Внеурочная деятельность учащихся этнокультурного содержания Внеклассное мероприятие Блюда наших бабушек
план-конспект занятия (2 класс)

В проведении классного часа мною были использованы технические средства: ноутбук, проектор, экран. Также была проведена предварительная работа с учениками  4 класса, в котором я классный руководитель. Чтобы провести  внеклассное мероприятие  мы провели исследовательскую работу: посетили школьный музей, сходили к  бабушкам,  труженикам тыла.

      При подготовке  внеклассного мероприятия я учла возрастные особенности    детей. Постаралась, чтобы презентация, словарный текст, музыка были единым целым.

     Внимание детей было целиком поглощено данным мероприятием. Детям было интересно посмотреть приготовленную мною презентацию. Почти все люди, представленные в данной презентации детям знакомы. Егорова Евдокия –пра- бабушка  ученика  2 класса  Фасихова Ильи.  Она рассказала и показала,  как стряпают перепечи, шаньги. Рассказала что они ели в детстве.

      Материал, предложенный учащимся, по объёму был небольшим. Вся информация была представлена в доступной форме и понятна детям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Верхнеушминская начальная школа-детский сад»

Балтасинского района

Республики Татарстан

Внеурочная деятельность учащихся этнокультурного содержания

Внеклассное мероприятие

 Блюда наших бабушек

                                            Выполнила учитель

                                          начальных классов

                                     Миронова И.В.

                            

         Тема внеклассного мероприятия: Удмуртская кухня

        Цель и задачи: продолжить знакомить детей с национальной удмуртской кухней удмуртского народа, с названиями традиционных блюд удмуртской кухни; способствовать воспитанию положительного отношения к традициям и истории своего народа; продолжить расширять словарный запас детей на удмуртском языке.

        Предварительная работа: рассматривание книг, журналов о национальной кухне удмуртского народа: беседа «Мар ми сииськомы?» ( «Что мы едим?»); разучивание стихотворений Ю.Байсаровой «Перепеч», Д.Яшина «Табань»,

А.Белоногова «Табани», перевод И.Полякова; коммуникативных игр «Нянь чырсам»( «Квашня и тесто»), «Аръян шуккем» («Масло взбивают») удмуртской байки «Гур кытын?» («Где печка»); удмуртской песни «Шунды кадь питырес».

          Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, здоровье, музыка.

          Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, продуктивная, игровая, музыкальная.

          Материал: блюда удмуртской кухни, макет печки, сковорода, ухват.

          Для работы: соленое тесто, скалки, мука, салфетки.

         Материально-техническое оснащение: экран,  компьютер.

         

     Цель и задачи: продолжить знакомить детей с национальной удмуртской кухней удмуртского народа, с названиями традиционных блюд удмуртской кухни; способствовать воспитанию положительного отношения к традициям и истории своего народа; продолжить расширять словарный запас детей на удмуртском языке.

Задачи:

образовательные:

  1. актуализировать знания учащихся о  традиционных блюдах удмуртского народа;
  2. знакомство с названиями блюд;

развивающие:

  1. развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;

воспитательные:

  1. способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, трудолюбия. Воспитание положительного отношения к традициям и истории своего народа

Ожидаемые результаты:

  1. повышение интереса младших школьников к традициям удмуртского народа;
  2. повышение словарного запаса

Форма: внеурочная деятельность.

Методы: рассказ-беседа.

Дидактический материал и оборудование:

  1. компьютер, проектор, экран;
  2. презентация.

Предварительная работа:

  1. экскурсия детей в музей;
  2. встреча детей с бабушками;
  3. встреча детей с тружениками тыла;
  4. отбор материала для создания  удмуртских блюд;
  5. создание сценария;
  6. создание презентации «Удмуртская кухня».

        В проведении классного часа мною были использованы технические средства: ноутбук, проектор, экран. Также была проведена предварительная работа с учениками  4 класса, в котором я классный руководитель. Чтобы провести  внеклассное мероприятие  мы провели исследовательскую работу: посетили школьный музей, сходили к  бабушкам,  труженикам тыла.

      При подготовке  внеклассного мероприятия я учла возрастные особенности    детей. Постаралась, чтобы презентация, словарный текст, музыка были единым целым.

     Внимание детей было целиком поглощено данным мероприятием. Детям было интересно посмотреть приготовленную мною презентацию. Почти все люди, представленные в данной презентации детям знакомы. Егорова Евдокия –пра- бабушка  ученика  2 класса  Фасихова Ильи.  Она рассказала и показала,  как стряпают перепечи, шаньги. Рассказала что они ели в детстве.

      Материал, предложенный учащимся, по объёму был небольшим. Вся информация была представлена в доступной форме и понятна детям.

   Время мероприятия – 45 минут.Словарная работа:

Активный словарь

Нянь

Хлеб

Куарнянь

Пресная лепешка

ӝук

Каша

Шыд

Суп

Сюкась

Квас

Аръян

Молочный напиток

Табань

Табани

Перепеч

Перепечи

Пызь

Мука

Кеньыр

Крупа

Курегпуз

Яйцо

Вӧй

Масло

Кузятэм

Творог

Йӧл

Молоко

Йӧлвыл

Сметана

Чырс йӧл

Простокваша

Сӥль

Мясо

Губи

Грибы

Кубиста

Капуста

сугон

Лук

Картофка

Картошка

Бакча сиенъес

Овощи

Чорыг

Рыба

Чечы

Мед

Гур

Печка

Зырет

Приправа к лепешкам

Ческыт

Вкусный

Пыжыны

Печь

пӧзьтыны

варить

Пассивный словарь: пословицы о хлебе

Ход образовательной деятельности

           1. Сегодня мы познакомимся с национальной кухней удмуртского народа, с блюдами удмуртской кухни. Узнаем, какие кушанья готовили наши бабушки и прабабушки.

 Национальная кухня всегда складывается из образа жизни народа. Удмурты издавна занимались земледелием и подсобным хозяйством. Выращивали овощи: лук, морковь, редьку, тыкву, репу, свеклу, капусту. В лесу собирали ягоды, грибы, орехи, травы. Удмуртский народ создал немало вкусных кушаний. Готовились они очень просто. А пытались раньше в основном тем, что вырастет на огороде и в поле. Из ячменя, пшеницы, проса, овса получали крупы, а из них варили кашу.

- Какую кашу вы любите? (гречневую, манную, рисовую, пшеничную, овсяную, перловую, ячневую…) Повседневным блюдом у удмуртов были различные супы ( шыд). Вы каждый день дома и в школе кушаете суп.

польза и вред крупы

польза и вред перловой крупы

Перловая крупа (Ячмень).Крупа перловая — это цельное ячменное зерно. Зернышко перловки избавляют от наружной оболочки, полируют, чтобы оно быстрее варилось. В отличии от других круп, растет перловка в разнообразных климатических условиях. Из перловой крупы можно варить каши, супы, а также её можно добавлять в различные салаты и гуляши. Перловая крупа не только придает любому блюду аромат и текстуру, но и сгущает его. Перловку можно готовить как самостоятельное блюдо (на три части воды одну часть крупы и варить около часа). Перед приготовлением перловую крупу желательно замачивать. Подойдет для этого как вода, так и простокваша. А из проросших зерен перловки делают солодовый ячменный экстракт. Перловка является мощным антиоксидантом, селена в ней в три раза больше, чем в рисе. Также перловка богата протеинами, минералами и витаминами группы В.

польза и вред гречки

Между прочим, гречка — это не крупа, а семя. Это такие съедобные треугольные зернышки. Гречка очень полезна и популярна. Она хороша как гарнир или добавка в гуляши. Варить гречку советуют в следующем соотношении: одна часть семян, к двум частям воды в течении шести минут, а потом оставляют на такое же время доходить самостоятельно. Чтобы приготовленная гречка получилась ароматнее, её следует обжарить на сухой сковороде, помешивая, до золотистого цвета. Также, гречка идет на помол гречневой муки. Гречневая мука получается серого оттенка и с сильным запахом. Из гречневой муки пекут оладьи, блины, а добавив муки обычной, выпекают хлеб. Гречневая мука подходит для приготовления спагетти или соба (это важный ингредиент японской кухни). В гречневой крупе глютена (клейковины) нет. Гречневая крупа рекомендована больным сердечно — сосудистыми заболеваниями и диабетикам — это обусловлено содержанием магния и калия в зернах данной крупы.

польза и вред риса

Рис.Рис считается одним из самых важных злаков. Существует несколько видов риса: короткозерный, среднезерный и длиннозерный. Длиннозерный рис подходит для приготовления несладких блюд, а короткозерный наоборот, уместен в десертах, а также незаменим в приготовлении суши и роллов. Рис нормализует обмен веществ, способствует выведению из организма вредных солей и, препятствуя их отложению, лечит полиартрит. Рис белый богат витаминами Р и Е, а так же витаминами группы В. Неочищенный рис — самый полезный, он обладает ореховым вкусом, богат большим количеством клетчатки и полезных веществ. Он содержит большое количество фолиевой кислоты, каротина, тиамина и других ценных веществ.

- Из каких продуктов варят суп?

Кеньырен- крупяной

Бакча сиенэн-овощной

Губиен-грибной

Сӥлен-мясной

- Из пшеничной и ржаной муки пекли кислый хлеб и пресные лепешки

 ( куарнянь). К хлебу относились с величайшей почтительностью, с полу подбирали даже крошки, особенно следили за тем, чтобы дети не крошили, не играли с ним.

-Ребята, а почему к хлебу относились с почтительностью?

-Считали хлеб святыней, величайшим из всех даров на земле. В народе говорили:

«Хлеб  дороже золота»- «Нянь зарнилэсь но дуно»

«Хлеб придает человеку силы»-«Нянь юнматэ»

             2.Коммуникативная игра «Чырсам нянь» ( Квашня и тесто)

     Суйтэм, пыдтэм, беризь йылэ ( гурезе, гидкуазьестӥ, писпу йылэ) тубе.

     Без рук, без ног, на липу ( в гору, по дворам, на дерево) взбирается.

- Что это? Ма со? ( квашня и тесто-чырсам нянь)

квашня

Bread1

- Молодцы! Хлеб получился на славу. Тесто поспело, теперь его в печку. А печка где?

  3. Удмуртская байка «Гур кытын?» ( Печка где?)

Печь доме - музее (где-то).

- гур кытын?                    - печка где?

- выж вылын                   - на полу.

- ма карем?                     - что делала?

- нянь пыжем.                 – хлеб пекла.

- нянь кытын?                -хлеб где?

-ӝӧк вылын.                    – на столе.

Пекли хлеб с особым старанием. И получился круглый, пышный, ароматный каравай. ( показ каравая)

j0199283

- Ребята, что можно еще испечь их муки?

        

- А еще удмурты пекли табани. Табань-это популярная традиционная лепешка из всех видов муки: ржаной, пшеничной, овсяной, гречневой и даже гороховой. Когда пекут в деревне хлеб, по всей округе запахи стряпни! Готовят их в печи. Подают на стол с зыретом. Зырет-это соус, приготовленный из муки  и молока.

          Табани пекли не только по праздникам, но и по воскресеньям. Тесто замешивали с вечера, и утром вся семья садилась за стол, на котором уже были расставлены тарелки и блюда с приправами к табяням.

- А какие приправы подавались к столу?

                                                         

          

  4.Молодцы, сейчас мы послушаем стихи про табани. (дети рассказывают  стихотворения).  

                                                                                                 

                                                                                         

- А еще вы знаете удмуртскую песенку про табани?

1.Уй чоже чырсатэмын,

      ӝуась гурын пыжемын.

Табане, табане,

Туж ческыт тон, табане.

2. Шунды кадь ик питырес,

Вылаз-вӧлдэм зыретэз.

                                           3.Возьмаськом ми арняез

Гурын пыжем табанез.

            Очень вкусные табани с зыретом. Сегодня мы их попробуем.

( дегустация блюд)

           Очень вкусно. Широко использовались в питании молоко и молочные продукты. Из молока получали сметану-йӧлвыл, масло-вӧй, творог-кузятэм, простоквашу-чырс йӧл. Аръян- это любимый напиток удмуртов. Он утолял жажду в жаркий страдный день. А как же взбивают масло и получают напиток.

5. Коммуникативная игра «Аръян шуккем» ( «Масло взбивают»).

Пыре-потэ, пыре-потэ, ӵуж йырсие ныл потэ.

Выходит- заходит, выходит-заходит, белокурая девушка появляется.

- А вы знаете, как тесто месят, как масло взбивают? Молодцы.

       Разнообразие мучных изделий в удмуртской кухне весьма велико. Удмурты издавна пекли пироги с капустой, с калиной, позже появились лепешки и ватрушки, блины и оладьи.

        А еще я вам хочу рассказать про перепечи. Это одно из любимых блюд удмуртов. Их ставят на стол самым дорогим и желанным гостям. Готовили их в торжество и в праздничные дни. Это блюдо подается в горячем виде, сразу из печи. Начинки для перепечей были самые разнообразные: мясо-сӥль, капуста-кубиста, грибы-губи, яйцо-курегпуз, рыба-чорыг, лук-сугон, творог-кузятэм, картофель-картофка

6. Практическая часть.

perepechi

Тестопластика «Перепечи». Дети стряпают перепечи.

  1. Показ и объяснение лепки.
  2. Самостоятельная работа.
  3. Закрепление последовательности работы.( видеофильм)

7. Сюрпризный момент «Перепечи удались на славу»

Стряпаем мы их с картошкой,

И с капустой, и с грибами,

Да и с мясом можно печь их,

Ну, конечно, это….( перепечи)

Перепечи, перепечи!

Ах, как они вкусны!

Перепечи, перепечи!

Подрумяненный восходящим солнцем колобок,

Словно утреннее солнце ты хранишь

Добрые традиции предков.

                                               В.Ванюшев

5659310

8. Рефлексия. С какой национальной кухней мы познакомились? Чему вы научились? Какие блюда удмуртской кухни вы узнали?

( ответы детей)

Я узнал-

Я понял-

Я умею-

  Большое вам спасибо. Мы сегодня узнали много нового и интересного.

Приглашаю всех пить чай с табанями и перепечами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности учащихся: «Художник - Грамотей». (разработана для учащихся начальных класса, срок реализации: 2 года)

     Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формиров...

Проектная деятельность как форма организации внеурочной деятельности учащихся

Рассказывается как организовать  проектную деятельность учащихся...

ПРОГРАММА ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ «Проектно – исследовательская деятельность в начальной школе»

Курс   «ПРОЕКТНО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ» направлен на освоение таких способов деятельности, как описание и анализ ситуации, формулировка и анализ проблемы, опреде...

Занятие по внеурочной деятельности "Мир праздника" по теме "День наших бабушек и мам" Волк и семеро козлят"

Цель занятия:   формирование духовно-нравственных и эстетических чувств через семью;   воспитание уважения и любви к женщинам, мамам, бабушкам и сестрам; Задачи:образовательна...

Статья "Использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ"

Статья "Использование проектно-исследовательской деятельности во внеурочной деятельности учащихся с ОВЗ"...

Внеурочная деятельность для детей с ОВЗ. Опыт нашей школы.

Материал знакомит с опытом и организацией работы по внеурочной деятельности в гончарной мастерской для детей с умеренными интеллектуальными нарушениями....

Внеурочная деятельность учащихся этнокультурного содержания Внеклассное мероприятие «Блюда наших бабушек»

       Данное мероприятие относится к нравственному воспитанию детей в школе. Разработанное внеклассное мероприятие  помогло детям узнать и вспомнить о многих людях наш...