Применение активных методов обучения на уроках в начальной школе (из опыта работы)
статья (3 класс)

душина любовь николаевна

Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. В статье рассказывается, какие приемы можно использовать на уроке.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Применение  активных методов  обучения на уроках в начальной школе.

Душина Любовь Николаевна

учитель начальных классов МАОУ СОШ  № 12 г. Таганрог

« Учись для того, чтобы знать не больше, а лучше»

D:\Home\Desktop\нормативные документы\завуч15\личные документы\мои фото 18\IMG_3101.JPG

Переход начального образования на обучение по Федеральным государственным стандартам второго поколения требует от педагогов абсолютно нового подхода к организации обучения. Перед учителем поставлены новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Одной из проблем, волнующей учителей и меня, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и  потребность в их самостоятельном поиске, другими словами как активизировать познавательную деятельность в процессе обучения, как научить учиться. Без хорошо продуманных методов обучения трудно организовать усвоение программного материала. По моему мнению, этому могут способствовать активные формы обучения.

Активные методы обучения — это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение учащимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена:  

-на взаимное обогащение учащихся в группе;

-организацию совместных действий, ведущих к активизации учебно-познавательных процессов;

-распределение начальных действий и операций;

-коммуникацию, общение,   распределение, обмен и взаимопонимание;

-обмен способов действия для решения проблемы;

-взаимопонимание, которое диктуется характером включения учащихся в совместную деятельность;

-рефлексию, через которую устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

Наиболее эффективными активными методами обучения учащихся начальных классов на уроках являются:

1. Создание проблемных ситуаций.

Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках:

- ситуация неожиданности;

- ситуация конфликта;

- ситуация несоответствия;

- ситуация неопределенности;

- ситуация предположения;

- ситуация выбора.

2.Дискуссия.

3.Методы удивления, любования, уверенности, успеха.

4. Диалог.

5. Метод эвристических вопросов.  

6. Презентация  учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий, интерактивной доски и др.

7. Использование форм  интерактивного обучения или их элементов:

    -  «метод проектов»;

   -   «мозговой штурм»;

   -   «интервьюирование различных персонажей».

8. Работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава,   самостоятельная  работа  детей.

9. Нетрадиционные виды уроков:

   -   экскурсии;

   -   уроки-сказки;

   -   уроки-исследования;

   -   проектная деятельность и др.

10. Игры, игровые моменты:

   -  ролевые;

   -  имитационные;

   -  дидактические.

11. Рефлексия деятельности.

Активизация познавательной деятельности требует определенной организации совместной деятельности учащихся и учителя, использования различных методов, способов и форм обучения, которые стимулируют школьников к проявлению активности и самостоятельности. Для этого на уроках это могут быть ситуации, в  которых ученик должен:

       защищать свое мнение, используя приобретенные знания;

       оценивать ответы одноклассников, делиться своими знаниями с другими, помогать товарищам в затруднениях;

       рецензировать результаты своей деятельности, вносить коррективы.

Одним из способов активизации учебной деятельности является использование лингвистических игр на уроках русского языка. Игра «Орфографический мяч» позволяет осуществить фронтальный опрос всех учащихся за предельно короткое время. В процессе игры учитель, стоящий у доски, каждому ученику класса в любой последовательности бросает небольшой мячик, называя при этом слово, содержащее орфографическую задачу на ранее заданное правило. Например, при повторении правописания суффиксов –ик- , -ек-, это может быть слово «ежик». Поймав мячик, ученик объясняет правописание суффикса. После этого возвращает мяч учителю.

Сделать опрос теоретического материала увлекательным тоже помогает игра. По ее условиям учитель не задает вопросов по теме, а высказывает свое предположение(заведомо неверное), которое ученикам предполагается подтвердить или опровергнуть, аргументируя свой ответ.

Например, учитель говорит: «Я считаю, что имя существительное «пальто» имеет окончание «о». Ученик, пожелавший ответить, должен не только оценить этот ответ как верный или неверный , но и доказать свою точку зрения.

Эта игра не только способствует прочному усвоению и глубокому пониманию теоретических знаний, но и развивает умение критически мыслить, отстаивать свою точку зрения

На уроках окружающего мира и литературы предлагаю учащимся разнообразные виды заданий, позволяющие выражать свои мысли связно и адекватно, строить коммуникативно-целесообразные высказывания в устной и письменной форме, пользуясь нужными языковыми средствами в соответствии с целью, содержанием речи и условиями общения.

Например, изучив тему «Вода в природе», учащиеся получают творческое задание подготовить рассказ и выступить в роли «капельки воды». Дети должны рассказать: Как они путешествовали по земле? Кому помогли? Каждый из выступающих. Начинает свой рассказ так: «Я – маленькая капелька дождя…(и далее следует рассказ о ее путешествии и делах). По итогам сообщений делается общий вывод.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как «Ромашка», Мудрый совет», «Итоговый круг», «Микрофон»

«Итоговый круг» - Учитель дает минуту! Подготовленные представители группы встают в круг, задают вопросы детям других групп, те в свою очередь отвечают (работают по кругу).

«Микрофон»- дети берут в руку ми микрофон и говорят, что понравилось, что нет , где было интересно или трудно .

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

Активные методы выполняют направляющую, обогащающую, систематизирующую роль в умственном развитии детей, способствуют активному осмыслению знаний. Технология активного обучения – это обучение, соответствующее силам и возможностям школьников.

Преследуя образовательные цели, активные методы обучения воздействуют в комплексе на личность ребенка, влияют на умственное развитие.

Использование активных методик укрепляет мотивацию к обучению и развивает наилучшие стороны ученика.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1.Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. Тула 2002

2.Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии        обучения. – М.,2001

3.Лизинский В.М. Приемы и формы в учебной деятельности. М., 2004

4.  «Активные методы обучения». Электронный курс. Международный Институт Развития «ЭкоПро», Образовательный портал «Мой университет», http://www.moi-universitet.ru/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии развития критического мышления на уроках в начальной школе (из опыта работы).

В данной статье автор делится опытом практической деятельности по использованию технологии развития критического мышления в начальной школе....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе (из опыта работы).

Об испоьзовании здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе....

"Проектно - исследовательская деятельность на уроках в начальной школе" из опыта работы

Благодаря использованию метода проектов  в начальной школе повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает тео...

Использование дифференцированного подхода на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Использование на уроках русского языка дифференцированного подхода позволяет раскрыть и развить способности учащихся, удовлетворить образовательные потребности каждого ученика в полной мере....

Игровые технологии на уроках в начальной школе. Из опыта работы.

Игра наряду с трудом и ученьем – один из основных видов деятельности человека...

"Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе" из опыта работы

выступление на педагогическом совете "Деятельность учителя по формированию УУД на уроках в начальной школе"...

Эффективность использования ИКТ на уроках в начальной школе (из опыта работы)

Актуальность использования Учитель, идущий в ногу со временем, сегодня психологически  и технически  готов  использовать  информационные технологии  в преподавании. Любой этап...