Доклад на педсовет "Принципы взаимодействия с семьей"
учебно-методический материал

Ушакова Валентина Николаевна

   Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, педагогам, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

                                                                                                                В. А. Сухомлинский

 

 Семья, родители являются основными воспитателями.  Нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Школа призвана помочь семье в воспитании детей, и основная главная роль отводится педагогу. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений педагога с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, принципы и методы её разнообразны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedsovet_2020.doc138 КБ

Предварительный просмотр:

    ГБОУ «Турунтаевская СКОШИ»

Доклад на педсовет

 « Принципы взаимодействия с семьёй»

Приготовила:  В.Н.Ушакова

Учитель начальных классов

Турунтаево 2020

 

   Какими бы прекрасными ни были наши учреждения, самыми главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Поэтому нам, педагогам, прежде всего, необходимо заботиться о повышении педагогической культуры родителей, разъяснять им смысл воспитания и работать с ними в одном направлении.

                                                                                                                В. А. Сухомлинский

 Семья, родители являются основными воспитателями.  Нравственность и здоровый быт - важнейшие условия семейного воспитания. Школа призвана помочь семье в воспитании детей, и основная главная роль отводится педагогу. Поэтому эффективность воспитательной работы зависит от взаимоотношений педагога с родителями, его умения сотрудничать с семьёй, опираться на её помощь и поддержку. Это кропотливая ежедневная работа и формы, принципы и методы её разнообразны.

     Основная и главная задача педагога - сделать семью своим союзником, единомышленником. Работать с родителями обучающихся с умственной отсталостью, гораздо сложнее, необходим индивидуальный подход, ряд специальных рекомендаций по поводу воспитания детей. Порой с родителями работать значительно труднее, чем с детьми.

Принципы и правила взаимного сотрудничества

 семьи и школы

На самом деле все мы используем в своей работе принципы взаимодействия с семьей.

Первый из них - это

Принцип согласия. (Прежде, чем плыть, договоримся на берегу)

     «Согласие» — это договоренность двух сторон об основах организации школьной жизнедеятельности детей и об условиях взаимоотношений этих двух сторон, а также о правах и обязанностях школы и семьи по отношению друг к другу.

     Принципа согласия — забота о максимальном развитии ребенка. Школа берет на себя ответственность, а родители обязуются содействовать физическому и духовному развитию ребенка согласно профессиональным педагогическим рекомендациям, исходящим от школы.

     Как только ребёнок поступает в образовательное учреждение, начинает работать  «Педагогический треугольник» (педагог – ученик – родитель).  От того как складываются отношения между педагогом, ребёнком и родителями зависят достижения в воспитании и развитии ребёнка.

     Успешная работа по воспитанию и обучению детей возможна лишь тогда, когда все участники образовательного процесса – педагоги, дети, родители – становятся единым целым, большим и сплоченным коллективом.

Принцип сопряжения. (Если хотим доплыть, гребем в одну сторону)

  -благодаря которому сохраняется гармоничность школьных и семейных норм жизни и требований к ребенку.

        Не секрет, что контингент родителей учеников, обучающихся в нашей школе, оставляет желать лучшего. Большинство семей ведет аморальный образ жизни. Многие из них не могут контролировать даже свои поступки, и говорить о каких-то общих требованиях к обучающимся трудно. Поэтому возникает проблема: как договариваться с такими родителями?

     Включая в свою работу принцип сопряжения, педагогам приходится приложить неимоверные усилия, которые чаще всего дают небольшие результаты, но останавливаться нельзя. Мы считаем, что можно использовать тот факт, что каждому из родителей, каким бы он ни был, приятны похвалы в адрес его ребенка. А когда человеку приятно, он начинает прислушиваться к педагогам, становится более отзывчивым на требования, предъявляемые ими.

 Принцип «сопереживание» (скорость нашей лодки зависит от самочувствия гребцов) 

     Принцип сопереживания объединяет, сплачивает, поселяет взаимное доверие друг к другу и открывает двери для содружества. Этот принцип целиком обусловлен способностью педагогов мысленно становиться в положение другого человека и проживать радости и горести, трудности и успехи этого человека как свои собственные. Что же касается родителей, то часто их не волнует ребенок вообще и тем более все дети школы. Как же быть?

…Ключом воплощения данного принципа становится отклик на событие, публично выраженное отношение к происшедшему, будь это масштаб школы, семьи, страны, мира.

     Так педагоги нашей школы активно привлекают родителей к совместной деятельности всех участников образовательного процесса. Об этом говорят ставшие уже традиционными такие мероприятия, как «Весёлые старты», где никак нельзя обойтись без сопереживания; это конкурс «Две звезды», где родители совместно с детьми и педагогами могут показать себя и свои таланты; это посещение открытых уроков, где родители видят своё чадо с другой стороны, волнуются за него, и видят результаты совместного труда; это привлечение родителей к участию в различных проектах по облагораживанию школьной территории и т.д.  

     После посещения этих мероприятий большинство родителей не остаются равнодушными. Такая форма работы с родителями даёт им возможность увидеть успехи своих детей

Принцип сопричастности ( в общем плавании разделим полномочия)

взаимная информация о ребенке всегда должна помогать в воспитании детей . 

     Все, что происходит с ребенком в семье или школе, сказывается на его личностном формировании. То, что имеет решающее значение, должно прослеживаться взрослыми, и вовремя оказываться помощь. Эта помощь имеет свои неповторимые виды и формы. Иногда помощь ребенку заключается в том, чтобы, зная об его оплошности, нечаянном проступке, никому не сказать, а посодействовать исправлению последствий. Порой помощь в том, чтобы встать на защиту ребенка, не позволяя его обижать. Но помощь оказывается и в том, чтобы накормить ребенка или починить ему порванную одежду. Когда оказывается помощь, ребенок чувствует, что он небезразличен людям, что его замечают, хотят добра, что вокруг него есть люди. Быть сопричастным — взять на себя часть происходящего с ребенком, себя чувствовать частью ребенка.

     Этот принцип также активно используется нашими педагогами. Все мы изучаем личные дела детей, вникаем в их проблемы, посещаем семьи, становимся частью их жизни. Чтобы в трудную минуту протянуть руку помощи, помочь ребёнку максимально, насколько это возможно, социализироваться, и защитить, если это понадобится.

Принцип содеянности. (Доплывем, если объединим усилия) 

     -допускающий совместную деятельность представителей двух разных сфер в одном деле с детьми.

     В альянсе «школа — семья» практическая деятельность тоже имеет место. Родители вместе с детьми и педагогами, или родители вместе с педагогическим коллективом организуют какое-то педагогически значимое дело, которое не под силу одному из партнеров. Внешне это простое явление: собрались, организовали работу, приложили усилия, достигли желаемого — в итоге внесли изменения в жизнедеятельность школьника.

      Все педагоги школы включают в свою работу принцип содеянности, привлекая родителей к разным совместным затеям. Это и изготовление разных поделок, кормушек. Участие родителей в совместных походах на «День здоровья». Пусть не все родители, но некоторые с удовольствием откликаются и болеют душой за своих детей. В этом учебном году родители не остались в стороне и внесли свой вклад в поездки детей в город Улан-Удэ.  На своем опыте могу сказать, что заинтересовать родителей можно. Так в прошлом году учениками 1 класса, воспитателем И.Н.Нетесовой и классным руководителем был реализован проект «Откуда к нам приходит хлеб?». Все участники образовательного процесса подключились к нему. Родители дома совместно со своими детьми испекли хлебобулочные изделия для чаепития. Дети смогли посетить пекарню и своими глазами увидеть выпечку хлеба от начала до конца. Почти все родители класса присутствовали при защите проекта. В результате дети стали бережнее относиться к хлебу, собирать крошки со столов после еды и уносить птицам, между ребятами стала популярной тема новых рецептов. Так Настя С. часто после выходных привозит стряпанные своими руками разные кондитерские изделия и угощает ребят.

     Школа и  педагоги должны помочь родителям при решении многих, сложных вопросов воспитания детей, но школа никогда не сможет конкурировать с семьёй. Именно семья является самым мощным средством в воспитании и развитии ребенка. Самое главное для ребёнка - чтобы его любили таким,  какой он есть.

     В заключение хочется отметить, что воспитательный процесс, несомненно, будет успешным, а сотрудничество с родителями – плодотворным, если девизом педагога станут слова. «Каждому ребенку – свою долю аплодисментов».                                                

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на педсовете "Взаимодействие семьи и школы"

Выступление на педсовете по проблеме взаимодействия семьи и школы....

Доклад к педсовету: Взаимодействие школы и семьи в современных условиях

Этот материал служит дополнением к основной теме педагогического совета Технологии, применяемые педагогами в своей прфессиональной деятельности по отношению к семьям воспитанников....

Доклад к педсовету: Взаимодействие школы и семьи в современных условиях

Этот материал служит дополнением к основной теме педагогического совета Технологии, применяемые педагогами в своей прфессиональной деятельности по отношению к семьям воспитанников....

Доклад на тему "Взаимодействие семьи и школы"

Материал статьи  позволит обратить внимание на взаимодействие семьи и школы, осознание родителями роли и значения семейного воспитания, нацеливание родителей на плодотворное  педагогическое ...

Доклад на тему: «Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников».

Доклад на тему:<<Взаимодействие семьи и дошкольного учреждения как условие эффективности духовно-нравственного воспитания дошкольников>>...