Воспитательский час: «Семья вся вместе-и душа на месте!».
календарно-тематическое планирование (4 класс)

Гаглоева Заира Хазмиевна

Ребята, а для чего человеку нужна семья?

Выбери из списка слов словосочетания, которые характеризуют семью: учит любви, ответственности, заботе и уважению, вере в необходимости семьи, утверждение в ненужности семьи, для одиночества, нужна для счастья, обуза.

А какую семью можно назвать счастливой? (Конечно же ту, где царит доброта, любовь, уважение, терпимость, доверие, дружба)

- Как называют семьи, в которых трое и более детей? (многодетные). Поднимите руку, кто в нашем классе из многодетной семьи?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seme.docx18.77 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитательский час: «Семья вся вместе – и душа не месте!» 

Цели: расширить представление воспитанников о семье и семейных традициях, раскрыть понятие «счастливая семья»; развивать умение работать с толковым словарём, находить в нём необходимую информацию, развивать умение подбирать родственные слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; воспитывать уважение к членам своей семьи.

Форма: беседа.

Ход воспитательского часа.

Воспитатель: А что же такое «Семья»? Как вы понимаете это слово?

Продолжи фразу:

Семья – это…. ( ответы детей - счастье, дружба, спокойствие, радость, тепло, чистота, уют, хлопоты, здоровье, любовь, дети, мама, папа.)

В словаре Ожегова, с которым вы уже знакомы, даётся следующее определение:

«Семья – это группа родственников, живущих вместе»

А кто такие родственники? (Мама, папа, братья, сёстры, дедушки, бабушки, тёти, дяди и т.д.)

Прочитайте следующую пословицу

«Вся семья вместе, так и душа на месте»

Объясните смысл этой пословицы. 

Семьи бывают разные: большие и маленькие, полные и неполные…

А знаете ли вы откуда появилось слово «семья»?

Послушайте легенду про библейских героев Адама и Еву.

«Когда – то о нем не слыхала земля.

Но Еве сказал перед свадьбой Адам:

Сейчас я тебе семь вопросов задам:

Кто деток родит мне, богиня моя?

И Ева тихонько ответила: Я.

Кто платье сошьет, постирает белье.

Меня приласкает, украсит жилье?

Ответь на вопросы подруга моя…?

Я, я, я- Ева молвила Я.

Сказала она знаменитых семь Я

И так на земле появилась СЕМЬЯ»

Вот так на нашей земле появилась семья.

Воспитатель: Ребята, а для чего человеку нужна семья?

Выбери из списка слов словосочетания, которые характеризуют семью: учит любви, ответственности, заботе и уважению, вере в необходимости семьи, утверждение в ненужности семьи, для одиночества, нужна для счастья, обуза.

А какую семью можно назвать счастливой? (Конечно же ту, где царит доброта, любовь, уважение, терпимость, доверие, дружба)

- Как называют семьи, в которых трое и более детей? (многодетные). Поднимите руку, кто в нашем классе из многодетной семьи?

Вы все живёте в семье, у вас есть родители, которые любят и заботятся о вас. А есть дети, которым не хватает родительской любви, у них по каким-то причинам нет мамы, папы. Скажите, кто заботится о таких детях? (ответы детей )

Объясните значение выделенных выражений в пословицах  в семье лад, крепка ладом, идут в лад, используя толковый словарь.

Чтение и анализ отрывков из рассказа В.П. Астафьева «Бабушкин праздник».

- Найдите в первом фрагменте слова с корнем –род-. Подберите ещё несколько слов с эти корнем. Запишите эти слова в тетрадь, выделите корень.

- Найдите в тексте незнакомые вам слова. Помог ли текст объяснить их значение? Проверьте себя по толковому словарю.

А теперь, ребята поразмышляем вместе.

В каждой семье существуют разные семейные традиции.

А что такое традиции? (Семейные традиции – это принятые в семье правила, которые постоянно соблюдаются взрослыми и детьми)

Многие художники в своих картинах тоже изображали семейные традиции.

Рассмотрите внимательно репродукцию картины И.С.Куликова «В крестьянской избе». Скажите пожалуйста, что вы видите на переднем плане этой картины? Опишите избу, одежду людей.

 На переднем плане изображена группа крестьян за праздничным столом с самоваром. Изба небольшая по размеру, группа сидит в красном углу избы. Молодые мужчины беседуют, их жёны внимательно слушают, пожилые мудро поддерживают беседу. Всё это пронизано солнечным светом, падающим из окна. Кумачовые рубахи и платки создают впечатление теплоты и уюта, семейного благополучия и счастья. Художник сумел превратить душную избу в сверкающий золотом дворец, полюбить действующих лиц картины за умение забыть все невзгоды трудной крестьянской доли.)

Рассмотрите ещё одну репродукцию картины Б.М. Кустодиева «На террасе» Какое настроение вызывает у вас эта картина?

 Здесь изображена настоящая семья художника: жена, сестра с мужем, их дети и няня. Эта картина несёт ощущение тихого семейного счастья. Очень сильны были на Руси традиции гостеприимства. Н.М.Карамзин писал, что уходя из дома, наши предки даже не закрывали дверь, оставляя еду на столе для гостя. Детям передавали навыки и умения принимать гостей).

Как вы понимаете выражение «Почитай родителей»? (ответы учащихся)

Почитать родителей – значит: в детстве их слушать, в молодости с ними советоваться, в зрелом возрасте – о них заботиться.

Почему в русском языке у слов мама и папа очень много родственных слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами? Запишите как можно больше таких слов.

Семья – это наша опора, близкие люди помогают нам, поддерживают нас, они с нами в любую минуту: и в горе и в радости…

А как вы считаете, можно ли нашу группу назвать семьёй? Обоснуйте свои ответы. ( Я с вами согласна, мы видимся почти каждый день, тоже помогаем друг другу, поддерживаем свои традиции- проведение праздников, экскурсий, походов).

Пригодятся ли вам знания этого урока в дальнейшей жизни?

Что нового, значимого вы узнали? О чём задумались?

Семья – это родные люди, которые любят друг друга и заботятся друг о друге. Здоровая семья – дружная семья. Наш урок заканчивается, у каждого из вас возникли свои мысли, вы можете записать на жёлтых лучиках тёплое пожелание своей семье. 

Итог. Воспитатель: Полезен ли был наш сегодняшний разговор? О чем задумались? Что решили?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Вся семья вместе и душа на месте»

Классный руководитель: Л.Д. Борисова....

Внеклассное мероприятие на тему "Вся семья вместе и душа на месте"

Этот материал является сопровождением к слайдам. В ходе мероприятия разыгрываются конкурсы для детей и для родителей....

Внеклассное мероприятие "Когда семья вместе и душа на месте"

Задачи: - актуализировать знания и эмоциональный опыт учащихся о семье, о                  взаимоотношениях родственнико...

Конспект классного часа во 2 классе "Семья вместе - и душа на месте"

Цель деятельности учителя: формирование понимания важности семьи и роли семьи в жизни человека;Планируемые образовательные результаты:Предметные: -углубление в тему «семья»; -ознакомление ...

Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте"

Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте"...

Конспект классного часа "Семья вместе и душа на месте" (2 класс)

Цели деятельности учителя: осознание детьми значимости семьи.Планируемые образовательные результаты:Предметные:- Усвоение основ нравственности во взаимоотношениях с членами семьи;Личностные:- формиров...