План - конспект занятия «Что такое вежливость?» для учащихся первого класса
методическая разработка (1 класс)

Васильева Марина Владиславовна

Игры, загадки, правила вежливого поведения, инсценировка стихов о вежливости.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_.docx244.17 КБ

Предварительный просмотр:

G:\Что такое вежливость\p1.jpg

План - конспект занятия «Что такое вежливость?»

для учащихся первого класса

Цель: формирование нравственно-этических норм поведения детей в обществе.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о воспитанном человеке, расширить словарный запас «вежливых слов».

Развивающие: развивать внимание, память, логическое мышление, наблюдательность, связную речь, коммуникативные навыки.

Воспитательные: воспитывать потребность быть вежливым.

Ход занятия.

1.Ребята, вы уже третий месяц приходите в школу, вы теперь не просто дети, вы теперь ученики. На вас лежит большая ответственность, стать частью нашего дружного школьного коллектива. В школе есть свои правила, которые мы постепенно изучаем. Как вести себя на уроке, на переменке, в школьной столовой, в спортивном зале, на рогулке…

Сегодня мы поговорим о вежливости.

2.Давайте поиграем с вами в игру «Вежливые слова».

Вставайте в кружок. У кого в руках окажется мяч, тот скажет вежливое слово.

Молодцы. Вы назвали много вежливых слов, и самые первые из них, слова приветствия.

3.Кто знает, как правильно нужно здороваться?

Если мы приветствуем знакомого человека, то его нужно назвать по имени, смотреть необходимо человеку в глаза, это будет вежливо. Давайте проверим, имена всех ли одноклассников вы запомнили. Кто хочет «правильно» поздороваться?

(Ведущий выбирает желающих, которые по очереди называет по имени всех участников игры).

4.Я помогу вам вспомнить или узнать еще больше вежливых слов. Давайте сядем на стульчики, я стану читать загадки, а вы поможете отгадать, какими вежливыми словами заканчивается стихотворение. (На доску выводится презентация).

Встретив зайку, еж-сосед                

Говорит ему: «…» (Привет!)              (Кому, дети, мы можем говорить – привет?

А его сосед ушастый                            только друзьям или близким людям. Нельзя говорить

Отвечает: «Ежик, …» (Здравствуй!)  «привет» незнакомым и взрослым людям, например учителю)

Неуклюжий песик Костик

Мышке наступил на хвостик.

Поругались бы они,                                (Очень много ссор удается избежать, если вовремя

 Но сказал он «…» (Извини!)                  принести свои извинения)  

Дети Даша и Егорка

Сыр для пиццы трут на терке.              (Добавим в наш словарик вежливых слов выражение

Просят мышки из норы:                        «Будьте так добры», его используют, когда хотят о чем-то

«Дайте! Будьте…» (так добры)             попросить)

Увидали обезьяны,

Слон под пальмой ест бананы.

И кричат ему они:

«Вкусно? Ты хоть намекни!»                 (Если вы принесли в класс вкусности, то обязательно

Вежлив слон, не сомневайтесь,              поделитесь с одноклассниками со словами «угощайтесь,

Он им скажет: «…» (Угощайтесь)          пожалуйста!»)

Повстречал кабан в лесу

Незнакомую лису.

Говорит красавице:

«Разреши…(представиться!)                   (Эти фразы используют при первом знакомстве –                        

Я кабан! Зовут Хрю-Хрю!                        «Разрешите представиться» и «Приятно познакомиться»)

Очень желуди люблю!»                             Давайте, дети, повторим их вместе.

Ответит незнакомица

«Приятно познакомиться!»

Говорит Лиса Матрена:

«Отдавай мне сыр, Ворона!

Сыр большой, а ты мала!

Всем скажу, что не дала!

Ты, Лиса, не жалуйся,

А скажи: «…» (Пожалуйста!)

Чудно пел среди ветвей

Голосистый соловей.                                 (Дети, в каких случаях можно кричать браво? На уроке

И ему на всю дубраву                                это уместно? – «Браво!» кричат после выступления

Воробьи кричали: «…» (Браво!)               артистов, если понравилось сценическое действие)

Бегемот и Слон, поверь,

Не пролезут вместе в дверь.

Тот, кто вежливей, сейчас                         (Выражение «Только после Вас!» используется, если вы

Скажет: «Только …» (после вас!)             хотите уступить кому-то дорогу)

5.Что-то мы засиделись, давайте встанем в кружок и поиграет в игру «Вежливо – не вежливо». Если я говорю о вежливом поступке, то все вместе громко хлопаем в ладоши, если поступок не вежливый, мы говорим «Ууууу» и топаем ногами.

- Поздороваться с учителем и одноклассниками

- Опоздать на урок

- Сказать «Рад вас видеть»

- Перебивать во время ответа одноклассника

- Соблюдать на уроке тишину…

- Заставлять всех ждать, пока ты сделаешь свои дела

- Уметь выслушать друга…

- Растолкать всех и встать первым

- Извиниться, если ты кого-то нечаянно толкнул

- Сказать учителю «ТЫ»

- Пропустить девочек вперед

- Перебивать учителя на уроке

- Поднять руку и задать свой вопрос

- Разговаривать с одноклассником во время урока

- Поблагодарить педагога за занятие

- Кричать и бегать на переменке

- Уступить путь со словами «Проходите, пожалуйста»

- Брать чужие вещи

- Пожелать приятного аппетита

- Разговаривать во время еды

- Помочь однокласснику одеться на прогулку

- Уйти и не попрощаться

- Поблагодарить бабушку за вкусный ужин

- Чихнуть в обществе, не прикрыв рот       (Кто покажет, как нужно чихать в обществе?)        

- Пожелать спокойной ночи-

- Помочь поднять упавшую вещь…       (Уронить ручку посмотреть реакцию детей)

- Сказать «До новых встреч»

6.Когда, вы дети, ссоритесь, особенно из-за того кто встанет первым, я вам иногда говорю, не надо вести себя как те бараны! О каких же баранах идет речь, нам поможет узнать Максим и Вадим!

Инсценировка стихотворения Сергея Михалкова «Бараны»

По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.

И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти,
Ты стоишь мне на пути»

Черный брат ответил: «Ме,
Вы в своем, баран, уме?
Пусть мои отсохнут ноги,
Если я сойду с дороги!»

Помотал один рогами,
Уперся другой ногами…
Как рогами ни крути,
А вдвоем нельзя пройти.

Сверху солнышко печёт,
А внизу река течёт.
В этой речке утром рано
Утонули два барана.

Дети, из-за чего погибли бараны? (Из-за своего упрямства)

7. Теперь мы посмотрим, как в такой же ситуации повели себя другие герои.

Инсценировка стихотворения М.В. Васильевой «Козочки»

Утром рано две козы

Повстречались до грозы

Здравствуй, милая соседка,

Говорит одна коза.

Здравствуй, здравствуй, дорогая,

Надвигается гроза!?

Мне на правый берег надо.

Мне на левый невтерпеж,

Если я пойду тараном,

Ты, наверно, упадешь?!

Да уж, милая соседка,

Здесь гора, а здесь река,

Не пройти нам вместе, детка,

Гора уж очень высока.

Что же делать, как нам быть,

Как в беду не угодить?

Может спросим у детей,

Может нас они умней?

Дети, дети, помогите!                                     (Обсуждение ситуации. Дети предлагают свои

Нашу дружбу сохраните!                                варианты решения проблемы)

Может ты, коза нагнешься,

Я подпрыгну прыг да скок,

Ты пойдешь своей дорогой,

Я пройду через мосток.

Так и сделаем, подружка,

Уступлю тебе свой путь.

Не хочу из-за упрямства

В этой речке утонуть!

   Дети, какое решение проблемы вам понравилось больше, у баранов или у козочек?

Почему баранов постигла беда, а козочки остались живы и здоровы, даже не поссорились?

(Бараны не уступили друг другу дорогу, а козочки уступили. Нам тоже нужно научиться уступать друг другу, чтобы не приключилось беды. Уступить – это вежливый поступок).

8. Так что же такое вежливость?

- Говорить вежливые слова

- Совершать вежливые поступки

- Уступать (дорогу или в споре)

- Вежливость - когда ты к людям относишься с уважением.

- Если ты не знаешь, вежливо так делать или нет, всегда поступай с людьми так, как хотел бы, чтобы люди поступали с тобой.

9.А теперь мы снова поиграем. Игра «Мешочки ощущений» (В черном мешочке лежат еловые веточки. В мешочке с нарисованными бабочками помещена пушистая мягкая игрушка. Детям предлагается потрогать содержимое черного мешочка (колючего), затем мешочка с бабочками (мягкого), и описать свои ощущения).

Дети, закройте глаза, и представьте, в каком из мешочков живут слова, которые я буду произносить: «Ты милый, добрый, любимый, самый хороший». В каком мешочке живут эти слова? Правильно, они живут в мешочке с бабочками.

         «Ты злой, капризный, непослушный, плохой». Где же обитают эти слова ? Правильно, в черном мешочке.

Запомните, дети, слова могут быть приятными, теплыми как игрушка в мешочке с бабочками, и когда вы их произносите, настроение у людей улучшается, на душе становится теплее, как будто бабочки порхают вокруг. Могут слова колоть в самое сердце, если произнесены со злостью, тогда окружающим становится грустно, страшно, хочется плакать …

Вежливые люди не будут брать слова для общения из черного мешочка, вежливые люди относятся к окружающим с уважением и добротой.

Вы молодцы! Спасибо за занятие!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса.

План-конспект проблемного урока по физической культуре для учащихся 3 класса. Спортивно-игровой урок "Эстафета"...

План - конспект занятия по развитию связной речи учащихся первого класса, с фонетико- фонематическим и лексико-грамматическием недоразвитием речи.

В процессе  нормализации фонетико - фонематических и лексико-грамматических средств языка,  необходимо учащихся  научить пользоваться средствами языка, уметь связно и последовател...

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса

"Развитие быстроты, ловкости и координации"....

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 3 класса по теме: "Развитие быстроты, ловкости и координации"

План-конспект урока по физической культуре для учащихся 3 классаТема  урока: "Развитие быстроты, ловкости и координации".Цель урока: формирование интереса и инициативы учащихся на занятиях с помо...

План-конспект занятия по английскому языку для учащихся второго года обучения на тему «Вопросительная и отрицательная формы глагола to be в Present Simple»

В данной работе представлен конспект проведения урока по английскому языку на тему «Вопросительная и отрицательная формы глагола to be в Present Simple». Данный конспект поможет препо...

План-конспект занятия по английскому языку для учащихся второго года обучения на тему «Вопросительная и отрицательная формы глагола to be в Present Simple»

В данной работе представлен конспект проведения урока по английскому языку на тему «Вопросительная и отрицательная формы глагола to be в Present Simple». Данный конспект поможет препо...

План-конспект занятия по английскому языку для учащихся второго года обучения на тему «Вопросительная и отрицательная формы глагола to be в Present Simple»

В данной работе представлен конспект проведения урока по английскому языку на тему «Вопросительная и отрицательная формы глагола to be в Present Simple». Данный конспект поможет препо...