Эффективные технологии организации работы классного руководителя
статья

Салихова Гульсина Динафовна

В статье обоснована важность работы классного руководителя, его роль в осуществлении воспитательной работы в школе. Показаны критерии эффективности деятельности классного руководителя. Раскрыты особенности новых технологий, способствующих повышению эффективности работы классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                                                          Салихова Гульсина Динафовна,

Учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №1»г. Губкинский

Эффективные технологии организации работы классного руководителя

Аннотация. В статье обоснована важность работы классного руководителя, его роль в осуществлении воспитательной работы в школе. Показаны критерии эффективности деятельности классного руководителя. Раскрыты особенности новых технологий, способствующих повышению эффективности работы классного руководителя.

Ключевые слова: классный руководитель, воспитательная работа, инновационные технологии.

В современных условиях интенсивного развития науки и практики, глобальных социоэкономических и политических изменений, все более возрастает роль школы не только в обучении подрастающего поколения, но и в воспитании личности учащихся, их конкурентоспособности, гражданственности и патриотизма. Ведущая роль в данном процессе принадлежит классному руководителю.

В соответствии с положениями Национального проекта «Образование», одним из наиболее значимых направлений совершенствования образовательного процесса в школе, является усиление роли классного руководителя. В соответствии с Проектом, он должен стать центральным субъектом педагогических инноваций. Именно классный руководитель наполняет работу современной школы новым содержанием, внедряя инновационные технологии воспитательного процесса [4].

Классное руководство предполагает, прежде всего, осуществление педагогом воспитательных функций, заключающихся в необходимости формирования у обучающихся научного мировоззрения, формировании сплоченного коллектива школьников, формировании интереса и мотивации у школьников интереса и мотивации к обучению, способствовании охране и укреплению здоровья школьников, а также осуществлении взаимодействия с родителями школьников и т.п. Многообразие функций школьного руководителя, которые он выполняет в постоянно изменяющихся условиях реформирования системы образования, социальных и экономических изменений в обществе, постоянно совершенствующихся технических возможностей и т.п., требует постоянного пересмотра технологий организации работы классного руководителя, с целью повышения ее эффективности.

В современной школе классным руководителем решается широкий спектр задач, касающихся:

- повышения успеваемости учащихся за счет развития у них любознательности и учебной мотивации;

- включения всех без исключения учеников класса в практическую деятельность воспитательной направленности;

- организации трудового, нравственного и гражданско-патриотического воспитания;

- организации досуговой и культурно-массовой работы в классе;

- взаимодействия с родителями учащихся с целью обеспечения единства требований школы и семьи;

- ведения необходимой документации.

При этом, технология решения представленных выше задач представляет собой определенный цикл решения классным руководителем последовательности многочисленных педагогических ситуаций [1]. Но, как показывает практика, постоянно изменяющиеся условия существования отечественного образования, требуют постоянных инноваций. Таковыми, на данный момент, являются использование в организации работы классного руководителя:

- технологий интерактивного обучения;

- компьютерных технологий [2];

- проектного метода [3].

Как показывает опыт работы Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №1» г. Губкинского ЯНАО, использование всех перечисленных выше технологий в последние годы активно внедрялось в процесс работы образовательного учреждения. Данные технологии были реализованы преимущественно в русле сохранения национальных и культурных традиций, этнопедагогических технологий в работе классного руководителя. В частности, технологии интерактивного обучения в деятельности классного руководителя в начальных классах применялись в виде ролевых игр, «мозгового штурма», решения творческих задач, проведения различных конкурсов. За счет подобного рода работы, решались как воспитательные, так и образовательные задачи. С одной стороны, интерактивные технологии помогли оптимизировать процесс коммуникации «учитель - ученик», позволили младшеклассникам научиться смело высказывать свое мнение, сформировали в классе атмосферу доверия. С точки зрения образовательных задач, применение интерактивных технологий позволило:

- повысить познавательную активность обучающихся;

- расширить знания учащихся об окружающем мире;

- углубить знания школьников о культуре и традициях родного края.

Внедрение компьютерных технологий в мою работу как классного руководителя, позволило также решить широкий спектр задач как воспитательного, так и образовательного характера. Интерес современных детей к компьютерной технике, к работе с информационными ресурсами, стимулировал развитие мотивации к получению новых знаний, формированию новых умений и навыков. В решении образовательных задач, компьютерные технологии использовались на уроках для показа презентаций, учебных фильмов, предъявления заданий, тестирования знаний учащихся. В рамках решения воспитательных задач компьютерные технологии дали возможность проведения виртуальных экскурсий (что особо значимо в условиях удаленности ЯНАО от культурных центров страны), демонстрации материалов (фильмов, роликов, презентаций) воспитательного характера.

Проектный метод, применяемый в работе классного руководителя, стал своеобразным пересечением рассмотренных выше технологий – интерактивных и компьютерных, позволяя детям быть не только пассивными потребителями информации, но активными создателями новых проектов. Большинство разрабатываемых проектов в моей работе с учащимися младших классов, касались культуры и традиций народов Севера, сохранения природы и этнического колорита родного края.

Наблюдаемыми результатами применения интерактивных, компьютерных и проектных технологий в работе классного руководителя в начальных классах стали:

- повышение уровня сплоченности класса;

- рост активности детей на уроках;

- интерес школьников к учителю;

- интерес к совместной работе;

- стремление к поиску и демонстрации новой информации;

- интерес к культуре и истории родного края;

- желание участвовать в конкурсах, массовой работе и т.п.

Все это указывает на эффективность и необходимость внедрения в работу классных руководителей начальной школы новых интерактивных, компьютерных и проектных технологий для решения как образовательных, так и воспитательных задач.

Литература

  1. Кувырталова М.А. Традиции и инновации в практической подготовке будущего педагога как организатора воспитательной среды / М.А. Кувырталова // Вестник Набережночелнинского государственного педагогического университета. – 2021. - № 52 (31). – С. 214-218.
  2. Кузнецова Ю.Ю. Основные направления реализации информационно-коммуникационных технологий в работе учителя начальной школы / Ю.Ю. Кузнецова // Методический поиск: проблемы и решения. – 2020. - №1 (28). – С. 48-53.
  3. Меньшиеова А.А. Проектные технологии в работе современного классного ркуоводителя в начальной школе / А.А. Меньшикова // В сб.: Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. – 2021. – С. 496-499.
  4. Национальный проект «Образование» - URL: http:/ https://xn--80aapampemcchfmo7a3c9ehj.xn--p1ai/projects/obrazovanie

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы классных руководителей по профилактике правонарушений несовершеннолетних

Материал поможет руководителю МО классных руководителей в анализе организации работы по профилактике правонарушений, классным руководителям в разработке плана воспитательной работы с классом  в э...

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе

организация работы классного руководителя по профилактике девиантного поведения в начальной школе...

"Организация работы классного руководителя по формированию коллектива класса в рамках внеурочной деятельности"

В деятельности кл.руководителя форма воспитательной работы является той первичной клеточкой,из которой складываются будни и праздники детского сообщества....

Эффективные воспитательные технологии в работе классного руководителя.

В статье рассказывается иб эффективных воспитательных технологиях в работе с младшими школьниками....

Эффективные воспитательные технологии в работе классного руководителя

Эффективные воспитательные технологии в работе классного руководителя...