Воспитание детей в условиях современной реальности
статья

Банникова Наталья Анатольевна

Предлагаю вашему вниманию статью о том, какие проблемы возникают при воспитании современных детей в школе во время уроков. И как решить их наименее безболезненно. На сегодняшний день это актуально для семьи, школы, да и всей страны. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Банникова Наталья Анатольевна
заместитель руководителя
ОМО ЦАО учителей ОРКСЭ
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
М
АОУ «Лицей №159»

 

Воспитание детей в условиях современной реальности

«Учить и воспитывать – как «молния» на куртке: обе стороны затягиваются одновременно и накрепко неторопливым движением замка – творческой мысли. Вот эта соединяющая мысль и есть главное в уроке».

Е. Ильин

Быстро развивающийся темп современной жизни диктует свои условия: технологии меняются, прежние  традиции остаются в прошлом, гаджеты меняют психику человека и влияют на его сознание и жизненный уклад. Поэтому нет ничего странного в том, что современные дети значительно отличаются от тех детей, которые росли лет 15 назад.

Правильное воспитание подрастающего поколения в школе  – важный вопрос, ответ на который напрямую зависит от реалий сегодняшнего дня.

Однако последнее время мы часто слышим фразу  -  «школа предоставляет услуги»… Звучат эти слова очень обидно. При таком отношении со стороны общества крайне сложно воспитывать подрастающее поколение. Но, настоящий учитель не может поступать иначе…

Буквально на днях коллега сказала мне: «Наталья Анатольевна, вы нестандартный педагог…» Наверное, она права, мы все, работающие в школе, нестандартные люди…

На своих уроках я стараюсь давать не только то, что заложено программой, но и  вкладывать в детей необходимые для жизни знания, прививать нравственные понятия и ценности, принятые в человеческом обществе.

А что же нужно сделать для того, чтобы наши обычные школьные уроки стали ещё и воспитывающими уроками? Какие усилия нужно предпринять, чтобы проводимые занятия влияли не только на когнитивное, но и на личностное развитие ребенка, на достижение тех целей, которые сформулированы в примерной программе воспитания?

Воспитывающими уроки становятся тогда, когда они интересны ученикам, и те с удовольствием включаются в организуемую учителем деятельность.

Когда они побуждают детей задуматься о ценностях, нравственных вопросах, жизненных проблемах.

Когда время от времени на уроках используются игры, дискуссии и другие парные или групповые формы работы.

Я всегда стараюсь находить время, повод и темы для неформального общения с ребятами – как до уроков, так и после них.  Прислушиваюсь  к мнению  детей, учу задавать важные для них вопросы.

Часто использую на уроках знакомые детям, а потому более действенные примеры, образы, метафоры – из близких им книг, фильмов, мультфильмов. Это помогает мне стать для ребят ближе,  что способствует взаимопониманию.

Никогда не боюсь просить прощения у своих учеников – за свои ошибки (не ошибается, как известно, только тот, кто ничего не делает). Учу и их просить прощения друг у друга, хотя это очень сложно.  Ведь мы же хотим, чтобы просить прощения друг у друга научились наши дети, значит и этому нужно учить. Но только  своим примером. А учитель, в такие моменты, приобретает в глазах детей статус честного и порядочного человека. И совсем неправы те, кто считает это проявлением слабости...

Всегда говорю им – когда вы вырастете, вы и не вспомните, за что вы получили пятерку или двойку, но, наши беседы на уроках о добре, милосердии и дружбе, вы запомните на всю жизнь….

Дети, к большому сожалению, стали  удручающе прагматичными, у них почти полностью отсутствуют романтические порывы. Да и откуда им взяться. Была же поставлена цель:  "Недостаток коммунистического образования в том, что они воспитывали созидателей, а мы должны воспитывать грамотного потребителя..." (Фурсенко) 

Но, лично мне хотелось бы своих учеников вырастить, прежде всего, творцами, а не исключительно потребителями. А также людьми, способными сопереживать…

Часто на уроках рассказываю детям о войне, ведь даже самое трагическое событие можно забыть. Так происходит и с Великой Отечественной войной — людей, которые прошли через военное время, в живых остается всё меньше. Многие дети, зачастую, даже не знают элементарного - кто, с кем и почему воевал. Но,  родители и другие взрослые не спешат рассказывать малышам о войне, опасаясь, что ребёнка травмирует трагичность истории. А ведь у  школьников старше семи лет уже неплохо развито понятие справедливости: в этом возрасте ребёнок чётко осознает «что такое хорошо, а что такое плохо». Вот и рассказываю  я об этой страшной войне, тщательно подбирая каждое слово…

Однако некоторые родители моих учеников  всё же иногда возмущаются: «Рано им говорить о войне», «Дети не должны плакать над произведениями, они же маленькие» или «Зачем детям знать о смерти? Перейдут в старшее звено – там им  и расскажут…»

Но, ведь «потом» может быть уже поздно. «Потом»  вырастут люди, не знающие милосердия, не умеющие сопереживать, не желающие понять и простить друг друга…. А сейчас  многие дети, действительно, стали равнодушными… Их сердца не трогают рассказы о войне, проблемы близких…  Когда я читаю произведения, способные растрогать, сами собой наворачиваются слёзы .…   А большинство ребят на меня смотрят и улыбаются.… Это страшно. Впервые за много лет работы,  я с огромным трудом  «пробиваюсь» к их сердцам…

И это в начальной школе,… а дальше они станут подростками…

Читаем мы, разумеется, не только о войне. В учебнике «Литературное чтение»  есть замечательное произведение Толстого «Лев и собачка». Так вот, там говорится о смерти. Не о вымышленной, а о самой настоящей…  Не спрятаться от этого…

Знаю, что некоторые дети уже понимают, как больно терять своего питомца. Вот они-то и сочувствуют, сопереживают героям рассказа. Остальные равнодушны.… И таких, увы, много... Понимаете, дело в том, что пряча от детей страшную правду жизни, мы делаем их равнодушными.…  Это совсем не значит, что нужно запугивать проблемами, следует корректно с ними знакомить.

И необходимо это, прежде всего,  самим  родителям. Ведь им жить со своими детьми… Жизнь не бывает сплошным праздником…. И дети должны быть готовыми к встрече с трудностями. В противном случае, они могут «сломаться»…

Совсем недавно приступили к изучению курса ОРКСЭ. Уже больше десяти лет я веду модуль «Основы православной культуры». Эти, как и другие уроки, очень интересны, если детям рассказывать доступным языком и приводить примеры из их жизни и жизни близких людей.

Расскажу лишь об одном моменте, произошедшим на уроке.

Шла речь о милосердии. На экране появилась фотография, на которой были изображены дети, танцующие перед пожилыми людьми. На мой вопрос о происходящем на снимке, многие ученики  отвечали, что дети пришли в гости к своим дедушкам и бабушкам, и танцуют перед ними. Пришлось рассказать, что это не просто дом,… а дом для престарелых. До этих слов на лицах учеников были улыбки, после -  они исчезли моментально. Посыпались вопросы: «Почему пожилые люди там оказались?» «Может, там им хорошо?» и прочие…

Тогда я спросила: «Сможет ли кто-нибудь отдать своих родителей туда, если там так «хорошо»?» Некоторые ребята, видимо представив это,  заплакали….

Трудный разговор? Да.… Очень трудный.… Но, только через сопереживание, через подобные диалоги мы сможем хоть немного «разбудить» в детях совесть и сострадание.  

В заключение, хочу заметить, что вовсе не критикую наших детей. Не их вина, но их беда, что вынуждены они вступать в жизнь в это непростое, недоброе время. И особая роль, и особая задача учителей и  родителей, всеми силами помогать им. Если не пренебрегать этим, то  наши дети вырастут настоящими людьми. Но, для этого и мы должны быть честны в отношении к своей работе, к детям и к коллегам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация.Сохранение и укрепление здоровья детей в условиях современного образования.

В данной презентации представлены практические рекомендации по созданию сохраняющих здоровье условий воспитания и обучения детей. В их основе лежит успешный опыт работы школы-центра "Цветик-семицветик...

Здоровьесберегающие технологии, как необходимый аспект в обучении и воспитании детей в условиях ФГОС НОО

«Здоровье – не все, но все без здоровья – ничто», - говорил древнегреческий философ Сократ в далеком прошлом, но его слова очень актуальны и в XXI веке. В современном информационном мире мы доби...

Гендерное воспитание детей в условиях дошкольного учреждения

Проблема гендерного воспитания и обучения детей в условиях дошкольного учреждения...

Как организовать и реализовать обучение одарённых детей в условиях современной школы.

Проблема одаренных детей в части их обучения не является проблемой одних только их самих или их родителей, - это проблема всей системы образования, как социального института, поскольку задача создания...

Подвижные игры как средство физического воспитания детей в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних

Подвижные игры представляют одно из признанных средств физического воспитания детей и подростков, а также являются обязательным компонентом практически каждого занятия. Главным содержанием подвижных и...

Гендерное воспитание детей в условиях приёмного отделения ГБУ СО «Балаковский центр социальной помощи семье и детям "Семья"

Представленный материал отражает вопросы использования игровой деятельности в процессе полоролевого воспитания детей, а также формы взаимодействия с родителями в вопросах формирования полоролевого пов...

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее»

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее» ...