Методическая разработка "Герб и флаг моей Родины"
методическая разработка

Тельнова Наталья Александровна

Направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gerb_i_flag_moey_maloy_rodiny_1.docx339.67 КБ

Предварительный просмотр:

                             

Патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.

                                             Тематическое направление

                                  Герб и флаг моей малой Родины

                                       Тема методической разработки

 

                                                              Автор: Тельнова Наталья Александровна,

                                                              учитель начальных классов,

                                                              МБОУ «Инжавинская средняя

                                                               общеобразовательная школа»

                                         2022 год

                              «Герб и флаг моей малой Родины»

                                      1.Пояснительная записка

Ни одно государство на высокой стадии своего развития немыслимо без государственных символов – герба и флага. Меняются эпохи и правители, вместе с ними меняются и эмблемы государств, как зеркало происходящих исторических и политических преобразований. Гербы и флаги занимают в нашей жизни гораздо большее место, чем может показаться на первый взгляд. Нет ни одного современного государства без своего герба и флага. Гербы и флаги имеют муниципальные районы, города. Гербы имеют многие семьи (прежде всего старые дворянские). Есть свои символы, фирменные знаки (по существу подобие гербов) – у политических партий, университетов, спортивных и других организаций, обществ, клубов и т.д. В последнее время интерес к геральдике все более возрастает.

Знание символики своего государства, своего родного края необходимо. Поэтому для проведения воспитательного мероприятия я выбрала тему: «Герб и флаг моей малой Родины».

Каждый человек испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и ее историю. Олицетворяют родную землю ее символы. Наше государство имеет свою символику, свои символы имеет каждая область нашей страны.

  1. Тематическое направление: патриотическое воспитание и формирование российской идентичности.
  2. Тема воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора

Воспитательное мероприятие: «Герб и флаг моей малой Родины». Учащиеся должны знать, уважать символы своей малой Родины и гордиться ими. Это история, жизнь того места, где ты живёшь.

  1. Методическая разработка воспитательного мероприятия направлена на 9-10 летних учащихся 3 а класса МБОУ «Инжавинская СОШ».
  2. Методическая разработка воспитательного мероприятия может быть использован на уроках окружающего мира и литературного чтения.

Цель: расширить представления учащихся о государственной символике российского государства (гимн, флаг, герб), познакомить с символикой родного поселка Инжавино.

Задачи:

Предметные: формирование понятий «символ», «герб», «флаг», «гимн», умение объяснять эти понятия;

Познавательные: формирование учебно-познавательный интереса к новому материалу;

Коммуникативные: учащиеся получат возможность учиться: высказывать свое мнение, выслушивать мнение других; вырабатывать общую позицию; аргументировать собственную позицию; обсуждать.

     Личностные: воспитывать любовь и уважения к родной стране, к своей    

      малой Родине, к ее символам.

Результаты воспитательного мероприятия:

Личностные: ценить и принимать базовые ценности «малая Родина», «страна». Уважение к своей родине, ее символам, радость и гордость от того, что мы родились и живем в России;

Регулятивные: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца;

Познавательные: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, уметь добывать информацию из дополнительных источников, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.

  1. Форма проведения воспитательного мероприятия - познавательно – игровая. Данная форма мероприятия позволяет повысить интерес к изучаемой теме, возможность дать каждому учащемуся шанс проявить свои таланты, развивает умение работать в команде.
  2. Используемые технологии: групповые; игровые технологии; ИКТ.

Методы работы: словесные, метод подводящего диалога, проблемно-поисковый, наглядные.

  1. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия: презентация, компьютер; фотографии, плакаты по предложенной теме.  Для успешного проведения внеклассного мероприятия немаловажное значение имеет предварительная работа по подбору необходимой методической литературы.
  2. Рекомендации по использования методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная методика проведения внеклассного мероприятия будет интересна классным руководителям, т.к является образцом для создания собственной разработки, связанной с изучением места проживания их учеников. Можно только пожелать педагогам, организующим мероприятие, окунуться в историю символики своего места проживания: «своей большой и малой Родины», так чтобы погрузить полно в эту историю и своих учеников!

                                       2. Основная часть  

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

- Определить цели и задачи мероприятия.

- Выбрать формы, методы и приемы с учетом возрастных особенностей воспитанников.

-Необходимая предварительная работа:

оформление класса – плакаты и с изображением государственных символов России и рабочего поселка Инжавино (герб, флаг, гимн).

Построение логической последовательности хода и логической завершенности в соответствии с поставленной целью мероприятия.

Выравнивание и просчет по продолжительности мероприятия в соответствии с возрастом воспитанников, местом проведения.

2.2 Описание проведения воспитательного мероприятия.

       

                                       Организационный момент

Учитель.

В кольце далёких сёл и близких                                                                                       Моё Инжавино лежит,                                                                                                           И ожерельем серебристым                                                                                              Ворона быстрая бежит.                                                                                                      Озёра, заводи речные                                                                                                    Пленяют девственной красой,                                                                                       Луга за Лысою горою                                                                                                  Омыты звонкою росой…

/Н. Башмакова/

    Добрый день, дорогие друзья! Я начала наше мероприятие со стихотворения нашего земляка, поэтессы, депутата поселкового Совета народных депутатов Надежды Львовны Башмаковой об Инжавино не случайно. Сегодня разговор пойдет о символике нашего государства и нашего рабочего поселка Инжавино.  Наше мероприятие называется «Герб и флаг моей малой Родины». А наша с вами малая родина – рабочий поселок Инжавино. (Слайд № 1)

Введение в тему мероприятия

                   Что такое символы России?

Есть у каждого свой собственный ответ:

Для кого береза и озера синие…

Для кого-то окон дома теплый свет…

Для кого – бескрайние просторы,

Поле русское, раздольные луга,

Для кого-то горы-косогоры…

Для кого туманы и снега…

Для кого-то древний Кремль Московский,

Что таит воспоминанья старины…

Для кого-то – грозный лик Петровский…

Шапку Мономаха вспомним мы…

Площадь Красную, Собор Покровский,

Белый храм Спасителя Христа…

Или наш такой родной, неброский,

Городок, где многих жизнь прошла…

Но есть символы – мы знаем, государства.

В конституции они закреплены.

Герб, флаг, гимн – вот главные «богатства»,

Хорошо известны всем они!

Учитель: сначала определим значение слова «символика», «символ». И в этом нам поможет толковый словарь русского языка. У вас на столе находится словарь. Найдем значение слова «символика», «символ». Ученик зачитывает: СИМВОЛИКА, и, ж. (книжн.). 1. Символическое значение, приписываемое чему-н. С. цветов. 2. собир. Совокупность какихн. символов.  СИМВОЛ, -а, муж. 1. То, что служит условным знаком какого-н. понятия, явления, идеи. Голубь с. мира. Якорь с. надежды. Этот подарок с. верности.

Формирование новых знаний

Учитель: символы – это условные знаки или изображения, имеющие для человека или целого народа очень важное значение.  К государственным символам любой страны относятся прежде всего государственные герб, гимн и флаг. Герб, флаг и гимн – это основные символы любого государства, показывающие его могущество и независимость. Есть они и у нашей страны.

Они нужны нам как воплощение истории нашей Родины и отражение ее настоящего, как выражение патриотизма ее граждан, как ее зрительный и музыкальный образ. Как раз поэтому отношение к государственным символам – это отношение к самому государству.

 Их знают не только россияне, но и люди во многих странах мира. Они являются необходимыми элементами международных встреч и договоров. Это – «лицо» нашей страны.

Найдем значение слов «флаг», «герб», «гимн» в толковом словаре. (Дети зачитывают значение слов).

Учитель: флаг – императорский. Двуглавый орел появился еще в Московском царстве. Символы государства означают его независимость, подчеркивают особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. (Слайд № 2)

   Наша Родина имеет богатую историю, каждая ее страница вызывает у нас неподдельное чувство гордости. Все мы – дети великой России, защищенные российским трехцветным флагом.

Взвейся в небо, флаг России гордый!

В лучезарном небе вознесись!

Триколором – красным, синим, белым,

 Гражданин России, ты гордись!

По указу он Петра родился

Триста долгих лет тому назад.

Трижды был сменен, но возродился

Славный стяг. Я этому так рад!

Символ Веры он, Любви, Надежды,

Святость Бога и Земли любовь.

За него не раз сыны Отчизны

Проливали алую, как лента, кровь.

Белый – мир, невинность, совершенство,

Чистота и правда наших дней,

Благородство, божество, блаженство,

Путь к свободе россиян, людей.

Синий – небо, символ духа, чести,

Поднимавший рать против врагов.

Не во имя мести – ради чести

Доблести и верности сынов.

Красный - жар войны, защиты веры,

Героизма доблестных бойцов,

Командиров пыл, на смерть ведущих

Русских несломимых храбрецов.

Триколором, триединством связан,

Братской дружбою народов и веков.

Государственным, народным назван,

Самым лучшим стягом из знамен.

 Учитель: самые первые флаги были военные. Появились они вместе с большими армиями. Сразу же возникла необходимость издали отличать, какой отряд движется – свой или вражеский. Для этой цели и стали военные привязывать к копьям ленточки и кисточки разных цветов. Размеры этих ленточек увеличивались, рисунок усложнялся, и вскоре появились настоящие флаги. (Слайд № 3)

Вопрос классу: а где мы можем увидеть государственный флаг? Ответы уч-ся.

Учитель: верно. Размещаются обычно флаги над правительственными зданиями. Маленькими флажками машут встречающие, когда приезжают почетные гости. Флаг несут перед воинской частью на параде, поднимают его на каждом корабле, а значки с изображением флага многие носят на лацкане пиджака. Символом президентской власти является штандарт (флаг) Президента. (Слайд № 4)

Учитель: Понятие «герб» происходит от немецкого слова «наследство или наследие» и является знаком отличия, важнейшей эмблемой государства, города, области, а также отдельных лиц и родов. Его изображение помещается на флагах, монетах, печатях, бланках, марках и других предметах, чтобы показать принадлежность к тому или иному государству. (Слайд № 5)

Герб – отличительный знак, официальная эмблема государства.  

Более четырех столетий на гербе Российского государства изображался двуглавый орел. Первым достоверным свидетельством использования двуглавого орла в качестве государственной эмблемы является печать Иоанна III Васильевича на меновой грамоте. Двуглавый орел - символ единения народов, живущих в европейской и азиатской частях России. Всадник, поражающий копьем дракона – это Георгий Победоносец. Святой Георгий с давних времен был наиболее почитаем на Руси. Его считали заступником человека, ограждающим его от сил зла, бесстрашно вступающим в борьбу с самой грозной и темной силой.  

Учитель: настала очередь поговорить о 3-ем символе - гимне. Гимн – это слово греческого происхождения, означающее торжественную песнь, исполняемую в особых, наиболее важных случаях. (Слайд № 6). В каких случаях исполняют гимн? – Ответы детей

Учитель: правильно. Гимн звучит на международных встречах, перед началом важных мероприятий, в дни торжественных праздников, собраний, парадов, в случае победы спортсменов на международных соревнованиях. Каждое утро в нашей стране начинается с государственного гимна, который звучит по радио. К словам и музыке гимна предъявляются особые требования.   Его исполнение сопровождается знаками наивысшего уважения – все встают, мужчины снимают головные уборы, а военные отдают честь. В международной жизни исполнение гимна другой страны означает выражение уважения к ее представителям. Послушаем «Государственный гимн Российской Федерации». (Дети слушают стоя)

Слова гимна были написаны С.В. Михалковым, известным детским писателем. Музыку сочинил генерал А.В. Александров. Гимн утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 декабря 2000 года N0 2110

Учитель: я предлагаю взять ручки и листочки. Первая и третья группа составляет синквейн к слову «флаг». Вторая и четвертая группа составляет синквейн к слову «гимн».

Примеры:

1. Флаг

2. Национальный, русский

3. Развевается, висит, символизирует

4. Флаг много значит для страны

5. Символ

Гимн.

Торжественный и победный.

Прославляет, исполняет и возносит.

Торжественный гимн прославляет Родину.

Патриотизм.

  Физминутка: гимнастика для глаз.              

Упражнение «Вверх-вниз, влево-вправо».

Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.

Упражнение «Круг».

Представить себе большой круг. Обводить его глазами по часовой стрелке, потом против часовой стрелке.

                  / Звучит мелодия песни «С чего начинается Родина»/.

Учитель: помимо государственных символов страны активно создаётся символика городов, районных центров, поселений. Скажите, пожалуйста, как называется область, в которой мы живем? Как называется областной город? (Ответы детей). Для тамбовцев нет родней и ближе своей малой родины.

Эти чувства хорошо и образно выразила поэтесса Тамбовского края Валентина Дорожкина:

Есть губернии краше,

Богаче, красивей,

Но Тамбовщина наша –

В самом сердце России…

                 Герб области. (Слайд № 7)

Полный вариант герба Тамбовской области представляет собой лазоревый щит, на котором изображен серебряный улей, а над ним - три серебряных пчелы. Щит обрамлен лентой ордена Ленина, над щитом - золотая земельная корона. Пчелы олицетворяют трудолюбие и бережливость; улей – общий дом; лазоревое поле характеризует природную чистоту, честность, верность и безупречность, а серебро служит символом благородства, справедливости и великодушия. Герб области основан на гербе Тамбовской губернии, пожалованном 05 июля 1878 г. Утвержден Законом Тамбовской области от 27 марта 2003 г. №108-З "О гербе Тамбовской области" (Постановлением Тамбовской областной Думы № 432 от 27 марта 2003 г.)

Флаг области (Слайд № 8)

Флаг Тамбовской области представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из двух равных вертикальных полос красного и синего цвета, и двухсторонним изображением герба Тамбовской области в полной версии с короной и орденской лентой. Отношение ширины флага к длине - два к трем. Габаритная ширина щита герба на флаге составляет 1/6 длины флага.

Есть в Тамбовской области свой гимн. 

 «Песнь во славу Тамбовщины» можно назвать гимн Тамбовской области. Он утверждён в 2004 году. Музыка у нашего гимна замечательная.

   Военный композитор и дирижёр Василий Агапкин в 1912 году написал знаменитый марш «Прощание славянки», принёсший автору неувядаемую славу. Слова нового гимна тамбовской земли написал поэт Александр Митрофанов. Гимн Тамбовской области, музыка: Василия Агапкина, слова: Александра Митрофанова. На столе у вас текс гимна. Исполним гимн Тамбовской области, стоя. (звучит музыка)

Гимн Тамбовской области.

На просторах бескрайних и синих,

Где берёзы любуются Цной,

В самом сердце великой России

Ты раскинулся, край наш родной.

Полыхали зловеще зарницы,

Но в историю грозных веков

Ты вписал своей славы страницы,

Честь, свободу храня от оков.

Припев:

Тамбовский наш край,

В веках процветай!

Ты славен людьми,

Храни, Господь, тебя храни!

И пусть летят года,

Ты с нами, наш край, навсегда.

Здесь родились мы,

И с этим краем

У нас на всех одна судьба.

С пульсом Родины шаг свой сверяя,

Край любимый наш смотрит вперёд,

Славу верных сынов умножая,

Твёрдой поступью к счастью идёт.

Пусть заметнее будут успехи,

Хорошеет любимый наш край,

На земле благодатной вовеки

Цветом яблонь своих расцветай.

Припев

Дидактическое упражнение «Сложи герб Тамбовской области».

Учитель: на столе у вас новое задание- собрать пазл «Герб Тамбовской области».

Игра «Продолжи предложение». 

Учитель: Народ Тамбовщины всегда любил весёлые игры. А вы хотите поиграть? Я начну фразу, а вы продолжите.

- Наша страна называется …/Россия/

Жителей нашей страны называют…/Россияне/

Президента нашей страны зовут …/Владимир Владимирович Путин/

Столица нашей Родины…/ Москва/.

Наш край называется…/Тамбовский/

Наш областной город называется …/Тамбов/

Учитель: наша с вами малая Родина- рабочий поселок Инжавино.  

  Что значит моя? Что значит малая? Что значит родина?

МОЯ – потому что здесь моя семья, мои друзья, мой дом, моя улица, моя школа…

МАЛАЯ – потому что это маленькая частичка моей необъятной страны. Для нас малая родина – это Тамбовская область и то село, посёлок, город, где мы родились и где живут наши родители, бабушки и дедушки.

РОДИНА – потому что здесь живут родные моему сердцу люди.            

Герб муниципального образования «Инжавинский район Тамбовской области». (Слайд № 9)

Описание герба

«В лазоревом поле на зеленом холме - золотой дуб между двух серебряных сообращенно сидящих и обернувшихся волков с червлеными языками». 

В Инжавинском районе издревле водилось большое количество волков. Одна из местных легенд гласит, что на Лысой горе, расположенной на территории Инжавинского района, долгое время не было никакой растительности. Но однажды стая волков выбрала это место для ночлега. На том месте, где ночевала стая, выросли три дуба, положившие начало дубовой роще. В гербе района дуб и волки - символизируют эту легенду.

Волк имеет много положительного в своем природном качестве, и в символическом образе. Он не просто хищник, но, прежде всего, природный санитар. Сильное, умное, красивое, благородное животное. Волк - родоначальник домашней собаки. Волк - живет одной устойчивой семейной парой всю жизнь и помогает воспитывать потомство.

Дуб - символизирует силу, защиту, долговечность, мужество, верность.

Лазурь - символ возвышенных устремлений, искренности, преданности, возрождения.

Зеленый цвет символизирует весну, здоровье, природу, молодость и надежду.

Золото - символ высшей ценности, величия, богатства, урожая.

Серебро - символ чистоты, открытости, божественной мудрости, примирения.

Красный цвет - символ труда, мужества, жизнеутверждающей силы, красоты и праздника. 

Герб утвержден решением Инжавинского районного Совета народных депутатов от 28.02.2013 № 397. Внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации под № 8343.

Флаг района. 

Дата принятия: 28.02.2013

Номер в Геральдическом регистре РФ: 8344

Прямоугольное двухстороннее полотнище голубого цвета с отношением ширины к длине 2:3, несущее вдоль нижнего края полосу зеленого цвета шириной 1/6 ширины полотнища. В середине полотнища изображены желтый дуб, стоящий на зеленой полосе между двух белых сообращенных, обернувшихся волков с красными языками. (Слайд № 10)

Учитель: Неофициальный символ Тамбовской области - тамбовский волк. Волки присутствуют на гербе и флаге муниципального образования «Инжавинский район Тамбовской области». Почему именно волк? Послушаем выступление учащихся.

Учащийся1:

Существует несколько легенд возникновения этого символа. Вот некоторые из них: в былые времена губерния лежала на стыке лесной и степной зон. Волкам приходилось соперничать за добычу, что в этой стороне и обусловливало их особую свирепость. Крестьяне их очень сильно боялись. А выражение «тамбовский волк» символизировало лютость зверя.

Учащийся 2:

Ещё одна легенда связана с тем, что после заселения Тамбовских земель люди стали заниматься отстрелом волков, водившихся в этих местах. Их мех очень высоко ценился, так как не был похож ни на степного волка, обитающего на юге нашей страны, ни на лесного волка — северного жителя. Тамбовскому волку достались свойства обоих своих родственников, а шуба из меха тамбовского волка была очень легкой и теплой, с чем и связана поговорка «Тамбовский волк тебе товарищ», где слово «товарищ» имеет и значение «друг», то есть тот человек, который обогреет и выручит в трудную минуту.

 Учащийся 3:

Следующая легенда повествует о старце –отшельнике Симеоне. За аскетизм Бог наградил его даром общения с волками и другими дикими животными. Жители окрестных деревень часто наблюдали его в стае волков. Ждали на краю леса, всегда сопровождавшие его волки, и когда старец приходил к людям за подаянием. Даже о кончине молитвенника узнали по волчьему вою в лесу. И в данном случае поговорка «Тамбовский волк тебе товарищ» имеет сакральный смысл покровительства Симеона тамбовчанам.

Физкультминутка «Наша Родина – Россия»

В нашей стране горы - высокие (Встать на носочки, тянуться руками вверх)

Реки глубокие (Наклониться вниз, руками достать пола)

Просторы широкие (Расставить широко руки)

Леса большие, (Показать руками обхват)

А мы - ребята вот такие (Большим пальцем знак хорошо)

Закрепление знаний

Учитель: надеюсь вы внимательно слушали информацию о государственных символах нашего рабочего поселка Инжавино. Предлагаю вам решить кроссворд. (Слайд № 11)

По вертикали:

  1. Что является символом чистоты, открытости, божественной мудрости на гербе муниципального образования «Инжавинский район Тамбовской области»? (серебро)
  2. Какой цвет имеет поле на зеленом холме на гербе муниципального образования «Инжавинский район Тамбовской области»? (лазоревое)
  3. Что на гербе муниципального образования «Инжавинский район Тамбовской области» символизирует силу, долговечность? (дуб)
  4. Какой цвет на гербе муниципального образования «Инжавинский район Тамбовской области»?  является символом труда, мужества, красоты, праздника? (красный)

Если вы верно ответили на вопросы, по горизонтали вы сможете прочитать слово, которое стало темой нашего мероприятия. (Родина)

Подведение итогов.

О чем мы сегодня с вами говорили?  В какой стране мы с вами живем? Как называется наша малая Родина?

Ответы детей.

- Найдите на плакатах и покажите мне флаг и герб муниципального образования «Инжавинский район Тамбовской области».

- Герб России.

- Герб и флаг Тамбовской области.

Молодцы ребята, я вижу, что вы хорошо усвоили сведения о России, о своей малой Родине, о государственных символах. Государственные символы твоей Родины, которые должен знать и уважать каждый, воплотили в себе историю и традиции. Ты должен гордиться прошлым, настоящим и будущим своей Родины. Эти государственные символы величия и могущества достались тебе в наследство от предков. В твоих руках их будущее.

Список литературы

  1. Ю.А.Алексеев, М.Н.Зуев. Государственные символы России. Моя Родина – Россия. Пособие для 3-4 классов начальной школы.-Москва, 2002
  2. Герб и флаг России. X – XX века. – М.: Юрид.лит., 1997.
  3. Двухжилова И.В. История Тамбовского края. 2009 г.
  4. 2.Дубасов И.И. Очерки из истории Тамбовского края. 2006 г.
  5. 3.Наш край тамбовский. - Тамбов, 1991
  6. 3.И пыль веков от хартии отряхнув…: хрестоматия по истории Тамбовского края. - Тамбов: Издательский центр ТГПИ, 1993.- 388 с.
  7. 4.В. Т. Дорожкина Сборник стихотворений «Весь мир проходит сквозь меня». Тамбов. 2001

Интернет источник: https://gufo.me/dict/ozhegov/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0 

http://www.heraldik.ru/gerbs/inzhavinskiyregion.htm 

https://moe-tambov.ru/news/control/252750 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка занятия "История моей малой родины".

Тема занятия "Родной свой край люби и знай"....

Классный час «Государственные символы (государственный флаг, гимн) моей Родины - Российской Федерации».

Продолжаем знакомить детей с государственными символами Российской Федерации....

Методическая разработка "Государственный флаг России"

ЦЕЛЬ: Воспитывать любовь к Родине, чувство гордости за свою страну.ЗАДАЧИ:1. Познакомить с одним из главных символов России (флаг) .2. Вызвать у детей уважение к могуществу державы, её независимости.3...

Методическая разработка. Проект "Праздники моей Родины". Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца".

Методическая разработка.Проект "Праздники моей Родины".Беседа " День памяти былинного богатыря Ильи Муромца"....

Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района"

Методическая разработка "Животный мир моей малой Родины - Топчихинского района". Проект - исследование с элементами творчества.  Продукт проекта - Книжка - раскладушка представлена в Пр...

Презентация "Герб, гимн и флаг моей страны"

История возникновения герба, гимна и флага России....