Рабочая программа Внеурочной деятельности в 1 классе "Волшебная кисточка"
рабочая программа (1 класс)

Наталья Анатольевна Калько

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №  286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021  г.).

Цель рабочей программы — формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях средствами изобразительного искусства

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (утверждён Приказом Министерства просвещения Российской Федерации №  286 от 31 мая 2021 г.) и с учётом примерной рабочей программы начального общего образования «Изобразительное искусство» (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол 3/21 от 27.09.2021  г.).

Цель рабочей программы — формирование ценностного отношения к прекрасному, представлений об эстетических идеалах и ценностях средствами изобразительного искусства.

Задачи программы:

  • формировать ценностное отношение к прекрасному, восприятие искусства как особой формы познания и преобразования мира;
  • воспитывать эстетическое восприятие предметов и явлений действительности;
  • развивать способности видеть и ценить прекрасное в природе, быту, труде, творчестве людей, общественной жизни;
  • развивать чувственность, воображение, ассоциативное мышление и творческую деятельность:
  • формировать чувственный аппарат (слух, зрение, обоняние, осязание);
  • расширять эмоциональный опыт ребёнка;
  • формировать представления о цвете, звуке, движении, линии, форме, пространстве и их свойствах;
  • учить взаимодействию и восприятию искусства:
  • формировать отношение к цвету, звуку, движению, линии, форме;
  • учить осознавать специфику законов, по которым строится произведение искусства;
  • реализовывать свои ощущения, чувства и образы в материале по законам искусства;
  • развивать навыки самоанализа, способности экспериментировать.

Сроки освоения примерной программы: 1 год, по 1 часа в неделю.

Содержание курса

Занятия представлены тремя большими темами, в которых выделяются темы конкретных занятий.

«Что может кисточка» (5 часов)

В рамках этой темы дети знакомятся с художественными материалами, основными приёмами работы (на допонятийном уровне). Многие художественные материалы уже знакомы детям, это даёт возможность педагогу вести занятия с непо-средственной опорой на имеющийся опыт детей и где-то лишь корректировать их знания. Темы занятий (в последующих разделах также) подобраны с учётом инте-ресов детей 6-7 лет. Материалы и техники работы доступны каждому ребёнку этого возраста, что обеспечивает положительный результат работы, формирует чувство уверенности в себе и своих творческих силах.

«О чём рассказывает цвет» (15 часов)

Занятия данной темы знакомят детей с цветом, цветовым спектром, разнооб-разием цветовой палитры в природе. Дети учатся определять характер цвета, его значение в природе и жизни человека.

Вводятся первые понятия: тёплые / холодные цвета, контрастные, нейтраль-ные цвета и т.п. В ходе практической деятельности, наблюдений раскрывается смысл данных понятий. Осмыслению понятий способствуют задания творческого характера: детям предлагается заменить один цвет каким-либо другим или “убрать” какой-либо цвет совсем и рассказать, как изменится наша жизнь, какие изменения произойдут в природе и т.п.

Ещё одно важное направление – это наблюдение и определение характера цвета в картине. В ходе таких заданий дети пытаются объяснить, как, почему художник выбрал тот или иной цвет или оттенок, что автор картины хотел этим сказать, выразить.

«Сказочные превращения» (13 часов)

Эта тема обширная и разносторонняя. На занятиях по этой теме дети рисуют и фигуру человека, и пейзажи, и пытаются разобраться с интерьером. Значимым является то, что в занятия темы включена новая техника – холодный батик. Теперь дети делают изображения не только на бумаге, но и на ткани. Выбор темы не случаен. Сказка – хорошее психотерапевтическое средство. Сказка самобытна, безгранична, эмоциональна и мудра. В сказке можно повернуть ход событий и исправить все ошибки. Через действия сказки на занятиях создаётся возможность снятия психического напряжения, накопления положительного эмоционального опыта.

Таким образом, занятия первого года обучения знакомят ребёнка с “миром красок”, в игровой форме раскрывают “тайны языка цвета”. И что самое важное, помогают ребёнку реализовать себя как маленького художника, приоткрывшего лишь небольшую часть мира искусства, но способного и дальше его познавать.

Планируемые образовательные результаты

Личностные результаты

В центре программы по изобразительному искусству в соответствии с ФГОС начального образования находится личностное развитие обучающихся, приобщение их к российским традиционным духовным ценностям, а также социализация личности.

Программа призвана обеспечить достижение обучающимися личностных результатов:

  • уважения и ценностного отношения к своей Родине — России;
  • ценностно-смысловые ориентации и установки, отражающие индивидуально-личностные позиции и социально значимые личностные качества;
  • духовно-нравственное развитие обучающихся;
  • мотивацию к познанию и обучению, готовность к саморазвитию и активному участию в социально- значимой деятельности;
  • позитивный опыт участия в творческой деятельности.

Патриотическое воспитание осуществляется через освоение школьниками содержания традиций отечественной культуры, выраженной в её архитектуре, народном, декоративно-прикладном и изобразительном искусстве. Урок искусства воспитывает патриотизм не в декларативной форме, а в процессе восприятия и освоения в личной художественной деятельности конкретных знаний о красоте и мудрости, заложенных в культурных традициях.

Гражданское воспитание формируется через развитие чувства личной причастности к жизни общества и созидающих качеств личности, приобщение обучающихся к ценностям отечественной и мировой культуры. Учебный предмет способствует пониманию особенностей жизни разных народов и красоты национальных эстетических идеалов.

Духовно-нравственное воспитание является стержнем художественного развития обучающегося, приобщения его к искусству как сфере, концентрирующей в себе духовно-нравственного поиск человечества. Учебные задания направлены на развитие внутреннего мира обучающегося и воспитание его эмоционально-образной, чувственной сферы. Занятия искусством помогают школьнику обрести социально значимые знания. Развитие творческих способностей способствует росту самосознания, осознания себя как личности и члена общества.

Эстетическое воспитание — важнейший компонент и условие развития социально значимых отношений обучающихся, формирования представлений о прекрасном и безобразном, о высоком и низком.

Ценности познавательной деятельности воспитываются как эмоционально окрашенный интерес к жизни людей и природы. Происходит это в процессе развития навыков восприятия и художественной рефлексии своих наблюдений в художественно-творческой деятельности. Навыки исследовательской деятельности развиваются при выполнении заданий.

Экологическое воспитание происходит в процессе художественно-эстетического наблюдения природы и её образа в произведениях искусства. Формирование эстетических чувств способствует активному неприятию действий, приносящих вред окружающей среде.

Трудовое воспитание осуществляется в процессе личной художественно-творческой работы по освоению художественных материалов и удовлетворения от создания реального, практического продукта. Воспитываются стремление достичь результат, упорство, творческая инициатива, понимание эстетики трудовой деятельности.

Метапредметные результаты

Познавательные:

  • выявлять доминантные черты (характерные особенности) в визуальном образе;
  • находить ассоциативные связи между визуальными образами разных форм и предметов;
  • анализировать пропорциональные отношения частей внутри целого и предметов между собой; обобщать форму составной конструкции;
  • выявлять и анализировать эмоциональное воздействие цветовых отношений в пространственной среде и плоскостном изображении.
  • формулировать выводы, соответствующие эстетическим, аналитическим и другим учебным установкам по результатам проведённого наблюдения.

Коммуникативные:

  • признавать своё и чужое право на ошибку, развивать свои способности сопереживать, понимать намерения и переживания свои и других людей;
  • взаимодействовать, сотрудничать в процессе коллективной работы, принимать цель совместной деятельности и строить действия по её достижению, договариваться, выполнять поручения, подчиняться, ответственно относиться к своей задаче по достижению общего результата.
  • демонстрировать и объяснять результаты своего творческого, художественного или исследовательского опыта.

Регулятивные:

  • внимательно относиться и выполнять учебные задачи, поставленные учителем;
  • соблюдать последовательность учебных действий при выполнении задания;
  • уметь организовывать своё рабочее место для практической работы, сохраняя порядок в окружающем пространстве и бережно относясь к используемым материалам;
  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата.

Предметные результаты

  • овладение основами художественной грамоты знание цветов и рисовальных материалов умение передавать форму, величину изображения;
  • ориентирование в социальных ролях нравственно-этическое оценивание своей деятельности;
  • развитие наблюдательности зрительной памяти;
  • диагностирование причин успеха/неуспеха и формирование способности действовать в различных ситуациях участие в коллективном обсуждении.

     

Календарно-тематическое планирование

п/ п

Тема занятия

Кол-во часов

Форма проведения занятия

Дата проведения

1.

Что может кисточка.

1

Практическая работа

05.09

2.

Мой любимый цвет

1

Практическая работа

12.09

3.

Осенний букет

1

Практическая работа

19.09

4.

Листвы прощальная краса.

1

Практическая работа

26.09

5.

Удивительные кляксы

1

Практическая работа

03.10

6.

Тёплое и холодное царства

1

Практическая работа

10.10

7

Тёплое и холодное цар-ства

1

Практическая ра-бота

17.10

8.

Разноцветный мир

1

Практическая работа

24.10

9.

Красный цвет

1

Практическая работа

07.11

10.

Солнечный рисунок

1

Практическая работа

14.11

11.

Рождение оранжевого

1

Практическая работа

21.11

12.

Зелёное платье земли

1

Практическая работа

28.11

13.

Цвет моря и неба

1

Практическая работа

05.12

14.

Путешествие на морское дно

1

Практическая работа

12.12

15.

Сиреневая страна

1

Практическая работа

19.12

16.

Дружные краски

1

Практическая работа

26.12

17.

Дружные краски

1

Практическая работа

16.01

18.

Кто самый белый

1

Практическая работа

23.01

30.01

19.

С кем дружит чёрный цвет

1

Практическая работа

20.

Исследуем язык цвета

1

Практическая ра-бота

06.02

21.

Рисуем человека и героев сказок

1

Практическая работа

20.02

22

Рисуем человека и геро-ев сказок

1

Практическая ра-бота

27.02

23.

Встречаем по одёжке…

1

Практическая работа

06.03

24.

Встречаем по одёжке…

1

Практическая ра-бота

06.03

25.

Создаём узор на ткани

1

Практическая работа

13.03

26.

Создаём узор на ткани

1

Практическая ра-бота

20.03

27.

Тридевятое царство

1

Практическая работа

03.04

28.

Стоит в поле теремок…

1

Практическая ра-бота

10.04

29.

Промежуточная  аттестация 

1

Практическая работа

24.04

30.

Животные в сказке, или сказочные животные.

1

Практическая работа

08.05

31

Животные в сказке, или сказочные животные.

1

Практическая ра-бота

15.05

32

Животные в сказке, или сказочные животные.

1

Практическая ра-бота

22.05

33.

Сочиняем сказку сами!

1

Практическая работа

29.05

Учебно-методические средства обучения

Наименование объектов и средств

  1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

1.

Кожохина С.К. Путешествие в мир искусства: Программа развития детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе изодеятельности. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

2.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М., 2004.

3.

Практика сказкотерапии / Под ред. Н.А. Сакович. – СПб., 2005.

2.Технические средства обучения:

1.

2.

ПК

Мультимедийное оборудование        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" 1 класс

Программа «Волшебная кисточка» разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта общего образования и планируемых результатов общего образования. Дан...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (2 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 2-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка" (3 класс)

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Волшебная кисточка» для обучающихся 3-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного станд...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Волшебная кисточка"

Внеурочная деятельность в начальной школе...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Веселая кисточка»

внеурочной  деятельности   «Веселая кисточка»...