Тема: «Развитие речевой активности у детей младшего школьного возраста»
план-конспект

Пашуева, С. М. Логопедический семинар для учителей начальных классов.

Тема: «Развитие речевой активности у детей младшего школьного возраста»: методическая разработка / С. М. Пашуева – Грозный: «Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова», 2022.-  10 с.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_razr4.docx52.81 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования Мэрии г. Грозного

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова» г. Грозного

(МБОУ «Гимназия № 1 им. А. Кадырова» г. Грозного)

Соьлжа-ГIалин Мэрин дешаран Департамент

Соьлжа-ГIалин муниципальни бюджетни йукъардешаран хьукмат

«А. КАДЫРОВН ЦIАРАХ № 1 ЙОЛУ ГИМНАЗИ»

(Соьлжа-ГIалин МБЙХь «А. КАДЫРОВН ЦIАРАХ ГИМНАЗИ №1»)

Логопедический семинар для учителей начальных классов.

Тема: «Развитие речевой активности у детей младшего школьного возраста»

Методическая разработка

                             

 

                                                                              Автор - составитель:

                                                                                  Пашуева Себила Майрбековна,

                                                                               педагог - логопед

     

г. Грозный, 2022 год

Пашуева, С. М. Логопедический семинар для учителей начальных классов.

Тема: «Развитие речевой активности у детей младшего школьного возраста»: методическая разработка / С. М. Пашуева – Грозный: «Гимназия №1 им. А. Х. Кадырова», 2022.-  10 с.

Аннотация  

Тема: «Развитие речевой активности у детей младшего школьного возраста»

Цель:   Совершенствование педагогической компетентности учителей по проблемам речевого развития младших школьников.

Задачи:

  1. Развивать  творческую деятельность педагогов и обеспечивать качество образования коррекционной работы с воспитанниками, имеющими речевые нарушения.
  2. Создавать благоприятные условия для познавательно - речевого развития.
  3. Активизировать обмен информацией и практическими знаниями между учителем-логопедом и педагогами школы.
  4. Актуализировать опыт работы педагогов.
  5. Приобрести практический опыт в коллективной работе;
  6. Сформировать профессиональную мотивацию педагогов.

Оборудование: цветок   («речецветик»), цветные лепестки на которых написаны направления логопедического воздействия, магнитная доска с магнитами, экран, компьютер, презентация логопедического практикума и мультимедиа «Речецветик».

Ход семинара

Организационная часть

Учитель - логопед встречает педагогов в зале.

Добрый день, уважаемые коллеги! Давайте поприветствуем друг друга!

Упражнение «Имена прилагательные» (Приветствие)

 Каждый участник выбирает себе имя прилагательное, характеризующее его положительно. Имя прилагательное должно начинаться с той же буквы, что и имя участника. Первый участник называет свое имя в сочетании с именем прилагательным (например, веселая Валентина, ласковая Лариса)

Пример: умный, искренний, надежный, великодушный, внимательный, доброжелательный, порядочный, терпеливый, отзывчивый, естественный, признающий свои ошибки, готовый прощать, уважающий себя, ответственный, доверяющий, мудрый, терпеливый, находчивый, хорошо образованный, с широким кругозором, здоровый, интеллектуальный, игривый, обаятельный и т. д.

 Речь самая сложноорганизованная и вместе с тем самая хрупкая функция человеческого мозга. Мы можем сравнить ее с  цветком «речецветиком», где каждый лепесток обозначает ту или иную систему, участвующую в речевом развитии (показываем «речецветик»), это речевые центры коры головного мозга и нервные пути, органы слуха, артикуляционный, голосообразующий и дыхательный аппараты. Повреждение любого из этих отделов приводит к различным речевым нарушениям. Следовательно, и коррекционную работу нужно проводить по нескольким направлениям (об этом необходимо знать всем педагогам, работающими с детьми).

1 лепесток: Развитие мелкой моторики рук.

(Показываю и прикрепляю к белому цветку цветной лепесток с надписью: «Развитие мелкой моторики рук») 

(Выходит учитель 1 «а» класса)

Еще в древности возникло такое иносказательное выражение: «Ум человека находится на кончиках пальцев». В настоящее время установлено, что речевой центр коры головного мозга находится в непосредственной близости от центра мелкой моторики, то есть, воздействуя на один, одновременно воздействуем и на другой. Иными словами, на речевые центры мы можем воздействовать через мелкую моторику рук. 

Тонкая моторика – это основа всего речевого развития.

Игровые упражнения на развитие мелкой моторики рук.

  1. Пальчиковая гимнастика (чтобы она была еще интереснее, ее можно проводить под музыку).
  2. Пальчикова игра «Семья» (включается музыка со словами, учитель показывает, остальные повторяют).
  3. Упражнения с прищепками.Для развития моторики пальцев рук хорошо использовать различные шнуровки, застёжки, плетёнки, мозаику и другие мелкие предметы (пуговицы, крупы, горох, фасоль), счётные палочки, обводки, штриховки и многое другое. Можно посвятить развитию мелкой моторики отдельную беседу, т. к. игр и игровых упражнений огромное количество. Мне бы хотелось остановиться на использовании прищепок.
  4. Игровое упражнение «Волшебные прищепочки».

- Посмотрите, какая замечательная весенняя картинка! Но что это? Солнышко без лучей… Цветы без лепестков… Даже ежик без колючек! Но мы можем все исправить. Работать будем в парах: один из вас держит картинку за нить и немного покачивает, а другой в это время пытается нацепить на силуэт прищепки (раздаем картонные изображения).

2 лепесток: Развитие активного словаря.

(Выходит учитель 1 «в» класса)

Слово — основная единица языка, и развитие речевого общения невозможно без расширения словарного запаса у ребенка. Необходимо показать ребенку, что каждый предмет, его свойства и действия имеют названия. Для этого необходимо научить ребенка правильно называть предметы, различать предметы по существенным признакам, выделять характерные признаки и качества, а также действия. Такое обучение проводится взрослым через игровую деятельность. Игры способствуют накоплению и обогащению словаря на основе знаний и представлений из окружающей ребенка жизни, активизации разных частей речи, не только имен существительных, но и глаголов, имен прилагательных, наречий.

На данном возрастном этапе активный словарь детей рекомендуется обогащать:

  • существительными – названиями предметов: игрушек, одежды, посуды, мебели, обуви, транспортом. Также знакомим детей с овощами, фруктами, домашними и дикими животными, их детенышами.
  • глаголами - стирать, варить, мыть, резать, гладить, лечить, сажать и др.
  • прилагательными (большой, маленький, красный, желтый, зеленый, синий, горячий, холодный, сладкий, кислый, круглый и др);
  • наречиями (там, здесь, тут, низко, высоко и др).

Следующие игры  направлены на подведение ребенка к пониманию значения слова, обогащение его речи смысловым содержанием, т. е. на качественное развитие словаря.

Игра – пособие «Речекубик» («Назови домашнее животное», «Домашние животные и их детеныши», «Кто чем питается?»)

3 лепесток:  Развитие связной речи.

(Выходят учителя 3 «б» и 2 «а» классов)

Развитие связной речи в среднем дошкольном и младшем школьном возрасте

Важнейшим, завершающим звеном в целостной системе обучения дошкольников родному языку является развитие связной продуктивной речи, т.е. речи как средства общения ребенка  со взрослыми и другими детьми. Основной характеристикой связной речи является ее содержательность, логичность, последовательность, понятность для собеседника.

Устная речь, которой овладевают дошкольники, выступает в двух основных формах: диалоге и монологе. Они отличаются между собой по коммуникативной направленности, лингвистической  и психологической природе. Диалог не требует развернутых предложений, потому что их содержание дополняется мимикой, жестами, интонацией, а также ситуацией. В монологе, наоборот, сравнительно мало используется неречевой информации, вытекающей из ситуации разговора. Так, вместо того, чтобы указать на предмет, в монологе его называют, а при необходимости дают его описание.

Монологическая речь является более сложной, чем диалог. Диалогическая речь стимулируется как внутренними, так и внешними мотивами (ситуацией, репликами собеседника). Монологическая речь стимулируется внутренними мотивами, ее содержание и языковые средства выбирает сам говорящий.

Педагоги инсценируют произведение.

 Кто кого обидел первый?

  • Кто кого обидел первый?
  • Он меня!
  • Нет, он меня!
  • Кто кого ударил первый?
  • Он меня!
  • Нет, он меня!
  • Вы же раньше так дружили!
  • Я дружил!
  • И я дружил!
  • Что же вы не поделили?
  • Я забыл…
  • И я забыл…
  • Что ж не будете ругаться?
  • Ни за что!
  • И никогда!
  • Остается вам обняться!
  • Здорово!
  • Согласен я!

Учителя за ширмой куклами би-ба-бо (бабушка и мальчик) показывают сценку.

Где же яблоко, Андрюша?

- Где же яблоко, Андрюша?
- Яблоко? Давно я скушал.
- Ты не мыл его, похоже.
- Я с него очистил кожу.
- Молодец, ты стал какой!
- Я давно уже такой.
- А куда очистки дел?
- Ах, очистки тоже съел.

4 лепесток: Развитие артикуляционной моторики

(Выходит логопед)

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированной работы органов, участвующих в речевом процессе.  

 Регулярное выполнение артикуляционной гимнастики поможет:

- улучшить кровообращение артикуляционных органов и их иннервацию (нервную проводимость);

- улучшить подвижность артикуляционных органов;

- укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

- научить ребёнка удерживать определённую артикуляционную позу;

- увеличить амплитуду движений;

- уменьшить спастичность (напряжённость) артикуляционных органов;

- подготовить ребёнка к правильному произношению звуков.

   Упражнения артикуляционной гимнастики должны быть целенаправленными: важно не их количество, важны правильный подбор упражнений и качество  их выполнения.  

  Но всем известно, что закрепление любого навыка требует многократного повторения и, чтобы у детей не пропал интерес к выполняемой работе, необходимо вызвать интерес, положительное отношение детей к артикуляционной гимнастики, создать положительный эмоциональный настрой, и для этого очень хорошо подходят сказочные истории.

Перед учителями стоят индивидуальные зеркала.

С помощью стихотворной сказки и показом движений предлагаем выполнить артикуляционную гимнастику:

В недалёкой деревушке жили-были,

Не грустили - старичок со своею старушкой.

Утром, открыв окошко, проветривали свою избушку (открываем широко рот).

В деревню к ним пожаловали гости:
Толстые внуки приехали в гости (
надуваем щёки),
А  с ними худые - лишь кожа да кости  (
втягиваем щёки).
Старик со старухою всем улыбнулись (
губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы)
Поцеловать они всех пытались (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись - в улыбочке губы, (снова широкая улыбка).
Чистили  все свои верхние зубы (
широкий язык за верхними зубами)
Вправо и влево, внутри и снаружи (
соответствующие движения широким языком)
С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Не забываем: полощем свой ротик чистой водою,
Чтоб свежим был ротик! (
втягиваем щёки, надуваем)
Чашечки ставим, чтоб чаю налили (
широкий язык загибаем кверху чашечкой),
На чай подули и остудили (
подуть с «чашечки» вверх).

Блин испекут и на блюдца положат (широкий язык лежит на нижней губе)
Блин пожуём, завернём и прикусим (
покусываем распластанный язык, затем заворачиваем  за нижние зубы и покусываем)
Блинчик с вареньем  - малиновым вкусным (
облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).
Чаю попили - никто не обижен («чашечка» двигается вперёд-назад).
Вкусный был завтрак - варенье  мы слижем! (
кончик языка облизывает губы по кругу).
Скажем: «Спасибо!», вприпрыжку из дома!

На улице ждёт интересного и весёлого много!
Дед  для внучат приспособил качели (
широкий язык ставим по очереди то за верхние, то за нижние зубы)
Все дети на них покачаться успели.
Дед пересел на коня, внуки тоже,
Он перешёл на галоп, дети тоже… (
щёлкаем языком),

Вот замедляет лошадка шажочки, (медленное цоканье с растягиванием подъязычной уздечки),
Что же мы видим?  Мы видим грибочки! (присасываем язык к нёбу и открываем рот).
Мы их срезаем, в корзинку кладём,
И на лошадке домой привезём!

Вот из сарая индюшка пришла,
Проболботала: «Бл-бл-бл-ла» и ушла! (
широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делаем с голосом)
Вот и сказке нашей подошёл конец,
Кто слушал «Молодец!»

(Педагоги представляют пособия для занятий артикуляционной гимнастикой)

5 лепесток: Развитие фонематического слуха

Фонематический слух – это способность различать звуки речи.

На базе фонематического слуха у ребенка формируется способность слежения за непрерывным потоком слогов, то есть фонетический слух.

Правильное развитие речи ребенка характеризуется не только уровнем фонематического восприятия и произносительной стороной речи, но и, главное, способностью различать в своей речи и в речи окружающих. Звуко-слоговой состав слова является центральным моментом как при овладении грамматическим строем родного языка, так и при обучении грамоте. Сам процесс обучения грамоте, при котором развивается четкое представление о звуковом составе слова, когда ребенок овладевает умением анализировать каждый отдельный звук в слове и отличать его от других звуков, в свою очередь оказывает влияние на более тонкое и осознанное восприятие звуковой стороны речи.

«Где находится звук?» (пособие)

Д.И. «Собери слово по картинкам»

6 лепесток: Развитие психических процессов.

Выходит учитель 3 «г» класса 

Речь связана со всеми психическими процессами: ощущением, восприятием, памятью, вниманием (психическое состояние), мышлением. Они и составляют психологическую базу речи, а наличие речи в психологическом процессе делает их осмысленными.

Любая психическая функция человека имеет отношение к речи.
В психическом развитии ребенка речь выполняет три главные функции: коммуникативную, обобщающую и регулирующую. Недостатки речевого развития отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Они затрудняют общение с окружающими, препятствуют правильному формированию познавательных процессов, влияют на эмоционально-волевую сферу. Задержка речевого развития непосредственно предполагает и задержку психического развития. Нет патологии речи без нарушения познавательных процессов.

Д.и. «4 лишний»

7 лепесток: «Развитие речевого дыхания»

Логопед. Основой звучащей речи. Источником образования звуков голоса является речевое дыхание.

 (Показываем цветной лепесток на котором написано: «Развитие речевого дыхания», прикрепляем его к цветку»)

Основная проблема речевого дыхания детей заключается в слабом или толчкообразном или в неправильном направлении воздушной струи.

Упражнения на развитие длительной направленной воздушной струи:

а) Сдуем с ложечки;

б) Сдуем с ладошки (снежок на резинке);

в) Подкинем вверх;

г) Поиграем в снежки с мишкой.

Логопед. Мы с вами познакомились с теми направлениями, по которым необходимо проводить развитие и коррекционное воздействие на речь детей: развитие мелкой моторики рук, речевого дыхания, фонематического слуха и артикуляционной моторики. Данные и подобные игры и упражнения можно выполнять как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе, использовать в качестве элементов любых занятий и режимных моментов всем педагогам детских образовательных учреждений. Действуя сообща, оказывая детям комплексную поддержку, мы поможем расти им здоровыми людьми, ведь речь является основной составляющей общего здоровья человека.

Обратим внимание на речецветик, если соблюдались все направления, то речь будет:  «Чистая речь», красивая, богатая, отличная, грамотная, правильная, безошибочная и т.д. (педагоги называют синонимы к фразе, и наклеивают слова к серединке)

Рефлексия «Закончи фразу»

Участникам семинара предлагается встать в круг и закончить фразу одним предложением. Пример: Сегодня я узнал… Меня сегодня удивило… Больше всего мне понравилось… Хотелось бы добавить… и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия по теме: " Развитие познавательных способностей у детей младшего школьного возраста".

Диагностические исследования психологов, многочисленные наблюдения педагогов показывают, что у учащихся слабо развиты память, устойчивость и концентрация внимания, наблюдательность, воображение, быстр...

Доклад на тему: "Развитие психических процессов у детей младшего школьного возраста"

В настоящее время большое внимание со стороны педагогов и психологов привлечено к вопросам развития и обучения детей в период младшего школьного возраста. Каждый человек находится и развивается в...

СТАТЬЯ НА ТЕМУ: «Развитие творческих способностей у детей младшего школьного возраста».

В наше время проблема равития творческой личности получает небывалую актуальность, а работа в этом направлении практическ...

Занятие. Тема:«Развитие познавательных процессов у детей младшего школьного возраста с диагнозом ЗПР и школы 8 вида»

Практическое занятие, направленное на развитие ВПП у детей младшего школьного возраста с ОВЗ....

Классный час на тему: "Развитее культуры речи у детей младшего школьного возраста"

Рекомендуется для учеников 3 класса.Включает в себя высказывания русских писателей о родном языке.Инстценирование,чтение стихотворений.Живое обсуждение актуальности темы культуры речи....

Мастер-класс: «Развитие познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста, через игровые технологии»

Мастер-класс содержит игровые технологии, которые помогают в развитии познавательно-речевой активности у детей младшего школьного возраста....