Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3-4 классов
методическая разработка (3, 4 класс)

Кулешова  Ольга  Николаевна

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" разработана в соответствии с требованиями ФГОС для 3-4 классов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 3-4 классов начальной общеобразовательной школы составлена на основе авторской программы Семенова А.Л.,  Рудченко Т. А. «Информатика» для начальной школы в образовательной системе «Школа России».

Программа разработана  на основании следующих нормативно-правовых документов:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12. 2012 года №273-ФЗ;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении   и введение  в действие федерального  государственного  образовательного стандарта  начального общего образования»;
  • СанПиНа 2.4.2. 2821 – 10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189, зарегистрированным в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993);
  • Письмо Министерства  образования  РФ от 02.04.2002г. № 13-51-28/13  «О  повышении воспитательного  потенциала  общеобразовательного  процесса образовательном  учреждении»;
  • Методические  рекомендации об  организации внеурочной  деятельности в  образовательном  учреждении,  реализующие  общеобразовательные  программы начального  общего  образования.  (Письмо  Департамента  общего  образования Министерства  образования  России от 12.05. 2011г.  № 03-29).
  • Информатика. Сборник рабочих программ. 1-4 классы: пособие  для   учителей   общеобразоват.   организаций   / Т. А. Рудченко, А. Л. Семёнов. – Москва «Просвещение» 2014 г.

Программа курса информатики для начальной школы разработана в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования и нацелена на обеспечение реализации трех групп образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

             Изучение курса внеурочной деятельности «Занимательная информатика»  в начальной школе направлено на достижение следующих целей и задач:

             Главная цель данного курса информатики –  развивая логическое, алгоритмическое и системное мышление, создавать предпосылку успешного освоения инвариантных фундаментальных знаний и умений в областях, связанных с информатикой, которые вследствие непрерывного обновления и изменения аппаратных и программных средств выходят на первое место в формировании научного информационно-технологического потенциала общества.

Задачи изучения курса – научить ребят:

• работать в рамках заданной среды по четко оговоренным правилам;

• ориентироваться в потоке информации: просматривать, сортировать, искать необходимые сведения;

• читать и понимать задание, рассуждать, доказывать свою точку зрения;

• работать с графически представленной информацией: таблицей, схемой и т. п.;

• планировать собственную и групповую работу, ориентируясь на поставленную цель, проверять и корректировать планы;

• анализировать языковые объекты;

• использовать законы формальной логики в мыслительной деятельности.

Описание места курса                                                                                                                                                            внеурочной деятельности «Занимательная информатика» в учебном плане

Учебный курс «Занимательная информатика»  в МБОУ СШ №3 р.п. Кузоватово  включен в учебный план  и расписание внеурочной деятельности начальной школы.

Рабочая программа курса «Занимательная информатика» начального общего образования составлена на два года обучения на 68 часов – в 3 классе 1 час в неделю и в 4 классе 1 час в неделю.

Итоговый контроль знаний и умений учащихся проводится в форме защиты учебных проектов, а так же на итоговых уроках, где в игровой форме происходит обобщение и повторение пройденного материала по изученному разделу.

Для достижения прочных навыков работы на компьютере учащиеся согласно календарно-тематическому планированию выполняют практические работы с использованием компьютера, с учетом выполнения требований СанПин, а также закрепляют полученные знания и умения с помощью проектной деятельности.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

С учетом специфики интеграции учебного предмета в образовательный план конкретизируются цели выбранного курса «Занимательная информатика» в рамках той или иной образовательной области для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов.

личностные:

1) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

2) развитие мотивов учебной деятельности;

3) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

4) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

метапредметные:

  1. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  2. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
  3. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  4. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  5. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве Интернета), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета, в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
  6. осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной форме;
  7. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  8. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  9. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
  10. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях информационных объектов, процессов и явлений действительности;
  11. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

предметные:

  1. владение базовым понятийным аппаратом:
  • цепочка (конечная последовательность);
  • мешок (неупорядоченная совокупность);
  • одномерная и двумерная таблицы;
  • круговая и столбчатая диаграммы;
  • утверждения, логические значения утверждений;
  • исполнитель, система команд и ограничений, конструкция повторения;
  • дерево, понятия, связанные со структурой дерева;
  • игра с полной информацией для двух игроков, понятия: правила игры, ход игры, позиция игры, выигрышная стратегия;
  1. владение практически значимыми информационными умениями и навыками, их применением к решению информатических и неинформатических задач:
  • выделение, построение и достраивание по системе условий: цепочки, дерева, мешка;
  • проведение полного перебора объектов;
  • определение значения истинности утверждений для данного объекта; понимание описания объекта с помощью истинных и ложных утверждений, в том числе включающих понятия: все/каждый, есть/нет, всего, не;
  • использование имён для указания нужных объектов;
  • использование справочного материала для поиска нужной информации, в том числе словарей (учебных, толковых и др.) и энциклопедий;
  • сортировка и упорядочивание объектов по некоторому признаку, в том числе расположение слов в словарном порядке;
  • выполнение инструкций и алгоритмов для решения некоторой практической или учебной задачи;
  • построение выигрышной стратегии на примере игры «Камешки»;
  • построение и использование одномерных и двумерных таблиц, в том числе для представления информации;
  • построение и использование круговых и столбчатых диаграмм, в том числе для представления информации;
  • использование метода разбиения задачи на подзадачи в задачах большого объёма;

ИКТ-квалификация

  • сканирование изображения;
  • запись аудиовизуальной информации об объекте;  
  • подготовка и проведение презентации перед небольшой аудиторией;
  • создание текстового сообщения с использованием средств ИКТ;
  • заполнение учебной базы данных;
  • создание изображения с использованием графических возможностей компьютера; составление нового изображения из готовых фрагментов (компьютерная аппликация).

СОДЕРЖАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

В курсе условно можно выделить следующие содержательные линии:

  • основные информационные объекты и структуры (цепочка, мешок, дерево, таблица);
  • основные информационные действия (в том числе логические) и процессы (поиск объекта по описанию, построение объекта по описанию, группировка и упорядочение объектов, выполнение инструкции, в том числе программы или алгоритма и пр.);
  • основные информационные методы (метод перебора полного или систематического, метод проб и ошибок, метод разбиения задачи на подзадачи и пр.).

В соответствии с ООП в основе программы курса информатики лежит системно-деятельностный подход, который заключается в вовлечении обучающегося в активную деятельность, формировании компетентности учащегося в рамках курса. Он реализуется не только за счёт подбора содержания, но и за счёт определения наиболее оптимальных видов деятельности учащихся. Ориентация курса на системно-деятельностный подход позволяет учесть индивидуальные особенности учащихся, построить индивидуальные образовательные траектории для каждого обучающегося.

Важной составляющей курса является проектная деятельность. Это групповая работа ребят по выполнению общей задачи. В процессе  выполнения проектов ребята учатся координировать и планировать общую работу, общаться друг с другом.

Описание ценностных ориентиров содержания курса

Можно выделить следующие компетенции, отражённые в содержании курса:

  • основы логической и алгоритмической компетентности, в частности овладение основами логического и алгоритмического мышления, умением действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы;
  • основы информационной грамотности, в частности овладение способами и приёмами поиска, получения, представления информации, в том числе информации, данной в различных видах: текст, таблица, диаграмма, цепочка, совокупность;
  • основы ИКТ-квалификации, в частности овладение основами применения компьютеров (и других средств ИКТ) для решения информационных задач;
  • основы коммуникационной компетентности. В рамках данного курса наиболее активно формируются стороны коммуникационной компетентности, связанные с приёмом и передачей информации. Сюда же относятся аспекты языковой компетентности, которые связаны с овладением системой информационных понятий, использованием языка для приёма и передачи информации

ТЕМАТИЧЕСКОЕ   ПЛАНИРОВАНИЕ ИЗУЧАЕМОГО КУРСА

3 класс

п/п

Наименование

раздела и тем

Характеристика

деятельности учащихся

Кол-во

часов

1

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.  Длина цепочки.

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках цепочек. Определять истинность утверждений о цепочке цепочек. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (цепочка цепочек). Строить цепочки слов, цепочки чисел, в том числе по описанию

1

2

Цепочка цепочек.

1

3

Проект  «Мой  лучший друг»/

«Мой любимец»

Работать в компьютерной среде: составлять текст в письменной форме — небольшой рассказ о своём друге или домашнем любимце. Использовать программу подготовки презентации — готовить одностраничную презентацию, включающую графику и текст. Набирать текст с клавиатуры.

1

4

Таблица для мешка (по двум признакам)

Заполнять двумерную таблицу для данного мешка. Строить мешок по его двумерной таблице.

1

5

Словарный порядок. Дефис и апостроф.

Упорядочивать русские слова по алфавиту, в том числе слова, включающие дефис и апостроф. Искать информацию в словарях: слова на  некоторую букву, определённое слово.

1

6

Дерево. Следующие вершины, листья. Предыдущие вершины.

Знакомиться с важнейшими информационными  понятиями  (дерево).  Строить знаково-символические модели реальных объектов в виде дерева. Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятия: следующая вершина, предыдущая вершина, корневая вершина, лист, уровень вершин дерева.

1

7-8

Уровень вершины дерева.

2

9-10

Робик. Команды для Робика.

Программа для Робика.

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (программа, команда, исполнитель). Выполнять программы для Робика — строить его заключительную позицию. Строить программы для Робика по его начальной и заключительной позициям.

2

11

Перед каждой бусиной. После каждой бусины.

Строить логически грамотные рассуждения и утверждения о цепочках, включающие понятия перед каждой/после каждой. Определять истинность утверждений о цепочках с этими понятиями. Знакомиться с важнейшими инфор- мационными понятиями (цепочка). Склеивать несколько цепочек в одну. Строить цепочки по описанию и результату их склеивания

1

12

Склеивание цепочек.

1

13

Проект «Определение дерева по веточкам и почкам».

Работать в компьютерной адаптированной среде: определять название растения по его веточке. Осуществлять информационное взаимодействие с программой в интерактивном режиме.

1

14

Путь дерева.

Знакомиться с важнейшими информациионными понятиями (дерево). Выделять и строить дерево по описанию, включающему понятие путь дерева. Работать по алгоритму: строить все пути дерева с использованием формального алгоритма.

1

15-16

Все пути дерева.

2

17

Проект «Сортировка слиянием»

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (сортировка, упорядочение) — упорядочивать большой набор слов в алфавитном порядке.

1

18-19

Робик. Конструкция повторения.

Знакомиться с важнейшими алгоритмическими понятиями (конструкция повторения). Выполнять программы для Робика, включающие конструкцию повторения.

2

20

Склеивание мешков цепочек.

Знакомиться с важнейшими информационными понятиями (мешок цепочек). Выполнять операцию склеивания мешков цепочек.

Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места

1

21

Таблица для склеивания мешков.

1

22

Проект «Турниры и соревнования», 1 часть.

1

23

Проект «Турниры и соревнования», 2 часть.  

1

24

Круговой турнир. Крестики-нолики.

Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игры «Крестики-нолики», заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места

1

25

Игра. Правила игры. Цепочка позиций игры.

Давать формальное описание правил игры с полной информацией на примере игр «Камешки», «Ползунок», «Сим». Играть в игры с полной информацией. Строить мешки цепочек по результату их склеивания.

Заполнять турнирную таблицу, подсчитывать очки, распределять места

1

26

Игра «Камешки».

1

27-28

Игра «Ползунок». Игра «Сим».

2

29

Выигрышная стратегия.

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности, осуществлять познавательную и личностную рефлексию деятельности: исследовать позиции игры как выигрышные или проигрышные; строить выигрышную стратегию на примере игры «Камешки»

1

30

Выигрышные и проигрышные позиции.

1

31

Выигрышные стратегии в игре «Камешки».

1

32

Проект

«Живая картина»

Изготавливать компьютерное изображение, включающее хотя бы один движущийся персонаж: рисовать фон для картины, программировать простое движение объекта с помощью команд исполнителя.

1

33

Итоговое повторение за курс 3 класса

1

34

Резерв

1

  ИТОГО

34 часа

        

4 класс

п/п

Наименование раздела и тем

Характеристика деятельности учащихся

Кол-во

часов

1

Техника безопасности и организация рабочего места в кабинете информатики.  Повторение изученного в 3 классе.

1

2

Бусины.  Одинаковые бусины.  Разные бусины

Осуществлять сравнение и классификацию бусин по форме и цвету. Выделять бусину из набора по описанию. Раскрашивать (достраивать) бусину по описанию. Выделять из набора две или несколько одинаковых бусин. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, строить гра- фические, знаково-символические и телесные модели в виде цепочек. Выделять, достраивать, строить цепочку по описанию, содержащему понятия частичного порядка: второй после, третий перед, пятый с конца и пр.

1

3

Бусины в цепочке

1

4

Проект «Записная книжка»

1

5

Словарь.

 

Осваивать знакво-символичес-кую систему русского языка анализировать систему букв и знаков русского языка (знаков препинания). Искать информацию в словарях. Искать в учебном словаре определённое слово, слово по описанию, слова на некоторую букву. Знакомиться с важнейшими информационными понятиями, работать по алгоритму. Считать число букв и знаков в тексте с использованием формального алгоритма

1

6-7

Словарь. Проект «Буквы и знаки в русском тексте»

2

8-9

Алфавитная цепочка. Слово.

Работать в стандартном графическом редакторе. Изготавливать открытку с помощью основных инструментов графического редактора и набора готовых элементов. Осваивать знаковую систему языка - анализировать слово как цепочку знаков, анализировать русский алфавит как цепочку букв, упорядочивать русские буквы по алфавиту.

2

10-11

Проект «Новогодняя открытка».

2

12

Дерево игры

Строить знаково-символические модели информационных процессов: представлять процесс игры в виде дерева. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве.  Строить  выигрышную  стратегию по дереву игры.

1

13-14

Исследуем позиции на дереве игры

2

15

Дерево вычислений

Анализировать различные партии игры. Строить дерево игры и ветку из дерева игры. Исследовать позиции на дереве.  Строить  выигрышную  стратегию по дереву игры.

1

16-17

Робик. Цепочка выполнения программы. Дерево выполнения программ

Представлять процесс выполнения программы в виде цепочки - строить цепочку выполнения программы и программу по цепочке её выполнения; представлять все варианты в виде дерева, в частности все варианты программ, которые можно выполнить из данной начальной позиции.

2

18

Дерево всех вариантов

1

19

Проект  «Стратегия Победы»

1

20

Выравнивание, решение трудных задач

Работать в компьютерной адаптированной среде: осваивать способы решения задач творческого характера (построение объекта с учётом готовых элементов). Изготавливать компьютерное изображение, включающее движение нескольких персонажей: рисовать фон для картины, программировать сложное движение объекта с помощью команд исполнителя.

Записывать звуковые файлы для озвучения реплик персонажей сказки

1

21-22

Проект «Наша сказка»

2

23-24

Лингвистические задачи

Строить знаково-символические модели языковых информационных процессов: представлять шифрование и расшифровку как процесс замены одной цепочки символов другой по некоторому алгоритму, представлять все возможные варианты расшифровки неполных шифровок в виде дерева. Шифровать и расшифровывать сообщения

2

25

Шифрование

1

26-27

Решение задач

2

28-29

Выравнивание, решение необязательных и трудных задач

2

30

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (бескомпьютерная часть)

Наблюдать и фиксировать величины — регистрировать различные параметры погоды в течение суток, в том числе в цифровой форме. Представлять информацию в виде таблиц и диаграмм: читать, анализировать и строить таблицы, круговые и столбчатые диаграммы для различных параметров погоды за месяц.

1

31

Проект «Дневник наблюдения за погодой» (компьютерная часть)

1

32

Итоговое занятие

1

33-34

Резерв

2

  ИТОГО

34 часа

                         Учебно-методическое обеспечение рабочей программы

  1. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. Рабочие программы. 1 – 4 классы – Москва: «Просвещение», 2014.
  2. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Часть 1. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2018. – 104 с.;
  3. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Часть 2. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2018. – 108 с.;
  4. Семенов А.Л., Рудченко Т.А. Информатика. 3-4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений.  Часть 3. 3-е издание. – Москва «Просвещение», Институт новых технологий, 2018. – 108 с.
  5. Поурочные разработки. «Информатика 3-4 Часть 1»,
  6. Поурочные разработки. «Информатика 3-4 Часть 2»
  7. Поурочные разработки. «Информатика 3-4 Часть 3» ,
  8. https://www.int-edu.ru/content/informatika-3-4-l-semenov-t-rudchenko-umk

Технические средства обучения.

  1. Компьютер
  2. Проектор
  3. Экран
  4. Принтер
  5. Устройства вывода звуковой информации (колонки) для озвучивания всего класса


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика" (3 класс, модуль 20 часов)

Рабочая программа курса внеурочной деятельности общеинтеллектуальной направленности "Занимательная информатика" (3 класс)(Модуль рассчитан на 20 часов - 2 полугодие учебного года)...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика и робототехника в начальной школе"

Представлена программа по информатике для внеурочных занятий в начальной школе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная информатика» для 4 класса

В рабочей программе нашли отражение цели,  изложенные в Федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования. Они направлены  на реализацию качественно новой лично...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Программа внеурочной деятельности в занимательной форме подготавливает обучающихся начальной школы к изучени предметной области Математика и Информатика...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательная информатика"

Рабочая программа «Занимательная информатика» для 2-4 классов разработана на основе ФГОС НОО, с целью формирования начальных предметных компетентностей в части базовых теоретических поняти...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Занимательный английский" для 1-2 классов

Программа рассчитана на 34 часа, по 1 часу в неделю.Программа построена в русле задач развития и воспитания коммуникативной культуры школьников, расширения и обогащения их коммуникативного и жизненног...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательная математика» для 1-4 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Занимательная математика"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построен...