Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.
статья

Конева Татьяна Григорьевна

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx30.89 КБ

Предварительный просмотр:

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Слово «технология» происходит от греческого слова: «techne» - искусство, мастерство, умение и «logos» - наука, закон. Дословно «технология» - наука о мастерстве.

Для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе используются современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования, более эффективно использовать учебное время и снижать долю репродуктивной деятельности учащихся за счет снижения времени, отведенного на выполнение домашнего задания. В школе представлен широкий спектр образовательных педагогических технологий, которые применяются в учебном процессе.

Федеральный государственный образовательный стандарт общеобразовательного образования ставит главную задачу развития личности детей. Поэтому необходимо освоить современные педагогические технологии для реализации основных задач по ФГОС.

В педагогическую технологию входят: Комплекс приемов является областью педагогического знания, которая отражает характеристики глубоких процессов педагогического процесса, особенности взаимодействия их управления, управлением которых обеспечивается необходимая эффективность учебного и воспитательного процесса. Комплекс форм, методик, приемов и методов передачи опыта социального сообщества и технических средств его обслуживания; Это совокупность методов организации учебного процесса и последовательности определенных действий и операций, которые связаны с конкретной работой учителя, и направленные на достижение целей.

В условиях реализации требований ФГОС ООО наиболее актуальными становятся технологии, рассмотрим некоторые из них:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развития критического мышления
  • Проектная технология
  • Технология развивающего обучения
  • Технология проблемного обучения
  • Игровые технологии

 1). Информационно – коммуникационная технология

Применение ИКТ способствует достижению основной цели развития образования – повышения качества образования, обеспечения гармонического развития человека, ориентирующегося на информационное пространство, приобщенного к информационным возможностям современной техники и умение применять имеющийся опыт.

Последние годы все чаще возникает вопрос о применении новой информационной техники в школах. Это не просто новые технологии, а новые методы и формы обучения, новые подходы к процессу подготовки. Внедрение ИКТ технологий в образовательном процессе повышает уровень авторитета учителя в коллективе школы, поскольку преподавание проводится на современном и более высоких уровнях. Более того, растет самооценка самого преподавателя, который развивает профессиональную компетенцию.

Педагогическая компетентность основана на единстве знания и умения, соответствующих современным уровням развития наук, технологий, а также их продукции - информационным технологиям.

На данный момент нужно уметь получить информацию из различного источника, использовать ее и самостоятельно создавать. Широкий опыт использования ИКТ позволяет учителю получать новые навыки в преподавании его предмета и в значительной мере облегчает его труд, повышает эффективность образования, позволяет повысить качество обучения.

Система применения ИКТ

Систему применения ИКТ можно разделить на следующие этапы:

1 этап: Выявление образовательного материала, который требует конкретной подготовки, анализ программы подготовки, анализ тематики, выбор темы, выбор вида урока, определение особенностей образовательного материала этого типа.

2 этап: Создание и разработка информационного продукта, создание готовых медиа-ресурсов для образовательной деятельности, создание своего продукта для презентации, обучения, тестирования или контроля.

3 этап: Использование информационных продуктов, использование на уроках различные виды внеклассных работах, применяются при руководстве научными исследованиями учащихся..

 4 этап: Оценка эффективности применения ИКТ, динамика результатов, рейтинг предмета.

2) Технология критического мышления

Что понимается под критическим мышлением? Критическое мышление – тот тип мышления, который помогает критически относится к любым утверждениям, не принимать ничего на веру без доказательств, но быть при этом открытым новым идеям, методам. Критическое мышление – необходимое условие свободы выбора, качества прогноза, ответственности за собственные решения. Критическое мышление, таким образом, по сути – некоторая тавтология, синоним качественного мышления. Это скорее Имя, чем понятие, но именно под этим именем с рядом международных проектов в нашу жизнь пришли те технологические приемы, которые мы будем приводить ниже. 
        Конструктивную основу «технологии критического мышления» составляет базовая модель трех стадий организации учебного процесса:  

·         На этапе вызова из памяти «вызываются», актуализируются имеющиеся знания и представления об изучаемом, формируется личный интерес, определяются цели рассмотрения той или иной темы. 

·           На стадии осмысления (или реализации смысла), как правило, обучающийся вступает в контакт с новой информацией. Происходит ее систематизация. Ученик получает возможность задуматься о природе изучаемого объекта, учится формулировать вопросы по мере соотнесения старой и новой информации. Происходит формирование собственной позиции. Очень важно, что уже на этом этапе с помощью ряда приемов уже можно самостоятельно отслеживать процесс понимания материала.

·        Этап размышления (рефлексии) характеризуется тем, что учащиеся закрепляют новые знания и активно перестраивают собственные первичные представления с тем, чтобы включить в них новые понятия. 

Работая в рамках данной модели, школьники осваивают различные способы интеграции информации, научились вырабатывать свое мнение на основании осознания различных опытов, идей, представлений, создают умозаключения и логичные цепочки доказательства, выражают свою мысль ясным, уверенным и правильным образом в отношении окружающих.

 Основные методические приемы развития критического мышления

1.           Прием «Кластер»

2.            Таблица

3.           Мозговой штурм

4.           Интеллектуальная разминка

5.           Эссе

6.           Приём «Корзина идей»

7.       Круги по воде

8.       Ролевой проект

9.       Да - нет

10.       Приём «Чтение с остановками» 

3). Проектная технология

Метод проектирования не принципиально нов в мире педагогики. Возник в начале XX века в Америке. Его также называли методом проблемы и связывали его идеи гуманистического направления в философии и обучении, разработанные американскими философами и педагогами Дж.Дьюи и его учениками В.Х.Килпатриком. Важно показать детям свои личные интересы к приобретенным знаниям, им в жизни пригодятся. На примере проблем, взятых из реального мира, знакомые и значимые для малыша, к решению которых он должен приложить свои полученные знания, новые знания, которые он еще должен приобрести.

  Учитель может показать источник информации, и может просто направлять мысль ученика в нужное направление для самостоятельной поисковой деятельности. Но в итоге школьники должны решать проблему самостоятельно, совместно, при помощи необходимых знаний сразу из разных сфер, добиться реального результата.

   Цель технологии - Способствует стимулированию интереса учащихся к конкретным вопросам, которые предполагают владение определенным количеством знаний, а также посредством проектной деятельности, предусматривающей решение данных задач, умение применять на практике полученные знания. 

Практическое применение элементов проектной технологии.

   Суть методики проектирования заключается в активном участии ученика в получении знания. Технология проектирования является практическим творческим заданием, которое требует от учащихся применения их в решении проблемных задач, знании материала. Являясь исследовательским методом, она учит анализировать конкретную историческую проблему или задачу, создавшуюся на определенном этапе развития общества. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Таким образом, проектная методика:

1.     характеризуется высокой коммуникативностью;

2.     предполагает выражение учащимся своего собственного мнения, чувств, активное включение в реальную деятельность;

3.     особая форма организации коммуникативно-познвательной деятельности школьников на уроке истории;

4.     основана на цикличной организации учебного процесса.

   Поэтому как элементы, так собственно и технологию проекта следует применять в конце изучения темы по определенному циклу, как один их видов повторительно-обобщающего урока. Одним из элементов такой методики является проектная дискуссия, которая основана на методе подготовки и защита проекта по определенной теме.

 Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учащихся 

Деятельность учителя  

Организационно-

подготовительный

Выбор темы проекта, определение его цели и задач, разработка реализации плана идеи, формирование микрогрупп.

Формирование мотивации участников, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, выработка критериев оценки деятельности каждого участника на всех этапах.

 Поисковый

Сбор, анализ и систематизация собранной информации, запись интервью, обсуждение собранного материала в микрогруппах, выдвижение и проверка гипотезы, оформление макета и стендового доклада, самоконтроль.

Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обработке материала, консультация по оформлению проекта, отслеживание деятельности каждого ученика, оценка.

Итоговый

Оформление проекта, подготовка к защите.

Подготовка выступающих, помощь  в оформлении проекта.

Рефлексия

Оценка своей деятельности. «Что дала мне работа над проектом?»

Оценивание каждого участника проекта.

 

4). Технология проблемного обучения

  Сегодня проблемное обучение понимается как организация учебной деятельности, предполагающая создание под управлением учителя проблемной ситуации и активное самостоятельное обращение учащихся к ее разрешению, что и приводит к творческому освоению профессиональных знаний, навыков, умений и развитию мышления.

Технология обучения проблем предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельную поисковую деятельность учащихся для решения учебных задач, в результате которой учащиеся формируют новые знания, навыки и умения, развивают умения, познавательные способности, любопытство, эрудицию, творческую мысль и прочие личностно значимые качества.

Проблемная ситуация в обучении имеет обучающую ценность только тогда, когда предлагаемое ученику проблемное задание соответствует его интеллектуальным возможностям, способствует пробуждению у обучаемых желания выйти из этой ситуации, снять возникшее противоречие.
   В качестве проблемных заданий могут выступать учебные задачи, вопросы, практические задания и т. п. Однако нельзя смешивать проблемное задание и проблемную ситуацию. Проблемное задание само по себе не является проблемной ситуацией, оно может вызвать проблемную ситуацию лишь при определенных условиях. Одна и та же проблемная ситуация может быть вызвана различными типами заданий. В общем виде технология проблемного обучения состоит в том, что перед учащимися ставится проблема и они при непосредственном участии учителя или самостоятельно исследуют пути и способы ее решения, т. е.

  •     строят гипотезу,
  •     намечают и обсуждают способы проверки ее истинности,
  •     аргументируют, проводят эксперименты, наблюдения, анализируют их результаты, рассуждают, доказывают.

По степени познавательной самостоятельности учащихся проблемное обучение осуществляется в трех основных формах: проблемного изложения, частично-поисковой деятельности и самостоятельной исследовательской деятельности.Наименьшая познавательная самостоятельность учащихся имеет место при проблемном изложении : сообщение нового материала осуществляется самим преподавателем. Поставив проблему, учитель вскрывает путь ее решения, демонстрирует учащимся ход научного мышления, заставляет их следить за диалектическим движением мысли к истине, делает их как бы соучастниками научного поиска.В условиях частично-поисковой деятельности работа в основном направляется преподавателем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.

Технология проблемного обучения, как и другие технологии, имеет положительные и отрицательные стороны.

Преимущества технологии проблемного обучения: способствует не только приобретению учащимися необходимой системы знаний, умений и навыков, но и достижению высокого уровня их умственного развития, формированию у них способности к самостоятельному добыванию знаний путем собственной творческой деятельности; развивает интерес к учебному труду; обеспечивает прочные результаты обучения.

Недостатки:большие затраты времени на достижение запланированных результатов, слабая управляемость познавательной деятельностью учащихся.

 5). Игровые технологии

 Игра наряду с трудом и ученьем - один из основных видов деятельности человека, удивительный феномен нашего существования.

По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

 Классификация педагогических игр

1.     По области применения:

—физические

—интеллектуальные

—трудовые

—социальные

—психологические

2.     По (характеристике) характеру педагогического процесса:

—обучающие

—тренинговые

—контролирующие

—обобщающие

—познавательные

—творческие

—развивающие

3.     По игровой технологии:

—предметные

—сюжетные

—ролевые

—деловые

—имитационные

—драматизация

4.     По предметной области:

—математические, химические, биологические, физические, экологические

—музыкальные

—трудовые

—спортивные

—экономически

5.     По игровой среде:

—без предметов

—с предметами

—настольные

—комнатные

—уличные

—компьютерные

—телевизионные

—циклические, со средствами передвижения

 

Какие задачи решает использование такой формы обучения:

—Осуществляет более свободные, психологически раскрепощённый контроль знаний.

—Исчезает болезненная реакция учащихся на неудачные ответы.

—Подход к учащимся в обучении становится более деликатным и дифференцированным.

 Обучение в  игре  позволяет научить:

Распознавать, сравнивать, характеризовать, раскрывать понятия , обосновывать, применять

 В результате применения методов игрового обучения достигаются следующие цели:

  •       стимулируется познавательная деятельность
  •       активизируется мыслительная деятельность
  •      самопроизвольно запоминаются сведения
  •      формируется ассоциативное запоминание
  •      усиливается мотивация к изучению предмета

 Всё это говорит об эффективности обучения в процессе игры, которая является профессиональной деятельностью, имеющей черты, как учения, так и труда.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Информационное сопровождение современных педагогических технологий как средство реализации ФГОС НОО

   Мы живём в информационном мире, который стремительно меняется день ото дня, вместе с этим меняется и образование. В октябре 2009 года Министерством образования и науки Российской Ф...

Применение современных образовательных технологий в условиях реализации ФГОС. Проектная деятельность в системе Л. В. Занкова

Начиная с 2008 года,  работаю по программе Л.В.Занкова. Общая целевая установка в федеральном государственном образовательном стандарте совпадает с целью системы развивающего обучения Л.Занкова –...

ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО

Заседание методического объединения учителей начальных классов. ВЫСТУПЛЕНИЕ ПО ТЕМЕ  Использование современных педагогических технологий, направленных на реализацию ФГОС НОО  . Деятельн...

"Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС"

Современные педагогические технологии в условиях реализации...

Современные педагогические технологии в условиях реализации ФГОС.

Педагогические технологии: совокупность форм, методов, приёмов и средств передачи социального опыта, а также техническое оснащение образовательного процесса...