Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Азбука нравственности"
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс)

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_dukhovno-nravstvennoe_vospitanie.docx45.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение 

 школа - интернат VIII вида № 3 «Развитие» муниципального образования  

городской округ Люберцы Московской области 

140009 Московская обл., Люберецкий р-н, г.п. Красково, д. Марусино, ул. ……………...  

тел./факс (499…………., e-mail: ………………….

 

     

 

«Согласовано» 

Председатель МО 

_________/……../ 

 Протокол № ___ 

      « __»  августа 2021 г. 

 

«Согласовано» 

Зам. директора по ВР

__________/……………./ 

     « __»  августа 2021 г. 

 

«Утверждаю»

Директор МОУ школа-интернат VIII вида №3 «Развитие»

____________/……../ 

 

«___» августа 2021 г. 

 

 

 

Рабочая программа 

  внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению

«Азбука нравственности»

для обучающихся 1-4 классов

 

 

Разработана на основе Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) 

Вариант 1    

Составитель: 

Жучкова С.В. 

учитель начальных классов 

первой квалификационной категории 

2021

Пояснительная записка

         Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Азбука нравственности» разработана на основе требований к результатам освоения Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1). 

          Согласно учебному плану на изучение данной программы в 1 классе отводится 33 часа в год. Во 2-4 классах отводится 34 часа в год.

 Рабочая программа внеурочной деятельности «Азбука нравственности» составлена на основании следующих нормативно- правовых документов:

- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;  

- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- СанПиН 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно- эпидемиологическое требование к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 №189, с последующими изменениями от 29.06.2011; от 25.12.2013; от 24.11.2015);

- Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 1).

-Учебного плана образовательного учреждения, принятого на педагогическом совете.

Цель внеурочной деятельности – создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающего с умственной отсталость (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, учащихся в свободное время.

        Задачи:

- коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни;

- развитие возможных избирательных способностей и интересов ребенка в разных видах деятельности;

- формирование основ нравственного самосознания личности, умения правильно оценивать окружающее и самих себя;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;

- расширение представлений ребенка о мире и о себе, его социального опыта;

- формирование положительного отношения к базовым общественным ценностям;

-формирование умений, навыков социального общения людей;

- расширение круга общения, выход обучающегося за пределы семьи и общеобразовательной организации;

 - развитие навыков осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;  

- укрепление доверия к другим людям;  

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им.

Общая характеристика внеурочной деятельности духовно-нравственного направления.

                Программа нравственного развития призвана направлять образовательный процесс на воспитание обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на формирование основ социально ответственного поведения.

              Реализация программы проходит в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе общеобразовательной организации, семьи и других институтов общества.  

         В основе реализации программы духовно-нравственного развития положен принцип системно-деятельностной организации воспитания. Он предполагает, что воспитание, направленное на духовно-нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и поддерживаемое всем укладом школьной жизни, включает в себя организацию учебной, вне учебной, общественно значимой деятельности школьников.  

            Нравственное развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) лежит в основе их «врастания в человеческую культуру», подлинной социализации и интеграции в общество, призвано способствовать преодолению изоляции проблемного детства. Для этого необходимо формировать и стимулировать стремление ребенка включиться в посильное решение проблем школьного коллектива, своей семьи, села, города, микрорайона, участвовать в совместной общественно полезной деятельности детей и взрослых.  

Описание места учебного предмета в учебном плане

Класс -1

Срок реализации программы – 1 год

Количество часов – 1 раз в неделю (33 часа)

Класс -2-4

Срок реализации программы – 1 год

Количество часов – 1 раз в неделю (34 часа)

Рабочая программа ориентирована на программу внеурочной деятельности «Азбука нравственности» разработана на основе авторской программы «Уроки нравственности», составлена на основе программы Э. Козлова, В. Петровой, И. Хомяковой «Азбука нравственности» .

ОСНОВНЫЕ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

- ценностное отношение и любовь к близким, к образовательному учреждению, своему селу, городу, народу, России;

- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труду, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;

- осознание себя как члена общества, гражданина Российской Федерации, жителя конкретного региона;

- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;

- эмоционально- ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее охраны;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов;

- готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и профессиональной деятельности;

- готовность к реализации дальнейшей профессионально траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;

понимание красоты в искусстве, в окружающей действительности;

- потребности и начальные умения выдержать себя в различных доступных и наиболее привлекательных видах практической, художественно-эстетической, спортивно-физкультурной деятельности;

- развитие представлений об окружающем мире в совокупности его природных и социальных компонентов;

-  расширение круга общения, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях; принятие и освоение различных социальных ролей;

 - владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия;

- способность к организации своей жизни в соответствии с представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, нормах социального взаимодействия;

- способность ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать элементарные решения;

- способность организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.

Планируемые результаты внеурочной деятельности

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трем уровням:

              Первый уровень результатов – приобретение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями социальных знаний (о родине, о ближайшем окружении и о себе, об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

             Второй уровень результатов - получение опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

            Третий уровень результатов - получение обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование социально приемлемых моделей поведения.

   С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:

• на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;

• на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников, и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков;

• на третьем уровне создаются необходимые условия для участия учащихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, это необходимо учитывать при организации воспитания, социализации младших школьников.

В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Задача педагога поддерживать эту тенденцию, способствовать используемыми им воспитательными формами достижению ребенком первого уровня результатов.

Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов. К четвертому классу у младшего школьника появляется реальная возможность выхода в пространство общественного действия, то есть достижение третьего уровня воспитательных результатов.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

         Планируемые результаты:

 -  Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

 -  Обучающиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

  - Обучающиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста, неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

  - Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Азбука нравственности»

1 класс «Маленькие Россияне» (33 часа)

Раздел 1. «Я и я» (5ч) – формирование гражданского отношения к себе.

- Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.

- Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь?

- Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

- Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

Конкурсы рисунков сказок, стихов. Оформление фотовыставки.

Раздел 2. «О добром отношении к людям» (5 часов) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

-  Волшебный мир сказки. Русская народная сказка «Маша и медведь»

- Ты и твои друзья. Русская народная сказка «Теремок».

- Русская народная сказка «Зимовье зверей».

- Добрые и не добрые дела. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».        

-  Видеоэкскурсия Музей сказки "Васин хутор"

Раздел 3. «Я и культура» (5ч) – формирование отношения к искусству.

- История моего города.

- «Путешествие к Деду Морозу»: виртуальная экскурсия в Великий Устюг

- "Какие бывают театры?"  Знакомство с различными видами театра; расширение представлении детей о театре.

- «Рождественские украшения на ёлку. Ангел»

- "Путешествие в театр" обзорная мини-экскурсия.

Раздел 4 . «Я и мое Отечество»(6ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

- С чего начинается Родина?

- Былинные богатыри-защитники России.

- Они защищают Родину.

- Мои родные – защитники Родины.

- Маленькие герои большой войны.

- Поклон тебе, солдат России.

Конкурсы стихов, песен. Подготовка и рассылка праздничных открыток

Раздел 5. «Я и планета» (4ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

- Планета просит помощи. Маленькая страна.

- Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.  

Конкурсы рисунков. Экскурсии, экологические акции.

Раздел 6.  «Я и школа» (8ч) – формирование гражданского отношения к школе.

- Мой школьный дом.

- Правила поведения в школе. Законы жизни в классе.

- Школа вежливости.

- Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор.

Экскурсии по школе, по школьному саду. Акции.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Маленькие Россияне» 1 класс

п\п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I модуль

«Я и школа»- 4 ч.

1

Мой школьный дом.

03.09.21

2

Правила поведения в школе.

10.09.21

3

Экскурсия по школе.

17.09.21

4

Экскурсия по школьному саду.

24.09.21

                                                        «Я и я»- 5 ч

5

Я, ты, мы. Мой сосед по парте. Кто что любит делать.

01.10.21

II модуль

6

Моя семья – моя радость. Фотографии из семейного альбома. В чем я должен им помочь? Оформление фотовыставки

15.10.21

7

Кто мои бабушка, дедушка? Слушаем сказки моей бабушки.

22.10.21

8

Моя красивая мама. Загляните в мамины глаза.

29.10.21

9

Конкурс рисунков.

12.11.21

III модуль

«О добром отношении к людям»- 3 ч

10

Волшебный мир сказки. Русская народная сказка «Маша и медведь».

26.11.21

11

Ты и твои друзья. Русская народная сказка «Теремок».

03.12.21

 12

Русская народная сказка «Зимовье зверей».

10.12.21

                                                   «Я и культура»-5ч

13

- История моего города.

17.12.21

14

«Путешествие к Деду Морозу»: виртуальная экскурсия в Великий Устюг

24.12.21

IV модуль

15

«Рождественские украшения на ёлку. Ангел»

14.01.22

16

"Какие бывают театры?"  Знакомство с различными видами театра; расширение представления детей о театре.

21.01.22

17

"Путешествие в театр" обзорная мини-экскурсия.

28.01.22

                                       «О добром отношении к людям»- 2 ч

18

Добрые и не добрые дела. Русская народная сказка «Заюшкина избушка».        

04.02.22

19

Видеоэкскурсия Музей сказки "Васин хутор"

11.02.22

                                                  «Я и мое Отечество»(4ч)

20

С чего начинается Родина?

V модуль

21

Былинные богатыри-защитники России

04.03.22

22

Они защищают Родину.

11.03.22

23

Мои родные – защитники Родины.

18.03.22

                                                      «Я и планета» (4ч)

24

Планета просит помощи. Маленькая страна.

25.03.22

25

Конкурс рисунков «Планета просит помощи».

01.04.22

26

Мягкие лапки, а в лапках царапки. В гости к зеленой аптеке.

VI модуль

27

Экскурсия «В гости к зеленой аптеке»

15.04.22

                                                  «Я и мое Отечество» (2ч)

28

Маленькие герои большой войны.

22.04.22

29

Поклон тебе, солдат России.

29.04.22

                                                     «Я и школа» -(4 ч)

30

Школа вежливости.

06.05.22

31

Школа вежливости.

13.05.22

32

Школа вежливости.

20.05.22

33

Экскурсия «Десант чистоты и порядка. Самый красивый школьный двор».

27.05.22

По плану

Фактически

Итого

    Количество часов в год – 33

33

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Азбука нравственности»

2класс «Моя Малая Родина» (34 часа)

Раздел 1. «Я и я»(2ч) – формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

- Я – ученик. Мой портфель.

- Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

 

Раздел 2. «Я и семья»(5ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

- Я помощник в своей семье.

- Моя любимая мамочка.

- Об отце говорю с уважением.

-Мама, папа, я – дружная семья.

- Здесь живет моя семья.

Конкурсы рисунков.

Раздел 3. «Я и культура» (4ч) – формирование отношения к искусству.

-Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.      

- По дороге к Дедушке Морозу.

- «Рождественские гирлянды».

Экскурсии в музеи, вернисажи

 Раздел 4. «О добром отношении к людям» (4 часа) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

- Русская народная сказка «Лиса и журавль».

- Русская народная сказка «Каша из топора».

- Русская народная сказка «Медведь и мужик».

- Путешествие в театр" обзорная мини-экскурсия.

Раздел 5. «Я и школа» (8 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

- Обязанности ученика в школе.  Я люблю свою школу.

- Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг).

- По каким правилам мы живем в школе? Десант чистоты и порядка

-Школа вежливости.

- Конкурсы. Трудовой десант.

 Раздел 6. «Я и мое Отечество» (7 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

- Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

- Мы и наши права.  

- Мой любимый город. Наш город.

-О чем шепчут названия улиц родного города.    

- След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

-Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану.

-Конкурсы рисунков, экскурсии в музеи, акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Раздел 7. «Я и планета» (5ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

- Знай и люби свой край.

- Экология нашего города.

- День добрых волшебников.

- Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.  

            Вывешивание кормушек, выставки рисунков.        

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Моя Малая Родина» 2 класс

п\п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I модуль

«Я и школа» - 4 ч.

2 «А»         2»Б»

1

Обязанности ученика в школе.  Я люблю свою школу.

06.09

02.09

2

Самый уютный класс. Школьная символика (гимн, герб, флаг).

13.09

09.09

3

По каким правилам мы живем в школе?

20.09

16.09

4

Экскурсия по школьному саду. Трудовой десант.

27.09

23.09

                                                        «Я и я» - 2 ч

5

Я – ученик. Мой портфель.

11.10

30.09

II модуль

6

Подумай о других. Игры на развитие произвольных процессов.

18.10

14.10

                                                      «Я и семья» - 5ч

7

Я помощник в своей семье.

25.10

21.10

8

 Моя любимая мамочка.

01.11

28.10

9

Об отце говорю с уважением.

08.11

11.11

III модуль

10

Мама, папа, я – дружная семья.

22.11

25.11

11

Здесь живет моя семья. Конкурсы рисунков.

29.11

02.12

                                                      «Я и культура» -4ч

 12

Родной край в древности. Поэты и писатели нашего города.

06.12

09.12

13

Виртуальная экскурсия в музеи нашего города.

13.12

16.12

14

По дороге к Дедушке Морозу.

20.12-27.12

23.12-30.12

IV модуль

15

 «Рождественские гирлянды»

10.01

13.01

                                   «О добром отношении к людям»- 4 ч

16

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

17.01

20.01

17

Русская народная сказка  «Каша из топора».

24.01

27.01

18

Русская народная сказка «Медведь и мужик».

31.01

03.02

19

"Путешествие в театр" обзорная мини-экскурсия.

07.02

10.02

                                                  «Я и мое Отечество» (4ч)

20

Урок Мира. Знакомства с символами родного края (герб, гимн, флаг).

14.02

17.02

V модуль

21

Мы и наши права.

28.02

03.03

22

Виртуальная экскурсия. Мой любимый город. Наш город.

07.03

10.03

23

О чем шепчут названия улиц родного города.  

14.03

17.03

                                                      «Я и планета» (4ч)

24

Знай и люби свой край.

21.03

24.03

25

Экология нашего города.

28.03

31.03

26

Уж тает снег, бегут ручьи. День птиц.

VI модуль

27

Экскурсия. День добрых волшебников.

11.04

14.04

                                                  «Я и мое Отечество» (3ч)

28

След Великой Отечественной войны в жизни родного края.

18.04

21.04

29

Герои Советского союза – наши земляки. Открытка ветерану

25.04

28.04

30

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

16.05

05.05

«Я и школа» - (4 ч)

31

Школа вежливости.

23.05

12.05

32

Школа вежливости.

19.05

33

Экскурсия. Десант чистоты и порядка.

26.05

34

Школа вежливости.

По плану

Фактически

Итого

    Количество часов в год – 34

34

        

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Азбука нравственности»

3 класс «Россия- Родина моя.» (34 часа)

Раздел 1. «Я и я» (4ч) – формирование гражданского отношения к себе.

-Кому нужна моя помощь?

- Кто что любит и умеет делать.

- Мы все такие разные.

-Для чего я рожден? Быть человеком.

Раздел 2. «Я и семья» ( 5 ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

- В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

- Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость.

- Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо.

- Панорама добрых дел. Бабушкины советы.

- Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки.

Выставки. Конкурсы рисунков. Акции.

Раздел 3. «Я и культура» (4 ч) – формирование отношения к искусству.

- Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской.    

- Новогодние зарисовки. Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

- Новогодняя сказка.  

Экскурсии в вернисаж, библиотеку.  

Раздел 4. «О добром отношении к людям» (4 часа) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

- Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

- Русская народная сказка «Деревянный орел»

- Русская народная сказка «Глиняный парень».

- Русская народная сказка «Медведь и мужик».

Раздел 5. «Я и школа» (7 ч) – формирование гражданского отношения к школе.

- Мой класс – моя семья. Ты и твои друзья.

- Мои права и обязанности. Школьный Устав. Каков я в школе?

- Сценки из школьной жизни.

- Наша школа в будущем.

- Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

Конкурсы рисунков. Выставки поделок.  Трудовой десант.

Раздел 6. «Я и мое Отечество» (6 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

- Урок милосердия и доброты.

- Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица.

- Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории. (мультфильмы о городах России)

- Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

-О подвигах женщин в военное время.

Конкурсы стихов. Выставки рисунков. Акции. Выпуск листовок. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

Раздел 7. «Я и планета» (4 ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

- Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

- Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.  

- Зеленые ладошки земли.

- Десант чистоты и порядка.

Акции. Конкурсы рисунков. Трудовой десант.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Россия – Родина моя» 3 класс

п\п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I модуль

«Я и школа» - 4 ч.

1

Мой класс – моя семья. Ты и твои друзья.

07.09

2

Мои права и обязанности. Школьный Устав. Каков я в школе?

14.09

3

Игра-практикум «Такая вот ситуация»

21.09

4

Экскурсия по школьному саду. Трудовой десант.

28.09

                                                        «Я и я» - 2 ч

5

Кому нужна моя помощь?

12.10

II модуль

6

Кто что любит и умеет делать.

19.10

                                                      «Я и семья» - 5ч

7

В гостях у предков. Откуда я родом. Почему меня так назвали.

26.10

8

 Что значит быть хорошим сыном и дочерью. Моя семья – моя радость.

02.11

9

Доброта в стихах и сказках. Спешите творить добро! Что такое хорошо, а что такое плохо.

09.11

III модуль

10

Панорама добрых дел. Бабушкины советы.

23.11

11

Пожилые люди – мудрые люди. Золотые бабушкины руки. Конкурсы рисунков.

30.11

                                                      «Я и культура» -4 ч

 12

Люблю тебя, моя Россия. Богатыри земли Русской

07.12

13

Новогодние зарисовки.

14.12

14

Экскурсия на Родину Деда Мороза в Великий Устюг.

21.12

IV модуль

15

 Новогодняя сказка.

28.12

                                   «О добром отношении к людям» - 4 ч

16

Русская народная сказка «Крылатый, мохнатый да масленый»

11.01

17

Русская народная сказка «Деревянный орел»

18.01

18

Русская народная сказка «Глиняный парень».

25.01

19

Русская народная сказка «Медведь и мужик».

01.02

                                                  «Я и мое Отечество» (4ч)

20

Урок милосердия и доброты.

08.02

V модуль

21

Знакомства с символами Российского государства. Наша страна – Россия. Конституция – основной закон жизни страны. Флаги России. Город, в котором я живу. Наша республика. Дорогая моя столица.

15.02

22

Посмотри, как он хорош, мир, в котором ты живешь. Путешествие по стране. Кто хочет стать знатоком истории.(мультфильмы о городах России)

01.03

23

Там, где погиб неизвестный солдат. Они служили в Армии. Честь имею. Вам, защитники Отечества!

15.03

                                                      «Я и планета» (4ч)

24

Животные из Красной книги. Животные – рекордсмены.

22.03

25

Чем живет планета Земля? Судьба Земли – наша судьба.

29.03

26

Зеленые ладошки земли.

12.04

VI модуль

27

Экскурсия. Десант чистоты и порядка.

19.04

                                                  «Я и мое Отечество» (2ч)

28

О подвигах женщин в военное время.

26.04

29

Подготовка и рассылка праздничных открыток.

03.05

                                                    «Я и  Я»- (2ч)

30

Мы все такие разные.

10.05

31

Для чего я рожден? Быть человеком.

17.05

                                               «Я и  школа»-(3 ч)

32

- Наша школа в будущем.

24.05

33

Вежливая улица.  По каким правилам мы живем.

34

Школа вежливости.

По плану

Фактически

Итого

    Количество часов в год – 34

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ «Азбука нравственности»

                                                         4 класс «Я – гражданин России» (34 часа)

Раздел 1. «Я и я»(3ч) – формирование гражданского отношения к себе.

- Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо.

-«Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.

- Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека.

      Конкурс на лучшее письмо.

 Раздел 2. «Я и семья»(3ч) – формирование гражданского отношения к своей семье.

- День пожилого человека. Панорама добрых дел.

- Забота о родителях – дело совести каждого.

- Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция.

Оформление фотовыставки.     

Раздел 3. «Я и культура» (5ч) – формирование отношения к искусству.

- Знаменитые писатели и поэты.

- Великие женщины. Образ русской женщины.

- О красоте, моде и хорошем вкусе.

- Как встречают Новый год в разных странах.

- Масленица.  Конкурс на лучший рецепт блинов.

Раздел 4. «О добром отношении к людям» (4 ч) - формирование гражданского отношения к себе, другим людям.

- Русская народная сказка «Лихо одноглазое»

- Русская народная сказка «Пастушья дудочка».

- Русская народная сказка «Сивка Бурка»

- Русская народная сказка «Морозко».

Раздел 5. «Я и школа» (4ч) – формирование гражданского отношения к школе.

- Продолжаем изучать Школьный Устав.

- Школьный двор. Десант чистоты и порядка.  

- Я и мой класс. Самое сильное звено.

-  Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

   Конкурсы рисунков.

Раздел 6. «Я  и мое Отечество» (8 ч) – формирование гражданского отношения к Отечеству.

- Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

- Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

- От вершины к корням. Из истории появления законов.

- Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

- Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

- О подвигах женщин в военное время.

-  Победа деда – моя победа.

- Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

Конкурсы. Подготовка и рассылка праздничных открыток.

 Раздел 7. «Я и планета» ( 7ч) – формирование гражданского отношения к планете Земля.

- В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

- Тропы природы. Волшебный мир руками детей.

- Природа в поэзии.    

- Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

- Видеоэкскурсия. Мой город. Знаешь ли ты страны мира?

- Видеоэкскурсия. Семь чудес света. Новый год шагает по планете.

-  Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

Изготовление кормушек, поделок из бросового материала.

        

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Я – гражданин России» 4 класс

п\п

Наименование разделов и тем

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

I модуль

«Я и школа»- 4 ч.

1

Продолжаем изучать Школьный Устав.

2

Я и мой класс. Самое сильное звено.

3

Мой лучший школьный друг. Наши классные обязанности. Зачем нужно учиться в школе.

4

Экскурсия по школьному саду. Трудовой десант.

                                                        «Я и я»- 3 ч

5

Кто я? Какой я? Откуда я родом. Хочу и надо.

II модуль

6

«Можно» и «нельзя» в жизни. Мир моих интересов.

7

Письмо самому себе. Правила жизни. Правила счастливого человека. Конкурс на лучшее письмо.

                                                     «Я и семья»- 3ч

8

 День пожилого человека. Панорама добрых дел.

9

Забота о родителях – дело совести каждого.

III модуль

10

Фотовыставка «Я и моя семья». Моя семья. Наша домашняя коллекция. Оформление фотовыставки.     

                                                     «Я и культура»-4 ч

11

Знаменитые писатели и поэты.

 12

Великие женщины. Образ русской женщины.

13

О красоте, моде и хорошем вкусе.

14

Как встречают Новый год в разных странах.

IV модуль

                                     «О добром отношении к людям»- 4 ч

15

 Русская народная сказка «Лихо одноглазое»

16

Русская народная сказка «Пастушья дудочка».

17

Русская народная сказка «Сивка Бурка»

18

Русская народная сказка «Морозко»

                                                     «Я и культура»-1 ч

19

Масленица.  Конкурс на лучший рецепт блинов.

                                                   «Я и мое Отечество»(4ч)

20

- Геральдика – наука о гербах. Символика  России. Символы нашего края. Государственный праздник – День Согласия и примирения.

V модуль

21

Права ребенка.  Книга Ю Яковлева «Ваши права, дети». Наше право и наш интерес.

22

От вершины к корням. Из истории появления законов.

23

Путешествие в страну Законию. Основной закон жизни нашего государства. Я – гражданин России.

                                                      «Я и планета» (4ч)

24

В ответе за тех, кого приучили. Покормите птиц зимой. Мастерская кормушек.

25

Природа в поэзии.    

26

Растения из Красной книги. Растения – рекордсмены.

VI модуль

27

Экскурсия. Тропы природы. Волшебный мир руками детей.

                                                  «Я и мое Отечество»(4ч)

28

- Герои России. Есть такая профессия – Родину защищать. Мы – россияне.  

29

О подвигах женщин в военное время.

30

Победа деда – моя победа.

31

Герои Великой Отечественной войны. Память. Города – герои.

                                               «Я и планета»-(3 ч)

32

Видеоэкскурсия. Мой город. Знаешь ли ты страны мира?

33

Видеоэкскурсия. Семь чудес света. Новый год шагает по планете.

34

Я - житель планеты Земля. Берегите природу.

По плану

Фактически

Итого

    Количество часов в год – 34

34

Рекомендации по учебно-методическому и материально- техническому обеспечению образовательной деятельности по предмету.

         Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса, реализуемого на основе примерной рабочей программы по внеурочной деятельности для коррекционной школы VIII вида по достижению планируемых результатов освоения АООП образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), представлено следующими объектами и средствами:

1. Учебно-методическое обеспечение:

- Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). 

2. Учебники предметной линии

1. Алексеева, Л.Н. Стихи о растениях [Текст] / сост. Л.Н.Алексеева. – СПб: Тритон, 1997.

2. Антошин, М.К. Герб, флаг, гимн России: изучение государственных символов РФ в школе [Текст] / сост. М.К.Антошин. М.: Айрис – пресс, 2003.

3. Баранова, И.В. Нравственные ценности [Текст] / сост. И.В.Баранова. – М.: Генезис, 2004.

4. Бродовска, З.В. В стране экологических загадок [Текст] / З.В. Бродовская. – Новосибирск, 2003.

5. Внеурочная деятельность в начальной школе [Электронный ресурс] –Режим доступа: konf // www.ipkps.bsu.edu.ru

6. Вачков И.В.. "Сказкотерапия" (Ось -89)

7. Газман, О.С. Воспитание: цели, средства, перспектива [Текст] /О.С. Газман. - М.: Новое педагогическое мышление, 1989. - 221с.

8. Данилюк, А.Я. и др. Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] /Вестник образования. – 2009. - №17. -  9 - 13с.  

9. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА  - ПРЕСС- 2003г.

10. Народные русские сказки. — М., 1982

11. Книги русских писателей-сказочников.

3. Технические средства:

- интерактивная доска;

- персональный компьютер (ноутбук)

4. Учебно-практическое оборудование:

- дидактический наглядный материал;

- карточки с заданиями, играми, игровыми упражнениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению "Основы православной культуры России"

Рабочая программа  по внеурочной деятельности «Основы православной культуры России»  для 1-3 классов разработана на основе примерной программы «История религиозной культуры», для общеобразов...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению для обучающихся 1-4 классов факультатив «Путешествие по стране этикета»

Актуальность и социальная значимость данного факультатива состоит в том, что он призван помочь растущему человеку в постижении норм человеческих отношений и на их основе искать путь самовоспитан...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по духовно-нравственному направлению кружок «Уроки эстетики»

Программа курса внеурочной деятельности «Уроки эстетики» (далее программа) разработана в целях обеспечения достижений требований стандарта и реализуется в рамках  духовно-нравственного направлени...

Рабочая программа внеурочной деятельности по духовно-нравственному направлению «Я – гражданин России»

         Рабочая программа» составлена на основе авторской программы курса  «Я – гражданин России» С.В. Сабиной...