Анализ реализации инновационной программы по проблеме «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов» в рамках муниципальной проблемной площадки
материал

         Программа «Доброслов»  была реализована  учителями и обучающимися начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №5» в статусе «Учреждение - муниципальная проблемная площадка» на основании приказа КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСЛАВЛЬСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.08.2016 №362.

         Срок реализации данной программы: сентябрь 2016 года – август  2019 года

Цель деятельности: организовать и обеспечить апробацию методического сборника «Доброслов» в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальных классов МБОУ «Средняя школа № 5»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 5»

Анализ

реализации инновационной программы по проблеме «Апробация в урочной и внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов»    в рамках муниципальной проблемной площадки

         Программа «Доброслов»  была реализована  учителями и обучающимися начальных классов муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №5» в статусе «Учреждение - муниципальная проблемная площадка» на основании приказа КОМИТЕТА ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «РОСЛАВЛЬСКИЙ РАЙОН» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ от 01.08.2016 №362.

         Срок реализации данной программы: сентябрь 2016 года – август  2019 года

Цель деятельности: организовать и обеспечить апробацию методического сборника «Доброслов» в рамках внеурочной деятельности обучающихся начальных классов МБОУ «Средняя школа № 5»

Задачи:

1.Создание и апробация программ внеурочной деятельности «Доброслов» для 2-х, 3-х, 4-х классов.

2.Проведение стартового мониторинга уровня сформированности духовно-нравственных качеств второклассников.

3.Ведение мониторинга эффективности функционирования программы «Доброслов»

Руководитель ИП: 

Тузова Н.А., директор МБОУ «Средняя школа №5».
Состав творческой группы:
Власенко Татьяна Анатольевна – учитель начальных классов

Паршина Елена Сергеевна- учитель начальных классов

Чернова Татьяна Михайловна - учитель начальных классов

«Единую задачу воспитания можно  целиком выразить в одном только слове: нравственность.»                  

(Иоган Фридрих Гербарт(1776-1841) - немецкий философ, психолог, педагог.Один из основателей научной педагогики)

Культуре, нравственности, воспитанию надо отводить в наших планах первое место. (Дмитрий Сергеевич Лихачёв (1906-1999) - Советский и российский филолог, культуролог, искусствовед, доктор филологических наук, профессор)

В послании к Федеральному Собранию 2012 г., Президент России В.В.Путин оценил состояние дел в духовно-нравственной сфере как «демографическую и ценностную катастрофу», происшедшую в результате утраты многих нравственных ориентиров. Он сказал: «если нация утрачивает жизненные ориентиры и идеалы, ей и внешний враг не нужен, все и так развалится само по себе» и поставил задачу «укреплять прочную духовно-нравственную основу общества»

Как видим, проблема нравственного воспитания была и остается актуальной. Во все века люди высоко ценили духовно-нравственную воспитанность.   А в условиях современного общества она приобрела особое значение.

Не секрет, что многие современные родители считают, что у ребёнка важно развивать, прежде всего, «пробивные» качества: настойчивость, уверенность, умение постоять за себя и убедить в своей правоте. Безусловно, в развитии этих качеств тоже есть смысл. Однако в последнее время во внимание уже не берётся такое качество, как, например, доброта.

Отзывчивость, щедрость, вежливость, готовность прийти на помощь — это важнейшие характеристики личности. Как научить ребёнка быть добрым, открытым, дружелюбным, отзывчивым? 

Все мы знаем, что бескорыстная забота о других, сочувствие и сопереживание, милосердие и доброта – это очень важные качества, без которых не может сформироваться настоящая личность. И мы должны стремиться привить эти качества своим ученикам.

Работа по духовно-нравственному воспитанию должна начинаться в младшем школьном возрасте со знакомства детей с нравственными нормами и правилами поведения и формирования моральных привычек, на собственном примере, а также обсуждая с ними жизненные ситуации, фильмы, книги, то, что увидели. В детском коллективе ребенок имеет возможность проверить на собственном опыте свои знания, представления и склонности нравственного порядка, что обеспечивает переход внешних моральных требований во внутренние. Нравственное воспитание осуществляется с помощью определенных средств и методов. Одним из важнейших средств по воспитанию нравственных качеств у младших школьников является художественная литература.

Поэтому, когда появился сборник методических материалов «От добрых слов к добрым делам» авт. О.В.Гайвас и Л.Н.Урбанович, мы решили во 2классе апробировать его в рамках внеурочной деятельности.

Актуальность проблемы духовно-нравственного воспитания состоит в том, чтодети  чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней.

Отсутствие в течение длительного времени духовного развития привело к нравственному опустошению. Исчезли слова добро, мир и согласие в душе, покаяние,и таких слов можно перечислять множество. Исчезла духовность. Не стало доверия друг к другу.

В  системе общего образования в рамках духовно-нравственного воспитания сложились следующие противоречия:

Между проблемами духовно-нравственного воспитания школьников, которые выходят на первый план

И отсутствием  в обществе единого согласия в ценностях, которые нужно вложить в головы подрастающего поколения

целью духовно-нравственного воспитания: формирование моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей, укрепление физического и духовного здоровья

и представлениями детей о духовных ценностях, которые в жизни  вытесняются материальными

необходимостью духовно – нравственного воспитания ребенка

и негативным влиянием на него средств массовой информации, компьютера, телевидения

Актуальность нашего проекта состоит в том, что решение проблемы духовно-нравственного воспитания заключается не в проведении отдельных учебных часов, а в создании духовной атмосферы в школе, которая бы способствовала духовному становлению ученика, пробуждала в нем желание делать добро.

Цель проекта:

разработать программы внеурочной деятельности со 2 по 4 класс на основе авторского сборника «От добрых слов к добрым делам» и использование её с целью воспитания высоконравственной, творческой, инициативной личности, свободно ориентирующейся в современном мире, свободной к принятию ответственных самостоятельных решений на основе ценностей  отечественной культуры.

Задачи:

-помочь учащимся развить не только интеллектуальные, физические, но и духовные задатки; реализовать интересы и склонности, выработать личные нравственные убеждения, терпимость и толерантность;

- научить пониманию, приемам деятельности в коллективе; бережному и заботливому отношению к окружающей среде, друг другу;

- создать условия для развития независимого творческого мышления; для удовлетворения учащимися своих духовных потребностей;

- поощрять самовыражение и уверенность в себе.

Ожидаемые результаты эксперимента:

  • Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни
  • Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
  • Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия: «действия для людей и на людях» как итога занятий, направленных на духовно-нравственное развитие школьника.

Риски эксперимента:

  • Проблемы духовно-нравственного воспитания нельзя решить только в рамках школьного образования. На сегодняшний день обозначилась проблема, которую необходимо решить для полноценного духовно-нравственного влияния на развитие духовных качеств учащихся: большинство из нас, а это семья, школа оказались очень далеки от своих духовных истоков, от высот духовно-нравственной культуры, что затрудняет решение проблемы.

Этапы работы:

Перед изучением каждой темы мы проводили подготовительную работу:

1. Изучили материалы учебно-методического сборника «От добрых слов к добрым делам»

2. Проанализировали литературные произведения, предложенные в учебно-методическом пособии.

3. Создали программы внеурочной  деятельности «Доброслов», согласно возрастным особенностям.  Определение тематической направленности занятий кружка во 2,3,4 классах.

4. Каждый год мы изучали  первоначальные представления наших учеников о моральных качествах. Подбирали  мониторинги и диагностики по данной тематике.Определяли степень сформированности этих качеств  у обучающихся через проведение мониторингов и диагностик по данной тематике.

5. Ежегодно проводили родительские собрания по вопросу разъяснения тематики кружка.

В начале 2 класса были проведены диагностики, которые позволили определить проблемы формирования нравственных качеств  у второклассников.

Были использованы: Методика: «Диагностика нравственной самооценки» (по Колмогорцевой Л.Н.), Методика «Диагностика этики поведения» (по Н. Е. Богуславской), Методика: «Диагностика отношения к жизненным ценностям» (разработана лабораторией воспитания нравственно-этической культуры Гос.НИИ семьи и воспитания РАО) (2 класс), методика:«Диагностика личностного роста учащихся» (автор Дьячкова Н.А)

Данные методики позволили выявить отношение школьников к нравственным нормам и соответствующим нравственным качествам.

В результате проведенных диагностик в 2016-2017 учебном году была создана рабочая программа  внеурочной деятельности для 2-4 класса «Доброслов» по темам:

- 2 класс - «Добро и доброта в нашей жизни», «Тайное всегда становится явным», «Дружба и верность в твоей жизни».

- 3 класс - «Милосердие в нашей жизни», «Семья»

- 4 класс-«Благодарность», «Труд в жизни человека», «Любовь и верность».

Программа нацелена на воспитание нравственных чувств и этического сознания младшего школьника через чтение и обсуждение литературных  произведений.

Из учебно-методического сборника «От добрых слов к добрым делам» был отобран материал,  который способствовал бы побуждению к положительному, толерантному, доброму отношению детей не только к близким родственникам, но и по отношению к одноклассникам, к окружающим людям, бережному отношению к животным и природе, так как любовь к людям воспитывается через воспитание любви к окружающему миру.

На кружке «Доброслов», прочитав произведение, каждый ребёнок мог  высказать своё мнение о прочитанном. Дети открыто говорили о том, как бы они поступили в данной ситуации и т.д.Обязательным элементом занятий мы считаем обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем ученикам предоставить возможность высказать свое мнение: это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива и его мнение.

Наша цель не назидать, а в доверительном разговоре дать возможность каждому ребёнку оценить поступки его сверстников, проанализировать и выработать собственную жизненную позицию. На занятиях мы анализировали  произведения классиков и современных авторов, читая сказки народов мира, в которых участвуют герои разных национальностей, обращали внимание школьников на  добрые дела и поступки главных героев.

В работе мы также, кроме материалов сборника использовали социальные ролики, видео материалы по темам, также были подобраны дополнительные материалы, которые позволили разнообразить и оживить занятия, к некоторым темам подобраны из интернета или созданы нами мультимедийные презентации.

Следует отметить, что  наряду с развитием нравственных взаимоотношений в семье большое внимание на занятиях уделялось творческому развитию личности ребенка, формированию способности к восприятию добра, справедливостии красоты окружающего мира.

2 года подряд  мы участвовали в конкурсе «Душа по капле собирает свет». В 2018 г. мы на конкурс  представили сборник детских творческих работ на тему «Милосердие в нашей жизни», в 2019 г. мы представили на конкурс «Сборник методических материалов для проведения итоговых занятий кружка «Доброслов», который был составлен учителями, осуществляющими инновационную деятельность: Власенко Т.А., Паршина Е.С., чернова Т.М. Два года подряд наши работы занимали 1 место в конкурсе.

Все подобранные материалы были систематизированы  по темам и могут быть использованы в работе другими педагогами. Это доказывает мнение авторов учебно-методического пособия, что сборник «Доброслов» «никогда не будет носить характер завершённости». Творчески работающий учитель имеет возможность не только использовать материалы пособия, но и дополнять и совершенствовать их.

Трудности, с которыми мы столкнулись во время реализации проекта:

  • Современный информационный мир противоречив и нередко агрессивен. Зачастую исходящее из разных источников воздействие (СМИ, реклама и пр.) противоположно целям и задачам духовно-нравственного воспитания учащихся.
  • Невозможно воспитывать в школьнике доброго, заботливого отношения ко всему живому, если после школы ребёнок часами смотрит фильмы-триллеры или играет в компьютерные «стрелялки», провоцирующие насилие и жестокость.
  • Невозможно в ребёнке воспитать чувства честности, справедливости, гражданственности, прекрасного, если поведение окружающих часто противоречит нормам морали.

Оценить результат нашей работы, достигли мы поставленных целей,  так как мы закончили 4 класс, дети переходят в основную школу, в конце года мы провели анкетирование учащихся. Мы ребятам предложили ответить на 7 вопросов ( по желанию)

1.Полезны ли были для вас занятия в кружке «Доброслов»? Если «да», то чем?

100%  опрошенных ответили «да».

Вот самые интересные ответы на этот вопрос:

Занятия кружка были полезны для моей совести;

 Я научился доброте, вежливости и культуре;

Я узнал, что надо уважать взрослых и детей;

Я научился слушать родителей и учителя;

Я узнал о воспитанности;

Я узнала, что надо обращать внимание на беды людей;

Я узнала, что совесть есть у каждого из нас;

Я узнал, что надо вести себя культурно;

Теперь я могу прощать предательство и не только;

Я узнал, что такое добро и теперь я добрый;

Мне объяснили, как надо себя вести и поступать правильно.

2.Чему ты научился на занятиях?

Добру, милосердию ( 88% опрошенных)

Честности, что нельзя врать (70% опрошенных)

Любить окружающих, трудиться, дружить (54% опрошенных)

Я научилась помогать людям, ведь я боялась помогать другим.

3.Какие темы занятий запомнились больше всего?

Добро, милосердие (100%)

Дружба (36 %)

О семье, любви  и верности (79%)

4.Что самое интересное было на занятиях?

Когда учитель читал нам рассказы (94% опрошенных)

5.Хотел бы ты, что занятия кружка продолжились?

Да (95% опрошенных)

Были ответы «Конечно!!!», «Обязательно!», «Очень!», «Да!!!»

Но 3 человека ответили «Не знаю»

6.Что нового для себя ты узнал на занятиях?

Что семья – это самое лучшее, что у тебя есть;

Что ни у одной меня были плохие поступки;

Я много узнал нового о войне, культуре и любви;

Что красота не снаружи, а внутри человека;

Что  надо быть добрым, вежливым, не быть равнодушным;

Нельзя обижаться, драться, нужно уважительно ко всем относиться;

Что нужно любить своих врагов.

7.С кем бы ты хотел поделиться впечатлениями о занятиях на кружке «Доброслов»?

С родителями  (94% прошенных)

С сёстрами и братьями (74% опрошенных)

Но были и ответы: с друзьями, со многими людьми, которые воруют и нарушают закон, со всеми, кому не хватает совести и доброты, с братом, ведь он ещё маленький и много не понимает, со всеми, с кем я общаюсь,  и кто готов меня выслушать

Ответы на последний вопрос показали, что современным детям действительно не хватает общения и в первую очередь с родителями.

В 2019 году мы закончили работу по реализации инновационной программы по проблеме «Апробация во внеурочной деятельности авторского сборника «Доброслов»    в рамках муниципальной проблемной площадки. В 2019-2020 учебном году все учителя начальных классов будут использовать  программу «Доброслов»во внеурочной деятельности. Так как мы начали свою работу со 2 класса, в этом году мы планируем создать рабочую программу внеурочной деятельности для 1 класса, чтобы программа была завершенной.

А.С.  Макаренко «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: только начинается!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация здоровьесберегающих технологий в 1 классе средствами урочной и внеурочной деятельности

Содержание:1.     Пояснительная записка 2.     Актуальность проекта 3.     Цель проекта 4.     Задачи про...

«Учебно – методическая разработка применения игровых технологий в урочной и внеурочной деятельности по русскому языку в рамках реализации системно – деятельностного подхода»

Целью моей работы является научно-теоретическое и практическое обоснование методики использования игровых технологий как одной из форм организации учебной и познавательной деятельности школьников на у...

Справка об участии в творческой группе по реализации инновационной программы в рамках региональной инновационной площадки

quot;Проектирование индивидуального образовательного маршрута детей с ОВЗ и детей-ивалидов в условиях инклюзивного образования"...