своеобразие развития межличностных отношений, что доказывает её значение в их формировании. 

         Каждый воспитатель в своей копилке должен иметь свою коллекцию игр, которую он мог бы предложить ученикам в зависимости от их индивидуально-типологических особенностей. Планируя игровую деятельность, воспитатель должен четко осознавать, на формирование каких навыков и умений должна быть направлена игра и какие способности детей она должна развивать. Правильно подобранную, умело и уместно проведённую игру следует считать таким же важным и необходимым элементом образовательной работы, как и урок. Играя в игры, дети получают навыки сплочения в группе, происходит развитие их коммуникативных способностей, создается радостное настроение, что немаловажно в условиях длительного пребывания детей в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые технологии в работе воспитателя ГПД

Игровые технологии в работе воспитателя ГПД...

Игровые технологии в работе воспитателя ГПД

Что такое игра и почему днти должны играть, игра как отражение жизни - узнаете из этой статьи. Подробно описываются функции игры, как основном виде деятельности и феномене нашего существования....

Игровые технологии в практике воспитателя ГПД

Статья. Игровые технологии в практике воспитателя ГПД (группы продленного дня).Игровые технологии - одна из уникальных форм воспитания и развития детей. В данной статье раскрываются особенности примен...

Игровые технологии в работе воспитателя ГПД

laquo;Игра –это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра –это искра, зажигающая огонёк пытли...

Игровые технологии в работе воспитателя ГПД

Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду деятельности. Она является эффективным средством формирования личности ребенка, его морально-волевых качеств, в и...