Показатели эффективности воспитательной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития.
статья (2 класс)

Яковлева Анастасия Степановна

 

Показатели эффективности воспитательной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития.

 

                                                                                                        Яковлева Анастасия Степановна

                                                                                                  воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №535  

                                                                                           Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация

В статье рассматривается очень актуальная тема в процессе воспитания обучающихся с нарушением интеллекта – это критерии и показатели эффективности воспитательной работы. Важность мониторинга критериев эффективности наглядно показывает результативность воспитательной работы со школьниками с нарушением интеллектуального развития.

Ключевые слова: обучающиеся с нарушением интеллектуального развития, воспитательный процесс, коррекция, развитие, критерии и показатели эффективной воспитательной деятельности, диагностика, уровень воспитанности.

 

 «Наши дети – это наша старость,

Правильное воспитание – эта наша счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше

будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

 перед всей страной»[1]

   А.С.Макаренко

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.

При этом:

  • выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;
  • анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);
  • выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;
  • определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности учащихся и педагога, отношений в коллективе.

При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности при работе с детьми с нарушением интеллекта необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

Основное предназначение воспитательной работы со школьниками с нарушением интеллектуального развития заключается в его коррекционном и развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом.

Критерии эффективности воспитательной системы школьников с нарушением интеллектуального развития.

Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития:

  • во-первых, моделирование строящейся системы;
  • во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;


[1]Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984, с.123).

  • в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этом процессе отношений;
  • в-четвертых, рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды, что очень важно в процессе отдыха и оздоровления ребенка. Четвертый компонент воспитательной системы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:

а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы;

б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.

При разработке диагностико-аналитического инструментария педагоги исходят из того, что эффективность - это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как "отношение достигнутого результата (по тому, или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату".

Мерилом эффективности воспитательной системы являются критерии и соответствующие им показатели. Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены, прежде всего, на содействие развития личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность обучающихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная развитость.

В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена. Как правило, наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной системы обучающихся с нарушением интеллектуального развития.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

    В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

Критерии Показатели         Методики изучения

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося     

  • Освоение учащимися образовательной программы
  • Развитость мышления
  • Познавательная активность учащихся
  • Сформированность учебной деятельности         
  • Школьный тест умственного развития
  • Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  • Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
  • Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)
  • Педагогическое наблюдение

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося      

  • Нравственная направленность личности
  • Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.            
  • Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
  • Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"
  • Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"
  • Метод ранжирования
  • Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

  • Коммуникабельность
  • Сформированность коммуникативной культуры учащихся
  • Знание этикета поведения
  • Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  • МЭПО и СУ
  • Педагогическое наблюдение

IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы       

  • Развитость чувства прекрасного
  • Сформированность других эстетических чувств          
  • Методика Торренса
  • МЭПО и СУ
  • Педагогическое наблюдение

V. Сформированность физического потенциала выпускника

  • Состояние здоровья выпускника школы
  • Развитость физических качеств личности          
  • Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
  • Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе       

  • Комфортность ребенка в школе
  • Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)       
  • Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"
  • Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"
  • Анкета "Ты и твоя школа"
  • Социометрия

VII. Сформированность общешкольного коллектива   

  • Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
  • Развитость самоуправления
  • Сформированность совместной деятельности   
  • Методика "Наши отношения"
  • Методика М.И. Рожкова
  • Социометрический эксперимент

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

В подтверждение вышеизложенного мною были проведены диагностики воспитанности и интересов ребят 5 класса.

Диагностика интересов проводилась по методике Барановой Э.А. - кандидата педагогических наук, доцента кафедры возрастной и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета в области познавательной деятельности младших школьников.

      Диагностика проводилась среди 10 человек 5 класса методом письменного опроса. Были заготовлены листы с вопросами, и каждый ребёнок давал свой ответ на них.

   Вопросы были заданы по 7 сферам интересов детей. Всего 35 вопросов.

    Обобщив полученные данные, можно сказать о том, что вообщем у детей интересы разнообразные. Однако данные также говорят и о том, что такие направления, как художественная деятельность и гуманитарная сфера недостаточно развиваются и это даёт основание активизировать работу в данных направлениях, для всестороннего и гармоничного развития детей.

Также проводилась диагностика воспитанности ребят 5 класса по методике М.И. Шиловой. Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составили наблюдения за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявлением и анализом мотивации.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности.

Из множества таких отношений были вычленены наиболее информативные:

  • к обществу;
  • к труду;
  • к людям;
  • к себе;
  • к культуре.

Предлагаемые четыре уровня воспитанности я привела в % соотношении, выделяя их при диагностических процедурах:

  1. Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности – имеет 0%.
  2. Хороший уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях – это 30%.
  3. Средний уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию – 40%.
  4. Низкий уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению – 30%.

    Из полученных данных с уверенностью можно говорить о том, что ни один ребёнок из диагностированной группы (это 0%) не имеют высокого уровня воспитанности, у них низкая способность к саморазвитию, и они отличаются несамостоятельностью в общении и деятельности.

   Хороший уровень воспитанности составил 30%, этот показатель зафиксирован у ребят из более-менее благополучных, полных семей, но, опять же но, каждому из них необходим проводник в сложных ситуациях, т.к. самостоятельно они в них разобраться не могут.

   Средний уровень воспитанности по группе составил 40% и это плачевный результат, потому как 40% детей остановились в своём развитии и без посторонней помощи не способны с самосовершенствованию.

   Низкий уровень воспитанности 30% - это дети склонные к асоциальному поведению и к саморазрушению.

    Все выше представленные показатели говорят о том, что критерий факта существует, а критерий качества оценки воспитательной системы оставляет желать лучшего. Именно только в системе можно добиться положительных результатов, а воспитательная система  строится на взаимодействии семьи и школы, именно в семье должны закладываться основы воспитания ребёнка. Воспитательная работа, которая проводится в процессе нахождения детей в школе, не имеет своего логического продолжения в домашних условиях. Дети уезжая на каникулы и на выходные домой не находятся под должным контролем родителей, им не прививаются элементарные навыки самообслуживания, дисциплинированности, уважения к старшим, друг к другу, любви к труду и многому другому. А когда дети вновь приезжают в школу, то всю работу приходится начинать практически с нуля. Работа с родителями приносит мизерные результаты, потому как контингент их оставляет желать лучшего, также и те условия, из которых приходят дети. 

 И в  «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

А определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Критериями и показателями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Список использованной литературы

 

  1. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушением интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология, №3, 2004.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
  3. Воспитание и обучение детей в вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед. институтов / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс,1994.
  4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1981.
  5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С.Д. Забрамная. – М.: Школа-Пресс, 1995.
  6. Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984.
  7. Макарьев И.С. Индивидуальная программа развития воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей-сирот с отклонениями в развитии // Коррекционная педагогика, №2, 2007.
  8. Рубинштейн С.Я Психология умственно отсталого школьника / С.Я.    Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.
  9.  Социальная педагогика: Учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений. / Под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  10. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005.
  11.  Шипицына Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, №2, 2004.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Показатели эффективности воспитательной работы с детьми с нарушением интеллектуального развития.

                                                                                                        Яковлева Анастасия Степановна

                                                                                                  воспитатель ГПД ГБОУ СОШ №535  

                                                                                           Калининского района Санкт-Петербурга

Аннотация

В статье рассматривается очень актуальная тема в процессе воспитания обучающихся с нарушением интеллекта – это критерии и показатели эффективности воспитательной работы. Важность мониторинга критериев эффективности наглядно показывает результативность воспитательной работы со школьниками с нарушением интеллектуального развития.

Ключевые слова: обучающиеся с нарушением интеллектуального развития, воспитательный процесс, коррекция, развитие, критерии и показатели эффективной воспитательной деятельности, диагностика, уровень воспитанности.

 «Наши дети – это наша старость,

Правильное воспитание – эта наша счастливая старость,

Плохое воспитание – это наше

будущее горе, это наши слезы,

это наша вина перед другими людьми,

 перед всей страной»[1]

   А.С.Макаренко

Эффективность воспитательного процесса определяется мерой отношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого.

Изучение результата и эффективности воспитательного процесса выполняет аналитическую, контрольно-корректирующую и прогностическую функции.

При этом:

  • выявляется реальное состояние воспитательного процесса с учетом конкретных критериев, показателей, поставленных задач;
  • анализируются изменения, произошедшие в воспитательном процессе (изучение влияния разных условий и средств на результаты работы);
  • выявляются возможности развития воспитательного процесса, происходит поиск путей и средств дальнейшего совершенствования воспитательного процесса;
  • определяется эффективность влияния воспитательной работы на развитие личности учащихся и педагога, отношений в коллективе.

При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности при работе с детьми с нарушением интеллекта необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь полученных результатов с целями, задачами, содержанием и способами организации педагогического процесса.

Основное предназначение воспитательной работы со школьниками с нарушением интеллектуального развития заключается в его коррекционном и развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности воспитания и образования в целом.

Критерии эффективности воспитательной системы школьников с нарушением интеллектуального развития.

Основной целью воспитательной системы является оптимизация ее функционирования и развития:

  • во-первых, моделирование строящейся системы;
  • во-вторых, организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;
  • в-третьих, ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих в этом процессе отношений;
  • в-четвертых, рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды, что очень важно в процессе отдыха и оздоровления ребенка. Четвертый компонент воспитательной системы - диагностико-результативный, включающий в себя следующие элементы:

а) критерии и показатели эффективности воспитательной системы;

б) формы, методы и приемы изучения, анализа и оценки результативности функционирования воспитательной системы.

При разработке диагностико-аналитического инструментария педагоги исходят из того, что эффективность - это действенность, результативность в реализации целей воспитательной системы. Она определяется как "отношение достигнутого результата (по тому, или иному критерию) к максимально достижимому или заранее запланированному результату".

Мерилом эффективности воспитательной системы являются критерии и соответствующие им показатели. Так как целевые ориентиры и деятельность воспитательной системы направлены, прежде всего, на содействие развития личности ребенка, то в качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность обучающихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная развитость.

В соответствии с избранными критериями и показателями подбираются или создаются диагностические методики, позволяющие получить достоверную информацию о различных сторонах исследуемого феномена. Как правило, наряду с педагогическими, используются социологические и психологические методики, что способствует более объективному и обстоятельному изучению эффективности воспитательной системы обучающихся с нарушением интеллектуального развития.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы можно использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

    В соответствии с данными критериями могут быть использованы традиционные и нетрадиционные методики изучения воспитательного процесса.

Критерии Показатели        Методики изучения

I. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося        

  • Освоение учащимися образовательной программы
  • Развитость мышления
  • Познавательная активность учащихся
  • Сформированность учебной деятельности         
  • Школьный тест умственного развития
  • Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости
  • Методики изучения развития познавательных процессов личности ребенка
  • Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся (МЭОП и СУ)
  • Педагогическое наблюдение

II. Сформированность нравственного потенциала личности учащегося        

  • Нравственная направленность личности
  • Сформированность отношений ребенка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.         
  • Тест Н.Е. Щурковой "Размышляем о жизненном опыте"
  • Методика С.М. Петровой "Русские пословицы"
  • Методики "Акт добровольцев", "Недописанный тезис", "Ситуация свободного выбора"
  • Метод ранжирования
  • Методики "Репка" ("Что во мне выросло"), "Магазин", "Золотая рыбка", "Цветик - семицветик"

III. Сформированность коммуникативного потенциала личности выпускника

  • Коммуникабельность
  • Сформированность коммуникативной культуры учащихся
  • Знание этикета поведения         
  • Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся
  • МЭПО и СУ
  • Педагогическое наблюдение

IV. Сформированность эстетического потенциала выпускника школы        

  • Развитость чувства прекрасного
  • Сформированность других эстетических чувств         
  • Методика Торренса
  • МЭПО и СУ
  • Педагогическое наблюдение

V. Сформированность физического потенциала выпускника

  • Состояние здоровья выпускника школы
  • Развитость физических качеств личности         
  • Статистический медицинский анализ состояния здоровья ученика
  • Выполнение контрольных нормативов по проверке развития физических качеств

VI. Удовлетворенность учащихся жизнедеятельностью в школе        

  • Комфортность ребенка в школе
  • Эмоционально-психологическое положение ученика в школе (классе)         
  • Методика А.А. Андреева "Изучение удовлетворенности учащегося школьной жизнью"
  • Методики "Наши отношения", "Психологическая атмосфера в коллективе"
  • Анкета "Ты и твоя школа"
  • Социометрия

VII. Сформированность общешкольного коллектива        

  • Состояние эмоционально-психологических отношений в коллективе
  • Развитость самоуправления
  • Сформированность совместной деятельности         
  • Методика "Наши отношения"
  • Методика М.И. Рожкова
  • Социометрический эксперимент

Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества.

В подтверждение вышеизложенного мною были проведены диагностики воспитанности и интересов ребят 5 класса.

Диагностика интересов проводилась по методике Барановой Э.А. - кандидата педагогических наук, доцента кафедры возрастной и специальной психологии Чувашского государственного педагогического университета в области познавательной деятельности младших школьников.

      Диагностика проводилась среди 10 человек 5 класса методом письменного опроса. Были заготовлены листы с вопросами, и каждый ребёнок давал свой ответ на них.

   Вопросы были заданы по 7 сферам интересов детей. Всего 35 вопросов.

    Обобщив полученные данные, можно сказать о том, что вообщем у детей интересы разнообразные. Однако данные также говорят и о том, что такие направления, как художественная деятельность и гуманитарная сфера недостаточно развиваются и это даёт основание активизировать работу в данных направлениях, для всестороннего и гармоничного развития детей.

Также проводилась диагностика воспитанности ребят 5 класса по методике М.И. Шиловой. Безусловно, можно использовать различные тесты и срезовые методики, но ничто лучше не подтвердит уровень воспитанности человека, чем его поступки. В мониторинге воспитанности основу составили наблюдения за поступками и действиями, отношениями и предпочтениями детей, выявлением и анализом мотивации.

В качестве критерия воспитанности личности школьника рассматривается ее активная гражданская позиция, проявляющаяся в ценностных отношениях личности к действительности.

Из множества таких отношений были вычленены наиболее информативные:

  • к обществу;
  • к труду;
  • к людям;
  • к себе;
  • к культуре.

Предлагаемые четыре уровня воспитанности я привела в % соотношении, выделяя их при диагностических процедурах:

  1. Высокий уровень: личность способна к саморазвитию, отличается самостоятельностью в общении и деятельности – имеет 0%.
  2. Хороший уровень: у ребенка, в основном, сформированы внутренние регуляторы поведения, но ему нужна помощь в критических ситуациях – это 30%.
  3. Средний уровень: личность остановилась в своем развитии, без педагогической поддержки не способна к самосовершенствованию – 40%.
  4. Низкий уровень: саморазрушающаяся личность, склонная к асоциальному поведению – 30%.

    Из полученных данных с уверенностью можно говорить о том, что ни один ребёнок из диагностированной группы (это 0%) не имеют высокого уровня воспитанности, у них низкая способность к саморазвитию, и они отличаются несамостоятельностью в общении и деятельности.

   Хороший уровень воспитанности составил 30%, этот показатель зафиксирован у ребят из более-менее благополучных, полных семей, но, опять же но, каждому из них необходим проводник в сложных ситуациях, т.к. самостоятельно они в них разобраться не могут.

   Средний уровень воспитанности по группе составил 40% и это плачевный результат, потому как 40% детей остановились в своём развитии и без посторонней помощи не способны с самосовершенствованию.

   Низкий уровень воспитанности 30% - это дети склонные к асоциальному поведению и к саморазрушению.

    Все выше представленные показатели говорят о том, что критерий факта существует, а критерий качества оценки воспитательной системы оставляет желать лучшего. Именно только в системе можно добиться положительных результатов, а воспитательная система  строится на взаимодействии семьи и школы, именно в семье должны закладываться основы воспитания ребёнка. Воспитательная работа, которая проводится в процессе нахождения детей в школе, не имеет своего логического продолжения в домашних условиях. Дети уезжая на каникулы и на выходные домой не находятся под должным контролем родителей, им не прививаются элементарные навыки самообслуживания, дисциплинированности, уважения к старшим, друг к другу, любви к труду и многому другому. А когда дети вновь приезжают в школу, то всю работу приходится начинать практически с нуля. Работа с родителями приносит мизерные результаты, потому как контингент их оставляет желать лучшего, также и те условия, из которых приходят дети.  

 И в  «чистом виде» определить результат влияния воспитательной работы на достижение поставленных педагогических задач невозможно. Однако, отказавшись от изучения эффективности воспитательного процесса, дети будут обречены на стихийное существование и развитие.

А определение уровня воспитанности школьников позволяет выявить меру соответствия личности учащегося запланированному воспитательному результату и степень реализации цели и задач воспитательной работы учебного заведения.

Критериями и показателями качества воспитательной работы должны выступать те параметры жизни школы, которые определяют обучаемость и воспитанность школьников, их отношение к воспитанию и обучению, к школе и педагогам, подготовленность их к сознательному выбору профессии, способность адаптироваться к современным жизненным условиям.

Список использованной литературы

  1. Бгажнокова И.М. Школа для детей с нарушением интеллекта: тенденции, перспективы развития // Дефектология, №3, 2004.
  2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. – М.: Педагогика, 1991.
  3. Воспитание и обучение детей в вспомогательной школе: пособие для учителей и студентов дефектолог.ф-тов пед. институтов / под ред. В.В. Воронковой. – М.: Школа-Пресс,1994.
  4. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе. – М.: Педагогика, 1981.
  5. Забрамная С.Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей. / С.Д. Забрамная. – М.: Школа-Пресс, 1995.
  6. Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984.
  7. Макарьев И.С. Индивидуальная программа развития воспитанника специального (коррекционного) образовательного учреждения для детей-сирот с отклонениями в развитии // Коррекционная педагогика, №2, 2007.
  8. Рубинштейн С.Я Психология умственно отсталого школьника / С.Я.    Рубинштейн. – М.: Просвещение, 1986.
  9.  Социальная педагогика: Учебное пособие для студ.высш.учеб. заведений. / Под ред. В.А. Никитина. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  10. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребёнок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб.: Речь, 2005.
  11.  Шипицына Л.М. Интеграция детей с ограниченными возможностями здоровья // Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии, №2, 2004.


[1]Макаренко А. С., ПСС, т.4, М.1984, с.123).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План индивидуальной воспитательной работы с детьми с низким показателем воспитанности

В помощь классному руководителю  .Таблицы.  Индивидульный маршрут ,...

Статья "Пропедевтический период изучения истории детьми с нарушением интеллектуального развития".

Статья "Пропедевтический период изучения истории детьми с нарушением интеллектуального развития"....

Совместная работа учителя и родителей как одно из условий успешной коррекционно -воспитательной работы с детьми с речевыми нарушениями.

Процесс письма тесно связан с устной речью. Причины плохой речи кроются в несовершенстве моторики....

Технологии коррекционной работы с детьми с нарушениями в развитии

Технологии коррекционной работы с детьми  с нарушениями в развитии  ...

Научная статья Амраховой И.А. на тему: «Музыкотерапия в коррекционной работе с детьми с нарушениями в интеллектуальном развитии»

Роль музыкотерапии в учебно-воспитательном, коррекционно-развивающем и лечебно-компенсаторном процессах....

Здоровьесберегающие технологии ,как неотьемлемая часть в работе с детьми с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями)

Логопедическая работа  в школьных и дошкольных учреждениях направлена на профилактику и здоровьесбережение организма  детей....