«Прогулка, как форма совместной деятельности воспитателя с детьми, способствующая повышению качества образования».
консультация (3 класс)

Барышникова Наталья Васильевна

 

Для чего необходимы прогулки?

Какие цели ставятся при проведении прогулок?

Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.

Прогулка с познавательной целью близка к экскурсии.

Цель и содержание экскурсии, как учебного занятия, всегда определяются её темой, предусмотренной программой, и предлагают решение конкретных познавательных задач.

Прогулка же, как содержательный отдых детей на свежем воздухе не предусматривает раскрытие определённой темы и сосредоточенной учебной работы школьников в процессе проведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Прогулка, как форма совместной деятельности воспитателя с детьми, способствующая повышению качества образования».

Для чего необходимы прогулки?

Какие цели ставятся при проведении прогулок?

Прогулки в коррекционно-развивающем обучении служат для восстановления работоспособности детей, преследуют познавательную, оздоровительную и воспитательную цели.

Прогулка с познавательной целью близка к экскурсии.

Цель и содержание экскурсии, как учебного занятия, всегда определяются её темой, предусмотренной программой, и предлагают решение конкретных познавательных задач.

Прогулка же, как содержательный отдых детей на свежем воздухе не предусматривает раскрытие определённой темы и сосредоточенной учебной работы школьников в процессе проведения.

Во время прогулок ребята собирают интересные природные материалы (шишки, сучья, корни), принимают участие в коллективном сборе лекарственных растений, подкормке зверей и птиц. А активный отдых, организованный на воздухе и заключающийся в играх малой и средней подвижности, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы учащихся.

Во время прогулок дети часто наблюдают за различными видами трудовой деятельности:

  • как строят здания;
  • асфальтируют улицу;
  • подвозят в булочную хлеб…

Такие наблюдения приближают наших детей к самостоятельному труду. Во время таких прогулок у учащихся формируются необходимые нравственные понятия, навыки культуры поведения.

Процесс воспитания, направленный на формирование личности ребёнка, коррекцию недостатков развития, в конечном счете, создаёт предпосылки социальной адаптации  ребёнка.

На прогулке проводят и запланированные в группе беседы. Это можно делать в разное время года, если только не мешает погода. Обычно это короткие беседы по подобранной специально иллюстрации, интересной статье, рассказу в газете или журнале. Дети любят слушать о победе человека над стихией, преодолении опасностей, о мужественных и смелых людях, об удивительных случаях. Умело построенная беседа создаёт возможность не только дать детям определённые знания или закрепить их, но и развивает мышление, т.е. учит производить анализ, сравнение, обобщение, организовывает внимание.

Естественным продолжением прогулок являются фенологические наблюдения. Они ведутся продуманно, в определённой системе, с учётом особенностей наших детей и их подготовки. Наблюдение как метод определяется, как целенаправленное, планомерное восприятие детьми предметов и явлений окружающего мира. Воспитывает у ребёнка общечеловеческую культуру в своей собственной деятельности. «Ребёнок вовсе не стоит перед окружающим  миром один на один. Его отношения к миру всегда опосредованы отношением человека к другим людям, его деятельность всегда включена в общение» А.Н. Леонтьев.

  Время, условно названное «спортивным часом» может быть заполнено различными подвижными и спортивными играми, проведением простейших соревнований, походов. Но они не должны быть похожими на уроки физкультуры. Проведённая с учётом интересов детей прогулка имеет большое воспитательное значение. В массовых играх ребята учатся играть вместе, «болеть» за интересы коллектива, быть уступчивыми, учатся культуре взаимоотношений. Учитывая особенности  ребёнка с задержкой психического развития необходимо осуществлять системный подход к реализации коррекционных задач:

  • сочетать коррекцию двигательных нарушений;
  • формирование двигательной сферы;
  • развитие по средством игры высших психических процессов.

Мнение педагогов о том, что прогулка – одна из наиболее лёгких педагогических форм, является заблуждением. Только усвоив сущность прогулки, вскрыв её огромные воспитательные возможности, каждый воспитатель сможет по достоинству оценить её и включить в арсенал своих методических средств.

В повседневной практике все разновидности прогулок не используются (по подсчётам их более 200). Каждая прогулка имеет свои цели, содержание, методику. Так, если исходить из цели прогулки, то без особого труда можно выделить прогулки, имеющие и одну цель, и две, и т.д.

Какие группы прогулок используют в своей практике воспитатель?

Прогулки можно свести к двум основным группам:

(слайд)

  1. Оздоровительно-воспитательные
  2. Образовательно-воспитательные

Первая часть названия указывает доминирующие цели прогулки, определяющие её содержание. Вторая часть подчёркивает руководящую и направляющую роль воспитателя, которому отводится центральное место в организации прогулок.

Педагог должен ясно представлять себе, что цель работы в группе – всестороннее воспитание и развитие ребёнка. Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Её нужно сделать интересной и содержательной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учёта физической нагрузки, рационального чередования занятий. Необходимо интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива. Остановимся на более подробном описании прогулок.

  1. Оздоровительно-воспитательные прогулки довольно широко практикуются в коррекционно – развивающем обучении.

(слайд)

Они подразделяются на:

  • спортивные;
  • осаночные;    
  •  игровые;
  • маршрутные;
  • темповые;
  • вольные.      
  • (слайд)

Игровые прогулки  включают в себя элементы поиска, выполнения задания, состязания.

Они делятся на:

  • поисковые
  • следопытские
  • целевые
  • состязательные

Игра – эффективное  средство, стимулирующее возникновение у ребёнка желания стать лучше. Она формирует первоначальное представление о том, что хорошо и что плохо, он обладает прекрасной диагностической функцией. Во время игры, наблюдая за ходом, выясняется, что умеет ребёнок, что знает, чего боится, что ему нравится, а что не нравится. Благодаря чёткости игровых правил, игра становится великолепной школой произвольного поведения, школой самодисциплины и самоорганизации.

  1. Можно проводить различные соревнования.

Это уже относится к спортивным прогулкам. Их следует проводить чаще, так как оздоровительное значение их, несомненно. Кроме этого, они имеют большое прикладное значение. Во время лыжных или, например, велосипедных прогулок отрабатываются умение пользоваться лыжами или велосипедом. Но, учитывая здоровье наших детей, нельзя при этом допускать перегрузки. Соревнования по типу «Весёлых стартов» можно проводить в течение всего учебного года. Эти увлекательные и доступные детям состязания позволяют испробовать свои силы в разных видах единоборств и коллективных действий, развивающие чувство товарищества и взаимопомощи.

Осаночные прогулки, в отличие от игровых и спортивных прогулок, направлены на выработку правильной осанки и походки. Известно, что при эмоциональном напряжении, когда ребёнок сильно взволнован, возбуждён или, наоборот, угнетён, возникает избыточное напряжение в отдельных группах мышц. Для того, чтобы появилась возможность управлять ими, необходимо научить детей расслаблять мышцы. Детей необходимо учить чувствовать напряжение мышц, изменять степень их напряжения и совсем снимать его, расслабляя определённые группы мышц. Это позволяет направлять коррекционную работу на недостатки в двигательной среде ребёнка:

 - неточность движений в пространстве;

 - неумение выполнять чётко-ритмические движения;

 - помогает заметно повышать низкий уровень в развитии функции равновесия;

 - ограниченные амплитуды движения в беге, прыжках, метании;

 - напряжённость, скованность движений,

что в свою очередь помогает при деформации стопы, нарушении в развитии грудной клетки, низких показателях жизненной ёмкости лёгких, что так необходимо в гармоничном развитии физических данных ребёнка.

Осуществление работы над данными затруднениями детей в осаночных прогулках проводится через упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) и игру.

  1. Темповые прогулки

Они позволят варьировать темп движения. В зависимости от времени, могут прерываться и изменяться по скорости Во время данной прогулки проводится 1 игра или 1 беседа , или 1 наблюдение.

Близки к темповым прогулкам вольные прогулки, которые так же проводятся в небольшой промежуток времени, по желанию детей, которые сами избирают цель, форму организации, маршрут, темп движения. Частое их применение нежелательно, так как может превратить прогулку в бесцельное времяпрепровождение.

Сложность этой прогулки заключается в том, что контроль со стороны воспитателя должен почти отсутствовать, а вот несовпадение мнений детей о цели и порядке прогулки, нередко приводит к разладу в группе.

Маршрутные прогулки основываются на постоянно меняющихся маршрутах движения. Маршруты могут быть укороченными или, наоборот, удлинёнными, в зависимости от желания детей.  

Образовательно-воспитательные прогулки выделяются в самостоятельную группу, ибо на первый план здесь выходят познавательные цели, хотя значение оздоровительных и, тем  более, воспитательных целей в них не меньше.

В условиях коррекционно – развивающего обучения эти прогулки получили наибольшее распространение. Наблюдение детей происходит произвольно, без существенного влияния взрослых, причем объектами могут стать любые предметы или явления, заинтересовавшие детей.

Непосредственное общение с товарищами и учителем помогает развитию наблюдательности и любознательности.

Образовательно-воспитательные прогулки можно подразделить на:

(слайд)

  • ознакомительные;
  • демонстрационные;
  • обзорные;
  • практикумные;
  • туристические.

К ознакомительным прогулкам относится прогулка в парк

На прогулках  в парк имеется возможность знакомить детей с теми природными объектами и явлениями, представления о которых формируются лишь в процессе длительных наблюдений. В содержание прогулок включаются наблюдения за повседневными изменениями погоды, сезонными изменениями в природе, например, таянием снега, постепенным набуханием почек, появлением раннецветущих травянистых растений, перелётом птиц.

Знания детей, полученные на программных экскурсиях, в процессе прогулок закрепляются, расширяются, представления, накопленные в процессе повседневного общения с природой на прогулках, обобщаются и систематизируются на учебных экскурсиях.

Чтобы прогулка была полезной в познавательном плане, определяются её цели и содержание, намечается маршрут. Учитываются при этом особенности местности и наличие природных объектов, которые могут представлять интерес для рассмотрения.

Местом прогулки могут быть:

  • лесопарк;
  • сквер;
  • луг;
  • поле;
  • река.

При подготовке прогулки предусматриваются выполнение наблюдения за растениями и животными, трудом людей, сбор материала для коллекционирования, проведение бесед, дидактических игр.

Но каковы бы, ни были содержание и ход прогулки в природу, не следует забывать о главном: она, прежде всего, должна обеспечить потребность детей в движении на свежем воздухе. Потому, во время прогулки остановки должны быть лишь на непродолжительное время, а затем, движение идёт по намеченному маршруту.

Объектами наблюдений могут стать привычные, часто не замечаемые детьми предметы и явления, которые, тем не менее, интересно и полезно рассмотреть. К примеру, это могут быть растущие в данной местности деревья и кустарники. Если во время прогулок с детьми рассматривать хотя бы по одному растению, но проводить это знакомство систематически и целенаправленно, то дети будут знать видовой состав зелёных насаждений города.

При беседе необходимо внимательно следить за речью детей, проводить коррекционную работу, через приёмы, которые стимулируют компенсаторные процессы и позволяют формировать у детей новые положительные качества.

(слайд) 

   

 Обзорные прогулки делятся на панорамные, видовые, объектовые. Это более сложный вид прогулок, так как в ходе их информационный материал даётся в обобщённом виде. Целостность представлений об окружающем мире достигается во время этих прогулок, путём создания условий для обзорного наблюдения множества взаимосвязанных предметов.

При панорамной прогулке очень важен выбор площадки, откуда хорошо просматривается окружающая местность (прогулка на водоём). Во время видовой прогулки необходимо заострить внимание школьников на отдельных фрагментах панорамы. В данном случае план наблюдения может меняться.

Объектовая прогулка содержит элементы детализации, которые позволяют подчеркнуть сложность наблюдаемого явления. Во время перечисленных прогулок дети останавливаются лишь на непродолжительное время, затем идут по заранее избранному маршруту.

Практикумные прогулки являются своеобразной школой закрепления жизненно необходимых правил поведения.

Чаще всего встречаются две разновидности практикумных прогулок:

  • регламентные;
  • тренажёрные.

В процессе воспитания  детей с задержкой психического развития  сочетается настойчивая работа по формированию у них общественно-ценных личностных качеств со специфической коррекционной работой, направленной на исправление тех недостатков их характера и поведения, которые возникли в результате неправильного предшествующего воспитания и  жизненного опыта.

Во время  регламентных прогулок создаются такие педагогические ситуации, когда должны действовать и вести себя в соответствии с общепринятыми нормами поведения, которые связаны с искусством общения, умением жить среди людей. Эти навыки необходимы для регулирования поведения детей, они помогают выработать этические нормы отношений с окружающими, приучают ребят к дружелюбию и вежливости, уважению и чуткости по отношению к другому.

Это же простые нормы нравственности, которые составляют начальную азбуку морали, на основе которой растёт и формируется система высших нравственных ценностей.

При тренажёрных прогулках отдельные правила многократно отрабатываются в искусственно-созданных условиях.

(слайд)

Туристические прогулки требуют знания техники туризма от воспитателя. Чаще всего встречаются маршевые, походные, ориентирные прогулки.

(слайд)

Во время маршевой прогулки вырабатывается умение  совершать марш в составе группы, правильно распределять силы, быть экономным в движениях, соблюдать все требования марша, в зависимости от местности регулировать ритм, темп движения, правильно отдыхать, вести наблюдения за собой и товарищами.

Походная прогулка включает в себя изучение техники передвижения в различных условиях, умение преодолевать разнообразные препятствия, умение вести наблюдения за окружающей местностью.

Ориентирная прогулка вооружает детей умением ориентироваться на местности, выбирать видимые и слышимые ориентиры.

Туристические прогулки всегда обогащают новыми, полезными в жизни знаниями.

Во время таких прогулок маршрут должен отвечать ряду требований, таких как:

(слайд)

  • безопасность;
  • наличие познавательных моментов;  
  •  предусматривать остановки;
  • скорость движения (возможно движение с неравномерной скоростью).

Если из-за погодных условий прогулка сокращена, можно повысить скорость ходьбы, а часть дистанции преодолеть бегом.

Обязательно на туристических прогулках должны присутствовать игры.

(слайд)

Прогулка предусматривает применение различных педагогических средств для включения детей в полезную деятельность, поощрения их инициативы, активности.

К прогулке, как и к любой другой педагогической деятельности, предъявляются требования обеспечить педагогическую целесообразность, содержательность, активную деятельность детей, педагогическое руководство со стороны педагога.

В заключение остановимся на общих этапах проведения прогулки.

(слайд)

  • Подготовку к прогулке начинать с анализа ранее проведенных прогулок, с тем, чтобы намеченная прогулка не походила на предшествующую.
  • Определить цель и вид прогулки, наметить маршрут. Если маршрут не знаком, внимательно изучить его, во избежание каких-либо неожиданностей.
  • Зная силы и возрастные возможности детей, установить время прогулки, расстояние, места временного отдыха, объекты наблюдения. В расчёт брать время года, погоду, особенности местности.
  • Наметить виды деятельности детей, определить, какие черты личности, характера, поведения будут формироваться, и корректироваться, какие взгляды и мысли будут переданы детям во время прогулки.

Эта часть планирования, по моему мнению, наиболее трудна, так как требует вдумчивого и серьёзного подхода.

  1. Прогулку начинать с сообщения по технике безопасности,  если есть необходимость, дать поручения отдельным воспитанникам, распределить обязанности. Затем наблюдаем за одеванием детей и организованным выходом из школы, напомнить группе о правилах поведения на улице и сообщить маршрут.

Назначив из числа детей направляющих и замыкающих, выбрать место среди детей с таким расчётом, чтобы было удобно наблюдать за ними, и в любой момент можно было бы приостановить движение.

При движении по маршруту проводить индивидуальные или групповые беседы с детьми. Делать остановки для того, чтобы обратить внимание группы на тот или иной объект. Если требуется ответить на вопросы детей, так же делать периодические остановки.

Общение со всеми детьми обязательно по всем вопросам. Любой детский вопрос требует ответа, всякое слово – внимания. Раз отмахнулся, другой раз не ответил, а потом уже и не подойдут, не захотят поделиться.

Остановки использовать для организации кратковременных игр. При этом выбирать подходящую площадку, закрытую от ветра.

По окончании прогулки провести проверку состава группы, подвести итог прогулки и разрешить войти в здание школы. При этом следить за порядком и за тем, чтобы дети не входили в помещение в грязной или покрытой снегом обуви.

  1. При планировании учитывать, что прогулки проводятся регулярно. Поэтому они должны быть разнообразны, использовать различные виды, вносить элементы новизны. Во время прогулок проходит развитие эмоционально-волевой сферы (через игру), развивается воображение с переходом в действие развития мыслительной деятельности, познание отдельных предметов через трудовые навыки (составление буклетов, сбор листьев), через подражание, после  показа учителем.

Работа  направлена на оздоровительные мероприятия, на отношения между детьми, на развитие и коррекцию поведения. Необходимо развивать доверительные отношения друг к другу и взрослым. Развивать социально-бытовую сферу жизни детей (сходить в магазин, позвонить по телефону). Пространственные связи, ориентировка на местности (переходить дорогу, площадь).

Используя хорошую погоду, проводить профилактику здоровья. Чем дети больше на воздухе, больше общаются с предметами, качелями, занимаются играми, тем больше развивается опорно-двигательный аппарат, а это, в свою очередь, даёт заметный скачок в развитии интеллекта у детей, способствует социализации, социальной адаптации в обществе, даёт возможность найти себя в жизни окружающего мира, жить с людьми.

                                                                        Воспитатель:

                                                                        Барышникова Н. В.

                                               2013г

        

Список литературы, используемый при написании работы

  1. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1994
  2. Игры и развлечения в группах продлённого дня. Г.П. Богданов. – М.: Просвещение, 1985
  3. Продлённый день в школе. – М.: Просвещение, 1984
  4. Газман О.С. Проблема формирования личности школьника в игре. Педагогика и психология игры. – Новосибирск, 1985
  5. А.А.Огородников. Учебно-воспитательная работа в ГПД.
  6. Д.И.Латышина. Методика внеклассной работы в школе
  7. Л.Б.Гуревич. Работа воспитателя в ГПД.

P.A.Садовничая. Содержание, организа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические подходы и формы работы на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.

Рассмотрим некоторые методические условия формирования и развития УУД  у младших школьников в учебной деятельности: - опора на субъектный опыт ученика; - применение активных методов обу...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.».  

условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС.». ...

Активные формы обучения – эффективное условие формирования УУД у младших школьников на уроке и внеурочной деятельности, способствующие повышению качества образования в рамках ФГОС

Если человека постоянно приучать усваивать знания и умения в готовом виде,  можно и притупить его природные творческие способности – разучить думать самостоятельно....

Форма 3 «Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности»

Результаты трансляции опыта практических результатов профессиональной деятельности (п. 3.1)Результаты участия педагогического работника в экспертной и организационно-методической деятельности по разли...

Форма №3 " Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования и транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

4.Результаты участия педагогического работника в зкспертной и организационно-методической деятельности по различным направлениям(п.3.3)...