Внеклассное мероприятие: «Путешествие в город Толерантность»
план-конспект занятия (3 класс)

Евстратова Оксана Александровна

классный час на формирование у учащихся представлений о толерантности

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_evstratova_oa.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Никифоровская СОШ №2»

Рп Дмитриевка

                           

                                            Внеклассное мероприятие:

                      «Путешествие в город Толерантность»

                                                  3 класс

                                                                               Выполнила: учитель  начальных классов

 Евстратова ОА

                           

                                                                       

                                             

                                                      рп Дмитриевка, 2022г

Внеклассное мероприятие «Путешествие в город Толерантность»

 3 класс

Кл. руководитель 3 А класса МБОУ «Никифоровская СОШ№2»:   Евстратова ОА  

Цель:        

1. Формирование у учащихся представлений о толерантности.

2. Развитие внимания, памяти, устной речи, логического мышления, умения устанавливать причинно - следственные связи общественных явлений.

3. Воспитание уважительного, терпимого отношения к представителям разных национальностей, взглядов, мировоззрений.

Задачи:

1.воспитание уважения и доброго отношения к другим людям;

2.развитие коммуникативных навыков;

3. формирование терпимого и уважительного отношения к людям разных рас и национальностей, умения видеть в каждом собеседнике, прежде всего Человека.

                                            Ход занятия:

Организационный момент.

1.Вступительное слово учителя:

-Здравствуйте, дорогие друзья и гости! Я очень рада, что мы собрались здесь сегодня все вместе. Посмотрите в глаза нашим гостям и поприветствуйте.

Учитель:

– Всем говорю я:

«Здравствуйте! Добрый день, друзья!

День такой прекрасный,

Потому что в нем и вы, и я».

-Посмотрите в глаза  друг другу, возьмитесь за руки ведь всего через несколько минут, мы отправляемся в город, где ценятся доброта, взаимопонимание, уважение к окружающим тебя людям – город Толерантность. Слайд 1.

-Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш посёлок. Наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность». Слайд 2 .

- Перед вами схема путешествия, улицы в нашем городе необычные: улица Доброты, улица Дружбы народов, улица Взаимопонимания, площадь Согласия.

Слайд 3.

II. Образ Толерантности.

-Город Толерантность. Что это означает? Что скрывается за воротами города, нам предстоит сегодня узнать. Давайте войдем и узнаем. Улица Доброты – главная улица города Толерантность. На ней живет сказка. Вам нужно прослушать ее и выбрать каждой группе девушку и обосновать, почему вы это сделаете.

1. «Жила была сказка» (улица Доброты).

-Итак: «Жила была сказка» (на фоне тихой музыки учитель читает сказку, а на экране мультимедиа появляются герои). Слайд 4

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому. Прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса еще не просохнет…

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место… Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, – сказал волшебник. – Одну зовут  Радость,  другую – Удача, третью – Красота,  четвертую – Печаль, пятую – Доброта. Слад 5, 6.

- Они все прекрасны, – сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать…

- Твоя  правда, – ответил волшебник, – они все хороши, и ты в жизни еще встретишься с ними. А может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

-Почему Любовь выбрала Доброту?  Слайд 7.

Дети:

-Да потому, что доброта – это отзывчивость, душевное расположение к людям. Я думаю, что со мной согласитесь, что в школе нужно учиться доброте.

Учитель: А почему сейчас расскажет……………..

Стихотворение (читает ученик):

Быть легче добрым или злым?

Наверно, легче злым.

Быть добрым – значит отдавать

Свое тепло другим.

Быть добрым – значит понимать

И близких, и чужих,

И радости порой не знать,

Заботясь о других.

Конечно, доброму трудней,

Но все же посмотри:

Как много у него друзей,

А злой всегда один.

  1. Работа в группах  (улица Дружбы народов).

-Движемся дальше на улицу Дружбы народов. Посмотрите это  дети разных стран. Попробуйте найти сходства, которые сближают и роднят детей разных стран. Слайд 8.

Нас объединяет то, что

•        Все мы люди

•        Живем на одной планете

•        Живем в одном городе, республике

•        Учимся в одной школе, в одном классе

•        Живем на одних улицах

•        Носим одну одежду

•        Занимаемся одним делом

•        Похожи глаза, волосы

Нас различает

•        Рост

•        Цвет волос и глаз

•        Одежда

•        Знания

•        Национальность

•        Фигура

•        Возраст (старые и молодые)

•        Характер

•        Культура

Дети:

-У всех есть нос, рот, глаза, уши, пять пальцев на руке.

Учитель:

-Посмотрите, какие эмоции на лицах. Слайд 10.

Дети:  Они радуются, веселятся, улыбаются.

Учитель:

-Зависит ли настроение от цвета кожи и разреза глаз?

Дети: Нет.

Учитель:

-На Земле проживает более 3000 народностей. Каждый из них отличается от других своей культурой, песнями, танцами, языком, на котором люди думают и говорят.

-А сколько народностей  проживает:

- в Тамбовской области(100) –;

- в нашем районе (40) –;

- в нашей школе (6) –.

- в нашем классе(4)

3. Таджицкий танец (исполняет ученица 3 класса Юсупова Сумайя )

-Жители улицы Дружбы народов предлагают таджицкий танец в исполнение вашей одноклассницы Юсуповой Сумайи.

4. Выставка национальных костюмов.

Учитель:   А в нашем классе - 4. Это русские, цыгане, таджики, езиды. Обратите внимание на выставку костюмов разных национальностей.

5. Библиотека.

Нельзя судить о человеке по его принадлежности к этой или иной расе или народу. Судить о человеке надо по его поступкам.

-Предлагаю вам заглянуть в библиотеку и узнать. Что обозначает слово толерантность на разных языках мира. Слайд 11.

На испанском языке – толерантность это способность признавать отличительные от своих чужие идеи и мнения;

На английском языке – толерантность это готовность быть терпимым, снисходительным.

На китайском языке – толерантность это быть по отношению к другим великодушным к людям.

На русском языке – толерантность это способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, спокойным).

Учитель:

- А что объединяет все эти объяснения? Почему так важно в наше время говорить о толерантности? (ответы детей).

-Если люди будут обладать всеми этими качествами, то на Земле исчезнут войны, ссоры и споры. Люди не будут страдать, и ненавидеть друг друга. Ведь не имеет значение, какой мы расы, к какому народу принадлежим. Мы все жители планеты Земля, граждане единого человечества. Слайд 12.

6.Чтение стихов.

1 чтец:

Люди на свет  

Рождаются разными:

Непохожими, своеобразными.

Чтобы других

Ты смог понимать,

Нужно терпенье

В себе воспитать.

Нужно с добром

К людям в дом приходить,

Дружбу, любовь

В своем сердце хранить!

2чтец:

На Земле под синим небосводом

Создано немалое народом.

Разных стран, обычаев, культур.

И любой народ велик и мудр.

3чтец:

Будь толерантен – попросту терпим,

К культурам и обычаям иным,

Все в мире важно, все его лицо

И все достойно быть, в конце концов.

Учитель:

- В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН предложила государствам ежегодно 16 ноября отмечать Международный день толерантности (терпимость). Слайд 13.

Продолжаем наше путешествие по городу Толерантность.

И попадаем на улицу Взаимопонимания слайд14

7. Дети исполняют песню «Дружба»

8. Знакомство с притчей « Как победить гнев?» 

Жил-был очень вспыльчивый и несдержанный человек.

И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбивать один гвоздь в столб забора.

В первый день в заборе было несколько десятков гвоздей. Через неделю молодой человек научился сдерживать себя, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что контролировать свою вспыльчивость легче, чем вбивать гвозди. Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу, и тот сказал, что с этого дня каждый раз, когда сыну удастся сдерживаться, он может вытаскивать из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда юноша мог сообщить отцу, что в столбе не осталось ни одного гвоздя.

Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким, как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него в душе остаётся такой же шрам, как эти дыры.

- Скажите, о чем заставила вас задуматься эта притча?

- Почему старик дал своему сыну такой совет?

- Какой можно сделать вывод из этой притчи?

- Не важно, сколько раз ты извинишься, - «шрам» в душе останется.

- Когда вы ругаетесь с кем-то или хотите сказать что-то обидное, вспомните эту притчу. Словом можно обидеть человека так, что он будет помнить это всю свою жизнь.

Игра «Собери пословицу»

- Сейчас мы посмотрим, как хорошо вы знаете пословицы о дружбе и о друзьях. У вас на столах листочки со словами, из которых вы должны собрать пословицы. Затем каждая группа выйдет и встанет так, чтобы получилась пословица

1. Человек без друзей, что дерево без корней.

2. Жизнь дана на добрые дела

3. Мир строит, война разрушает.

4. Всякому мила своя сторона

5.Старый друг – лучше новых двух.

(Проверка работы в группах)

Работа в группах.

 -  Толерантным  быть не легко, но этому можно и нужно учиться. Сегодня мы с вами проведем первое занятие «Учимся быть толерантными».

Давайте поучимся проявлять толерантность в разных ситуациях.

Каждая группа получает задание с описанием ситуации. Вам нужно  посоветоваться, постараться услышать каждого и высказать общее решение, как вести себя в различных случаях.

1 ситуация.

На перемене Петя и Коля играли в догонялки, а Катя  у окна читала книгу.  Вдруг мальчики, пробегая мимо,  толкнули  девочку.  Катя упала и, сильно ударившись, заплакала.

-Чего тут стоишь на дороге? -  возмущенно сказал Петя!

- Сама виновата! Рева! – поддакнул  своему другу Коля. – Попробуй только учительнице пожалуйся. – И показал ей кулак.

Подумайте:

1. Как вы оцениваете поступок мальчиков? Толерантно ли они вели себя по отношению к Кате? Хотели бы вы оказаться на месте Кати?

2. Как, по вашему мнению, должны были поступить мальчики?

2 ситуация.

 На перемене в классе  ребята показывали друг к другу свои мобильные телефоны!

-Смотрите, какой у меня крутой телефон, - хвастался Генка. – Мне папа вчера купил!

-У меня не хуже твоего, между прочим, - сказала Таня.

-А у меня  зато самый большой!- закричал Олег.

-А у меня самый дорогой, - радостно сообщил Сережа.

Тут все посмотрели на Колю, который сидел за партой с опущенной головой. Ему нечем было похвастаться, так как их семья не могла позволить себе купить ему дорогой телефон.

- Колян, - а ты чего не хвастаешься, - закричал ему Генка. – У тебя –то телефон вообще  крутой! Из прошлого века!

И все засмеялись!

Подумайте:

1. Одобряете ли вы поступки ребят? Почему? Толерантно ли они себя вели по отношению к своему однокласснику? Хотели бы вы оказаться на месте Коли? Почему?

2. Что бы вы посоветовали ребятам?

3 ситуация.

Петя в классе был самым слабым учеником, все школьные предметы давались ему очень сложно. Но он старался.

На перемене Ваня, пробегая мимо парты Пети, ловко схватил его дневник, открыл  и начал на весь класс комментировать отметки:

- Посмотрите-ка, как учится наш «отличник»! По русскому два, по математике 2, по технологии два! – ехидничал Ваня.

- О, смотрите, а по физкультуре «трояк»- заглядывая в дневник, сказала Лера.

- Видать, учитель перепутал двойку с тройкой.

-Отдайте дневник, - обиженно сказал Петя.

-Сейчас! – засмеялся Ваня и перебросил дневник  Вадику, который сидел через ряд.

-Как вам не стыдно, - сказала Марина,  забирая дневник у Вадика. –На свои оценки посмотрите. Сами-то  лучше?

Подумайте:

  1. На чьей вы стороне: на стороне Марины или остальных одноклассников? Почему? Толерантно ли они себя вели? Хотели бы вы оказаться на месте Пети?
  2. Какой совет вы могли бы дать ребятам?

4 ситуация.

В классе появился новенький мальчик. Его звали Никита. Он был очень маленького роста, да к тому, же еще и заикался от волнения.

-Привет, коротышка, приветствовали его мальчишки, встречая у школы.- Что –то ты совсем не подрос со вчерашнего дня.

 Никита, ничего не отвечая, проходил мимо.

- Ишь, какой, не слышит, - больше всех позировал Степка. – Эй, коротышка, мы к тебе обращаемся!

 –Ко-ко-который час? – Дразнили мальчишки  его    вдогонку и громко смеялись.

Подумайте:

  1. Как вы оцениваете поведение мальчиков? Согласны  ли вы с тем, что они  ведут себя не толерантно по отношению к однокласснику? Хотелось бы вам оказаться на месте Никиты?
  2. Что бы вы посоветовали мальчишкам?

(Дети обсуждают в группах ситуации и высказывают общее решение группы.)

Мы попадаем на главную городскую площадь Согласия.

-Поиграем в игру «Клубочек» (передавая и разматывая клубочек другому нужно назвать качество, помогающее жить в мире со всеми).

-Что же у нас получилось. Мы все связаны друг с другом одной ниточкой. Вот также связаны между собой люди в обществе. А чтобы люди понимали друг друга нужны правила, которые мы сейчас составили.

7.Изготовление коллажа «Толерантности».

-Давайте вместе обобщим все сказанное, слово толерантность у вас изображено в виде «солнышка». Давайте, изобразим наши ответы в виде лучиков. Составим правила толерантного человека. Милосердие, гнев, миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, дружба, конфликт, великодушие, поддержка, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, доброта.

 -Слово «толерантность» я изобразила в виде солнышка и от него идут лучики – это прощение, сочувствие, взаимопонимание, уважение, милосердие, содействие, сострадание, терпимость, то есть те чувства, о которых мы с вами говорили.

-Ребята, мне бы очень хотелось, чтобы каждый из вас был похож на это солнышко. А вы знаете, что солнышко греет, светит, радует всех, кто с ним рядом. Вам хочется быть таким солнышком? Слайд 15.

Ученики: (Да!)

-Вот и заканчивается наше путешествие по городу Толерантность, Обратите внимание на данные выражения:

Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях.

Доброму все друзья.

Кто добро творит, того Бог благословит.

Поступай с другими так, как бы ты хотел, чтобы поступали с тобой.

-Кто после нашего занятия станет по-другому относиться к окружающим людям, товарищам? Почему?

III. Итог «В добрый путь».

-Спасибо, ребята. Я надеюсь, что наше путешествие не оставит вас равнодушными. Наш класс – это наш общая семья. И хочется, чтобы в этой семье всегда царили доброта, уважение, взаимопонимание. Слайд 16.

1. «Сердечко» (Подарок гостям). Слайд 17.

- И хочу сделать  маленький подарок из добрых слов. Возьмите эти сердечки и подарите нашим гостям, чтобы, перечитывая их всякий раз, когда  будет   плохое настроение, они вспомнили  эти   добрые и красивые слова. И чтобы у  них обязательно появилось желание сказать кому-то ласковое и доброе слово.

2. Релаксация. Слайд 18.- А теперь повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки и улыбнитесь. И пусть с вами всегда будет  хорошее настроение,  улыбка, доброта, а,  главное, понимание друга и уважение.

Давайте, люди, дружить друг с другом,
Как птицы с небом, как травы с лугом.
Как ветер с полем, поля с дождями,
Как дружит солнце со всеми нами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие "Путешествие по городу Здоровейску"

Данное мероприятие поможет cформировать у младших школьников представление о здоровье, как одной из главных ценностей человеческой жизни...

Внеклассное мероприятие "Путешествие по стране Толерантности"

Мероприятие для классного часа, увлекательные занятия, интересные игры....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по городу Светофорск".

Мероприятие по закреплению и изучению дорожных знаков....

Конспект внеклассного мероприятия "Путешествие в город Здоровейск"

Данное мероприятие направлено на формирование основ здорового образа жизни учащихся начальной школы....

Презентация к внеклассному мероприятию "Путешествие в город Доброты".

Презентация "Путешествие в город Доброты" поможет ребятам очутиться в самом прекрасном городе, где нет грубости и зависти, предательства и зла. Подобраны пословицы и стихи  о доброте. Ребята вспо...

Сценарий внеклассного мероприятия "Путешествие по городу Книгоград"

Данное мероприятие расчитано на учащихся начальной школы. В  мероприятии участвуют две-три команды. Игра состоит из нескольких остановок, где каждая команда будет выполнять различные задания....

Внеклассное мероприятие "Путешествие по городу Челябинск"

Рассказ о истории города и достопримечательностях...