Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников
статья (1 класс)

Любимцева Светлана Сергеевна

В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».

Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования показали актуальность формирования  у уч-ся навыков самоорганизации учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tema_samoobrazovaniya.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

В концепции нового Федерального государственного образовательного стандарта общего образования подчёркивается, что современная школа должна воспитать готовность человека к «инновационному поведению». На смену послушанию, повторению, подражанию приходят новые требования: умение видеть проблемы, спокойно принимать их и самостоятельно решать. Это касается всех сфер жизни: бытовой, социальной.

В начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».

Учебные затруднения младших школьников привлекают пристальное внимание педагогов. Проведенные исследования показали актуальность формирования  у уч-ся навыков самоорганизации учебной деятельности.

Ведь только 40% обследованных детей к окончанию начальной школы хорошо определяют цель выполняемого учебного задания, 41% - умеют планировать его выполнение, 88% - успешны в целесообразном выполнении учебного задания, 64% учеников умеют контролировать ход и результаты выполнения учебного задания и 54% - оценивать ход и результаты выполнения учебного задания. Таким образом, можно говорить о необходимости проведения целенаправленной работы по формированию у младших школьников самоорганизации учебной деятельности. 

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.  Самоорганизация –  свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа. 

Выделяют следующие умения самоорганизации учебной деятельности школьника: 

- умение определять цель учебного задания;

- умение планировать учебное задание;

- умение целесообразно выполнять учебное задание;

- умение контролировать ход и результаты учебного задания;

- умение оценивать ход и результаты учебного задания.

Урок, являясь основной формой организации учебного процесса, строится на этих же принципах.

Самоорганизация – качество сложное, оно выражается в свободе от внешних влияний и принуждений. Это способность подчинять свое поведение собственным взглядам, готовность осуществлять деятельность без опоры на постороннюю помощь. Говоря о формировании у школьников самоорганизации, необходимо иметь в виду две тесно связанные между собой задачи. Первая их них заключается в том, чтобы развить у учащихся самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение; вторая — в том, чтобы научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности.

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

·        Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

·         Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).

Здесь, как пример,  работа по памятке. Памятка - инструкция, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

·        Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной с самоорганизации).

Познавательная самостоятельность характеризуется следующими признаками: потребностью в знаниях, умением самостоятельно мыслить, способностью ориентироваться в новой ситуации, стремлением найти свой подход к новой задаче, желанием глубже понять не только усваиваемые знания, но и способы их добывания, критическим подходом к изучаемому материалу, к суждениям других людей, способностью высказать свою точку зрения, независимую от других.

Самостоятельные работы учащихся направлены на решение специальных дидактических задач: одни – на отыскание знаний, другие – на осмысление их, на упрочение умений и навыков, а могут быть работы, рассчитанные на применение знаний, использование их в новых условиях, на оперирование знаниями и с целью практического их применения, и для приобретения новых умений.

Существенная особенность самостоятельной работы – активная мыслительная деятельность учащихся, побуждаемая определёнными мотивами. Мотивация учебной деятельности школьников, в том числе и их самостоятельной работы, - важная предпосылка успешности обучения.Мотивы учебной деятельности разнообразны – от стремления получить хорошую оценку, вызвать уважение товарищей, одобрение старших до осмысления полезности приобретаемых знаний и умений, важности применения их на практике, возникновения интереса к предмету, к познанию.

Самостоятельные работы могут проводиться как в письменной, так и в устной форме. Например, если второклассник плохо читает, не воспринимает предъявляемую ему задачу, придётся учить его вдумываться в смысл задания, тренировать в пересказе того, что нужно сделать, в расчленении задания на составные части. Если уровень подготовки разных учащихся значительно различается, важно обеспечить дифференцированную работу по индивидуальным заданиям. Для создания ситуации естественного речевого общения в условиях небольшого коллектива можно приучить детей обращаться друг к другу в начале работы или после ее завершения с вопросами: «Какую задачу ты будешь решать?», «Как ты будешь действовать?», «В какой последовательности будешь выполнять действия?», «Для чего полезно выполнять эту задачу?».

Учитель определяет задачу каждой самостоятельной работы, обучает рациональным приёмам умственного труда, инструктирует учащихся перед выполнением задания, наблюдает за ходом самостоятельной работы, своевременно оказывает помощь учащимся в преодолении возникших трудностей и исправлении допускаемых ошибок, анализирует и оценивает результаты каждой работы.

Предположим, что учащиеся получили задание: определить правильное написание слов: ВЕ З/С ТИ, В Е/И ДУ. Первый вопрос, над которым я предложу подумать: почему важно не ошибиться в написании данных слов, к чему может привести орфографическая ошибка? Далее конкретизируются учебные задачи: какие правила нужно применить в первом и втором случае? Следующий шаг – выбор соответствующего способа решения задач. Контролирую правильность решения включением данных слов в словосочетание или предложение. Это помогает обнаружить различия в значении слов, звучащих одинаково, выявит понимание учащимися сути проделанной ими работы, ее практической пользы.

Виды воспроизводящих самостоятельных работ могут быть различными:

•         самостоятельное чтение учебника или других источников, нахождение ответов на вопросы учителя;

•         наглядное оформление изучаемого в виде плана, примеров, таблиц, схем;

•         наблюдения и опыты над материалом в соответствии с определенным заданием;

•         упражнения в подведении фактов языка под изучаемые понятия и правила;

•         составление программы действий по применению правила;

•         изложение материала в соответствии с различными вариантами заданий (развернутое, сжатое, выборочное);

•         рецензирование устного или письменного ответа товарища.

Важно соразмерно и целесообразно сочетать воспроизводящие и творческие самостоятельные работы.

 Способ деятельности учащихся может быть разным в зависимости не только от задания, но и от отбора языкового материала, с которым будет работать ученик. Так, при одном и том же задании характер деятельности может быть воспроизводящим, если для анализа предлагается материал, аналогичный разбиравшемуся ранее, или творческим, если для выполнения задания учащемуся недостаточен усвоенный образец, если необходим поиск новых знаний или новых способов деятельности. Например, для усвоения правила правописания проверяемых безударных гласных в корне слова и основных способов проверки школьники выполняют множество тренировочных самостоятельных работ по применению данного правила.    Но вот встречаются слова БЛИСТАТЬ (ср. блеск), ОПАЗДЫВАТЬ (ср. поздно), ЗАРЯ (ср. зори) - и возникает ситуации недостаточности имеющихся знаний, необходимости поиска новых сведений, новых способов решения орфографической задачи.

Самостоятельное усвоение нового материала оказывает неоценимую помощь в развитии познавательной деятельности младших школьников. Второклассники уже могут самостоятельно организовать себя на вычленение и выполнение ряда заданий, направленных на одну цель обучения. Например, учащимся предлагается разделить слова с безударными гласными или с парными согласными в корне на две группы. Доказать правильность распределения слов. Если ребенок затрудняется, ему предлагают помощь в виде подсказки на доске. Я рекомендую детям не спешить заглядывать в подсказку, а подумать и самим сделать вывод. Чаще всего ребята справляются с заданием. Подсказкой пользуются в целях самопроверки.

В своей работе я использую приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников. К приемам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе я отношу ситуации, в которых ученик:

- защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;
- задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;
- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;
- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;
- ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;
- выбирает задания из поисковых и творческих задач;
- осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.

Важно, что повышению эффективности способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом.

Самостоятельная работа не самоцель. Она является средством борьбы за глубокие и прочные знания учащихся, средством формирования у них активности и самоорганизации как черт личности, развития их умственных способностей. Ребенок, в первый раз переступающий порог школы, не может еще самостоятельно задаться целью. В процессе обучения он должен достичь определенного  достаточно высокого уровня самоорганизации, открывающего возможность справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач. Объектом изучения является самостоятельная деятельность школьника, а предметом – условия ее реализации. Актуальность этой проблемы бесспорна, т.к. знания, умения, убеждения, духовность нельзя передать от преподавателя к учащемуся, прибегая только к словам. Этот процесс включает в себя знакомство, восприятие, самостоятельную переработку, осознание и принятие этих умений и понятий. И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Заключение

В современных условиях возникает необходимость понимания качества образования, как перехода от трансляции знаний к совместному с учителем поиску их смысла и ценности. Ключевые образовательные компетенции превращаются в дидактическое средство развития личностных целей и качеств.

В связи с этим  подчеркивается важность формирования у учащихся навыков рациональной организации учебного труда, общих учебных умений и навыков, которые в совокупности обеспечивают надежное основание для последующих учебно-познавательной деятельности школьников, спо-собствуют приобретению глубоких и прочных знаний.

Работа по формированию ключевых образовательных компетенций делает процесс обучения более интересным ученикам, формирует у них понимание жизненно-практической значимости содержания образования, которое они осваивают.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и со-трудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.


В психолого-педагогической литературе все чаще появляются слова: «самопознание», «самоорганизация», «самоконтроль», «самооценка» и т.д.

В современных концепциях развития отечественной системы образования отмечается перенос ориентиров на самостоятельное приобретение школьниками знаний, формирование умений применять полученные знания в практической деятельности.

Развивающая функция обучения требует от учителя не просто изложения знаний в определенной системе, а предполагает также учить школьников мыслить, искать ответы на поставленные вопросы, добывать новые знания, опираясь на уже известные.

Ведущей задачей в начальной школе является воспитание у учащихся активности и учебной самостоятельности, самоорганизации

В образовательном стандарте начального общего образования определено, что важнейшим приоритетом остается формирование общеучебных умений, навыков и способов познавательной деятельности у младших школьников, что современная школа должна воспитывать готовность человека к «инновационному поведению», воспитание умения учиться – способности к самоорганизации с целью решения учебных задач».

Овладение умениями самоорганизации: определять цель выполнения задания, планирование его и целесообразное выполнение, контроль и оценивание хода, результатов его выполнения, является обязательным минимумом для младших школьников

На смену старым требованиям приходят новые: умение видеть проблему, спокойно принимать её и самостоятельно решать.

Самоорганизация – свойство личности мобилизовать себя, целеустремлённо, активно использовать все свои возможности для достижения промежуточных и конечных целей, рационально используя при этом время, силы, средства.

Самостоятельность не рождается сама по себе, она воспитывается и развивается. Особое место в этом процессе занимает начальная школа.

Выделяют основные этапы развития самоорганизации у детей:

- Дети действуют по готовому образцу с помощью взрослых, старших, копируя их действия (этап подражания). Например, работа по алгоритму. Алгоритм, в котором все предлагаемые действия довольно жестко фиксированы, их последовательность обязательна.

- Ребята в состоянии выполнить самостоятельно часть работы, находят некоторые способы их осуществления (этап частичной самоорганизации).

Здесь, как пример, работа по памятке, в которой даются указания о необходимости конкретных действий (шагов), но учащиеся имеют возможность перестановки одного-двух действий или даже пропуска одного из них.

- Младшие школьники выполняют определенную работу самостоятельно в повторяющихся ситуациях, наиболее знакомых видах деятельности (этап более полной самоорганизации).

Основной педагогической целью является получение детьми собственного опыта и знаний не из книги и рабочих тетрадей, а посредством самостоятельно организованных и проведённых экспериментов.

В процессе собственной исследовательской деятельности дети сами задают себе вопросы и находят на них ответы. Таким образом, они уже на ранних этапах обучения получают естественнонаучные и технические знания, на основе которых может быть построено дальнейшее образование.

В своей работе я использую приемы активизации учебно-воспитательной деятельности младших школьников, приемы: дидактические игры, логические задачи, упражнения на сравнение и обобщение, самостоятельные работы и т.д., которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, в которых ученик:

-защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобретенные знания;

-задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;

- помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

- выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;

- ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним; - выбирает задания из поисковых и творческих задач;

- осуществляет самопроверку анализ собственных познавательных и практических действий.

Для формирования у детей активности и самоорганизации, развития их умственных способностей получения глубоких знаний хорошим средством является самостоятельная работа, разные виды и формы которые мною используются на учебных занятиях. Самостоятельная работа осуществляется детьми по карточкам, по индивидуальным заданиям, индивидуально с проверкой результата выполнения в паре, самостоятельного выполнения задания с самооценкой. Все эти виды работ способствуют также тому, что у учащихся повышается самооценка, чувство уверенности в себе, когда им удаётся самостоятельно успешно справиться с заданием.

Предположим, что учащиеся получили задание: определить правильное написание слов: ВЕ З/С ТИ.

Первый вопрос, над которым я предложу подумать: почему важно не ошибиться в написании данных слов, к чему может привести орфографическая ошибка? Далее конкретизируются учебные задачи: какие правила нужно применить в первом и втором случае? Следующий шаг – выбор соответствующего способа решения задач. Контролирую правильность решения включением данных слов в словосочетание или предложение. Это помогает обнаружить различия в значении слов, выявить понимание учащимися сути проделанной ими работы, ее практической пользы.

Поэтому, я считаю главными задачами по отношению к ученикам:

. Развивать веру в успех.

• Обращать внимание на прошлые успехи.

• Сделать процесс обучения ощутимым.

• Признавать и видеть достижения каждого.

• Учить детей управлять собственной деятельностью.

И, пожалуй, главной функцией самоорганизации является формирование высококультурной личности, т.к. только в самостоятельной интеллектуальной и духовной деятельности развивается человек.

Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем ребёнку необходимо войти в этот мир.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педагогическом совете школы по теме: «Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

В концепции ФГОС второго поколения подчёркивается, что "в начальной школе основным результатом является формирование общеучебных навыков, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной ...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС.

Наша цель: Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования,самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содер...

Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников в условиях реализации ФГОС

В статье говорится о формировании общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников....

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

Тема по самообразованию: Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях ФГОС...

Доклад по теме Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС».

Доклад по теме  Формирование общеучебных умений самоорганизации учебной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС»....