РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья (2 класс)

Соловьева Марина Аркадьевна
развитие коммуникативных способностей младших школьников это очень непростая задача требующая системной, организованной работы, построенной с учетом специально отобранных принципов педагогического воздействия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  

Соловьева Марина Аркадьевна,

 воспитатель ГПД Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы 277 Кировского р-на

г. Санкт-Петербурга.

Внеурочная деятельность дает массу возможностей для развития различных сторон личности младшего школьника, позволяет акцентировать внимание педагога и обучающихся на таких качествах, которые в процессе уроков остаются малозадействованными. Пути развития коммуникативных способностей определяются исходя из сущности данного качества, его структуры и специфики развития современного младшего школьника.

Современное общество предъявляет все более высокие требования к коммуникативной деятельности личности. Меняются способы, средства и даже некоторые формулы этикета общения. На смену традиционному эпистолярному жанру приходит виртуальное взаимодействие через Интернет-переписку и sms. Несмотря на подобные изменения, общение как главный способ взаимодействия остается востребованным на протяжении всей жизни человека. Высокий уровень развития коммуникативных умений выступает залогом успешной адаптации в любой социальной среде.

Проблема развития общения и проблема развития коммуникативной способностей учащихся - одна из ключевых проблем для современной школы. Результаты многих исследований (Г.Б. Адлер, Н.В. Бриченко, К.П. Зайцева, О.С. Руль и др.) показывают, что уже в начальной школе процесс обучения требует от школьника довольно развитых коммуникативных способностей.  Начинать воспитывать и развивать детей в этом плане нужно уже с малых лет. Психологи считают, что в возрасте до 7-8 лет в растущем человеке складываются и проявляются до 70% его личностных качеств. Именно в этот период начального обучения раскрываются сущностные силы растущего человека, складывается ядро его личности. В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьёзную тревогу. Проведенные наблюдения и опросы детей и их родителей показали, что более младшие школьники испытывают значительные затруднения в построении коммуникаций, в том числе и в процессе обучения, что значительно снижает успешность обучения. Так по данным И.В. Кукушкиной и М.В. Мицкой  уровень развития коммуникативных способностей выше среднего отмечается лишь у 40 % учащихся младших классов, 20 % детей имеют уровень развития таких способностей ниже среднего. Поэтому возникает необходимость оптимизации психолого-педагогических условий для более эффективного формирования коммуникативных способностей детей.

Следует констатировать, что в настоящее время не существует универсальных рекомендаций по развитию коммуникативных способностей у младших школьников. Однако в теории педагогики и психологии накоплен существенный опыт в решении данного вопроса, анализ и переработка которого поможет определить возможные пути решения обозначенной проблемы.

Можно констатировать, что изучение коммуникативных способностей лежит в рамках изучения генезиса общения, который как предмет исследования возник относительно недавно. Из зарубежных исследователей можно отметить Дж. Боулби, Р. Спитц и А. Фрейд. В нашей стране проблему генезиса общения изучали Н.М. Щелованова и его ученики Н.М. Аксарина, М.Ю. Кистяковская, Р.В. Тонкову-Ямпольская. М.И. Лисина разработала концепцию коммуникативной деятельности, на основе которой строится все современные прикладные работы по формированию и развитию общения и его компонентов, в том числе коммуникативные способности.

В современном мире наряду с термином «общение» все чаще используется термин «коммуникация». Впервые этот термин обнаруживается научных в начале трудах XX века.

Отметим, что в нашем исследовании под коммуникативными способностями вслед за Р.Р. Калининой мы будем понимать умение и стремление передавать и воспринимать информацию в условиях межличностного и массового общения [3].

Рассматривая сущность коммуникативных способностей, немаловажным вопросом является определение структурного состава рассматриваемого явления. Многие авторы (Г.С. Васильев, Г.А. Крутецкий, А.Н. Леонтьев,   А.К. Петровский, Б.М. Теплов и др.) в структуру коммуникативных способностей включают [1, 6]:

1. гностические способности, под которыми понимается способность человека понимать людей. При этом сюда входят такие составляющие, как интерпретация смысла слов, мимики и интонаций говорящего; умение слушать другого человека; стремление к пониманию говорящего;

2. экспересивные способности, т.е. способности к самовыражению в общении, которые включают в себя желание быть понятым, развитую культуру речи, осведомленность о своих особенностях как участника общения, правдивость и т.д.;

3. интеракционные способности, определяющие эффективность обмена информацией в процессе общения, т.е. способность влиять на других и получать желаемый результат. В структуру данного компонента включают вежливость, тактичность, решительность, требовательность, дисциплинированность.

Процесс развития коммуникативных способностей представляется длительным и многофакторным. Это обусловливает необходимость специальной целенаправленной работы, требующей учета множества влияющих условий и факторов.

Прежде чем приступить к этому, необходимо определиться с основными направлениями, правилами, принципами, обеспечивающими развитие учебной мотивации.

Исходя из анализа научно-педагогической и психолого-педагогической литературы, а так же из собственного опыта работы мы выделили следующие принципы:

  1. Учет индивидуальных и возрастных особенностей.
  2. Опора на субъектный опыт учащихся.
  3. Принцип практической направленности.

Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей детей обусловлен следующими соображениями. Каждый ученик обладает индивидуальными личностными характеристиками (индивидуально-личностными способностями, особенностями интеллектуальной деятельности, уровнем самооценки, работоспособности и т. д.) [5].

Младший школьник старается действовать соответственно собственным соображениям о добре и зле. Он противится командному стилю взаимоотношений, т. е. воздействию, которое не учитывает его субъективные переживания и мысли, и требует к себе уважения. Это объясняет острое реагирование на прямые воздействия и то упрямство, которое возникает в его характере [2].

Следующим, выделенным нами принципом является обеспечение субъектной позиции учащихся в процессе обучения.

Для этого необходимо сделать учащегося действительно равноправным участником обучения, когда он выступает в роли не только ретранслятора, но и коммуникатора, т.е. носителя знаний.

Мы рассматриваем обучающегося как субъекта познания и предлагаем строить обучение на основе его познавательного опыта, способностей и интересов, предоставляя обучающемуся возможность реализовать себя в познании.

Принцип практической направленности – один из фундаментальных педагогических принципов, поскольку оправдывает себя практически во всех направлениях работы педагога.  Деятельность – форма человеческой активности, позволяющая ему самореализоваться, приобрести новые знания, навыки, проявить свои задатки и способности.

По мнению В.С. Мухиной стать человеком — это значит научиться действовать, вести себя по отношению к окружающим людям и предметам так, как это свойственно человеку. Когда мы говорим о том, что ребенок под руководством взрослых овладевает общественным опытом, достижениями человеческой культуры, то имеем в виду усвоение им не только умения правильно употреблять предметы, созданные руками человека, общаться с другими людьми при помощи языка, поступать в соответствии с правилами: общественной морали, но и способов запоминания, мышления и др. Именно в процессе овладевания человеческими действиями и человеческим поведением ребенок приобретает необходимые психические качества и свойства личности [4]. В равной степени это относится и к развитию коммуникативных способностей.

Таким образом, развитие коммуникативных способностей младших школьников – задача непростая и требует системной, организованной работы, построенной с учетом специально отобранных принципов педагогического воздействия.

Список литературы

  1. Васильев, Г.С. Методика изучения коммуникативных свойств личности. Вып. 2. [Электронный ресурс] / Г.С. Васильев. – Свердловск, 1973. Научная библиотека диссертаций и авторефератов /        
  2. Истратова, О.Н. Справочник психолога средней школы [Текст] / О.Н. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 511 с.
  3. Калинина Р.Р.  Психолого-педагогическая диагностика в детском саду [Текст]  / Р.Р. Калинина. – Санкт-Петербург: Речь, 2011. – 144 с.
  4. Мухина, В.С. Возрастная психология [Текст] / В.С. Мухина.  – М.: Академия. 2010. – 456с.  
  5. Соколов, Е.А. Психология познания: методология и методика преподавания [Текст] / Е.А. Соколов. – М.: Логос, 2007. – 384 с.  
  6. Толковый переводоведческий словарь [Текст] / под. Ред. Л.Л. Нелюбина. - 3-е издание, переработанное. — М.: Флинта: Наука, 2013. – 320 с.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития – одно из важнейших задач воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности,...

Обобщение опыта "Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках ФГОС"

Развитие творческих способностей детей во внеурочной деятельности осуществляется через:            1. Проектную деятельность. 2.     Вышивание ка...

Развитие коммуникативных компетенций младших школьников во внеурочной деятельности.

Выступление на педагогическом совете направлено на раскрытие сути коммуникативных компетенций младших школьников. Дошкольный и младший школьный возраст чрезвычайно благоприятны для овладения коммуника...

Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности.

Статья будет интересна учителям начальных классов. Дети младшего школьного возраста – это самый благоприятный период для развития творческих способностей. В статье приведены примеры упражнений, которы...

«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности в рамках реализации ФГОС»

Наше время - это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Школа должна готовить детей к жизни. Поэтому развитие творческих с...

Тема выступления: «Развитие коммуникативной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности»

Внеурочная деятельность учащихся,   как и деятельность  в рамках уроков,  направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы школы.  Особое внима...