Конспект внеклассного мероприятия "От шалости до правонарушения - один шаг!"
материал

Тихомирова Ксения Александровна

Формирование представлений о том, что такое шалость, озорство, хулиганство и правонарушение.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МАОУ Редькинская ОШ

Конспект внеклассного мероприятия

«От шалости до правонарушения – один шаг!»

Подготовила:

учитель начальных классов

Тихомирова Ксения Александровна

Бор

2021

Цель: формирование представлений о том, что такое шалость, озорство, хулиганство и правонарушение.

Задачи:

  • Разъяснить понятия шалость, озорство, хулиганство и правонарушение;
  • Научить детей адекватно оценивать свои и чужие поступки;
  • Познакомить детей с некоторыми статьями УК РФ

Форма проведения мероприятия: классный час

Оборудование:

  • Мультимедийная аппаратура, презентация, мультфильм
  • Классная доска, мел
  • Распечатанный материал

Место проведения мероприятия: классный кабинет

План проведения мероприятия:

1.Организационный момент

2.Дать определение понятиям: шалость, озорство, хулиганство

3.Рассмотреть примеры детских проступков

4.Проанализировать стихотворение «Перемена»

5.Дать определение понятию – правонарушение, рассмотреть примеры

6.Изучение статьи 130, сценка «Дразнилки»

7.Изучение статьи 264, работа с презентацией и раздаточным материалом

8.Изучение статьи 158, просмотр мультфильма

9.Заключение

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Учитель:

Здравствуйте, дети! Как видите в руках у меня две нити (одна нить прямая, другая извилистая и запутанная).
С чем можно сравнить эти нити? (с жизнью)
А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?
(Что наша жизнь протекает легко и гладко.)
Что будет если нить запутанна? (трудно найти концы)
А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого Человека – это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

 Ответьте мне на такие вопросы:

 - Все вы любите веселье, проделки, шутки, подвижные игры? Во время игр проявляется выдумка, фантазия, сообразительность.

-Однако, взрослые иногда  останавливают вас  и требуют: «Не баловаться!», «Не шалить». Ребята, а задумывались ли вы, почему взрослые так поступают?

Учитель:

 Взрослые так поступают потому, что некоторые ребята не могут правильно играть, в игре они могут толкнуть товарища, а также когда бегают сами, могут упасть, сломать ногу, руку.

Сегодня мы с вами узнаем,  что такое шалость и озорство, правонарушение и хулиганство, ответим на вопрос «Когда шалость становится правонарушением»

Учитель:

- Ребята, кто из вас знает, что такое шалость?  

Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения, т.е. это веселая проделка.

(шутки на 1 апреля)

Учитель:

- А кто знает, что такое озорство?  

Озорство выходит за рамки шалости, нарушает общепринятые нормы поведения.

(дёрганье девочек за косички)

Учитель:

- А что такое хулиганство?

Хулиганство – недостойные поступки, грубо нарушающие нормы человеческого поведения и правовые нормы.

(Уничтожение и порча имущества, угроза физического насилия, оскорбление, мошенничество)

- Теперь рассмотрим вопрос, чем опасны шалость и озорство ребят?

Я предлагаю вам послушать  несколько примеров:

- В жаркие дни мальчики часто обливают друг друга водой из водных пистолетов или пластиковых бутылок  - это … (шалость)

Но вот один из мальчиков подкрасил воду чернилами и, брызгая, испортил рубашку товарищу – это …(озорство, граничащее с хулиганством).

-Дима по привычке бросил портфель около двери в классе и ушел. Одноклассники решили проучить его, спрятали портфель. Вернувшись, Дима стал искать портфель, даже забеспокоился. Через некоторое время ребята показали мальчику, где лежит его пропажа, и посоветовали не бросать его больше, где попало. Это … (шутка или шалость)

-Ученики резвились на перемене в школе. Они бросали с верхнего этажа лестничной клетки портфель перед идущим учеником и весело хохотали, когда кто-нибудь из идущих по лестнице в испуге вздрагивал или вскрикивал. И вот портфель упал на голову первоклассницы. В результате – тяжелая травма, сотрясение мозга. Девочку положили в больницу. Это … (хулиганство)

-Саша бросал в проходящий транспорт камни и попал в лобовое стекло автомобиля. Водитель от неожиданности резко затормозил, в результате идущий за ним автомобиль врезался ему в заднюю часть. Обе машины пострадали. А ведь могли погибнуть люди. Как вы  назовете поступок Саши? Почему? … (хулиганство)

Учитель:

- Ребята, какой же вывод можно сделать из этих примеров? …

(Надо обдумывать свои поступки, чтобы ненароком не нанести вред себе или окружающим)

Учитель:

- Кто на основании рассмотренных примеров сможет объяснить, чем шалость отличается от озорства и хулиганства?

(Шалость –  это безобидный поступок, который совершается ради забавы, озорство – это поступок, который может обидеть другого человека, причинить ему неудобство или вред, тогда это будет хулиганство)

Учитель:

Очень часто ребята сталкиваются с шалостью и озорством в школе.  Давайте рассмотрим одну из таких ситуаций.

Внимательно послушайте стихотворение, и скажите, какие же школьные правила нарушил Вова?

 «Перемена, перемена!» -                                    

Заливается звонок.        

Первым Вова непременно

Вылетает за порог –

Семерых сбивает с ног.        

Неужели это Вова,

Продремавший весь урок?

Неужели это Вова

Пять минут назад ни слова

У доски сказать не мог?

Если он, то, несомненно,

С ним – бо – о – ольшая перемена!

Он за пять минут успел

Переделать кучу дел:

Он подставил три подножки

(Ваське, Кольке и Серёжке),

Прокатился кувырком,

На перила сел верхом.

Лихо шлёпнулся с перил,

Подзатыльник получил.

С ходу дал кому - то сдачи,

Попросил списать задачи -

Словом, сделал всё, что мог!

Не угонишься за Вовой!

Ну а тут – опять звонок.

Вова  в класс плетётся снова.

Бедный! Нет лица на нём.

Он, гляди, какой бедовый!

- Ничего, - вздыхает Вова,

-  На уроке отдохнём.(10)

Учитель:

Давным-давно, тысячи лет назад, на Земле появились люди.

Одновременно с ними появились Главные вопросы: Что люди могут делать и чего не могут?
Что они обязаны делать и чего не обязаны?
На что они имеют право и на что не имеют?

Появилось два государства: Можно и Нельзя. Они жили по разным законам. В государстве Можно все было разрешено: хочешь воровать - воруй, хочешь убивать- убивай, хочешь оскорблять человека - пожалуйста, все можно.

В государстве Нельзя жители жили совсем иначе. Там нельзя было убивать, грабить, нельзя грубить друг другу.

Государства постоянно враждовали между собой. И вот настал день решающей битвы. Сражение выиграло государство Можно. Оно захватило половину государства Нельзя и установило там свои порядки. Нетрудно догадаться, что тут началось!

В городах и селах бывшего государства Нельзя стали воровать, беззаконно убивать друг друга, на дорогах хозяйничали разбойники. Постепенно государство Можно пришло в упадок. И тогда правители государства Можно под нажимом людей попросили помощи у государства Нельзя. Долго совещались правители двух государств, и пришли к решению объединиться и создать новое государство Законию. В государстве установился порядок, а все жители стали довольны и счастливы.

Как вы думаете, почему страна стала процветающей, счастливы ее жители, они чувствуют себя в безопасности?
Жители стали жить по законам.

Если люди уважают права других людей, выполняют свои обязанности, значит ,они чувствуют себя в безопасности. Но когда свобода одних нарушает интересы и права других, в обществе утверждаются беззаконие, беспорядок, несправедливость!

В конце концов людям удалось решить Главные Вопросы, появился закон и на свет появилась Всеобщая декларация прав человека.

ЗАКОН - нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Есть ли у нас в государстве ЗАКОН?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

- Дети, а теперь рассмотрим, что такое правонарушение?

Правонарушение –это противоречащее правовым нормам поведение, за которое законом предусмотрено применение наказания.

- Вот послушайте пример: Строился большой жилой дом. В воскресный день на стройку пришли двое ребят. У одного из мальчиков оказались спички. От нечего делать ребята стали жечь паклю, в пазах, рубленных из бруса стен. Вспыхнул пожар. Недостроенное  здание сгорело дотла. Материальный ущерб был очень большой. Как вы  назовете поступок  ребят? Почему? …

(Вот это и есть правонарушение)

Правонарушение- это нарушение того, что прописано в законе. На каждое правонарушение есть статья, которая определяет наказание человеку, нарушившему закон. Давайте рассмотрим некоторые статьи.

Учитель:

Статья 130 «Оскорбление».

Оскорбление, то есть умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме.

- Сейчас мы станем свидетелями ситуации, где нарушалась эта статья.

Сценка: «Дразнилки»

- Борька, Борис – на ниточке повис!

- Воображуля – первый сорт!

Куда едешь? На курорт?

Шапочка с пумпончиком,

Едешь под вагончиком!

Ха-ха-ха!!!

Учитель:

- Случалось ли вам быть участниками подобных конфликтов? Часто дети ссорятся, но важно, чтобы в итоге они помирились, а их ссора не переросла в нарушение закона (Оскорбление).

Статья 264 « Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств».

Учитель:
- Дети! Все мы понимаем, как важно соблюдать правила дорожного движения, а иначе может произойти, как в этих стихах:

Показ презентации со стихами и картинками

1)Раз куда-то мы спешили

И рванули напрямик.

Все машины тормозили,

Мы шарахались от них.

Из-под колес мы еле-еле

Живыми выскочить успели,

А постовой нам крикнул строго:

«Не выбегайте на дорогу!».

2)Мы подруженьки – подружки,

Есть глаза у нас и ушки,

По дороге мы идем,

Всё читаем и поём.

Дорогие вы подружки,

Наш последний вам совет:

Ведь дорога не читальная

И не место для бесед.

3)Мы хорошие спортсмены,

Любим мы играть в футбол,

Мостовую превратили

В наше поле – стадион.

Мне, бесспорно, вывод ясен,

Что для жизни пас опасен.

Не дороги, а дворы –

Место для такой игры.

Учитель:

А сейчас, чтобы не было нарушений на улице, поиграем в игру «Светофор»

Я читаю стихи С. Михалкова, вы хором говорите недостающие слова.

Помогает с давних пор

Детям, друг наш…(светофор)

Если свет зажёгся красный,

Значит, двигаться … (опасно).

Жёлтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для … (движенья).

Свет зелёный говорит:

«Проходите, путь…(открыт).

Учитель:

Отлично! А сейчас все встаньте из-за парт. Я буду называть вам сигналы светофора, а вы выполнять нужные движения. Когда я скажу красный – стойте и не шевелитесь, желтый – хлопайте в ладоши, а зелёный – маршируйте на месте.

Учитель:

- А теперь поработаем в группах. Посмотрим, как вы усвоили правила дорожного движения! Какие правила нарушили герои книги В. Арбекова «Про умных зверюшек»?

( Каждая группа получает четверостишие и дает свой совет героям книги)

  1. Мартышки, устали не зная,

Резвятся на дверях трамвая.

Такой безумный хоровод

Их до добра не доведет.

  1. Лисята в мяч играть хотели,

Отец и мать не доглядели.

И вот беда, автомобили

Лисенка чуть не задавили.

  1. Входит Зайка с костылем,

Плачет мать, отец с ремнем.

Чтобы были целы ноги

Не играйте на дороге!

  1. Водитель крикнул: «Караул!

Он всю машину мне погнул!»

Кататься с горки так прекрасно,

Но у дорог – всегда опасно.

  1. На подножке Ёж катался

И однажды вниз сорвался,

А теперь уже дней пять

Не выходит он гулять.

  1. Проглядев за поворотом

Кот столкнулся с бегемотом.

Если б видел красный свет,

Был бы цел велосипед.

  1. На широкой улице

Едва не сбили Курицу.

Ведь надо обязательно

Смотреть кругом внимательно!

Учитель:

Вот и мы совершаем иногда поступки не задумываясь об их последствиях. Например, берем без спроса чужую ручку, карандаш, линейку и не отдаем, а ведь это уже считается мелкой кражей.

Статья 158 «Кража».

*Просмотр мультфильма*

Учитель:

Как же мы можем себя уберечь от плохих поступков?...

(Надо чаще задумываться над своими поступками и оценивать их).

 - Ребята, я надеюсь, что вы теперь будете задумываться над своими поступками, ваша детская шалость не перейдет в озорство, хулиганство, правонарушение, а вы не станете героями тех ситуаций, которые мы с вами сегодня рассмотрели.

Дети отвечают на вопросы

Дети отвечают на поставленные вопросы

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)

(ответы детей)  

(ответы детей)  

(ответы детей)  

(ответы детей)

(ответы детей)

Дети отвечают на вопрос

Дети отвечают на вопрос: шалость безобидна, в отличии от озорства и хулиганства

Дети: Да

Дети:  В Конституции, Трудовом Кодексе, Уголовном Кодексе

(ответы детей) : это правонарушение, потому что дети нанесли ущерб и сделали это осознанно

Заранее подготовленные дети разыгрывают сценку

Дети слушают и отвечают на вопросы

Дети слушают

Дети читают стихи, указывают, какие нарушения в них присутствуют и почему так делать нельзя

Дети:

- Светофор!

- Опасно!

- Движенья!

- Открыт!

Дети играют в игру

Дети, разделённые учителем по группам, читают полученные четверостишия, анализируют их и делают соответствующие выводы

Дети слушают

Дети смотрят мультфильм

(ответы детей)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

От шалости до правонарушения – один шаг!

Слайд 2

Что же такое шалость? Шалость – это поступок, совершенный ради забавы, развлечения , это веселая проделка

Слайд 3

Что же такое озорство? Озорство – это поведение, выходящее за рамки шалости, нарушающее общепринятые нормы

Слайд 4

Что же такое хулиганство? Хулиганство – недостойные поступки, грубо нарушающие нормы человеческого поведения и правовые нормы

Слайд 5

Это…шалость!

Слайд 6

Это…озорство!

Слайд 7

Это…шалость!

Слайд 8

Это…хулиганство!

Слайд 9

Это…хулиганство!

Слайд 10

Вывод: Нужно обдумывать свои поступки, чтобы ненароком не нанести вред себе или окружающим!

Слайд 11

Перемена, перемена! Перемена, перемена!» - Заливается звонок. Первым Вова непременно Вылетает за порог – Семерых сбивает с ног. Неужели это Вова, Продремавший весь урок? Неужели это Вова Пять минут назад ни слова У доски сказать не мог? Если он, то, несомненно, С ним – бо – о – ольшая перемена! Он за пять минут успел Переделать кучу дел: Он подставил три подножки (Ваське, Кольке и Серёжке), Прокатился кувырком, На перила сел верхом. Лихо шлёпнулся с перил, Подзатыльник получил. С ходу дал кому - то сдачи, Попросил списать задачи - Словом, сделал всё, что мог! Не угонишься за Вовой! Ну а тут – опять звонок. Вова в класс плетётся снова. Бедный! Нет лица на нём. Он, гляди, какой бедовый! - Ничего, - вздыхает Вова, - На уроке отдохнём.

Слайд 12

Страна Закония

Слайд 13

Что же такое правонарушение? Правонарушение – это противоречащее правовым нормам поведение, за которое законом предусмотрено применение наказания.

Слайд 14

Оскорбление

Слайд 15

Нарушение ПДД

Слайд 16

Раз куда-то мы спешили И рванули напрямик. Все машины тормозили, Мы шарахались от них. Из-под колес мы еле-еле Живыми выскочить успели, А постовой нам крикнул строго: «Не выбегайте на дорогу!».

Слайд 17

Мы подруженьки – подружки, Есть глаза у нас и ушки, По дороге мы идем, Всё читаем и поём. Дорогие вы подружки, Наш последний вам совет: Ведь дорога не читальная И не место для бесед.

Слайд 18

Мы хорошие спортсмены, Любим мы играть в футбол, Мостовую превратили В наше поле – стадион. Мне, бесспорно, вывод ясен, Что для жизни пас опасен. Не дороги, а дворы – Место для такой игры.

Слайд 19

Светофор

Слайд 20

Дадим совет зверюшкам!

Слайд 21

Кража

Слайд 22

Как уберечь себя от плохих поступков? Нужно чаще задумываться над своими поступками и научиться оценивать их


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект воспитательной беседы "От шалости - до правонарушения"

Предлагаю вам конспект воспитательного мероприятия для детей начальных классов. Данный материал будет полезен учителям начальных классов и воспитателям ГПД. Форма проведения: беседа....

Классный час на тему: "Когда шалость становится правонарушением"

Очень часто дети в начальной школе играют и не замечают, как переходят границу между игрой и хулиганством... Данный классный час поможет разобраться в этих вопросах....

Час общения " Когда шалость становится правонарушением"

Помощь классному руководителю во внеурочной деятельности по профилактике правонарушений....

Классный час "Когда шалость становится правонарушением"

    Знание таких понятий как шалость, озорство, правонарушение,                                   ...

Конспект урока "Умножение в случаях, когда один из множителей равен нулю"

урок изучения и первичного закрепления новых знаний...

Конспект воспитательного мероприятия «Когда шалость становится правонарушением»

Беседа-пропаганда среди детей навыков культурного поведения; привлечение младших школьников к систематическому изучению и выполнению правил культурного поведения....

Сценарий внеклассного мероприятия "От шалости до правонарушения - один шаг"

Формирование представлений о том, что такое шалость, озорство, хулиганство и правонарушение....