Рабочая программа внеурочной деятельности в 1 классе "Основы финансовой грамотности"
рабочая программа (1 класс)

Наталья Анатольевна Калько

Рабочая программакурсаразработанавсоответствиистребованиямифедеральногогосударственногообразовательногостандарта (НОО), методологической основой стандарта выступает концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», на основе авторской программы по курсу«Введение вфинансовую грамотность», авт. О.Н. Исупова, А. А. Козлова, издательство«Банк России»,Москва,2019год.

 

Впроцессеэкономическогообразованияучащиесяполучаютпредставленияобогатствеокружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшиешкольникиначинаютосознаватьзависимостьблагосостоянияобществаичеловека,удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов,подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

 

Цель: формирование разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_vd_osnovy_finansovoy_gramotnosti_1_g.docx35.38 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочаяпрограммакурсаразработанавсоответствиистребованиямифедеральногогосударственногообразовательногостандарта (НОО), методологической основой стандарта выступает концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина, с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание», на основе авторской программы по курсу«Введение вфинансовую грамотность», авт. О.Н. Исупова, А. А. Козлова, издательство«Банк России»,Москва,2019год.

Впроцессеэкономическогообразованияучащиесяполучаютпредставленияобогатствеокружающего мира, воплощённом в природе, искусстве, результатах труда людей. Младшиешкольникиначинаютосознаватьзависимостьблагосостоянияобществаичеловека,удовлетворения его потребностей от уровня образования, от качества труда, познают значение природных богатств для человека, проникаются бережным отношением к природе и всем видам ресурсов,подходят к пониманию роли денег как оценки результата труда людей.

Цель: формирование разумного финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

Задачи:

  1. Развитие экономического образамышления;
  2. Воспитаниеответственностиинравственногоповедениявобластиэкономическихотношенийвсемье;
  3. Формирование        опыта        применения        полученных        знаний        и        умений        для        решения элементарных вопросов вобласти экономики семьи.

Содержание курса

Содержание курса представлено  пятью тематическими модулями

 «Зачем нужны деньги и как они появились»,  

«Доходы и расходы семьи»,  

 «Учимся копить и тратить»,  

«Осторожно! Финансово опасно!»  

и «Своё дело».  

В трёх первых модулях представлено по три задания, в четвёртом  - четыре и в пятом –два задания. Имеющиеся в модуле  задания различаются по  объектам  проверки, т . е . тем знаниям и  умениям,  которыми  учащиеся  должны  воспользоваться  для  ответа  на поставленные вопросы.

Содержание заданий курса связано, в частности, с такими вопросами, как  

 а) семейный бюджет и основные принципы его составления;  

б) обязательные и желательные расходы;  

в) признаки денежных банкнот, их отличия от фальшивых;  

 г) основы грамотного поведения покупателя;  

д) мошенничество и основные способы защиты от него;  

е)  предпринимательство  как  деятельность,  направленная  на  получение прибыли.

Предложенные задания направлены на выявление имеющегося у младших школьников

знания и понимания вариантов грамотного обращения с финансами  для  экономического

благополучия семьи, а именно:  

а)  причин  необходимости  планирования  бюджетных  расходов,  целесообразности

экономии, рационального отношения к тратам;  

б) различий между обязательными и желательными расходами;  

в) правил совершения покупок в магазине и необходимости их соблюдения;  

г) необходимости наличия в бюджете «подушки безопасности»;  

д) значения страхования имущества для экономической безопасности семьи;  

е) специфики финансового риска и разумного поведения, помогающего его избежать;  

ж) отличия предпринимательской деятельности от других видов деятельности.  

Помимо  знаний,  при  выполнении  заданий  школьники  должны  проявить

ряд общеучебных и первичных финансовых умений. В их числе, например, умения:  

 а) анализировать информацию в финансовом контексте;  

б) формулировать (выражать) собственное мнение и обосновывать его  

К  примеру,  выполняя  задания,  следует  отличать  обязательные  расходы  от

желательных; рассчитывать предстоящие расходы; анализировать финансовое поведение,

отличая  правильное  от  неправильного  и др.  Возможность  выявления  наличия  знаний,

понимания  и  умений,  связанных  с  грамотным  финансовым  поведением,  обеспечивается

заданиями,  которые  требуют  наряду  с  выбором  ответа  (или  нескольких  ответов)  из

предложенных собственной аргументации сделанного выбора.

Содержание  заданий  даёт  возможность  применить  их  как  для  индивидуальной

деятельности,  так  и  для  групповой  работы  учащихся.   Место  и  форма  работы  с  тем  или

иным  заданием  определяются  учителем  в  зависимости  от  уровня  подготовленности

учащихся,  их  личного  учебного  опыта,  а  также  целей  и  задач занятия.

Весь учебный материалдля обучающихся1 класса сгруппированв4модуля.Модулиопределенысообразноразличным сферам финансовых отношений в обществе. В содержание каждого модуля вошли доступные возрасту младших школьников аспекты финансовой грамотности, отражаемые в темах отдельных занятий.

МОДУЛЬ1.Зачем нужны деньги и как они появились

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги в разных странах.

МОДУЛЬ2. Доходы и расходы семьи

Семейный бюджет. Планирование семейного бюджета. Доходы и расходы семьи. Заработная плата родителей

МОДУЛЬ3.Учимся копить и тратить

Личные денежные средства. Товары и покупки.  Финансовые цели и планы

МОДУЛЬ4. Осторожно! Финансово опасно!

Опасности финансового рынка (финансовый обман). Защита от мошенничества

МОДУЛЬ5.Своё дело

Основы предпринимательства в игровой форме

Планируемые результаты изучения курса

Изучение курса направлено на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов и формирование личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий как основы умения учиться.

Личностные результаты

У младшего школьника будутс формированы:

  • Осознание себя как члена семьи,готового самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьёй и обществом;
  • учебно-познавательныйинтерескучебномуматериалукурсаиспособамрешенияэлементарныхфинансовыхзадач;
  • самостоятельностьиосознаниеличнойответственностизасвоипоступкивобластифинансов;
  • ориентированиевнравственномсодержаниикаксобственныхпоступков,такипоступковокружающихлюдейвобластифинансов;
  • пониманиебезграничностипотребностейлюдейиограниченностиресурсов(денег);
  • пониманиеразличиямеждурасходаминатоварыиуслугипервойнеобходимостиирасходаминадополнительныенужды;
  • навыки        сотрудничества        со взрослыми и сверстниками        в игровых        и        реальных экономических ситуациях.

Младший школьник получит возможность для формирования:

  • понимания необходимости освоения финансовой грамотности        семейного        бюджета и основные принципы его составления;
  • понимания обязательных и желательных расходов;
  • основ грамотного поведени я покупателя;
  • понимания мошенничества и основных  способах защиты  от него.

Метапредметные результаты

Познавательные:

Младший школьник научится:

  • использовать различные способыпоиска, сбора, обработки, анализа и представленияинформациивобластифинансов;
  • использоватьначальныематематическиезнаниядляописанияиобъясненияокружающихпредметов,процессов,явлений,атакжеоценкиихколичественныхипространственныхотношений;
  • применятьматематическиезнаниядлярешенияучебно-познавательныхиучебно-практическихзадач.
  • владетьэлементарнымиспособамирешенияпроблемтворческогоипоисковогохарактера;
  • оцениватьсвоюучебнуюдеятельностьпоосвоениюфинансовойграмотности.
  • осознавать нормы здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.Младшийшкольникполучитвозможностьнаучиться:
  • представлятьфинансовуюинформациюспомощьюИКТ;
  • осуществлятьвыборнаиболееэффективныхспособоврешенияфинансовыхзадачвзависимостиотконкретныхусловий.

Регулятивные:

Младшийшкольникнаучится:

  • определятьличныецели развитияфинансовой грамотности;
  • ставить финансовыецели;
  • составлятьпростыепланысвоихдействийвсоответствиисфинансовойзадачейиусловиямиеёреализации;
  • проявлятьпознавательнуюитворческуюинициативувприменениифинансовыхзнанийдлярешенияэлементарныхвопросоввобластиэкономикисемьи;
  • осуществлятьпошаговыйконтрольсвоихучебныхдействийиитоговыйконтрольрезультата;
  • оценивать        правильность выполнения финансовых действий        и способов решенияэлементарныхфинансовыхзадач;
  • корректироватьучебноедействиепослееговыполнениянаосновеоценкииучётавыявленныхошибок;
  • использоватьцифровуюформузаписи ходаирезультатоврешенияфинансовойзадачи;
  • корректировать свои         действия        с учётом рекомендаций и оценочных сужденийодноклассников,учителей,родителей.

Младшийшкольникполучитвозможностьнаучиться:

  • преобразовыватьпрактическуюфинансовуюзадачувпознавательную;
  • проявлятьпознавательнуюинициативувучебномсотрудничествепривыполненииучебногомини-исследованияилипроекта;
  • самостоятельноучитыватьвыделенныеучителемориентирыдействиявновомучебномматериале;
  • самостоятельнооцениватьправильностьвыполненияучебногодействияикорректироватьегопринеобходимости.

Коммуникативные:

Младшийшкольникнаучится:

  • осознанноисвободностроитьсообщениянафинансовыетемывустнойиписьменнойформе;
  • слушатьсобеседника,вестидиалогпотемеиориентироватьсянапозициюпартнёравобщенииивзаимодействии;
  • признаватьвозможностьсуществованияразличныхточекзренияиправонасвоёмнениедлякаждого;
  • излагатьсвоёмнение,аргументироватьсвоюточкузренияидаватьоценкуфинансовыхдействийирешений;
  • договариватьсяораспределениифункцийиролейвсовместнойдеятельностипривыполненииучебногопроектаимини-исследования,вучебнойигре;
  • осуществлятьсамоконтрольиконтроль,адекватнооцениватьсобственноеповедениеиповедениеокружающих.

Младшийшкольникполучитвозможностьнаучиться:

  • учитыватьразныемненияиинтересы,обосновыватьсобственнуюпозициювобсуждениифинансовыхцелейирешений;
  • формулироватьвопросы,необходимыедляорганизациисобственнойдеятельностиисотрудничества спартнёром;
  • оказыватьвучебномсотрудничественеобходимуюпомощьпартнёрам.

Предметныерезультаты

Младшийшкольникнаучится:

  • пониматьиправильноиспользоватьэкономическиетермины;
  • представлятьрольденегвсемьеиобществе;
  • уметьхарактеризоватьвидыифункцииденег;
  • знатьисточникидоходовинаправленийрасходовсемьи;
  • рассчитыватьдоходыирасходыисоставлятьпростойсемейныйбюджет;
  • определятьэлементарныепроблемывобластисемейныхфинансов ипутейихрешения;
  • проводить элементарные финансовые расчёты.Младшийшкольникполучитвозможностьнаучиться:
  • понимать простейшие выражения, содержащие логические связи и слова («…и…», «если…то…»,«верно/неверно);
  • пониматьособенностивыполненияучебныхпроектовимини-исследованийвобластифинансов;
  • осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскуюдеятельностьвмалыхгруппах:выявлятьпрактическуюпроблему,разрабатыватьзамысел,искатьпутиегореализации,воплощатьего,демонстрироватьготовыйпродукт(расчёты,бюджет);
  • распознаватьфинансовуюинформацию, представленнуювразныхформах(текст, таблица);
  • планироватьэлементарныеисследованиявобластисемейногобюджета,собиратьипредставлятьполученную информацию спомощью таблиц;
  • объяснятьсутьфинансовойинформации,сравниватьиобобщатьданныеофинансах,полученные припроведенииучебныхисследований,делатьвыводы.

Учебно-тематический план

Наименование тем

Всего часов

Формы проведения занятий

1

Что нужно семье

6

Игровые упражнения, практическая работа, работа в парах/группах, учебный диалог, беседа, коллективное обсуждение, наблюдение, работа с иллюстративным материалом, работа с художественным текстом, мозговой штурм.

2

Как распоряжаться карманными деньгами

8

Игровые упражнения, практическая работа, работа в парах/группах, учебный диалог, беседа, коллективное обсуждение, наблюдение, мозговой штурм, работа с иллюстративным материалом, работа с художественным текстом

3

Сколько стоит автомобиль

5

Игровые упражнения, практическая работа, работа в парах/группах, учебный диалог, беседа, коллективное обсуждение, наблюдение,работа с иллюстративным материалом, работа с художественным текстом

4

Что такое «свое дело»

13

Игровые упражнения, практическая работа, работа в парах/группах, учебный диалог, беседа, коллективное обсуждение, наблюдение, работа с иллюстративным материалом, работа с художественным текстом, мини-проект

5

Контроль

1

Самостоятельная работа

Календарно-тематическое планирование

Тема

Количество

часов

Дата

Что нужно семье

6

1.

Доходы семьи

1

06.09

2.

Источники получения доходов

1

13.09

3.

Покупки для семьи

1

20.09

4.

«Хочу или нужно»

1

27.09

5.

Что нам необходимо в жизни

1

04.10

6.

Подсчитаем расходы

1

11.10

Как распоряжаться карманными деньгами

8

7.

Желанная покупка

1

18.10

8.

Составляем список покупок

1

25.10

9.

Если тратить неразумно

1

08.11

10.

Дорого или дешево

1

15.11

11.

Копилка

1

22.11

12.

Подсчитаем собственные накопления

1

29.11

13.

Откладывать или тратить деньги

1

06.12

14.

Деньги на игрушку.

1

13.12

Сколько стоит автомобиль

5

15.

Какой транспорт удобнее

1

20.12

16.

Папа купил автомобиль

1

27.12

17.

Траты после покупки

1

10.01

18.

Сколько стоит обслуживание автомобиля

1

17.01

19.

Кто пользуется автомобилем

1

24.01

Что такое «свое дело»

14

20.

Пекарь и его пекарня

1

31.01

21.

Продавец и покупатель

1

07.02

22.

Как привлечь покупателей

1

21.02

23.

Реклама товара

1

28.02

24.

Мишка открывает свое дело. Поможем Мишке

1

07.03

25.

Монеты за клюкву

1

14.03

26.

Производим товар

1

21.03

27.

Пустая полка в магазине

1

04.04

28.

Промежуточная аттестация. Контрольная работа

1

11.04

29.

Какие товары можешь производить для одноклассников

1

18.04

30.

Какие товары можешь производить для домашних питомцев

1

25.04

31.

Конкуренция

1

16.05

32.

Обмен и торговля

1

23.05

33.

Подводим итоги

1

31.05


Учебно-методические средства обучения

  • Введение в финансовую грамотность : учебное пособие для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и д.р.] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 96 с.  
  • Введение в финансовую грамотность : практикум к учебному пособию для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др. ; стихи М.А. Лангер] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 72 с.Интернет-источники

  • Введение в финансовую грамотность : рабочая тетрадь 2 для начальной школы / [Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, А.А. Козлова и др.] ; под общ.ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 28 с.

  • Методические рекомендации для учителей начальной школы к учебно-методическому комплексу «Введение в финансовую грамотность» / [Е.Л. Рутковская,А.В.Половникова, Е.С. Королькова, А.А. Козлова и др.]; под общ. ред. Е.Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр», 2020. – 56 с.

  1. https://fincult.info/teaching/ – сайт "Финансовая культура"


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы информационно-библиографической грамотности"

Программа «Основы информационно-библиографической грамотности» разработана на основе  примерной основной образовательной программы. 1книга: Начальная школа. Дошкольное образование. 2 книга:...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"для учащихся с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР)начального общего образования

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образо...

Рабочая программа внеурочной деятельности по курсу "Финансовая грамотность"

Цель программы - развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знани...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Пишу красиво и грамотно"

Внеурочная деятельность. Программа кружка для 1-2 классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Основы функциональной (читательской) грамотности во 2 классе

Основы функциональной грамотности закладываются в начальных классах, где идет интенсивное обучение различным видам речевой деятельности – чтению и письму, говорению и слушанию....

Программа внеурочной деятельности по курсу Финансовой грамотности

Документ содержит рабочую программу по курсу внеурочной деятельности "Финансовая грамотность грамотность" за 4 класс....