Выступление "Психологический комфорт в школе. Как его достичь?" (Из опыта работы)
статья

В выступлении я представила, как работаю над сплочением детского коллектива в первом классе, создавая детям комфортное пребывание в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл psihologicheskiy_komfort.docx24.3 КБ

Предварительный просмотр:

«Психологический комфорт в школе. Как его достичь»

Из опыта работы

учителя начальных классов

МБОУ «Мисайловская СОШ №1»

Калякулиной Т.В.

       …Из всех показателей оценки школы главным следует считать самочувствие в ней человека. Школа хороша, если в ней хорошо каждому ребёнку и взрослому.

                                                                                                       В. А. Караковский

         Психологический комфорт в школе - важнейшее условие эффективности обучения и воспитания, саморазвития и самореализации каждого, кто переступает порог образовательного учреждения, будь то взрослый или ребёнок. Создать в образовательном учреждении атмосферу сотрудничества, сотворчества, выстроить основы, необходимые для содружества взрослых и детей,- непростая задача, посильная лишь команде неравнодушных и творческих педагогов, которые знают законы психологии и хотят научить детей использовать их в своей жизни.

         Я, как и мои ученики-первоклассники, в 2019 учебном году, после 30-летней работы в одном и том же общеобразовательном учреждении, оказалась в новом коллективе. С первых дней я поняла, что психологический комфорт мне обеспечен, так как я попала в коллектив добрых, неравнодушных, творческих, готовых всегда прийти на помощь, знающих свое дело учителей.      

         Я взрослый человек, с опытом работы, умею выстраивать отношения с людьми. А вот мои ученики, их родители с большим переживанием отнеслись к поступлению в первый класс. Маленький человек идёт в школу. «Каким будет его путь, трудным и тернистым или лёгким и радостным?». Этим вопросом задавались многие родители.

Это не только новые условия жизни и деятельности идущих в школу девочек и мальчиков – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: всё подчиняется учёбе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряжённый период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

          Я не могу сказать, что ко мне поступили в первый класс робкие дети, у многих присутствовало сильное ощущение своего «Я», свободное независимое поведение, высокий уровень самооценки. Наблюдая за детьми с первых дней нахождения их в школе, обратила внимание, что дети не умеют играть в коллективные игры, каждый старается использовать свои правила во время игры, высказывают свои недовольства. Это и понятно, так как дети в большинстве своём перестали играть в коллективные «дворовые» игры. Их заменили компьютеры и телефоны. И как следствие – дети приходят в школу, не обладая навыками общения со сверстниками, плохо понимают, как себя вести, какие существуют нормы поведения в обществе. Замыкаясь на гаджетах, дети начинают испытывать серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками, а ведь общение в значительной мере обогащает чувственную сферу детей. Поэтому так важно научить маленького ребенка понимать чувства других, адекватно реагировать на них, уметь сочувствовать и сопереживать.

         Перед собой я поставила задачу создать в школе для своих учеников такую атмосферу, в которой дети будут чувствовать себя “как дома”, атмосферу психологического комфорта, атмосферу любви и принятия учащихся. Психологическая комфортность необходима не только для развития ребёнка и усвоения им знаний. От этого зависит физическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, к конкретной образовательной и социальной среде, создание атмосферы доброжелательности позволяет снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье. Эмоциональное благополучие для ребёнка, все равно, что свет для ростка, тепло, влага, удобрение, почва и т.д. Чтобы нормально расти, ребёнку нужны любовь, уверенность в своих силах, в своей значимости и ценности для нас, взрослых.

Каждому из нас прежде всего необходим достаточно высокий уровень профессионального мастерства. Специфическое качество учителя — педагогический такт. Без педагогического такта невозможно полноценное общение с детьми. С этим качеством связано чувство меры. Чувство меры влияет и на характер взаимодействия учителя с классом и на психологический климат в классе.

Проявление такта учителем предполагает педагогическую интуицию, т. е. быстрое понимание главного в личности конкретного ученика и ситуации, создавшейся в классе. Обладающий интуицией учитель не выглядит слабым и наивным, его трудно обмануть, что вызывает уважение учеников.

          Нельзя допустить у детей комплексов, неуверенности в себе. В классе не должно быть деления на “хороших” и “плохих”, “умных” и “глупых”. Каждый ребенок должен ощущать веру учителя в его силы. Ситуация успеха (Я могу!) формирует у ребенка веру в себя, учит преодолевать трудности, помогает осознать свое продвижение вперед.
        Позиция каждого ученика в 1 классе создается в основном через учителя. Преимущественно через учителя строятся в классе отношения между детьми: учитель организует их совместную деятельность и общение, его требования и оценки принимаются и усваиваются учащимися. Дети смотрят друг на друга глазами взрослых, а в школе - глазами учителя.

         Необходимым условием душевного благополучия является уверенность ребёнка в том, что учитель относится к нему так же справедливо и доброжелательно, как и ко всем остальным, что его считают таким же ценным и нужным членом класса, как и других детей.

         В каждодневной жизни постоянно возникают ситуации, когда кому – то приходится делать больше замечаний, кого – то чаще хвалить и т. п. Это может создавать у детей ощущение, что учитель относится к ним неодинаково. Чтобы донести до каждого ребенка, что его ценят наравне со всеми, желательно ввести в жизнь и строго придерживаться твердых принципов в собственном поведении.

         Какая же работа проводилась мной по созданию психологического комфорта для моих учеников?

         1. Вхождение в день начинали с утренней зарядки.

         Чтобы создать благоприятный психологический настрой на урок, с первым звонком делали утреннюю зарядку под музыку. Наш друг Панда всегда заканчивал зарядку словами: «Мне понравилось с вами делать зарядку!» «А вам, ребята?»

         2. На каждой перемене играли в музыкальные игры.  

         Детям очень нравилась музыкальная физкультминутка «Вот так!» Они  вставали парами напротив друг друга и с убыстрением темпа музыки пели и выполняли соответствующие  движения.

         3. Во время динамической паузы устраивали эстафеты с мячом и скакалками.

         Очень часто я сама была участницей эстафет, поэтому все мои ученики желали быть задействованными в соревновании.

         4. Следовали добрым традициям.

         Отмечать день рождения одноклассника—замечательная традиция: спеть коллективно песню для именинника, подарить ему подарок, сказать добрые пожелания, поблагодарить за угощение.

         Каждый учебный день заканчивали беседой, под названием "Круг хороших воспоминаний". Это мысленное возвращение к прошедшему дню с целью отметить всё положительное, чем отличился каждый ребенок. Я предлагаю всем детям поговорить "о хорошем". Хорошее о каждом ребёнке может быть связано с любыми моментами. Самое главное, что каждый ребёнок услышит о себе что - то положительное, а остальные поймут, что у всех есть какие – то достоинства. Постепенно это создаёт в группе атмосферу взаимного уважения и развивает самоуважение у каждого ребенка.

         5. Вместе проявляли творчество.

         Например, создали своё космическое пространство из звёзд. На уроке технологии дети вырезали звезду, на неё приклеили свою фотографию и написали имя. А затем каждый приклеил «Звезду по имени...» на общий плакат. Такая коллективная работа дала возможность каждому ребёнку осознать себя частью классного коллектива, увидеть результат своей деятельности.

         Коллективно создавали огромный плакат в виде красочного панно, где в голубом озере плавали лебеди с надписями «Когда я вырасту, то стану…», на кувшинках расположились весёлые лягушки с надписями «Я хочу…», в небе улыбалось солнышко с надписью «Я люблю…», а на пушистых облаках располагались мечты детей «Я мечтаю…». Рядом с озером раскинулось «Дерево радости» - «Я радуюсь…», под ветвями которого притаилась грибная полянка мечтаний первоклассников в виде рисунков.

         С каким настроением ты идёшь в школу? Каждое утро, перед началом занятий, дети на листочках рисовали смайлик, изображая своё настроение, и опускали его в коробочку. Детей, пришедших в школу с хорошим настроением, всегда было больше.

         6. Проводили тематические классные часы.

         Были проведены классные часы, направленные на изучение и корректирование в учащихся личностного развития в классном коллективе: «Давайте познакомимся», «Как заводить себе друзей», «Волшебные слова»,  «Общение без конфликтов».

         7. Плотно сотрудничала с родителями.

         Не нужно забывать и о работе с родителями, только совместными усилиями можно создать благоприятный психологический климат для ребёнка. Примерами могут являться дневники успехов, шкатулки добрых дел, ромашки успехов на шкафчике в конце дня.

Определяя положение каждого ребенка в коллективе, я старалась найти пути улучшения этого положения, выявляя причины, от которых оно зависит. В детском коллективе не только учитель воспитывает своих учеников, но и сами учащиеся воздействуют друг на друга. Поэтому педагог должен знать, как коллектив влияет на своих членов и руководить этим влиянием в нужном направлении.

Диагностика психологического комфорта в школе, которая была проведена в конце учебного года, помогла выявить уровень комфортности детей в классе. Каждый ученик класса получил лист бумаги, на котором нарисованы солнце, тучка, дождик. Учащимся я предложила определить их самочувствие в классе с помощью погодных явлений: обвести рисунок, который соответствует их настроению. Из 31 ученика 24 ребёнка обвели солнышко: у этих учеников всё хорошо, им  комфортно, взаимоотношения в коллективе налажены; 4 ученика-облачко:  значит, детям не всегда комфортно, есть проблемы во взаимоотношениях с одноклассниками уровня комфортности; 3 ученика-дождик.  

Грамотное общение учителя с классом и такие качества, как справедливость, требовательность, педагогический оптимизм, самообладание и педагогическая интуиция способствуют созданию психологического комфорта в школе, а значит, способствует развитию личности ребенка.

         «Учитель, ты будешь понят только тогда, когда сам поймешь ученика»,- писал А.А. Ухтомский.  Терпение + любовь + понимание = психологический комфорт. Вот такая простая математическая формула помогает мне в моей педагогической деятельности на протяжении многих лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Синквейны в начальной школе- форма свободного творчества (из опыта работы)

Статья знакомит с эффективной формой развития речи детей, их творческих способностей- синквейном. Даны правила написания синквейна и образцы работ учащихся начальной школы...

Презентация "Инновационная деятельность школы 1 ступени обучения (из опыта работы)"

Стратегическими линиями системного обновления содержания образования являются гуманитаризация и деятельностная ориентация, целостность, системность и взаимосвязь составляющих современного пред...

Как написать рабочие учебные программы по предметам начальной школы: практические советы, основанные на опыте работы

Данная публикация содержит два документа: презентацию "Особенности написания рабочих учебных программ по предметам начальной школы, отвечающих требованиям ФК ГОС и ФГОС 2 поколения" и  и выдержки...

Формирование познавательных компетенций на уроках в начальной школе. Руденко О.В. ( Из опыта работы).

В статье освещены приёмы, позволяющие формировать ключевые компетенции у младших школьников....

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В РАМКАХ ФГОС (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ).

Составной частью учебно-воспитательного процесса и одной из форм организации свободного времени обучающихся является внеурочная деятельность. Сегодня внеурочная деятельность – это  деятельность, ...

Статья "Здоровьесберегающие технологии в начальной школе во внеурочной деятельности (из опыта работы учителя начальных классов)"

В данной статье автор приводит примеры здоровьесберегающей деятельности, влияющих на сохранение здоровья младших школьников....