Внеклассное мероприятие, посвященное 130-летию со дня рождения А.Ахматовой
материал (4 класс)

Расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл a.ahmatova.docx24.19 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение городского округа Королёв Московской области

«Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

141091, М.о., г.о. Королёв, мкр-н Первомайский, ул. Горького, д.16

Внеклассное мероприятие

по теме: «130 лет со   А. Ахматовой»

Подготовила ; Е.В. Мамаева

 130- летие  со дня рождения  Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)

Цели: 1)   расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии;

          2) сформировать знания о  тематическом многообразии и эстетическом  единстве ее поэзии;

           3)  развивать у подрастающего поколения чувство сопричастности к русской  культуре 20 века,   чувство патриотизма и любви к своей Родине  на примере   жизни и творчества А.А.Ахматовой.

Я научила женщин говорить …

А.А.Ахматова

Июнь 2019 года – знаменательная  дата в творчестве Анны Андреевны Ахматовой. Россия отметит 130-летие  поэта.   И сегодня   поэтесса А.А. Ахматова  остается   для многих «человеком своего времени»,  которой    был предназначен крестный путь уже в начале ее жизненного и творческого пути.

1.Ведущий

Её стихи о вечном и бесконечном … Это история страдающей души сильной женщины.  Личное  в ее творчестве восходит к всеобщему и становится достоянием каждого из нас.  Так  в жизни каждой девочки, девушки, женщины   наступает момент, когда  она понимает, что в ее жизнь ворвалась любовь. Сколько чувств и  эмоций   ей приходится пережить:  это и накал страстей,  и горечь одиночества,  и боль утраты…

И много будет странствий и скитаний,

Страна Любви - великая страна,

И с рыцарей своих для испытаний

Всё строже станет спрашивать она,

Потребует разлук и расстояний,

Лишит покоя, отдыха и сна …(В.Высоцкий)

3.Ведущий

 Как необходимы  в такие мгновения  человеку   внутренняя опора, душевный отклик  на высокое чувство влюбленности …

И очень часто  на помощь приходит небольшой томик стихов А.А.Ахматовой. Именно  здесь женщина находит ответы на многие вопросы человеческого бытия.  Ее стихи помогают нам стать   сильнее, чище, мудрее,  учат  женщин быть достойными любви, равными в любви, быть щедрыми и жертвенными.

3.Ведущий

 Каков же  художественный    мир  А.А.Ахматовой, признанного мастера  любовной лирики, знатока женской души, поэта  «Серебряного  века», певца трагедии и скорби русского народа в сталинское время?

4.Ведущий

        Казалось бы, все в ее судьбе  начиналось благополучно… ( показ презентации)

 Анна  Ахматова, Горенко, родилась в Одессе. На втором году  ее жизни  семья переехала в Царское Село. Знаменательным стало  еще одно событие: в 10-летнем возрасте, Анна Горенко стала ученицей Мариинской женской гимназии, директором которой был Иннокентий Анненский.

 Среди зелени парков прошло ее детство. Летом выезжали на море, где она удивляла окружающих непредсказуемостью поведения тем, что мало походила на  чинных барышень своего времени. С детства  увлекалась  лирикой,  с 11лет писала свои стихи, вызывая  бурю негодования  у родителей,  особенно у отца, Андрея Антоновича, который  однажды сказал: « Не срами мое имя». Тогда Анна н стала Ахматовой ( по материнской линии  фамилия происходила от предка - хана Ахмата). Затем  было обучение в Фундуклеевской гимназии Киева. Она посещала историко-литературные, женские курсы. 

5.Ведущий

В 1903 году познакомилась  с Н.С.Гумилевым,   ставшим  впоследствии  организатором «Цеха поэтов», основоположником акмеизма. Постепенно дружба переросла в  нечто большее.

Безусловно, история их любви  нашла отражение  в  ранней лирике  Ахматовой:

    И как будто по ошибке

Я сказала: «Ты…»

    Озарила тень улыбки

     Милые черты.

    От подобных оговорок

    Всякий вспыхнет взор…

    Я люблю тебя, как сорок

    Ласковых сестер. ( 1909)

6.Ведущий

Бытует мнение, что «первые ее стихи  о любви имели  некоторый налет мелодраматизма,  но скоро в ее произведениях зазвучал психологический подтекст, приоткрывающий  душевное состояние лирической героини через описания ее внешнего поведения, через выразительные четкие детали»:

Молюсь оконному лучу –

Он бледен, тонок, прям.

Сегодня я с утра молчу,

А сердце – пополам.

На рукомойнике моем

Позеленела медь.

Но так играет луч на нем,

Что весело глядеть.

Такой невинный и простой

В вечерней тишине,

Но в этой храмине пустой

Он словно праздник золотой

И утешенье мне. 1909

7.Ведущий

 В 1910 году Анна Ахматова выходит замуж за «друга юности Николая  Степановича», уже известного автора трех книг, который  всерьез не  воспринимал стихи, написанные молодой женой. Каково было его удивление, когда  первые сборники  стихов, вышедшие  в 1912 году («Вечер») и  в1914 году ( «Четки»)  не  только  заметили читатели, оценили критики,  но и молодую  поэтессу  осыпали похвалами современники.

8.Ведущий

О чем напечатанные в  первых сборниках стихи? О любви, о радости встреч и горечи расстояний, о несбывшихся надеждах. Просто, ясно, буднично. Но все пропущено через призму своей души:

Любовь

То змейкой, свернувшись клубком,

У самого сердца колдует,

То целые дни голубком

На белом окошке воркует,

То в инее ярком блеснет,

Почудится в дреме левкоя…

Но верно и тайно ведет

От радости и от покоя.

Умеет так сладко рыдать

В молитве тоскующей скрипки,

И страшно ее угадать

В еще незнакомой улыбке

9.Ведущий

Во втором сборнике есть и стихи, посвященные А. Блоку, мэтру русской поэзии начала 20 века,  к которому А.А.Ахматова  испытывала особые, теплые чувства, считая « его не только величайшим поэтом первой четверти двадцатого века, но и человеком-эпохой, т. е. самым характерным представителем своего времени…».

Вот как описана  встреча  с ним в петербургской квартире поэта:

Ровно полдень. Воскресенье.
Тихо в комнате просторной,
А за окнами мороз.

И малиновое солнце
Над лохматым сизым дымом…
Как хозяин молчаливый
Ясно смотрит на меня!

У него глаза такие,
Что запомнить каждый должен,
Мне же лучше, осторожной,
В них и вовсе не глядеть.

Но запомнится беседа,
Дымный полдень, воскресенье
В доме сером и высоком
У морских ворот Невы

10.Ведущий

Знакомство с ранней лирикой  поэтессы помогает нам соприкоснуться  к миру души  лирической героини, живущей  в своем мире: она  почти всегда говорит о себе. Однако Судьба  уготовила  уже ей новые  жизненные испытания: эпоха сложная и трагическая  настигает и Анну Андреевну: Гумилев уходит на фронт,  Ахматова болеет туберкулезом. Революция 1917 г.

11. Ведущий

А. Ахматова, которая   не поняла и не приняла революцию,   отказалась покинуть родину, осуждая тех, кто на это решился:  

Мне голос был. Он звал утешно,  
Он говорил: “Иди сюда,  
Оставь свой край глухой и грешный,  
Оставь Россию навсегда.  
Я кровь от рук твоих отмою,  
Из сердца выну черный стыд,  
Я новым именем покрою 
Боль поражений и обид”.  
Но равнодушно и спокойно 
Руками я замкнула слух

Чтоб этой речью недостойной
Не осквернился скорбный дух…

12.Ведущий

Так уж в ее жизни сложилось: трагедия общечеловеческая   тесно переплетена с личной драмой. В 1918 году состоялся развод с Гумилевым. Она остается   одна , с сыном, Львом.   Несмотря на существующую  версию, что «Ахматова обвиняла супруга в безграничном эгоизме, потому что  он поставил ее в абсолютно беззащитное положение перед новой властью»,   ее лирическая героиня  способна преодолеть драматизм собственной судьбы, гордо и мужественно взглянуть ей в лицо.

А ты думал — я тоже такая,
Что можно забыть меня,
И что брошусь, моля и рыдая,
Под копыта гнедого коня.

Или стану просить у знахарок
В наговорной воде корешок
И пришлю тебе странный подарок —
Мой заветный душистый платок.

Будь же проклят. Ни стоном, ни взглядом
Окаянной души не коснусь,
Но клянусь тебе ангельским садом,
Чудотворной иконой клянусь,
И ночей наших пламенным чадом —
Я к тебе никогда не вернусь
.

13.Ведущий

Перелом в жизни самой поэтессы и в жизни страны приводит к существенным переменам   в творчестве поэта.  В сборнике «Белая стая» (1917)  появляется тема любви к Родине.  В стихотворении «Молитва» Ахматова звучит мысль о способности лирической героини   на жертву  ради спасения Родины:

Дай мне горькие годы недуга,

Задыханья, бессонницу, жар,

Отыми и ребенка, и друга,

И таинственный песенный дар –

Так молюсь за твоей литургией

После стольких томительных дней,

Чтобы туча над темной Россией

Стала облаком в славе лучей.

14.Ведущий

   С изменением в тематике  лирики меняется и стилистика ахматовского слога. Стиль становится строгим, аскетичным. В ней словно пробуждается национальное самосознание. В этом  сборнике проявляется стремление поэта слиться с народом:

Лучше б мне частушки задорно выкликать,

А тебе на хриплой гармонике играть.

…И ходит на кладбище в поминальный день,

 И смотреть на белую божию сирень…

15.  Ведущий

   Поздняя поэзия Анны Ахматовой - отражение трагедии времени. 

Октябрьская  революция, Гражданская война, трагедия сталинских репрессий  - все это живет в поэзии Ахматовой, сумевшей с достоинством принять удары судьбы:

Всё расхищено, предано, продано,
Черной смерти мелькало крыло,
Все голодной тоскою изглодано,
Отчего же нам стало светло?

Днем дыханьями веет вишневыми
Небывалый под городом лес,
Ночью блещет созвездьями новыми
Глубь прозрачных июльских небес,-

И так близко подходит чудесное
К развалившимся грязным домам…
Никому, никому неизвестное,
Но от века желанное нам.

16.  Ведущий

     Судьба не была к ней благосклонна. Более десяти лет провел в заключении ее единственный сын, Лев Гумилев, ставший  в дальнейшим известным ученым.

 Николай Гумилев был расстрелян в 1921 году, трижды был арестован и погиб в лагере третий ее муж, историк искусства, художественный критик Николай Пунин.

    Как  ни странно, но именно в эти годы судьба лирической героини сливается с судьбой России, с судьбой народа в поэме «Реквием»:

Показать бы тебе, насмешнице
И любимице всех друзей,
Царскосельской веселой грешнице,
Что случится с жизнью твоей —
Как трехсотая, с передачею,
Под Крестами будешь стоять
И своею слезою горячею
Новогодний лед прожигать.
Там тюремный тополь качается,
И ни звука — а сколько там
Неповинных жизней кончается…

17.  Ведущий

Ахматова пережила  и Вторую мировую войну, находясь в блокадном Ленинграде, затем в эвакуации. 
Великую Отечественную войну  поэтесса восприняла как искупление народом греха революции и безбожия. Её стихи военных лет выдержаны в духе советской поэзии и снова появляются в печати. Стихотворение «Мужество» было напечатано в газете «Правда» 8 марта 1942 года:

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово

19.  Ведущий

Однако в  1946 году Ахматова снова попала в немилость к партийному руководству: Ахматову обвинили в безыдейности, отсутствии воспитательного начала и  исключили из Союза писателей. Она бедствовала. Многие прежние знакомые, увидев Анну Андреевну на улице, переходили на другую сторону, и лишь немногие друзья продолжали общение с ней. Но она вынесла всё с достоинством.

  Ведущий

  Жизнь редко баловала Анну Андреевну, как бы проверяя, сколько она еще может вытерпеть.  И она стерпит все.  Привыкнув к бурям и ураганам, приняв их в свою жизнь, встретит победу всей жизни:  в 1962 г. номинирована  на Нобелевскую премию по литературе, в 1964г.- в Италии получила премию «Этна –Таормина» в честь 50-летия  творчества, в 1965 году  удостоена  диплома почетного доктора Оксфордского  университета? А это было международное признания значения ее творчества как крупнейшего явления в культуре 20 века.  На Родине она награждена медалью «За оборону Ленинграда» (1943)

   Ведущий

 Важнее всего то, что она   осознавала, что  все страдания и потери были не  напрасны: свое предназначение как поэта она выполнила сполна: «Я не переставала писать стихи. Для меня в них связь со временем, с новой жизнью моего народа. Когда я писала их, я жила теми ритмами, которые звучат в героической истории моей страны. Я счастлива, что жила в эти годы и видела события, которым не было равных»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие, посвященное 65-летию Победы в ВОВ «Мы помним, мы гордимся»

На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколен...

Внеклассное мероприятие, посвященное 70-летию битвы под Москвой "Пролог Победы"

Цели:гражданско-правовое воспитание учащихся на основе развития исторической памяти;укрепление связи поколений для осознания себя как преемника наследия прошлого;развитие познавательных интересо...

Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения С.Михалкова

Внеклассное мероприятие к 100-летию со дня рождения детского писателя С.Михалкова. Может использоваться на уроках литературного чтения...

Внеклассное мероприятие, посвященное 700-летию со дня рождения Сергия Радонежского « ПРЕПОДОБНЫЙ СЕРГИЙ РАДОНЕЖСКИЙ – ИГУМЕН ЗЕМЛИ РУССКОЙ»

В 2014 году верующие  всей России отмечают праздник – 700-летие со дня рождения преподобного Сергия Радонежского. Эта дата имеет особое значение как для основаннойим Троице-Сергиевой лавры и Серг...

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,ПОСВЯЩЕННОЕ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА

ВНЕКЛАССНОЕ МЕРОПРИЯТИЕ,ПОСВЯЩЕННОЕ 120-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ С.А.ЕСЕНИНА...

Педагогический анализ образовательных мероприятий, посвященных 120-летию со дня рождения С. А. Есенина + сценарий проведения вечера. посвященный 120-летию со дня рождения С. А.Есенина

Цель: углубить знания учеников о жизни и творчестве С. А. Есенина.Задачи:Донести до учащихся красоту поэзии Есенина;Развивать навыки выразительного чтения;Расширять кругозор младших школьников;Развива...