Программа по внеурочной деятельности по шахматам на 4 года обучения
рабочая программа

Сахарова Эркелей Александровна

Программа по внеурочной деятельности по шахматам "Белая ладья". Срок реализации - 4 года. Для начальных классов. 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon belaya_ladya_2021-22.doc330.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

         «Чибилинская средняя общеобразовательная школа»

                                                                             

 Согласовано:                                                           Утверждаю:

 Заместителем директора по ВР                              Директор МБОУ «Чибилинская СОШ»     ____________ Бадыкина А.Н.                                  ________________Санина Э.Л.   «_____»___________2021г.                                      Приказ № ____ от

                                 «____» ________________2021г.

Программа по внеурочной деятельности

по общеинтеллектуальному направлению

«Белая ладья»

1-4 классы

                                               Срок реализации: 4 года.

                                                                           Составитель:

                                                                           Сахарова Эркелей Александровна,

                                                                           учитель начальных классов

                                                     Чибиля, 2021

  1. Пояснительная записка

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Белая ладья» разработана на основе ФГОС НОО, учебной программы на 2021/2022 учебный год и требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования МБОУ «Чибилинская СОШ» с учётом:

  • Приказа Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и  введении в действие ФГОС НОО».
  •  Приказов Минобрнауки России от 26.11.2010 № 1241 и от 26 ноября 2010 г.№ 1241, от 31.12.2015  №1576 «О внесении изменений в ФГОС НОО, утвержденного приказом Министерства от 6 октября 2009 года № 373».
  • Учебного плана МБОУ «Чибилинская СОШ» на 2021/2022 учебный год и Положения о рабочей программе  
  •  Годового календарного учебного графика на 2021/2022 учебный год МБОУ «Чибилинская СОШ»
  • образовательных потребностей и запросами участников образовательного процесса, особенностями обучающихся, профессиональными возможностями учителя, состоянием учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса.

               Цели программы:

 1. Организация полноценного досуга учащихся через обучение игре в шахматы.

2. Популяризация игры в шахматы среди обучающихся.

3. Повышение уровня игры в шахматы.

4. Привитие интереса к систематическим занятиям, воспитание дисциплинированности, коллективизма, сознательности, ответственности за честь школы, класса, команды.

5. Развитие у учащихся мышления и способности анализировать.

Достигаются указанные цели через решение следующих задач:

            Задачи:

  • познакомить с историей шахмат,
  • дать учащимся теоретические знания по шахматной игре и рассказать о правилах проведения соревнований и правилах турнирного поведения.
  • привить любовь и интерес к шахматам и учению в целом,
  • научить анализировать свои и чужие ошибки, учиться на них, выбирать из множества решений единственно правильное, планировать свою деятельность, работать самостоятельно,
  • научить уважать соперника,
  • развить логическое мышление, память, внимание, усидчивость и другие положительные качества личности,
  • ввести в мир логической красоты и образного мышления, расширить представления об окружающем мире.

   Ожидаемые результаты:

  • Повышение уровня подготовленности учащихся.
  • Привлечение большего числа учащихся к систематическим занятиям в шахматном кружке.
  • Призовые места в школьных, товарищеских и районных турнирах.

                      2. Общая характеристика программы

         Введение внеурочной деятельности «Белая ладья» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям.    Актуальность программы обучения шахматам взаимосвязана с ее воспитательными и развивающими возможностями. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в занятия игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.

     Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.

          Обучение игре в шахматы обладает оптимальными возможностями для воспитания логического мышления, волевых качеств, потребности в личностном самосовершенствовании.

    Программа тесно связана почти со всеми предметами, составляющими базовый компонент образования в начальной школе. Специфика шахматной игры позволяет понять основы различных наук на шахматном материале: философский аспект, теория множеств, информатика, математика и в частности геометрия. Курс шахмат также обеспечивает пропедевтику курса менеджмента, так как в процессе игры реализуются функции контроля, планирования и анализа, как и при любом процессе управления.

      Конечным результатом обучения  считается умение сыграть по правилам  шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.

3. Описание места программы по внеурочной деятельности

      Основной контингент – учащиеся от 6,5 до 11 лет ( младший школьный возраст), численность 15 человек.   В группу спортивного оздоровления по шахматам «Белая ладья»  принимаются все желающие, интересующиеся этой увлекательной игрой независимо от наличия специальных способностей, а так же учащиеся не имеющие возможность проходить обучение в учебно – тренировочных группах и группах спортивного совершенствования (не подходят по возрасту, разрядам, не прошли контрольные испытания, дети с ограниченными возможностями здоровья).

      Продолжительность реализации программы с недельной нагрузкой – 2 часа в неделю. Всего - 280ч. Учителю дается право перераспределять количество часов, отведенное на изучение конкретных тем, а также варьировать последовательность прохождения тем в зависимости от собственного опыта, подготовленности учащихся, а также от условий работы в данной группе.

     Сроки реализации программы: 4 года. 

4. Личностные и метапредметные результаты

Личностные результаты освоения программы :

 

• Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

• Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

 • Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

• Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

 • Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Метапредметные результаты освоения программы:

 • Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

 • Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера. • Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.

• Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

• Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построение рассуждений.

 • Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою точку зрения и оценку событий.

• Определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты освоения программы :

 • Знать шахматные термины: белое и чёрное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Правильно определять и называть белые, чёрные шахматные фигуры; Правильно расставлять фигуры перед игрой; Сравнивать, находить общее и различие. Уметь ориентироваться на шахматной доске. Понимать информацию, представленную в виде текста, рисунков, схем.

• Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка. Шах, мат, пат, ничья, мат в один ход, длинная и короткая рокировка и её правила.

• Правила хода и взятия каждой из фигур, «игра на уничтожение», лёгкие и тяжёлые фигуры, ладейные, коневые, слоновые, ферзевые, королевские пешки, взятие на проходе, превращение пешки. принципы игры в дебюте;

• Основные тактические приемы; что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

• Грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации; точно разыгрывать простейшие окончания

5. Содержание программы

                                                      Первый год обучения

       Программой предусматривается 70 шахматных занятий (два часа в неделю). Учебный курс включает в себя шесть тем. На каждом из занятий прорабатывается элементарный шахматный материал с углубленной проработкой отдельных тем. Основной упор на занятиях делается на детальном изучении силы и слабости каждой шахматной фигуры, ее игровых возможностей. В программе предусмотрено, чтобы уже на первом этапе обучения дети могли сами оценивать сравнительную силу шахматных фигур, делать выводы о том, что ладья, к примеру, сильнее коня, а ферзь сильнее ладьи.

      Программа разработана для обучающихся начальных классов. Это обеспечивается применением на занятиях доступных заданий по каждой теме для каждой возрастной группы детей. К примеру, при изучении игровых возможностей ладьи шестилетним детям предлагаются более легкие дидактические задания, чем детям восьми лет, при этом последовательность изложения материала остается прежней.

К концу учебного года дети должны знать:

  • имеет представление об истории и происхождении шахмат,
  • знает правила игры и турнирного поведения,
  • умеет применять полученные теоретические знания на практике,
  • с удовольствием играет в шахматы,
  • видит и осознает свои ошибки,
  • знает нормы этикета при игре в шахматы.
  • шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнеры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, стоять под боем, взятие на проходе, длинная и короткая рокировка, шах, мат, пат, ничья;
  • названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король;
  • правила хода и взятия каждой фигуры.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • ориентироваться на шахматной доске;
  • играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса;
  • правильно помещать шахматную доску между партнерами;
  • правильно расставлять фигуры перед игрой;
  • различать горизонталь, вертикаль, диагональ;
  • рокировать;
  • объявлять шах;
  • ставить мат;
  • решать элементарные задачи на мат в один ход.

Программа

Второй год обучения

       Программа второго года обучения предназначена для вторых классов начальной школы. Однако она может быть реализована как во втором полугодии первого класса, при условии, что в неделю запланировано два шахматных занятия, так и в третьем классе, если программа первого года обучения была пройдена во втором классе.

     Программа предусматривает 70 учебных занятий, по два часа в неделю. Если на первом году обучения большая часть времени отводилась изучению силы и слабости каждой шахматной фигуры, то теперь много занятий посвящено простейшим методам реализации материального и позиционного преимущества. Важным достижением в овладении шахматными основами явится умение детей ставить мат.

   Учебный курс включает в себя шесть тем: “Краткая история шахмат”, “Шахматная нотация”, “Ценность шахматных фигур”, “Техника матования одинокого короля”, “Достижение мата без жертвы материала”, “Шахматная комбинация”.

   В программе дается перечень дидактических игр и заданий с небольшими пояснениями к ним, приводится вариант поурочного распределения программного материала, а также список оригинальных учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

К концу учебного года дети должны знать:

  • знает историю мировых и русских (советских) шахмат, имена чемпионов мира,
  • имеет представление об организации шахматных соревнований,
  • уверенно владеет тактическими приемами, старается их сочетать,
  • знает, как разыгрываются основные дебюты и окончания,
  • с удовольствием играет в шахматы, участвует в соревнованиях, различных мероприятиях, стремится узнавать новое,
  • знает и старается выполнять правила этикета при игре в шахматы,
  • для выигрыша партии не стремится к излишнему перевесу в качестве,

 играет, как минимум, на уровне третьего спортивного разряда

  • обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
  • ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • записывать шахматную партию;
  • матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
  • проводить элементарные комбинации;
  • умеет строить и старается реализовывать свои стратегические планы,
  • осознает свои ошибки, видит ошибки соперника,
  • может самостоятельно оценить позицию – преимущества и недостатки у каждой из сторон, возможные варианты развития событий.

Программа

Третий год обучения

     Материал третьего года обучения сложнее материала первых лет обучения, поэтому программой “Шахматы, третий год” предусматривается 70 учебных занятий, по два часа в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

     Учебный курс включает в себя три большие темы: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”.

     В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

К концу учебного года дети должны знать:

  • знать историю мировых и отечественных шахмат, имена чемпионов мира и претендентов на шахматную корону, современных шахматистов
  • разбирается в системах проведения шахматных соревнований, правилах судейства.
  • самостоятельно следить за проходящими в настоящее время российскими и международными шахматными турнирами,
  • уверенно владеть тактическими приемами, грамотно их комбинирует,
  • уметь строить и реализовывать стратегические планы, читает планы противника,
  • знать, как разыгрываются основные дебюты и окончания, имеет в своем арсенале несколько наиболее проработанных дебютов,
  • участвовать в проводимых мероприятиях не только как участник, но и как организатор, проявляет инициативу, помогает начинающим, занимается самостоятельно,
  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • самостоятельно грамотно анализировать позиции, четко направляет тактические приемы на реализацию стратегических планов,
  • следовать правилам этикета без напоминаний, не боится признать свое поражение,
  • осознавать свои и чужие ошибки, ищет их причину, старается использовать ошибки соперника,
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

Программа

Четвертый год обучения

         Материал четвертого года обучения сложнее материала первых лет обучения. Программой “Шахматы, четвертый  год” предусматривается 70 учебных занятий, по два часа в неделю. На основе ранее приобретенных знаний и умений ребята углубляют представления во всех трех стадиях шахматной партии. При этом из всего обилия шахматного материала заботливо отбирается не только доступный, но и максимально ориентированный на развитие материал.

     Учебный курс включает в себя продолжение знакомства с такими большими темами, как: “Основы дебюта”, “Основы миттельшпиля” и “Основы эндшпиля”.

     В программе приводится перечень дидактических заданий с небольшими пояснениями к ним, дается вариант поурочного распределения программного материала, а также список учебников и пособий в помощь обучающим шахматной игре.

К концу учебного года дети должны знать:

  • принципы игры в дебюте;
  • основные тактические приемы;
  • что означают термины: дебют, миттельшпиль, эндшпиль, темп, оппозиция, ключевые поля.

К концу учебного года дети должны уметь:

  • грамотно располагать шахматные фигуры в дебюте; находить несложные тактические удары и проводить комбинации;
  • точно разыгрывать простейшие окончания.

6. Тематическое планирование

Первый год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание

деятельности

Форма аттес-тации контро-ля

1.

Вводное занятие.

1

2.09

Беседа о истории возникновения игры.

2

История  происхождения игры шахматы.

1

2.09

Первоначальные понятия и термины.

3-

6

Шахматная доска (черные и белые, вертикаль и горизонталь)

4

9.09

9.09

16.09

16.09

Знакомство с шахматной доской. Белые и черные поля. Чередование белых и черных полей на шахматной доске.

Тестовые задания на изученную тему

7-8

Шахматные фигуры Просмотр диафильма " Первый шаг в мир шахмат". Обсуждение фильма.

2

23.09

23.09

Знакомство с фигурами белыми и черными, расстановка их на шахматной доске.

9-10

Начальное положение фигур на шахматной доске «Секретики»

2

30.09

30.09

Расстановка фигур

Правило: "Ферзь любит свой цвет". Связь между горизонталями, вертикалями, диагоналями и начальным положением фигур.

Шахматные задачи

11-

12

Ладья

2

7.10

7.10

Место ладьи в начальном положении. Ход. Ход ладьи. Взятие.

1314

Слон

2

14.10

14.10

Место слона в начальном положении. Ход слона, взятие. Белопольные и чернопольные слоны.

15-16

Ладья против слона

2

21.10

21.10

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар",

Шахматные задачи

17-18

Ферзь

2

28.10

28.10

Место ферзя в начальном положении. Ход ферзя, взятие. Ферзь – тяжелая фигура.

19-20

Ферзь против ладьи и слона  

2

4.11

4.11

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар"

Тестовые задания на изучен-ную тему

21-22

Конь

2

11.11

11.11

Место коня в начальном положении. Ход коня, взятие. Конь – легкая фигура.

23-24

Конь против ферзя, ладьи и слона

2

18.11

18.11

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Сними часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", "Выиграй фигуру".

Шахматные задачи

25-26

Пешка

2

25.11

25.11

Место пешки в начальном положении. Ладейная, коневая, слоновая, ферзевая, королевская пешка. Ход пешки, взятие. Взятие на проходе. Превращение пешки.

27-28

Пешка против ферзя, ладьи, слона и коня

2

2.12

2.12

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие", "Защита", Дидактические игры "Игра на уничтожение"

Тестовые задания на изучен-ную тему

29

Король

1

9.12

Место короля в начальном положении. Ход короля, взятие. Короля не бьют, но и под бой его ставить нельзя. Дидактические задания "Лабиринт", "Перехитри часовых", "Один в поле воин"

30-31

Король против других фигур

2

9.12

16.12

Дидактические задания "Перехитри часовых", "Атака неприятельской фигуры", "Двойной удар", "Взятие". Дидактические игры "Захват контрольного поля","Уничтожение."

Шахматные задачи

32-34

Шах

3

16.12

23.12

23.12

Шах ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой. Защита от шаха. Дидакт. задания "Шах или не шах", "Дай шах", "Пять шахов", "Защита от шаха". Открытый шах. Двойной шах. Дидакт. задания "Дай открытый шах", "Дай двойной шах".

35-36

Мат

2

Цель игры. Мат ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой.

37-40

"Мат или не мат"

4

Дидакт. задание "Мат или не мат".

41-46

Мат в один ход.

6

Мат в один ход. Мат в один ход ферзем, ладьей, слоном, конем, пешкой "Мат в один ход". Мат в один ход: сложные примеры с большим числом шахматных фигур.

Шахматные задачи

47-48

Ничья.

2

Варианты ничьей.

49-50

Пат

2

Примеры на пат.

51-52

Ничья и пат

2

Отличие пата от мата. Варианты ничьей. Примеры на пат. Дидактическое задание "Пат или не пат".

Шахматные задачи

53-54

Рокировка

2

Длинная и короткая рокировка. Правила рокировки.

55-66

Шахматная партия

12

Игра всеми фигурами из начального положения

Демонстрация коротких партий. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта.

Практи-ческая партия

67-68

Соревнования внутри группы.

2

Подведение итогов.

Зачет

69-70

Подведение итогов.

2

Разбор партий, ошибки и выводы.

Итого:

70

Тематическое планирование

Второй год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание

деятельности

Форма аттестации контроля

1-2

Вводное занятие.

2

Беседа о полученных знаниях. Планирование работы на учебный год.

3-

4

Краткая история шахмат.

Просмотр диафильма “Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат”.

2

Легенды о шахматах. Чатуранга и шатрандж. Шахматы проникают в Европу.

Тестовые задания на изучен-ную тему

5-

9

Вспомним о шахматной доске и фигурах.

5

Поля, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы шахматных фигур. Шах, мат, пат. Начальное положение. Игровая практика

Шахматные задачи

10-12

Шахматная нотация

3

Обозначение шахматных фигур и терминов.

13-14

Запись начального положения

2

Запись начального положения.

Тестовые задания на изучен-ную тему

15-19

Запись шахматной партии.

5

Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Игровая практика

20-24

Ценность шахматных фигур

5

Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса.

“Кто сильнее”, “Обе армии равны”, “Выигрыш материала” (выигрыш пешки).

Тестовые задания на изучен-ную тему

25-28

Техника матования одинокого короля

4

Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. “В угол”,

Шахматные задачи

29-30

“Шах или мат”

2

 “Мат в два хода” Ладья и король против короля.

31-32

“Мат или пат”

2

Отличие мата от пата

Практи-ческая партия

33-36

Достижение мата без жертвы  материала

4

Учебные положения на мат в два хода в энд –и миттель -шпиле,  Цугцванг

37-50

Шахматная комбинация

14

Матовые комбинации. Темы комбинаций. Тема отвлечения. Тема завлечения.  

Шахматные задачи

51-52

Соревнования внутри группы.

2

Подведение итогов.

Зачет

53-54

Подведение итогов.

2

Подведение итогов, разбор партий, ошибки и выводы.

55-56

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

2

Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса.

Шахматные задачи

57-58

Разрушение королевского прикрытия.

2

Разрушение королевского прикрытия.

Тестовые задания на изучен-ную тему

59-60

Освобождение пространства.

    2

Освобождение пространства.

61-62

Уничтоженияе защиты.

2

Уничтоженияе защиты.

Шахматные задачи

63-64

Тема блокировки.

2

Тема блокировки.

65-66

Шахматная партия

2

Игра всеми фигурами из начального положения

Демонстрация коротких партий. Самые общие рекомендации о принципах разыгрывания дебюта

Практи-ческая партия

67-68

Соревнования внутри группы.

2

Подведение итогов.

Зачет

69-70

Подведение итогов.

2

Разбор партий, ошибки и выводы.

Итого:

70

Тематическое планирование

Третий год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание

деятельности

Форма аттестации контроля

1-2

Вводное занятие.

2

Беседа о полученных знаниях. Планирование работы на учебный год.

3-

4

Давайте, вспомним.

Просмотр диафильма “Первый и  Второй шаг в мир шахмат”.

2

Горизонталь, вертикаль, диагональ, центр. Ходы фигур, взятие. Рокировка. Превращение пешки. Взятие на проходе. Шах, мат, пат.

Тестовые задания на изучен-ную тему

5-12

Игровая практика.

8

Решение учебных положений на мат в два хода без жертвы материала и с жертвой материала

Шахматные задачи

13-16

Практика матования одинокого короля

4

Игровая практика с записью шахматной партии.

17-20

Основы дебюта

4

Двух- и трехходовые партии. Выявление причин поражения в них одной из сторон. Дидактическое задание “Мат в 1 ход” (на втором либо третьем ходу партии).

21-24

Игровая практика.

4

Решение задания

“Мат в 1 ход”

Шахматные задачи

25-26

Основы дебюта

2

Невыгодность раннего ввода в игру ладей и ферзя.

27-28

Игровая практика.

2

Решение заданий “Поймай ладью”, “Поймай ферзя”

Практи-ческая партия

29-30

Основы дебюта

2

Игра “на мат” с первых ходов партии. Детский мат. Защита.

31-34

Игровая практика.

4

Решение заданий. “Поставь детский мат”, “Защитись от мата”.

Тестовые задания на изучен-ную тему

35-36

Основы дебюта

2

Вариации на тему детского мата. Другие угрозы быстрого мата в дебюте. Защита. Как отражать скороспелый дебютный наскок противника. “

Шахматные задачи

37-40

Игровая практика.

4

Решение заданий. Поставь детский мат”, “Мат в 1 ход”, “Защитись от мата”.

Практи-ческая партия

41-42

Основы дебюта

2

Повторюшка-хрюшка” (черные копируют ходы белых). Наказание “повторюшек”. “

43-44

Игровая практика.

2

Решение заданий. Поставь мат в 1 ход “повторюшке”, “Выиграй фигуру у “повторюшки”.

Шахматные задачи

45-46

Основы дебюта

2

Принципы игры в дебюте. Быстрейшее развитие фигур. Темпы. Гамбиты.

Тестовые задания на изучен-ную тему

47-48

Игровая практика.

2

Решение заданий: “Выведи фигуру”.

Практи-ческая партия

49-50

Соревнования внутри группы.

2

Подведение итогов.

Зачет

51-52

Подведение итогов.

2

Подведение итогов, разбор партий, ошибки и выводы.

53-54

Основы дебюта

2

Наказание за несоблюдение принципа быстрейшего развития фигур. “Пешкоедство”.Неразумность игры в дебюте одними пешками.

Шахматные задачи

55-56

Игровая практика.

2

Решение заданий. “Мат в два хода”, “Выигрыш материала”, “Накажи “пешкоеда”, “Можно ли побить пешку?”.

57-58

Основы дебюта

1

Принципы игры в дебюте. Борьба за центр. Гамбит Эванса. Королевский гамбит. Ферзевый гамбит.

Шахматные задачи

59-60

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Захвати центр”, “Выиграй фигуру”.

Практи-ческая партия

61

Основы дебюта

1

Принципы игры в дебюте. Безопасное положение короля. Рокировка.

62

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Можно ли сделать рокировку?”, “В какую сторону можно рокировать?”, “Поставь мат в 1 ход  нерокированному королю”, “Поставь мат в 2 хода  нерокированному королю”, “Не получат ли белые мат в 1 ход, если рокируют?”.

Шахматные задачи

63

Основы дебюта

1

Принципы игры в дебюте. Гармоничное пешечное расположение. Какие бывают пешки.

64

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Чем бить черную фигуру?”, “Сдвой противнику пешки”.

65

Основы дебюта

1

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.

Тестовые задания на изучен-ную тему

66

Игровая практика.

1

Решение заданий. «Выиграй фигуру”, “Сдвой противнику пешки”, “Успешное развязывание”.

Практи-ческая партия

67

Основы дебюта

1

Очень коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Шахматные задачи

68

Основы миттельшпиля

1

Тактические приемы. Связка в миттельшпиле. Двойной удар.

69

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Выигрыш материала”.

70

Соревнования внутри группы. Подведение итогов.

1

Подведение итогов, разбор партий, ошибки и выводы.

Зачет

Итого:

70

Тематическое планирование

Четвертый год обучения

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

Содержание

деятельности

Форма аттестации контроля

1-2

Вводное занятие.

2

Беседа о полученных знаниях. Планирование работы на учебный год.

3-4

«Вспомним, с чего все начиналось…» - игра «ЧТО? ГДЕ? КОГДА?

2

Повторение теоритических знаний обучающихся. Развитие творческих и интеллектуальных способностей.

Тестовые задания на изучен-ную тему

5-9

Игровая практика «Основы дебюта»

6

Принципы игры в дебюте.

Связка в дебюте. Полная и неполная связка.  Коротко о дебютах. Открытые, полуоткрытые и закрытые дебюты.

Практи-ческая партия

10-11

Основы миттельшпиля

2

Игровая практика с записью шахматной партии.

Шахматные задачи

12-13

Игровая практика.

2

Решение задания

“Мат в 1 ход”

14

Основы миттельшпиля

1

Тактические приемы. Открытое нападение. Открытый шах. Двойной шах.

15-16

Игровая практика.

2

Решение заданий ““Выигрыш материала”

17-18

Основы миттельшпиля

2

Матовые комбинации (на мат в 3 хода) и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы завлечения, отвлечения, блокировки.

Шахматные задачи

19-20

Игровая практика.

2

Решение заданий. Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

Практи-ческая партия

21-22

Основы миттельшпиля

2

Матовые комбинации и комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Темы разрушения королевского прикрытия, освобождения пространства, уничтожения защиты.

Тестовые задания на изучен-ную тему

23-26

Игровая практика.

2

Решение заданий. “Объяви мат в 3 хода”, “Выигрыш материала”.

Шахматные задачи

27-28

Основы миттельшпиля

2

Комбинации для достижения ничьей. Патовые комбинации. Комбинации на вечный шах.

29-32

Игровая практика.

4

Дидактическое задание “Сделай ничью”.

Практи-ческая партия

33-34

Основы миттельшпиля

2

Классическое наследие. “Бессмертная” партия. “Вечнозеленая” партия.

35-36

Игровая практика.

2

Решение заданий

Шахматные задачи

37-38

Основы эндшпиля

2

Ладья против ладьи. Ферзь против ферзя. Ферзь против ладьи (простые случаи).

39-40

Игровая практика.

2

Решение заданий. “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

41-42

Основы эндшпиля

2

Ферзь против слона. Ферзь против коня. Ладья против слона (простые случаи). Ладья против коня (простые случаи).

Шахматные задачи

43-44

Игровая практика.

2

Решение заданий: “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Выигрыш фигуры”.

45-46

Основы эндшпиля

2

Матование двумя слонами (простые случаи). Матование слоном и конем (простые случаи).

Тестовые задания на изучен-ную тему

47

Игровая практика.

1

Решение заданий. Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”.

48

Основы эндшпиля

1

Пешка против короля. Когда пешка проходит в ферзи без помощи своего короля. Правило «квадрата»

49-54

Игровая практика.

6

Решение заданий.

 “Квадрат»

Шахматные задачи

55-56

Основы эндшпиля

2

Пешка против короля. Белая пешка на седьмой и шестой горизонталях. Король помогает своей пешке. Оппозиция.

57

Игровая практика.

1

Решение заданий. “ “Мат в 2 хода”, “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

Практи-ческая партия

58

Основы эндшпиля

1

Пешка против короля. Белая пешка на пятой горизонтали. Король ведет свою пешку за собой.

Шахматные задачи

59

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Мат в 3 хода”, “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

Практи-ческая партия

60

Основы эндшпиля

1

Пешка против короля. Белая пешка на второй, третьей, четвертой горизонталях. Ключевые поля.

61

Игровая практика.

1

Решение заданий. “Проведи пешку в ферзи”, “Выигрыш или ничья?”, “Куда отступить королем?”.

Шахматные задачи

62

Основы эндшпиля

1

Удивительные ничейные положения. Два коня против короля. Слон и пешка против короля. Конь и пешка против короля.

Тестовые задания на изучен-ную тему

63-66

Игровая практика.

4

Решение заданий. “Куда отступить королем?”, “Путь к ничьей”.

Шахматные задачи

67-68

Соревнования внутри группы.

2

Подведение итогов.

Зачет

69-70

Подведение итогов.

2

 Разбор партий, ошибки и выводы.

Итого:

70

                                          Список литературы для педагога

1. Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.

2. Блох М. Комбинационные мотивы – М, 2009.

3. Герушанский Б.С. Шахматы – школе. – М.: Педагогика, 1991.

3. Гришин В.Г. Малыши играют в шахматы. – М.: Просвещение, 1991.

4. Гуфельд Э. Дебютный путеводитель. – Челябинск, 1991.

5. Журавлев Н.Н. Шахматы. Шаг за шагом. - «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2012.

6.Нестерова Д.В. Учебник шахматной игры для начинающих.-М.:РИПОЛ,2016

7. Панченко А.Н. Теория и практика шахматных окончаний – «RUSSIAN CHESS HOUSE», 2006.

8. Старцев В. Десять лет спустя или субъективные заметки о перспективах шахмат. – М., 2001.

Список литературы для обучащихся

1. Авербах Ю.А. Шахматная школа. – Ростов-на Дону: Феникс, 2000.

2. Авербах Ю.А . «Школа эндшпиля» -М.: Терра-Спорт, 2001.

3. Барский В.В. Шахматы от новичка к III разряду.- М.: ООО «Дайв»,2011.

4.  Владимиров Я.Г.  «1000 шахматных этюдов» -М.: Астрель – АСТ, 2016.

5. Владимиров Я.Г. «1000 шахматных задач» -М.: Астрель-АСТ, 2002.

6. Мацукевич А.В- «Энциклопедия дебютных ошибок» -М.: Астрель-АСТ, 2012

7. Р.Рети «Учебник шахматной игры», под.ред. Л.Я.Абрамова.- М.: Терра-Спорт, 2001.

8. Хенкин В.К.  «1000 матовых комбинаций» -М.: Астрель-АСТ, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Фестиваль внеурочной деятельности по итогам второго года обучения.

Сценарий праздника- подведение итогов занятий повнеурочной деятельности. В сценарии использованы стихи,  песни-переделки....

ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Удивительный английский» 1 года обучения

Программа внеурочной деятельности:Примерная «сквозная» программа  раннего обучения английскому языку детей в детском саду и 1 классе начальной школы (БРИПКППС, Белгород, 2008 г.)Тип – дополнитель...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Планета шахмат"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 класса "Планета шахмат"...

Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружок «Шахматы» 2 класс.

Ознакомление с игрой в шахматы очень развивает детей, помогает увидеть математику с необычного ракурса....

Рабочая программа по внеурочной деятельности – кружок «Шахматы» 1 класс.

Рабочая программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению “Шахматы в школе” 1–4 классы подготовлена в соответствии с требованиями ФГОС НОО и концепцией физического воспитания....

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» 4 года обучения

Цель:Развитие экономического образа мышления, воспитание трудолюбия, бережливости, аккуратности, целеустремленности, предприимчивости, ответственности, уважения к труду и предпринимательской...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Удивительные шахматы»

Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использо...