Конспект занятия. Познавательное развитие. Старшая группа. Народы севера.
план-конспект

Медведева Кристина Викторовна
Конспект занятия. Познавательное развитие. Старшая группа. Народы севера.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_po_poznavatelnomu_razvitiyu.doc41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию.

«Знакомство с жизнью народов Севера»

Старшая группа

ЦЕЛЬ:

познакомить детей с жизнью и бытом народов Севера.

ЗАДАЧИ:

• воспитывать чувство уважения к жизни, традициям и обычаям других народов;

• обогащать словарный запас, развивать память, речь, внимание.

СРЕДСТВА:

письмо, карта России, проектор, ноутбук, талисман «Ловец снов», альбомный лист, цветные карандаши на каждого ребенка.

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель озвучивает, что пришло письмо от девочки Жени из сказки «Цветик-семицветик».

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Женя. Вы, конечно, помните меня, помните, какие со мной произошли приключения благодаря вот этому цветку Цветику-семицветику. Я попала северный полюс. Я ничего не знала о Севере. Там было очень холодно, и я очень испугалась белых медведей.

Я хочу вас попросить о помощи, помогите мне узнать о крайнем севере.

Ребята поможем Жене?     Да.

Воспитатель: Ребята, в какой стране мы живем?

Дети: В России.

Воспитатель: (показывает на карте границы России). В России живет много разных народов. Сегодня мы поговорим о народах Севера, которые живут вот здесь (показывает на карте). Не Севере бывает долгая полярная ночь (СЛАЙД №2). Когда днем и ночью темно, можно наблюдать необыкновенное явление – северное сияние (сполохи) (СЛАЙД №3). На Севере есть места, где на много-много километров тянется тундра. Повторите это слово вместе Тундра (СЛАЙД №4).

В тундре растительность очень низкая. Почти вся тундра покрыта лишайниками (СЛАЙД №5). Еще там можно встретить карликовую березку (СЛАЙД №6). Как вы думаете, почему она так называется?

Дети: Потому что маленькая.

Воспитатель: Правильно, маленькая, низкорослая. Скажите, а какие ягоды вы собираете у нас в лесах?

Дети: Землянику, чернику, малину.

Воспитатель: А вот в тундре растут другие ягоды, которые выдерживают сильные морозы, - брусника, голубика, морошка (СЛАЙД № 7-9).

Тундра подходит к северным морям (показать на карте). Каких животных Севера вы знаете?

Дети: белый медведь, песец, олень.

Воспитатель: (СЛАЙД №10). Это знаменитый белый медведь, тюлень, морж. Еще в снегах можно увидеть белоснежного песца. Но больше всего там северных оленей. Их разводят народы, населяющие тундру, - якуты, чукчи и многие другие. Их профессия – оленеводы. Повторите это слово (СЛАЙД №11-12). Живут они здесь с давних пор. Это очень смелые и сильные люди. Ведут они кочевой образ жизни. В поисках корма для животных часто переезжают с одного места на другое. Съедят олени корм – идут дальше, а за ними оленеводы. Уходят далеко, к берегам Северного Ледовитого океана. То место, где живут оленеводы, называется – стойбище (СЛАЙД № 13). Живут в стойбищах, в чумах (СЛАЙД № 14). Чум делают из оленьих шкур. Его можно быстро разобрать и перевезти на другое место (СЛАЙД №15). Кроме чума есть и другие жилища – иглу.(СЛАЙД №18). Олень – животное, которое кормит и одевает северян. Кроме оленеводства народы Севера занимаются рыболовством. Рыбу ловят в морях и в реках.

Давайте посмотрим на тех, кто живет на Севере нашей страны, там, где почти весь год лежит снег, где нет такого жаркого лета, как у нас. Кого вы видите на этом слайде? (СЛАЙД №19).

Дети: Это дети.

Воспитатель: Что делают дети?

Дети: Катаются на санках (СЛАЙД №20)

Воспитатель: Эти длинные сани называются нартами. Повторите это слово (СЛАЙД №21). Олени бегут по глубокому снегу там, где нельзя проехать на лошади или автомобиле. Управляет оленями каюр (СЛАЙД №22-23). Мы с вами знаем много профессий, узнали еще об одной. Что вы видите в руке каюра?

Дети: длинную палку.

Воспитатель: Это длинный шест для того, чтобы погонять оленей. А еще на Севере люди ездят не только на оленях, но и на собаках (СЛАЙД №24). Такие ездовые породы собак тоже специально разводят для того, чтобы запрягать их в нарты.

Хотите посмотреть, как развлекают себя народы крайнего севера?

У них есть тоже своя культура и свои традиции, вот на примере сейчас давайте вместе с вами попробуем исполнить один элемент народного танца. Хотите?

Дети: Да.

https://yandex.ru/video/preview/9738412560681627311 на 5 минуте.

Воспитатель: Посмотрите на этих северян. Как вы думаете, им холодно на улице в такой одежде? (СЛАЙД №25-26).

Дети: Нет, потому что на них теплая одежда.

Воспитатель: Из чего сделана такая одежда?

Дети: Из меха.

Воспитатель: Да, это меховая одежда, но называется она не шуба, а малица. Шьется из оленьего меха, мехом внутрь. Обувь называется унты. Некоторые рукодельницы шьют очень красивые малицы и унты. Народы Севера очень талантливы. Они изготавливают очень красивые изделия из меха. В долгую полярную ночь женщины расшивают одежду, рукавицы, делают игрушки (СЛАЙД №27).

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру «Что лишнее?»

Проводится игра «Что лишнее?» (СЛАЙД №28-31)

Молодцы, ребята, справились с заданием хорошо.

Ребята, Женя передала вам подарок, это ловец – снов (талисман). Он охраняет наши сны и, благодаря ему, мы видим ночью хорошие сновидения. Так говорят народы Севера. Давайте каждый из вас нарисует свой ловец снов.

Творческое задание «Мой ловец снов».

Воспитатель: Молодцы, ребята, какие красивые талисманы вы нарисовали! Ну что, мы помогли девочке Жене узнать о Севере сегодня?

ДА!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия РЭМП в старшей группе по сказке "Теремок"

Разработано Санниковой Натальей Владимировной. Цель занятия:- Закрепить знания детей:  количественный и порядковый счет в пределах 10; о геометрических фигурах; ориентировке на листе бумаги;- Спо...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Родина моя - бескрайняя Россия».

Цель: Воспитание патриотических чувств- любви к Родине, уважение к флагу, гербу, гимну России.Задачи: Закрепить знания о российском флаге. Познакомить с государственным гербом и гимном России. Воспиты...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб»

Цель. Познакомить детей с историей происхождения герба, его значением в прошлом и современной жизни.Материал. Иллюстрации с изображением старинных щитов, разнообразных гербов....

Конспект занятия во второй старшей группе. «Герб группы»

Цель занятия. Закрепить знания детей о символе государства.Развивать фантазию и воображение.Придумать и нарисовать флаг группы.1. Задачи на развитие познавательных способностей. Воспитывать...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Семья. Моя родословная»

Задача. Воспитывать чувство долга и внимание к ближним.Раскрыть понятия «род», «родители», «семья», «право детей на воспитание в семье».Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться...

Конспект занятия во второй старшей группе. «Флаг группы»

Цель. Познакомить детей с представлением о флаге как о государственном символе, с историей его происхождения, со значением флага в современной жизни.Развивать фантазию и воображение. Придумать и...

Конспект занятия для детей старшей группы по развитию речи «В мире звуков»

           Звуковая культура речи: дифференциация звуков "С" и "Ш"...