«Гигиенические условия воспитания, и их влияния на здоровье младших школьников»
статья (2 класс)

Казакова Галина Николаевна

 Правильное гигиеническое воспитание детей школьного возраста имеет важное значение для сохранения и укрепления здоровья не только на протяжении периода обучения, но и для всей дальнейшей жизни.

Гигиеническая подготовка детей зависит от единства требований и тесного общения родителей, воспитателей, учителей, медицинских работников; от  необходимых условий, способствующих выработке гигиенических навыков и привычек, культуры поведения.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kazakova_doklad.docx17.21 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

«Гигиенические условия воспитания,

и их влияния на здоровье младших школьников»

 За последние десятилетия все чаще и чаще на разных уровнях поднимаются вопросы о здоровье нации, в частности, вопрос о здоровье младших школьников. В обществе здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека. Появляются данные статистики, в которых ясно показано, что здоровье детей ухудшается и это связанно чаще всего со школой.

Проблема сохранения и укрепления здоровья своих воспитанников касается не только семьи. И если люди научат детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то только в этом случае можно надеяться, что будущие поколения будут более здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически. Таким образом, в современной школе важное внимание уделяется не только получению новых знаний, но и воспитанию здорового школьника. Одним из важных факторов развития здоровой личности является формирование у младших школьников санитарно-гигиенических навыков.

 Одной из важных задача, которую педагог должен решить, осуществляя гигиеническое  воспитание, заключается в формировании основ личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др. Рассмотрим подробнее: 
Если гигиеническое воспитание проходит успешно, младший школьник должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья: 
- знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека; 
- понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе; 
- знать и соблюдать правила личной гигиены, 
- гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.; 
- уметь правильно строить режим дня и выполнять его;

Современная жизнь показывает, что гигиеническое воспитание ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому современные школьники неопрятны и не здоровы.

Для оптимального построения системы гигиенического воспитания педагогу необходимо обладать знаниями о специфике психофизиологического развития младших школьников, а также об особенностях развития его эмоционально-волевой сферы.

В предупреждении заболеваний и стимулировании здорового образа жизни детей и подростков значительная роль принадлежит школе. Бесспорно, что основа здорового образа жизни, выработка потребности в соблюдении его норм и правил необходимо начинать со школьного возраста, поскольку фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте в период воспитания и обучения в школе. Именно в школьном возрасте формируются такие качества личности, как коммуникабельность, нравственность, духовность, честность, а также гигиенические привычки и навыки, необходимые здоровые потребности.

 Одним из аспектов всестороннего формирования личности подрастающего поколения является формирование здорового образа жизни ребенка и гигиеническое воспитание. Основной причиной ухудшения состояния здоровья детей и молодежи и резкого снижения морально-духовного состояния учащихся является низкая санитарная культура, отсутствие элементарных гигиенических навыков, безответственное отношение к своему здоровью.

Нездоровый образ жизни воспринимается как нормальное поведение. Как ни парадоксально при таком неблагополучии в семьях и на всех уровнях воспитания и обучения детей и молодежи отсутствуют должное гигиеническое обучение, выработка навыков в соблюдении здорового образа жизни, снижена мотивация к адекватному поведению.

Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести здоровый образ жизни. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей. Если гигиеническое воспитание проходит успешно, младший школьник должен освоить следующие знания, умения и навыки, касающиеся проблем гигиены и охраны здоровья:

- знать названия основных частей тела и внутренних органов, их расположение и роль в жизнедеятельности организма человека;

- понимать значение здорового образа жизни для личного здоровья, хорошего самочувствия, успехов в учебе;

- знать и соблюдать правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;

- уметь правильно строить режим дня и выполнять его.

Основными формами воспитания гигиены можно считать практические занятия. 
1. Чистые руки: 
– показать, как правильно мыть руки; 
– доказать, почему нужно держать руки в чистоте, когда обязательно следует их мыть. 
2. Здоровые зубы: 
– показать на рисунке последовательность чистки зубов; 
– почистить зубы щеткой и пастой; 
– доказать, почему нужно чистить зубы, когда и какими пастами (детские «Чебурашка», «Я сам», «Мое солнышко», «Дракоша» и др.); 
– составить памятку «Что любят наши зубы», «Вредно для зубов». 
3. Красивые ногти: 
– показать на рисунке (нарисовать), как следует стричь ногти на руках и ногах; 
– правильно подстричь ногти на руках; 
– порассуждать, почему маленьким девочкам не следует отращивать длинные ногти, красить их лаком, носить на пальцах множество колечек. 
4. Внешний вид: 
– выбрать на рисунках (нарисовать) варианты одежды, обуви и прически для занятий в школе, посещения театра, праздника, для дома и т.д.; 
– показать, как следует чистить одежду и обувь, пришивать пуговицы; 
– доказать, что всегда необходимо иметь при себе носовой платок, и пояснить, для чего. 
5. Я и мое здоровье

Каждый школьник должен следить за чистотой рук, ухаживать за зубами (чистить 2 раза, обязательно на ночь и утром), быть опрятным в одежде и обуви. Но дети младшего школьного возраста довольно часто не умеют правильно мыть руки и чистить зубы. Одежда и обувь школьника должны быть рассчитаны на усиленную потребность детей в движении, на погоду и климат, должны быть удобными, просторными и хорошо проницаемыми для тепла и кожных испарений.

 

 

 

 

Мерилом сформированных гигиенических навыков выступают не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности — учение, игра, труд — в этом возрасте важен для освоения знаний о здоровом образе жизни и гигиенических правилах. И формирование гигиенических навыков обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога.

Список использованной литературы

1. М.Ю. Картушина. Быть здоровыми хотим. Москва ТЦ Сфера, 2004

2. Т.А. Шорыгина. Беседа о здоровье. Творческий центр г.Москва, 2008

 3.   Шадилитов Ю.Ш. Здоровый образ жизни: социально-гигиенические и экологические проблемы. - Ташкент: Изд-во им. Ибн Сины, 1991. 
4.    Шепелин О.П. Экология человека и гигиена // Гигиена и санитар


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние телевизора на здоровье младшего школьника

Работа выполнена Дмитрием Рукавишниковым...

Исследовательская работа "Влияние веса рюкзака младшего школьника на состояние его здоровья".

Цель исследования: выявление соответствия веса рюкзака младшего школьника гигиеническим требованиям,Задачи:1.  Изучить требования к школьному ранцу.2.  Провести выборочное исследование...

Исследовательская работа "Влияние подвижных игр на здоровье младших школьников".

Подвижные игры являются прекрасным средством развития и совершенствования движений детей, укрепления и закаливания их организма.Игра – естественный спутник жизни ребенка и поэтому отвечает законам, за...

Влияние социального опыта и развития на психологическое здоровье младших школьников

Детство-период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, позитивные нравственные ориентации на людей, жизнеспособность и целеустремленность....

Влияние организации учебного процесса на психологическое и физиологическое здоровье младших школьников.

Актуальность в данной теме продиктована проблемами развития детей младшего школьного возраста и обусловлена необходимостью сохранения и совершенствования их физического, психического и социального бла...