сборник интерактивных приемов для родительского собрания
проект

сборник интерактивных приемов для родительского собрания

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sbornik_interaktivnyh_priemov_raboty_s_roditelyami.docx24.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                     

Сборник интерактивных приемов работы с родителями

Содержание:

  1. Теоретическое обоснование……………………………………………………..
  2. Приемы роботы с родителями………………………………………………..
  3. Список используемых источников…………………………………….

Теоретическое обоснование.

Игровые приемы.

Прием 1 «Индивидуальная консультация»: Индивидуальные консультации особенно необходимы, когда учитель набирает класс. Готовясь к консультации, необходимо определить ряд вопросов, ответы на которые помогут планированию воспитательной работы с классом. Учитель должен дать возможность родителям рассказать ему всё то, что поможет в профессиональной работе с ребёнком:

•особенности здоровья ребёнка;

•его увлечения, интересы;

•предпочтения в общении в  семье ;

•поведенческие реакции;

•особенности характера;

•мотивация учения;

•моральные ценности семьи.

В ходе индивидуальной консультации можно использовать анкету «Мой ребёнок», которая заполняется педагогом, совместно с родителями.
Анкета «Мой ребёнок»
1.Когда он родился, то ………
2.Самым интересным в первые годы жизни в нём было …..
3.О здоровье можно сказать следующее …….
4.Когда встал вопрос о подготовке к школе, то мы ……..
5.Его отношение к школе было …….
6.Трудности воспитания связаны с …….
7.Хотелось бы, чтобы педагоги обратили внимание на ….]

Прием 2  Дискуссия: круглый стол - самая известная форма; особенность ее состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого;

 симпозиум - обсуждение какой-либо проблемы, в ходе которого участники по очереди выступают с сообщениями, после чего отвечают на вопросы;

 дебаты - обсуждение в форме заранее подготовленных выступлений представителей противостоящих, соперничающих сторон и опровержений, после чего слово предоставляется для вопросов и комментариев участникам от каждой команды.
Организуя дискуссию, ведущий ориентирует участников на внимательное, непредвзятое отношение к различным мнениям, фактам и тем самым формирует у них опыт конструктивного участия в обмене мнениями, суждениями.

Прием 3 «Испорченный телефон»: Предложите группе (уместно до 10 человек) передать по принципу детской игры несколько фраз, сравнивая то, что услышал первый, с тем, что услышал последний в цепочке.
Выбирать разные типы текстов:
Длинное предложение со сложными деепричастными оборотами
Известное четверостишие
Пословицу.

Прием 4  «Ромашка эмоций и чувств».

 ( Звучит спокойная музыка).

Уважаемые мамы и папы! Перед вами находится цветок ромашка, на лепестках которой написаны самые разнообразные чувства: позитивные и негативные, которые может испытывать человек.

 После того, как ваш ребёнок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили всё ваше существование. Подумайте и возьмите тот лепесток, на котором написано «чувство», которое вас переполняет более всего уже длительный период времени. Родители выбирают «чувство», обдумывают свой выбор, называют его, обосновывая, чем оно вызвано.

Обработка полученных результатов. Задание позволяет акцентировать внимание на важности события, выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Приемы 5 Ролевая игра «Услышать ребенка»:
В игре принимают участие четыре родителя, исполняя роли подростка, его отца, матери и бабушки. Предлагается следующая ситуация: «Ребенок приходит злой из школы, забрасывает свой портфель в самый дальний угол комнаты и кричит: «Не пойду я больше в эту школу! Там математичка ко мне цепляется! Я сам эту контрольную сделал, а она говорит - списал! Сказала: «Завтра прийти с родителями к директору» и т.д.». 
Родителям-актерам тихо даются следующие установки к исполнению ролей: 
• «ребенок» злится, дерзит, очень эмоционально протестует, приводит различные аргументы своей правоты и т.д.; 
• «отец» демонстрирует авторитарный стиль поведения (давление на ребенка, крик, угрозы и т.п.); 
• «мать» принимает роль гиперопекающего родителя (постоянно оправдывает ребенка, ругается из-за него с мужем; обвиняет учителей в несправедливости и т.п.); 
• «бабушка» демонстрирует хаотический, непоследовательный стиль поведения (в замешательстве; боясь остаться в немилости у сына или у снохи, поддерживает то одного, то другого, сомневается в своих словах; не может точно сформулировать суть проблемы и свои советы, и т.п.). 
Зрителям (остальным родителям) дается задание наблюдать за всем происходящим, отслеживать плюсы и минусы в разговоре родителей со своим ребенком, отметить наиболее распространенные ошибки в общении с детьми. 
Проигрывание ролевой игры, в ходе которой психолог помогает участникам более ярко продемонстрировать неконструктивность данных тактик поведения. 

РЕФЛЕКСИЯ:

Обсуждение ситуации начинается с обращения к «актерам»: 
1. Что вы чувствуете сейчас? 
2. Что вы чувствовали, исполняя свою роль? 
3. Какие выводы вы для себя сделали? 

Прием 6 «Аквариум» - форма диалога, когда участникам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Группа выбирает вести диалог по проблеме того, кому она может доверить. Иногда это могут быть несколько желающих. Все остальные выступают в роли зрителей. Отсюда и название - «аквариум». Этот прием обеспечивает возможность увидеть участников со стороны, то есть увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль, какие доказательства своей правоты приводят и так далее.

Прием 7  «Большой круг». Прием оптимально использовать, когда возможно быстро определить пути решения проблемы или ее составляющие. Работа проходит в три этапа. Первый этап - участники рассаживаются в большом кругу. Руководитель формирует проблему. Второй этап - в течение определенного времени (примерно 10 минут) каждый участник индивидуально на своем листе бумаги записывает предлагаемые меры для решения проблемы. Третий этап - по кругу каждый участник зачитывает свои предложения, остальные молча выслушивают (без критики); по ходу проводится голосование по каждому пункту - не включать ли его в общее решение, которое по мере разговора фиксируется на доске.

Прием 8  «Клубок проблем». В начале родительского собрания учитель выявляет круг вопросов, которые волнуют его участников в контексте рассматриваемой проблемы. Количество таких вопросов должно быть больше, чем число участников. Каждый из родителей записывает свои вопросы на маленьких полосках бумаги, которые заматываются в один общий клубок. Учитель предлагает одному из родителей, разматывая клубок, ответить на вопросы. Если родитель затрудняется с ответом, то на помощь ему приходят другие. Один участник может отвечать только на один вопрос, а затем передавать клубок дальше. И так, пока не будут рассмотрены все вопросы. Клубок ниток должен быть ярким, чтобы его было приятно держать в руках. Цвет ниток для клубка можно выбрать в зависимости от рассматриваемой проблемы - по ассоциации или в качестве символа.

Прием 9 «Case-study»(анализ конкретных практических ситуаций).

Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному относительно реальной деятельности подходу. Это один из самых испытанных в практике метод обучения навыкам принятия решений и решения проблем.

Цель этого метода — научить родителей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий.

При анализе конкретных ситуаций особенно важно то, что здесь сочетается индивидуальная работа с проблемной ситуацией и групповое обсуждение предложений, подготовленных каждым членом группы. Это позволяет развивать навыки групповой, командной работы, что расширяет возможности для решения типичных проблем. В результате проведения индивидуального анализа, обсуждения в группе, определения проблем, нахождения альтернатив, выбора действий и плана их выполнения родители получают возможность развивать навыки анализа и планирования.

Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.

В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретных эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера родитель вживается в конкретные обстоятельства, понимает ситуацию, оценивает обстановку, определяет, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определяет свою роль в решении проблемы и вырабатывает целесообразную линию поведения.

Прием 10 «Круг ответственности»  - это упражнение было разработано нами для решения проблем перекладывания ответственности друг на друга участниками образовательного процесса («Пусть учителя работают, они за это деньги получают» или «Это проблема родителей, пусть они и занимаются»), а также для повышения ответственности родителей за решение отдельных педагогических задач (подготовка к экзамену, воспитанность и т.п.). Для проведения упражнения требуются листы бумаги с нарисованными кругами. Если предполагается индивидуальное проведение упражнения, используются листы формата А4. Если упражнение проводится в малых группах, можно использовать листы формата А3. Родителям предлагается такая инструкция: «Давайте подумаем, от чего зависит успешность подготовки к экзамену / воспитанность ребенка… (предлагается обсуждаемая на данный момент проблема). Представим, что данный круг – это 100% готовности выпускника к экзамену. Разделите этот круг на доли в соответствии с тем, от чего зависит эта успешность». Это упражнение можно проводить двумя способами: А) родители получают готовые варианты ответа. Например, при составлении «круга ответственности» по теме «От чего зависит интерес ребенка к чтению?» родителям учеников четвертого класса предлагались такие варианты: от родителей, от бабушек и дедушек, от работы учителя, от работы школьного библиотекаря, от сверстников, от окружающей среды, от братьев и сестер. Б) варианты ответов родителям не предлагаются, им нужно подумать над этим самостоятельно. Возможны два варианта проведения данного упражнения: индивидуальный и групповой. В индивидуальном варианте каждый участник самостоятельно составляет диаграмму. В групповом варианте в зависимости от количества Интерактивные технологии на родительском собрании 21 участников, либо группа составляет диаграмму совместно, либо делится на мини-группы (по 5–7 человек). Когда все участники составили диаграммы, они представляют группе результаты своей работы и комментируют их. При индивидуальном проведении данного упражнения с родителями возможно составление обобщающей диаграммы и ее последующее обсуждение.

Список используемых источников:

  1.  Итерактивные приемы работы с родителями  [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа:  http://skosh-4.ucoz.ru , свободный
  2. Гиппенрейтер Ю.Б. «Общаться с ребенком КАК?» М,1997
  3. Персональный сайт   [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа:  http://elenachugunova1967.narod.ru, свободный
  4. Гиппеннрейтер Ю.Б. «Эти дети. Кто они?»-М.,2013
  5. Проект « ИНФОУРОК» [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа: http://infourok.ru, свободный
  6. Родительские собрания  [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые дан. – Режим доступа: http://www.ольга-бойко.рф, свободный

      7.Активные и интерактивные формы работы по психологическому       просвещению родителей [Электронный ресурс]. – Электрон. Текстовые дан.   – Режим доступа:https://infourok.ru/doklad-na-temu-aktivnie-i-interaktivnie-formi-raboti-psihologicheskoy-sluzhbi-s-roditelyami-1030860.html , свободный


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник родительских собраний для педагогов-психологов и классных руководителей (1- 5 класс)

          Представьте себе врача, который знает, где находится больной орган, а как его вылечить – не знает. Что произойдет, если он наугад будет назначать лекарс...

ИНТЕРАКТИВНОЕ СОВМЕСТНОЕ ИГРОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

ИНТЕРАКТИВНОЕ СОВМЕСТНОЕ ИГРОВОЕ РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ 4, 7, 11 КЛАССОВ «ВЕСЁЛЫЙ ЭКЗАМЕН ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ».  ЦЕЛИ: 1.Передача опыта социального общения родителей, опыта поко...

"Методы и приемы проведения родительских собраний"

Буклет "Методы и приемы проведение родительских собрании"...

приемы на родительское собрание

как интересно преподнести информацию родителям...

Использование интерактивных методов на родительских собраниях в начальной школе

Использование интерактивных методов на родительских собраниях в начальной школеПри применении интерактивных методов на родительском собрании требуется некоторая подготовка и учет определенных условий:...