Классный час «День освобождения Ростова-на-Дону»
классный час (1, 2 класс)

Самохина Антонина Алексеевна

Знакомство детей первого класса с патриотическими ценностями и с историей родного края.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сценарий классного часа 21.46 КБ

Предварительный просмотр:

«14 февраля 1943 года – День освобождения Ростова-на-Дону
от немецко-фашистских захватчиков»

Цель:
Познакомить учащихся с военной историей г. Ростова-на-Дону
Пробудить в учащихся патриотические чувства, гражданское самосознание;
Вызвать интерес у учащихся к истории родной страны, народа;
Задачи классного часа:
Воспитательные: воспитывать чувство патриотизма, уважение к героическому прошлому нашей страны.
Развивающие: развивать речь, мышление, внимание и интерес к истории.
Обучающие: дать начальные сведения о Великой Отечественной войне, способствовать осознанию понятий «героизм и подвиг» на примерах некоторых исторических фактов, адаптированных к возрасту учащихся.
Оборудование:
· презентация на тему «14 февраля 1943 года – День освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков»;
· фильм об освобождении Ростова –на-Дону.

Здравствуйте, меня зовут Антонина Алексеевна.

А меня Анастасия Дмитриевна.

АНТОНИНА АЛЕСЕЕВНА

Правильная осанка

Сегодня мы пришли вам рассказать про праздник, который важен для всех ростовчан. Его отмечают 14 февраля. Дети, кто знает, что это за праздник?

*отвечают*

Мы родились и выросли в мирное время. Мы никогда не слышали воя сирен, извещающих о военной тревоге, не видели разрушенных фашистскими бомбами домов, не знаем, что такое нетопленое жилище и скудный военный паек. Нам трудно поверить, что человеческую жизнь оборвать так же просто, как утренний сон.

АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА

Когда наши бабушки и дедушки были детьми, а прабабушки и прадедушки совсем молодыми на нашу страну напала Германия. Началась Великая Отечественная Война 22 июня 1941 года в 4 часа утра. Рано утром, когда солнышко еще не взошло и на улице было темно, когда все люди еще спали.

АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА

На территории нашей страны, во всех уголках, миллионы людей вышли на улицы чтобы услышить…. (Звучит голос Левитана.)

 https://youtu.be/ZAtRykr2vkg

На борьбу с немецко-фашистскими захватчиками поднялся весь наш народ. На войну уходили и старые, и молодые.

В тылу оставались женщины, старики, дети.

Кто знает, что значит оставаться в тылу? Тыл — термин в военном деле, который может обозначать следующие понятия: вся территория государства, участвующего в войне, вместе с её населением и экономическими ресурсами; средства и силы, выполняющие тыловое и техническое обеспечение вооружённых сил в мирное и военное время 

Немало выпало испытаний на их долю. Они рыли окопы, вставали к станкам, гасили на крышах зажигательные бомбы., выращивали хлеб, вязали теплые вещи  для бойцов. “Все для фронта, все для победы” — повсюду звучал девиз.

АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА

Внимание дети! Сейчас я прочитаю стихотворение, а вы его послушаете и ответите на вопрос «Что такое подвиг?»

Ушли на фронт родители
Отчизну защищать,
А нам - детишкам маленьким -
Картошку убирать.
Девчоночья бригада
Пять-двенадцать лет,
Но выполняли честно мы
Родительский завет …
Вязали варежки, носки,
На фронт их отсылали,
И тем победу над врагом
Коварным приближали.

Каждый совершал свой человеческий подвиг.

- Что такое подвиг? (Ответы детей).

АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА

Давайте посмотрим, какие еще подвиги бывают, и кто может их совершать

Видео https://youtu.be/VsFTLtyqvqI

Какие еще совершали подвиги? Т.е. каждый из нас может быть героем, заботясь о людях находящихся вокруг нас.

В бескорыстном великом порыве души человек отдает себя людям, жертвуя всем. Бывает подвиг одного человека, двух, сотен, тысяч, а бывает подвиг народа. Такой подвиг совершил советский народ в годы Великой Отечественной войны.

АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА

Солдаты сражались во имя мира и мечтали о будущем мире в передышках между боями, в тесных землянках и холодных окопах. Они верили, что мир, спасенный от войны, будет прекрасен. Бойцы писали письма домой. Конвертов не хватало, и бойцы складывали письма треугольниками.

АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА

Мама! Тебе эти строки пишу я,
Тебе посылаю сыновний привет,
Тебя вспоминаю, такую родную,
Такую хорошую — слов даже нет!

Читаешь письмо ты, а видишь мальчишку,
Немного лентяя и вечно не в срок
Бегущего утром с портфелем под мышкой,
Свистя беззаботно, на первый урок.

Мы были беспечными, глупыми были,
Мы все, что имели, не очень ценили,
А поняли, может, лишь тут, на войне:
Приятели, книжки, московские споры -
Все — сказка, все в дымке, как снежные горы...
Пусть так, возвратимся — оценим вдвойне..
Ученики складывают письма-треугольники.

- О чем писал сын-солдат своей матери?

Весь народ от мала до велика поднялся на защиту своей Родины. Героизм советских людей не поддается счету.

АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА

Так же были партизаны. Люди, которые помогали солдатам в военных миссиях. Многие из ростовчан знают, кто такой Саша Чебанов рос сильным, и дворовые мальчишки всегда уважали его, увлекался Пушкиным. Он часто думал о сверстниках, которые сражались на фронте. Когда зимой немцы захватили Ростов, Саша Чебанов стал одним из членов Ростовского полка народного ополчения. Задача у солдат была одна – удержать высоту! Саша хорошо владел оружием, был вторым номером у «максима», стрелял из ручного пулемета. Безымянную высоту под №104 надо было взять во что бы то ни стало. День за днем продолжались бои. Связь с 104-ой была прервана. Комбат Федоров понял, что так продержаться долго они не смогут. Нужен доброволец для боевого задания. Надо было в штаб отправить послание. Саша рванулся к комбату и сказал:

-Туда не большого, а маленького послать надо. Я такой. Я ужом, ящерицей поползу.

Один из бойцов сказал, что ползти надо вдвоем. Вместе с Сашей они ползли под пулеметными выстрелами. Вокруг взрывались мины, было страшно. Ободранный, весь в пыли мальчик один добрался до штаба и передал донесение. Затем Саша решил вернуться к своим, с приказом штаба. Его не пускали, но он пополз к высоте мимо мин под пулеметным огнем. Когда оставалось не больше 10 м до спасательного окопа, перед Сашей взорвалась мина. Он погиб, но спас тех, кто был на этой высоте.

АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА

Многие из ростовчан знают, кто такой Витя Черевичкин. Он со своими товарищами расклеивал листовки и сводки Совинформбюро в годы оккупации Ростова. Витя прокалывал скаты автомашин фашистов, выпускал бензин из баков, насыпал в них мелкую металлическую стружку, собирал оружие, переправлял солдат через реку Дон. С детства Витя любил голубей. Когда в город пришли фашисты, он их спрятал в подвал. Ранним ноябрьским утром Витя ушел подальше от дома, в балку и выпустил птиц. Неожиданно для него по птицам ударила автоматная очередь, со двора выскочили фашисты и с криком «партизан» схватили его.

Гестаповцы подвергли мальчика страшным пыткам, требуя выдачи соучастников. Он погиб смертью героя. Память о Вите Черевичкине увековечена в названиях улицы, парка и детской железной дороги. О нем написана песня.

АНАСТАСИЯ ДМИТРИЕВНА

Это герои Ростова-на-Дону. Это герои Великой Победы!

Дети, скажите, война - это страшно? Люди, не смотря на страх угрозы жизни, шли и защищали своих родных, свои семьи и Родину. 14 февраля 1943г. герои освободили оккупированный наш Ростов, наш родной город. Уже много лет назад отгремели последние залпы войны и над Землей воцарился мир. Среди нас осталось очень мало очевидцев тех событий, их активных участников.

Ветераны… С каждым годом их остается все меньше и меньше. Они, живые свидетели, способны поведать нам правду о той войне. Они живут среди нас, они нуждаются в нашей заботе. Помогите им, обратитесь к ним с добрым словом, ведь именно им мы обязаны своим существованием…\

АНТОНИНА АЛЕКСЕЕВНА

- О чем мы сегодня говорили?

- Что вы запомнили?

- Что вас удивило?

- Что вам было известно?

Ребята, подводя итог классного часа и опираясь на то, что мы сегодня узнали, можем ли мы сказать, что подвиг советского народа это подвиг наших родных и близких?

Совершенно верно, так как они воевали за свою Родину, защищали свой родной край, защищали свою семью. Наш народ и сейчас способен на повторение подвига единенства, братства и долга, который стал основным смыслом Великой Отечественной войны, закончившейся 75 лет назад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Первое освобождение Ростова-на-Дону.

Презентация рассказывает о первом освобождении Ростова-на-Дону в ноябре 1941 года. Вы увидите фотографии и кинохронику тех далёких годов....

Классный час на тему "День освобождения Ростова-на-Дону"

Классный час проведен с целью привить любовь к Родине у учащихся...

"Урок мужества для 4-х классов, посвящённый первому освобождению Ростова-на-Дону"

Рассказ о освобождении города Ростова-на -Дону ,чтение стихов, пение песен, видео- фильмы  по теме,  минута молчания. Урок посвящён патриотическому воспитанию учащихся....

Классный час в начальных классах по теме: "14 февраля 1943 года - день освобождения Ростова-на-Дону от немецко-фашистских захватчиков"

События Великой Отечественной войны навсегда запечатлелись в нашей истории, памяти, а также в наших сердцах. На примере героизма великих воинов и всего русского народа воспитывалось не одно подрастающ...

Сценарий классного часа "День освобождения п. Касторное"

День освобождения п. касторное от немецко-фашистских захватчиков...

Классный час " День освобождения Вереи от немецко-фашистских захватчиков

Разработка в виде мультимедийной презентации предназначается для урока русского языка при итоговом повторении(1 класс). Определённых указаний на учебно-методический комплекс не содер...