Профессиональное становление и деятельность современного педагога
статья

Загдажапова  Санжима Доржиевна

доклад

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagog-vospitatel.docx198.11 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ И ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ПЕДАГОГА

Загдажапова С.Д., социальный педагог

ГБПОУ «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова»

Кижингинский филиа

Номинация ««Педагог-воспитатель»

Задача воспитания подрастающего поколения всегда была актуальной для человеческого общества в любую историческую эпоху.

Первое упоминание о воспитателях относится к временам Древней Греции. Раб, который был приставлен к ребенку, помогал ему во всех делах – сопровождал, следил за поведением. Четко обозначенной функции обучения у детоводителя (именно так раньше назывался воспитатель) не было, но он старался привить малышу важные для дальнейшего развития и становления качества, рассказывал ему об окружающем мире и всячески старался развить его способности.

В широком педагогическом смысле воспитание — это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

В современном цивилизованном обществе педагог является фигурой, требующей особого внимания.

Воспитатель – это, прежде всего, педагог. Под понятием «педагог» нередко подразумевают и профессию, и социальную роль, и вид деятельности, и направленность личности. В реальной жизни грань между профессиональной и непрофессиональной деятельностью провести довольно сложно. Обладая сложным внутренним устройством, профессия включает множество разнородных предметно-инструментальных и идеальных компонентов. В представлении людей они могут существовать разрозненно, в виде частных образов, например, любимый учитель.

Гуманистический характер. За педагогической профессией закрепились две социальных функции – адаптивная и гуманистическая (человекообразующая). Адаптивная функция связана с приспособлением ребенка к конкретным требованиям современной социокультурной ситуации. Гуманистическая функция связана с развитием его личности, творческой индивидуальности. Сознательное выдвижение данной функции на первый план можно было наблюдать во все времена и у многих народов.

Коллективный характер. В педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога в качественное преобразование субъекта деятельности – воспитанника.

Рассматривая «точку зрения» и отношение к своей профессии, можно выделить следующие характеристики:

Первая позиция – дистанционная, то есть определение духовного расстояния между субъектами взаимодействия. Здесь можно выделить три основных признака: «далеко», «близко», «рядом». Дистанция «далеко» означает отсутствие искренности во взаимоотношениях, формальное выполнение своих обязанностей. Педагог, избравший дистанцию «близко», – это друг своих учеников, реализующий вместе с ними творческие замыслы. Реальнее всего рассматривать такую дистанцию у педагога в сфере искусства, спорта, науки. Дистанция «рядом» предполагает уважительное отношение к учащимся, неформальное отношение к своим профессиональным обязанностям, принятие интересов, чаяний, учащихся как своих собственных.

Воспитательная работа в Кижингинском филиале «Бурятский аграрный колледж им.М.Н.Ербанова» проводится в соответствии с планом воспитательной работы на год, который был составлен в соответствии с Федеральным законом об образовании в РФ, где понятие воспитание определяется как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно- нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм в интересах человека, семьи, общества и государства, в соответствии с программой воспитания и социализации обучающихся по ФГОС, направленной на обеспечение духовно-нравственного развития, социализации, профессиональных компетенций и повышению уровня профессионализма.

В филиале разработан и реализуется системный подход к воспитательному процессу, работа ведётся по следующим направлениям:

  • Гражданско-патриотическое воспитание.
  • Нравственное и духовное воспитание.
  • Воспитание положительного отношения к труду и творчеству.
  • Профилактическая работа- воспитание.
  • Физкультура и спорт.
  • Культурологическое и эстетическое воспитание.
  • Трудовое воспитание.
  • Экологическое воспитание.
  • Воспитание конкурентоспособного специалиста.
  • Адаптация студентов групп нового набора.

В своей работе как социальный педагог использую следующие методы:

- сотрудничество,

- индивидуальные и групповые беседы,

- убеждение,

- посещение уроков,

- обсуждение результатов обучения и практики,

- мониторинг активности студентов,

- беседы с родителями,

Педагогический коллектив проводит целенаправленную работу по гуманизации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется ранней адаптации групп нового приема. Начинается она с мониторинга обучающихся 1 курса: их личностных потребностей, показателей здоровья, мотивации к обучению, положения семьи, особое внимание уделяется студентам из числа «группы риска».

Ежегодно полностью реализуются планы мероприятий по адаптации: проводятся часы знакомства, спортивный кросс первокурсников, родительские собрания, праздник «Посвящение в студенты», и творческие выступления студентов на тематических мероприятиях (День Учителя, экологические акции), собрание со студентами особого социального статуса (сироты, инвалиды, студенты «группы риска»).

В воспитательной системе филиала используются три уровня форм организации воспитательной деятельности:

1. Массовые мероприятия, главная задача которых - привлечение всех обучающихся к участию в творческих делах и формирование опыта участия в общественной жизни.

В филиале сформировались традиционные мероприятия, акции и творческие месячники, направленные на повышение творческой учебной и внеучебной активности обучающихся, проводимые ежемесячно по определенной циклограмме.

Месячник адаптации первокурсников, в рамках которого проводятся:

- посвящение в первокурсники, презентация учебных групп, анкетирование первокурсников и мониторинг групп I курса, массовые спортивные мероприятия;

- тематические недели по предметам, в рамках которых проводятся олимпиады и викторины лучших знатоков;

- конкурсы профессионального мастерства (в течение года);

- месячник патриотического воспитания насыщен большим количеством разнообразных мероприятий – это конкурс военно-патриотической песни, соревнования по сбору-разбору АК, военно-спортивные эстафеты, классные часы с приглашением ветеранов, конкурс рисунков, участие в акции «Окна Победы», участие в параде Победы;

- научно-практическая студенческая конференция;

- спортивные соревнования между группами;

- мероприятия и концертные программы к традиционным праздникам: Дню учителя и Новому году, Международному женскому дню 8 марта, Дню Защитников Отечества, Дню Победы;

- профилактика употребления ПАВ и распространения ВИЧ-инфекции в молодежной среде";

- торжественная церемония вручения дипломов выпускникам.

2. Групповые формы воспитательной работы определяют деятельность коллективов по различным направлениям и интересам, способствуют формированию коллектива в учебных группах и группах по интересам, а также дают возможность развития специфических способностей и талантов в спорте и художественной самодеятельности:

- мероприятия внутри коллектива учебных групп;

- организация работы кружков, спортивных секций;

- деятельность Музея филиала колледжа.

     Ежегодно студенты филиала участвуют в научно-практических студенческих конференциях, победители которой представляют филиал на республиканской конференции.

Развитию здорового образа жизни и достижению успехов в спорте способствует работа спортивных секций (по волейболу, баскетболу, настольному теннису).

Обучающиеся филиала систематически занимают призовые места в спартакиадах по волейболу, баскетболу, мини-футболу.

3. Индивидуальная личностно-ориентированная воспитательная работа осуществляется в следующих формах:

- индивидуальное консультирование обучающихся;

- социальная деятельность;

- работа в структурах студенческого самоуправления;

- индивидуальная научно-исследовательская работа;

- производственное обучение и производственная практика обучающихся, участие в конкурсах профессионального мастерства.

Внеучебная общекультурная работа филиала колледжа осуществляется в рамках работы секций и кружков и спецкурсов, организуется посещение культурно-массовых мероприятий, выставок. С целью воспитания культуры досуга традиционно проводятся такие мероприятия:

- вечер для первокурсников «Посвящение в студенты»;

- конкурсы чтецов;

- новогоднее шоу;

- конкурсы стенгазет;

- студенческий праздник «Татьянин день», «День Святого Валентина», «День защитника Отечества»;

- флэш-моб;

Исходя из всего вышесказанного, можно дать следующее определение: личностно-профессиональная позиция педагога как воспитателя – это способ реализации педагогом собственных базовых ценностей в деятельности по созданию условий для развития личности ребенка. Характеризуя его, А.С Макаренко писал: «Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, веши, явления, но прежде всего и больше всего — люди. Из них на первом месте — педагоги».

Литература:

1.        Загвязинский В.И., Емельянова И.Н. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2018. - 230 с.

2.        Канке В.А. Теория обучения и воспитания. - М.: Юрайт, 2018. - 298 с.

3.        Подласый И.П. Педагогика: в 2-х т. - М.: Юрайт, 2017. - Т.1. Теоретическая педагогика. - 406 с.

4.         Голованова Н.Ф. Подходы к воспитанию в современной отечественной педагогике // Педагогика. - 2007. - № 10. - С. 38-47.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональный имидж современного педагога (статья и презентация)

Профессиональный имидж современного педагога.          В связи с быстрым развитием экономических и социальных отношений в нашей стране изменяются тре...

Портфолио в профессиональном становлении педагога

Презентация может быть использована как для составление личного портфолио....

«Наставничество как эффективный метод профессионального становления личности молодого педагога» ( из опыта работы «наставник- молодой педагог»)

Повышение профессионального мастерства, желание всегда идти вперед, достойно преодолевая трудности – всегда есть главное в моей педагогической деятельности. И это я стараюсь привить своим коллег...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

«Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их речевой и языковой культуры»

laquo;Применение информационно-коммуникационных технологий в профессиональной деятельности современного педагога как эффективное средство обучения младших школьников русскому языку, формирования их р...

Творчество в деятельности современного педагога

Педагогическую профессию ещё недавно не относили к числу профессий с творческой идеей. Это вызвано тем, что деятельность педагога имеет широкое распространение и вовсе не престижна, а творческая деяте...