"Моего ребенка обижают в школе"
материал (3 класс)

Илатовская Елена Николаевна

 От любви до ненависти один шаг,

 от ненависти к любви – километры шагов.
                                                Сенека

Что такое конфликт? Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.

Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
  • проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Родительское собрание

Тема: «Моего ребёнка обижают в школе»

Цель: Выяснить, как вести себя в ситуации, когда ребёнка обижают в школе.

Задачи: 1. Изучить причины конфликтов.

               2. Найти эффективные методы в   решении проблемы.

Форма проведения собрания: обучающий семинар.

Оборудование: Презентация “Моего ребенка обижают в школе” карточки для теста “Роль родителя”, памятки для родителей.

Подготовительная работа к собранию: 

  1. Подготовка теоретического материала для выступления (использовались интернет ресурсы (https://www.akslicey1.ru/parents/psyholog/psyholog2.php, http://sb-l.msk.ru/57/L/Krav.htm)
  2. Подготовка презентации.
  3. Подготовка теста “Роль родителя”
  4. Подготовка памятки для родителей.

Предполагаемые результаты: изучили причины конфликтов и нашли методы в решении проблем, научились правильно вести себя в таких ситуациях.

Ход собрания: (Включается презентация)

(слайд 1) - Добрый день, уважаемые родители! Наше собрание посвящено теме: «Моего ребёнка обижают в школе»

(слайд 2) Цель: Выяснить, как вести себя в ситуации, когда ребёнка обижают в школе.

Мы должны с вами: 1. Изучить причины конфликтов.

                                     2. Найти эффективные методы в   решении проблемы.

(слайд 3) 

 От любви до ненависти один шаг,

 от ненависти к любви – километры шагов.
                                               Сенека

Что такое конфликт? Конфликт – это опасение хотя бы одной стороны, что её интересы нарушает, ущемляет, игнорирует другая сторона.

Конфликты – это спор, ссора, скандал, в которых стороны не скупятся на взаимные упрёки и оскорбления.

Самое страшное в конфликте – это чувства, которые испытывают люди друг к другу.

Страх, злоба, обида, ненависть – главные чувства конфликтов.

Без конфликтов жизнь невозможна, нужно научиться их конструктивно разрешать.

Для того, чтобы научиться разрешать конфликтную ситуацию, нужно научиться осознавать масштабы и детали разногласий и открыто обсуждать их. Заглаживание конфликтной ситуации, уход от ее решения может привести к проблемам куда более серьезным:

  • проблемы физического плана, связанные со здоровьем;
  • проблемы психологического плана (уход в себя, в свою душевную боль, изменение характера человека, психическое расстройство, суицид и т. д.);
  • проблемы социального плана (потеря семьи, развод, потеря работы, потеря себя).

(слайд 4) Главная способность в конфликте — способность к конфронтации-объяснению.

Это — умение:

  1. Отстаивать свою позицию открыто, “лицом к лицу”;
  2. Стремление оценивать саму конфликтную ситуацию, ее содержание, а не человеческие качества своего партнера;
  3. Стремление к сохранению личностных отношений всех участников конфликта.

Практика показывает: большинство родителей, обращавшихся за психологической помощью по поводу трудных детей, в детстве страдали от конфликтов с собственными родителями. В чём же тут дело? Психологи обнаружили ещё одну важную закономерность. Оказалось, что стиль и характер родительского взаимодействия с детьми непроизвольно записывается (“запечатлевается” - говорят специалисты) в психике ребёнка.

Это происходит очень рано, ещё в дошкольном возрасте, и, как правило, бессознательно. Став взрослым, человек воспроизводит родительский стиль общения со своим ребёнком как естественный. Так из поколения в поколение происходит наследование стиля общения: большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве.

“Что же тут страшного?” - спросите вы. Действительно, если вы довольны своей жизнью, чувствуете себя счастливым человеком, у вас нет серьёзных проблем, то вам вряд ли стоит задумываться об этом. Скорее всего, вы выросли в гармоничной семье, и вашим детям поэтому повезло.

Потребность в любви, в принадлежности другому – это одна из самых главных человеческих потребностей. Это значит, что человеку важно чувствовать, что он кому-то нужен.

Как это проявляется в жизни? Ребёнку необходимо, чтобы вы на него приветливо взглянули, ему хочется услышать: “Как здорово, что ты у нас есть!”, “Я люблю, когда ты дома”, “Рада тебя видеть”, и при этом ласково прикоснулись, погладили, обняли.

Безусловно принимать ребёнка – это значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник (список можно продолжать бесконечно), а просто так – просто за то, что он есть! Давайте запомним: ребёнку знаки безусловного приятия особенно нужны – как пища растущему организму. Они его питают эмоционально. Помогая психологически развиваться.

Детям очень плохо без нашей ласки, любви и внимания. Общаясь с ребёнком, мы учим его владеть своими эмоциями. Если этого не происходит, то появляются эмоциональные проблемы, отклонения в поведении, конфликты, а то и нервнопсихические заболевания.

(слайд 5) - Родители – главные “проектировщики, конструкторы и строители” личности ребёнка. Вот почему важно знать, насколько успешно мы справляемся с такой сложной ролью. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителе.

- Ответьте на вопросы, проставляя на карточках баллы сразу, то есть выбираете тот вариант ответов, который сразу приходит на ум, долго не раздумывайте.

- Можете ли вы (варианты ответов: могу и всегда так поступаю – 3 балла;
могу, но не всегда так поступаю – 2 балла; не могу – 1 балл):

Вопросы:

1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребёнком?

2. Посоветоваться с ребёнком, невзирая на его возраст?

3. Признаться ребёнку в ошибке, совершённой по отношению к нему?

4. Извиниться перед ребёнком в случае соей неправоты?

5. Сохранить самообладание, даже если поступок ребёнка вывел вас из себя?

6. Поставить себя на место ребёнка?

7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (добрый волшебник)?

8. Рассказать ребёнку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете?

9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребёнка?

10. Пообещать ребёнку исполнить его желание за хорошее поведение?

11. Выделить ребёнку один день, когда он может делать что пожелает, а вы не будете ни во что вмешиваться?

12.Не прореагировать, если ваш ребёнок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребёнка?

13.Устоять против детских просьб и слёз, если вы уверены, что это каприз, мимолётная прихоть?

- А теперь, пожалуйста, суммируйте количество баллов и проверим результат теста.

Если вы набрали:

(слайд 6) 30 – 39 баллов: Ребёнок – самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов воспитания и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты.

(слайд 7) 18 – 30 баллов: Забота о ребёнке для вас – вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях – излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьёзно задуматься над своим подходом к воспитанию ребёнка.

(слайд 8) Менее 18 баллов: У вас серьёзные проблемы с воспитанием ребёнка. Вам недостаёт либо знаний, либо желания сделать ребёнка личностью, а возможно, и того и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов – педагогов и психологов, ознакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания.

Результат вы так же можете прочитать на обороте карточки.

- Уважаемые родители! Каждый из вас теперь имеет представление о себе как о родителе.

(слайд 9) Школа – это те первые шаги в самостоятельную жизнь, которые, нередко сопровождаются проблемами с социальной адаптацией, обидами и тревогами. К сожалению, детские конфликты в наше время – весьма частое явление, и родители иногда оказываются в очень непростой ситуации.

(слайд 10) Как отличить агрессию от случайности?

   1.  Дети постоянно в движении, и если «перегнуть палку», то на каждый случайный толчок или «на ногу наступили», в ответ будет удар!

2. Мальчик дернул одноклассницу за косичку, или кто-то кого-то обозвал, то здесь никакого конфликта нет.  Юмор — нестандартный, но эффективный способ реагировать на конфликты. Научите ребенка нескольким дежурным отговоркам, которые можно использовать: например, «Кто как обзывается, тот так и называется», "Я на горке не бывал, в обзывалки не играл", "Спасибо за массаж", "Мне нравится мое новое имя" (при обзывании). Но если конфликт перерастает в проблему, которая отражается на настроении, успеваемости и даже здоровье ребенка, то пора прибегать к более эффективным методам.

(слайд 11) Как понять, что вашего ребенка обижают в школе? 

  • Ребенок «сам не свой» – печальный, злой, подавленный. 
  • Падает успеваемость в школе.
  • Пропадают вещи ребенка – вплоть до стирательной резинки.
  • Ребенок регулярно ищет предлог, чтобы остаться дома.

(слайд 12) Ребенка в школе обижают – в чем может быть причина? 

  • Нерешительность и слабость ребенка, неспособность постоять за себя.
  • Слабость физическая (хроническое заболевание и пр.).
  • Изъян во внешности, здоровье (очки или хромота, заикание).
  • Манера поведения (хвастовство, заносчивость или, напротив, трусость, пугливость).
  • Менее модный, чем у сверстников, вид. 
  • Низкая успеваемость. 

(слайд 13) Как же противостоять детским конфликтам в школе и помочь ребенку? 

      Многие из родителей в такой ситуации предлагают ребенку справиться самому, дабы развить в нем самостоятельность. Если это всего лишь мелкий конфликт с кем-то из одноклассников, который не приводит к серьезным последствиям, это может быть действительно неплохой метод. Однако если проблема глубже и ребенок находится в противостоянии с большой группой детей или со всем классом, без помощи родителей и учителя ему не обойтись.

               Психологи в этой непростой ситуации советуют научить ребенка защищать себя самостоятельно. Причем имеется в виду не физическая сила, потому что силовые методы обычно оказываются неэффективны против морального насилия. Хотя безусловно иногда занятия спортом могут стать лучшим выходом: например, если Вашего ребенка дразнят из-за лишнего веса или неловкости, занятия спортом могут помочь ему развить силу, ловкость, похудеть и приобрести уверенность в себе. Но самое главное — научить ребенка уважать себя как личность, только в таком случае ребенок сможет заставить окружающих уважать себя. И в этом Вы тоже должны помочь ему. Ребенок осознает свою индивидуальность через осознание себя «таким как все». В этом смысле иногда полезно пойти у него на поводу: если ребенка смущает что-то из его вещей, одежды и он хочет, чтобы было «как у ребят», попробуйте сделать так, как он хочет – скорее всего, это придаст ему уверенности в себе. Но это не значит, что нужно исполнять все капризы, во всем должна быть мера.

       Помогите Вашему ребенку подружиться с одноклассниками. Расспросите его, в какие секции, кружки ходят его новые товарищи. Может быть Вашему ребенку будут интересны какие-то из них. Это отличный повод сдружиться с другими детьми на основе общих интересов. Также поощряйте общение детей вне школы, может быть, стоит приглашать время от времени некоторых ребят к себе домой. Особенно хорошо сближают детей общешкольные или классные мероприятия. Проконтролируйте участие Вашего ребенка в таких мероприятиях. Именно родители могут лучше всего научить ребенка общению со сверстниками, дать ему модель правильного поведения

           Ничто не берется ниоткуда. Постарайтесь честно ответить себе: приняты ли в вашей семье ссоры в качестве способа разрешения конфликтов? А рукоприкладство? Равнодушие к вашим старикам? Обычно поведение ребенка зеркально отражает манеру общения, принятую в семье.

(слайд 14) В школьном возрасте идет становление характера ребенка и от того, каким он вырастет, зависит его дальнейшая жизнь. Постоянно хвалите его, давайте веру в свои силы, учите постоять за себя, быть уверенным в себе.

 Тогда он вырастет достойной, сильной личностью! 

(слайд 15)

Притча

«Рабби Зуси решил изменить мир. Но мир – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свой город. Но город – такой большой, а Зуси – такой маленький. Тогда Зуси решил изменить свою семью. Но семья у Зуси такая большая, одних детей десяток. Так Зуси добрался до того единственного, что он в силах изменить, будучи таким маленьким, – самого себя».

- Уважаемые родители! Конфликтная ситуация может коренным образом изменить вашу жизнь! Постарайтесь, чтобы эти изменения были в лучшую сторону!

В заключении хотелось бы добавить, что известный семейный психолог Вирджиния Сатир рекомендует обнимать ребёнка несколько раз в день, утверждая, что четыре объятия каждому из нас (заметьте – взрослому тоже!) необходимы просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий в день!

   - Я предлагаю вам памятки, если вы будете следовать этим советами, то сможете избежать конфликтных ситуаций. (Раздать памятки)

- Спасибо за работу. Желаю вам успехов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Быть или не быть моему ребенку одаренным?"

Мои размышления о проблеме выявления и дальнейшего развития одаренных детей....

Что делать, если ребенка обижают одноклассники.

Памятка поможет родителям как правильно разрешить сложившуюся ситуацию....

Родительское собрание «ДРУЗЬЯ МОЕГО РЕБЕНКА (ДЕТСКАЯ ДРУЖБА)»

Родительское собрание «ДРУЗЬЯ МОЕГО РЕБЕНКА (ДЕТСКАЯ ДРУЖБА)»План разработки собрания:1) Педагогическая проблема: Роль родителей в том, с кем будет дружить их ребенок.2) Тем...

Методическая разработка родительского собрания на тему: «Компьютер – друг или враг моему ребенку?»

Цель: актуализация проблем сохранения здоровья в информационный век.Задачи: 1) формировать культуру работы за компьютером;2) обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенкас ко...

В чем талант моего ребенка.

В детстве у ребенка могут проявляться специфические способности в одной из областей человеческой деятельности, что свидетельствует о врожденных способностях ребенка, его одаренности. Задачей родителей...