Квест-игра как эффективная форма организации учебной деятельности при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования «Я познаю мир» (из опыта работы)
статья

       Одна из универсальных игровых технологий — квест-технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных заданий, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее. В образовательном процессе — это нестандартный способ организации поисковой деятельности в рамках реализации учебной программы. 

        В дополнительной общеразвивающей программе "Я познаю мир" квест-технология является одной из эффективных форм при организации  деятельности учащихся. В статье автор делится опытом использования квестов при реализации программы.

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Аристанбекова Любовь Николаевна

педагог дополнительного образования

ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ»

Квест-игра как эффективная форма организации учебной деятельности

при реализации общеразвивающей программы дополнительного образования

«Я познаю мир» (из опыта работы)

Одна из универсальных игровых технологий — квест-технология, построенная на синтезе обучающих и развлекательных заданий, активизирующая соревновательные механизмы в психике ребёнка, самостоятельность действий и способствующая полному погружению в происходящее.

Квест (от англ. поиск, приключение) — путешествие к цели через преодоление трудностей и испытаний. В образовательном процессе — это нестандартный способ организации поисковой деятельности в рамках учебного процесса. Квест — это приключенческая игра, в которой необходимо решать задачи для продвижения по сюжету. Суть в том, что, как правило, есть некая цель, дойти до которой можно только последовательно разгадывая загадки. Каждая загадка — это ключ к следующей точке и следующей задаче. А задачи могут быть самыми разными: активными, творческими, интеллектуальными. Они подбираются таким образом, чтобы быть максимально оригинальными, интересными, соответствующими ситуации и не требующими специальных знаний или умений от игроков. Замечательно то, что квесты могут проводиться практически в любой обстановке.

Различают два типа квестов:

  1. кратковременный (используется для углубления знаний, их интеграции, рассчитан на одно занятие).
  2. длительный (используется для углубления и преобразования знаний обучающихся, рассчитан на несколько занятий).

В зависимости от сюжета квесты могут быть:

  • линейными, в которых игра построена по цепочке: выполнив одно задание, участники получают следующее, и так до тех пор, пока не пройдут весь маршрут;
  • штурмовыми, где все игроки получают основное задание и перечень точек с подсказками, но при этом самостоятельно выбирают пути решения задач;
  • кольцевыми, они представляют собой тот же “линейный” квест, но замкнутый в круг. Команды стартуют с разных точек, которые будут для них финишными.

При проведении квеста в образовательном учреждении акцент ставится на знаниях, умениях и навыках обучающегося, которые он приобрел в процессе обучения.

Квест-игра не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности но, и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками, что стимулирует общение и служит хорошим способом сплотить обучающихся. Отличительным элементом будет является рефлексия участников своей деятельности.     

Общая игровая цель известна участникам с самого начала и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Независимо от того, заложен элемент соревнования в игру или нет, конечная игровая цель — общая для всех команд, она является «мотиватором» программы.

В каждом квесте для детей обязательно совмещаются элементы обучения и отдыха. Обучение происходит незаметно, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

Квесты проводятся в разных возрастных группах, начиная с дошкольного и младшего дошкольного возраста.

В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

  • образовательная — вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс;
  • развивающая — развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне;
  • воспитательная — воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

Для того чтобы эти задачи решались наиболее успешно, при разработке квеста необходимо следовать следующим принципам:

  1. Доступность — задания не должны быть чересчур сложными.
  2. Системность — задания должны быть логически связаны друг с другом.
  3. Эмоциональная окрашенность заданий.
  4. Разумность по времени.

Квест является одной из наиболее эффективных форм при реализации программы «Я познаю мир».

В ходе освоения программы учащиеся проходят 6разделовв первый год обучения и 7 разделов во второй.

Квест, как форма организации занятий помогают решить многие имеющиеся проблемы.

  • Во-первых, детям хочется получить быстрый и видимый результат.
  • Во-вторых, они проще осваивают индуктивный метод познания (от частного к общему), а не дедуктивный.
  • В-третьих, дети уже многое знают и могут, но сделать конкретный самостоятельный выбор – серьезная проблема.             
  • В-четвертых, для каждого ребенка очень сильна значимость оценки его своим окружением – детским сообществом.

Квест, как форма организации занятий позволяет  увидеть и открыть необычное в обычном и в привычном, приобрести так нужный и важный для детей опыт социального взаимодействия,  решить серию умственных, последовательных творческих заданий.

Приобретение детьми социального опыта будет совершенствованием их личностного роста и формирования таких личностных качеств как:

-      умение работать в коллективе,

-      умение взять на себя ответственность,

-      креативность,

-      самовоспитание,

-      чувство собственного достоинства,

-      самоопределение,

-      патриотизм,

-      духовное развитие,

-      самореализация через различные виды деятельности,

-      самостоятельность,

-      самосовершенствование,

-      позитивная «Я – концепция».

        Во время освоения программы «Я познаю мир» учащиеся проходят следующие квесты:

  • ВМФ – слава России (квест проходит на территории Адмиралтейства города Кронштадта)
  • Гордость Петра Первого (квест проходит на Батарее Демидова)
  • В берег высокий вросли капониры (квест проходит на Форте Красная горка)
  • «Мы – правнуки Победы!» (квест проходит в помещениях ДЮЦ «ПЕТЕРГОФ», школы)

Успешная реализация квест-программ может быть отслежена по следующим критериям личностного развития каждого ребенка и коллектива:

1.      активная позиция;

2.      развитие чувства ответственности и товарищества;

3.      формирование коммуникативных и социальных компетенций;

4.      высокая эмоциональная отзывчивость;

Сценарий квеста

 «Мы – правнуки Победы!»

для учащихся по программе «Я познаю мир» и их родителей

Форма проведения: игровая программа, приключенческая игра.

Аудитория: учащиеся по программе «Я познаю мир», их родители.

Идея: команды, состоящие из детей и взрослых, перемещаясь по точкам, выполняют различные задания, играя, знакомятся с темой Великой Отечественной войны.

Цель: сплочение учащихся и родителей через участие в игре и актуализацию знаний о Великой Отечественной войне.

Задачи:

  1.  формирование навыка организации и участия в совместных творческих делах;
  2.  обучение конструктивному взаимодействию детей, родителей, педагогов;
  3.  практическое знакомство с военными песнями, стихами о войне, историей блокадных дней, Ораниенбаумского плацдарма, страницами военной истории семей участников объединений.

Помещения: используется 5 помещений с необходимым оборудованием.

Оснащение: мультимедийное оборудование: проектор, экран; компьютер, материалы для проведения игры: презентация «Викторина «Славной истории страницы», пианино, бумага формата А4, ватман, карандаши, фломастеры.

Время проведения игры: 1 час 10 мин.

Ход игры

  1. Подготовительный и организационный моменты

В игре участвует 5 команд, состоящих из детей и родителей,
5 педагогов.

Сбор участников и организаторов игры проходит в Актовом зале.

  1.  Сообщение темы и задач

Вступительное слово

Ведущий: Дорогие друзья, мы сегодня собрались не просто поиграть, пообщаться друг с другом, но в то же время поговорить об очень серьезной дате, о приближающемся 75-летии Победы в Великой Отечественной войне. Возможно, кто-то скажет: «А мы-то здесь причем?». Оказывается, что у большинства собравшихся здесь родственники: родители, бабушки, дедушки, прабабушки, прадедушки были участниками войны, у остальных – работали в тылу. Мы – наследники тех героических людей, а значит – должны знать об этих людях и событиях очень хорошо.

Итак, все мы участники игры «Мы – правнуки Победы!»

Правила игры

Все участники делятся на пять команд из детей и их родителей, каждой команде выдается карта следования по маршруту. На маршруте следования вам нужно будет выполнять задания, отвечать на вопросы, разгадывать загадки. На каждом направлении выделяется по 10 мин для выполнения задания. Успешное выполнение позволит вам получить знак (звездочку), допускающий вас к дальнейшему следованию по маршруту и фрагмент картины, которую в конце игры в Актовом зале все команды вместе должны собрать из полученных фрагментов.

Ведущий: Для начала прохождения маршрута вы должны разделиться на пять команд из детей и родителей и за 3 минуты придумать название команды, а также выбрать командира, который будет следить за прохождением маршрута.

Команды представляют себя и получают свой маршрут, в котором указываются направления маршрута:

1. привал «Военные песни»;

2. полоса препятствий «Ловкие и умные»;

3. квест «Славной истории страницы»;

4. «Школа разведчиков»;

5. дислокация «Ораниенбаумский плацдарм».

Сейчас команды расходятся по своим маршрутам. В добрый путь!

1. Привал «Военная песня»

Ведущий: Следуя по маршруту, вы попали на привал «Военных песен». Именно их по праву можно назвать музыкальной летописью Великой Отечественной войны. Они звучали буквально с первого и до последнего дня войны. Песни рождались на фронте и в тылу, поднимали бойцов в атаку, согревали сердца на привалах, помогали выстоять, выжить и дождаться близких тем, кто оставался у станков и в поле. Вложенные в солдатские треугольники и другие самодельные конверты, они пересылались с фронта в тыл и обратно, передавались из уст в уста. 

Давайте попробуем вспомнить о военных песнях, а, может быть, услышать впервые, а самое ценное, что вы, ребята, вместе с вами попытайтесь подпевать песни, которые уже звучат не одно десятилетие.  

(Команде предлагается в течение 8 мин. угадать на слух как можно больше песен о войне, с последующим их исполнением. Команде предоставляется право угадать мелодию вначале с 4 нот, затем, при неудаче, с пяти и так до 7 нот, если команда не угадывает мелодию и с 7 нот, тогда эта песня подсказывается. Я играю четыре первых звука из списка песен, после того как песня будет отгадана, пропеваем первые два куплета с припевом и переходим к другой песне.)

Варианты предложенных песен:

  1.  «Синий платочек»
  2. «Тёмная ночь»
  3. «Три танкиста»
  4. «Первым делом самолёты»
  5. «Эх, путь дорожка фронтовая»
  6. «Прощание славянки»

Ведущий: Вы прошли все испытания, справились со всеми заданиями и получаете право на дальнейшее продвижение по маршруту и фрагмент картины, которую в конце игры в Актовом зале все команды вместе должны собрать из полученных фрагментов.

После выполнения заданий ведущий вручает команде звезду, дающую право на дальнейшее прохождение маршрута и фрагмент картины!

2. Полоса препятствий «Боевое задание» 

Командир: Здравие желаю, товарищи бойцы!

Полковник: Товарищи бойцы, на защите нашей Родины стоят многие рода войск: пограничники, танкисты, летчики, разведчики, моряки и многие другие, но у всех солдат один девиз. Ваша задача заключается в том, чтобы узнать этот девиз. Выполняя задания, вы будете получать слова девиза и в конце игры вы должны с помощью своих командиров его прочитать. Это задание очень сложное, вам нужно будет преодолеть много препятствий. Вам потребуется мужество, отвага, смелость, решительность для достижения цели. Товарищи бойцы, к выполнению боевого задания готовы?

Команда: Готовы!

Командир: Команде приступить к выполнению задания. Вы получаете МАРШРУТ прохождения задания. Команде приступить к выполнению задания по заданному маршруту.

(Отряд начинает свой маршрут, выполняя поочерёдно одно задание за другим.)

Задание «Разведка»

Командир:

- Прежде чем приступить к выполнению задания, нужно ответить на вопросы:

- В какой стране мы живём? (России)

- Кто защищает нашу Родину? (армия, солдаты)

- Скажите, какие военные профессии вы знаете? (моряки, артиллеристы, летчики, связисты, танкисты, пограничники, пехотинцы)

- Молодцы, бойцы! Разрешаю приступить к первому боевому заданию.

1 задание «Полоса препятствий»

Дети и родители строятся в две колонны, по сигналу командира дети, первые игроки, осторожно преодолевают натянутые резинки, стараясь не касаться их, затем снимают с натянутой верёвки вражеские шифровки и возвращаются в команду, эстафету.

Командир: Благодарю за службу! Получите часть секретного шифра и отправляйтесь на следующее задание.

2 задание «Артиллеристы»

Командир: Слушайте боевую задачу. В небе летают вражеские самолёты. Предлагаю членам команды, по очереди, проверить свою меткость.

 «Попади в цель»

Команда строится в шеренгу, по сигналу командира дети и взрослые бросают снаряды в цель, сначала правой, затем левой рукой.

Командир: Молодцы, бойцы! Получите часть секретного шифра и отправляйтесь на следующее задание.

3 задание «Саперы»

Командир: Прежде чем приступить к выполнению задания ответьте на мои вопросы. Что солдат берет с собой в поход? Если эта вещь нужна, хлопайте в ладоши, если нет, топайте ногами.

«Солдатский мешок»

  1. Кружку.
  2. Ложку.
  3. Духи.
  4. Спички.
  5. Матрёшку.
  6. Шинель.
  7. Погремушку.
  8. Котелок.
  9. Подушку.
  10. Утюг.
  11. Гармошку.
  12. Картошку.

Командир: Слушайте боевую задачу. Это поле заминировано, нужно проявить смелость, внимательность и быстроту, чтобы поле разминировать, у вас 2 минуты время пошло.

 «Минное поле»

По сигналу дети и родители бегут в поле, приносят оттуда мины (пластиковые бутылки) и разминируют их (откручивают крышку, бутылку кладут в корзину, а крышку в коробку.

Командир: Молодцы, бойцы! Получите часть секретного шифра и отправляйтесь на следующее задание.

4 задание «Шифровка»

- Получите последнюю часть секретного шифра и узнайте девиз всех солдат.

Дети и родители складывают слова в правильном порядке и узнают девиз.

Себе – честь, Родине – слава!

Каждый снаряд – точно в цель!

Командир: Вы прошли все испытания, справились со всеми заданиями и получаете право на дальнейшее продвижение по маршруту и фрагмент картины, которую в конце игры в Актовом зале все команды вместе должны собрать из полученных фрагментов.

После выполнения заданий ведущий вручает команде звезду, дающую право на дальнейшее прохождение маршрута и фрагмент картины!

Звучит музыка «Марш прощание Славянки» муз. В.И. Агапкина. Команда уходит.

3. Викторина «Славной истории страницы»

Ведущий: Я рада приветствовать вас. Вы попали на испытание, которое потребует от вас знаний военной истории, сообразительности, готовности активно работать. При успешном прохождении испытания вам откроются слова поэта Роберта Рождественского, обращенные к нам всем.

Все вопросы и задания – на экране, будьте внимательны.

Викторина «Славной истории страницы»

Презентация интерактивная,  используется анимация (по щелчку возникают вопросы, команды выбирают правильный ответ. Если ответ неправильный, то он исчезает с экрана, если правильный – рамочка покачивается и слышатся аплодисменты.

1.

2.

3.

4.

По щелчку возникает вопрос, при правильном ответе появляется рамочка с ответом.

5.

Ведущий своими словами передает содержание слайда, задает вопрос.  По щелчку возникает покачивание фотографии, при правильном ответе появляются самолет, танк, катер.

6. Первое задание – уберите лишнее, что не относится к ВОВ. При нажатии на лишнюю картинку изображение исчезает.

Для соблюдения порядка названия вещей картинки покачиваются.

7.

Ответ появляется по щелчку.

8. Картинка и второй вопрос появляются по щелчку.

9.

Звук на слайде включается при нажатии на кнопку

 10.

Звук на слайде включается при нажатии на кнопку.

11.

Звук на слайде включается при нажатии на кнопку

12. 

По щелчку появляется ответ на загадку.

13.

По щелчку на слайде  появляются слова Роберта Рождественского, затем исчезают, появляется звезда, затем пожелание.

Ведущий: Вы прошли все испытания, справились со всеми заданиями и получаете право на дальнейшее продвижение по маршруту и фрагмент картины, которую в конце игры в Актовом зале все команды вместе должны собрать из полученных фрагментов.

После выполнения заданий ведущий вручает команде звезду, дающую право на дальнейшее прохождение маршрута и фрагмент картины!

4. Школа «Разведчиков»

В кабинете на полу лежат круги из верёвок.

1 этап.

Ведущий: Здравствуйте! Вы сегодня готовитесь стать разведчиками и получаете учебное задание. Как говорится: «Трудно в учении – легко в бою». Перед вами болото. Вам нужно пройти его, наступая только на кочки, которые обозначены верёвками. Пройти его нужно, взявшись всей командой за руки, разговаривать можно только шепотом, чтобы не выдать себя врагам. Руки не расцеплять, на одной кочке может находиться не больше 3-х человек.

2 этап.

Ведущий: Вы попали на разные берега реки. Нужно передать секретную информацию с одного берега на другой. Одна часть команды получает конверт, в котором лежит бумага со словами «солдат», «автомат», «птица», «граница», «война», «тишина». Нужно без слов (жестами) объяснить другой части команды эти слова, чтобы она их отгадала и записала.

3 этап.

Ведущий: На самом деле это слова, которые сохранились после того, как наш разведчик с донесением попал под дождь. Восстановите утраченный текст. Сочините стихотворение или небольшую историю, с использованием всех этих слов. Прочитайте вслух.

Командир: Вы прошли все испытания, справились со всеми заданиями и получаете право на дальнейшее продвижение по маршруту и фрагмент картины, которую в конце игры в Актовом зале все команды вместе должны собрать из полученных фрагментов.

После выполнения заданий ведущий вручает команде звезду, дающую право на дальнейшее прохождение маршрута и фрагмент картины!

5. Дислокация «Ораниенбаумский плацдарм»

В кабинете в центре расположен стол, составленный из нескольких меньшего размера, рядом поставлены стулья. Остальные столы и стулья располагаются вдоль стен. На столе ватман и на нем расположена карта.

Ведущий: Приветствую ваш боевой отряд на маршруте Дислокация «Ораниенбаумский плацдарм». Дислокация – это размещение, перемещение войсковых частей и военных учреждений на какой-либо территории.

Вам предстоит отметить на карте места, захваченные врагом, места обороны Ораниенбаумского (Приморского плацдарма), узнать о нелегкой жизни жителей Ораниенбаума в двойном кольце блокады.

Во время Великой Отечественной войны миллионы граждан следили за перемещением советских войск и наступлением врага по картам, отмечая на ней флажками малейшее продвижение на запад.

Перед нами карта Ораниенбаумского плацдарма. Это именно то место, где мы сейчас с вами находимся, проживаем, ходим в детский сад, играем на площадках.

В сентябре фашисты стремительно продвигаются к Ленинграду. 8 сентября сомкнулось кольцо блокады. 16 сентября 1941 года противник вышел к Финскому заливу в районе Урицка (ныне жд. ст. Лигово), отрезав советские войска от основных сил Ленинградского фронта.

23 сентября фашисты захватили Стрельну (фото) и Новый Петергоф (фото), Но дальше продвинуться не смогли. На помощь солдатам пришли военные моряки, пограничники, милиционеры, простые жители Ораниенбаума. Несмотря на все усилия и превосходство в технике и вооружении, фашисты перешли к обороне, так и не сумев прорваться к Ораниенбауму.

Образовался Приморский плацдарм, прибрежная территория, не завоеванная фашистами. За малые размеры плацдарм называли «пятачком». Его протяженность составляла всего 65 км вдоль берега Финского залива, глубина 20-25 км.

Позже он стал называться в Ораниенбаумский плацдарм или Малой землей. И Ленинград, и Ораниенбаум, находившийся на Приморском плацдарме, оказались в кольце блокады: со всех сторон были окружены врагом, нельзя было проехать, привести продовольствие. Только Ораниенбаум был в двойном кольце, отрезан и от страны, и от Ленинграда. Люди в Ораниенбауме больше страдали от голода. Нормы выдачи хлеба в январе 1942 года составляли 100 граммов на человека.

Над городом были страшные артобстрелы. Но его небо защищали смелые летчики:

Костылев – бесстрашный летчик,

По врагам стрелял он точно.

Юнкерсы и Мессершмитты

Им не раз бывали сбиты.

Самолет с «зубастой пастью»

Для фашистов стал напастью. (фото)

В Ораниенбауме на стоянке находился знаменитый крейсер «Аврора»:

Знаменитая «Аврора»

Защищала этот город.

Защищала и Кронштадт,

И, конечно, Ленинград.

Ну, а где же защищала,

Здесь, у нашего причала. (фото)

А город защищали отважные люди.

В сентябре 1941 года Афанасий Иванович Сафронов (фото) возглавил 48-ю Краснознаменную стрелковую дивизию, которая тогда вела ожесточенные бои с врагом на Гостилицком шоссе, а с октября 1941 по май 1943 года держала оборону Ораниенбаумского плацдарма.

В 1944 году дивизия  активно участвовала в освобождении Ленинграда и Ленинградской области от фашистов. 18 марта 1944 года в ходе боев под Нарвой генерал-майор Сафронов был смертельно ранен.

Афанасий Иванович хотел, чтобы его похоронили в Ораниенбауме. Его могила находится на привокзальной площади.  

Генерал-майор Сафронов

Возглавлял здесь оборону.

В нашем городе герой

Вечный свой нашел покой,

Этой улицы названье

Нам о нем напоминанье.

Получив всю информацию, отряд получает фото всех объектов и героев Великой Отечественной войны. Им предстоит разместить все предоставленные материалы на карте Ораниенбаумского плацдарма в необходимом порядке.

Ведущий: Вы прошли все испытания, справились со всеми заданиями и получаете право на дальнейшее продвижение по маршруту и фрагмент картины, которую в конце игры в Актовом зале все команды вместе должны собрать из полученных фрагментов.

6. Сбор в актовом зале

Ведущий: Наконец, вы прошли почти все испытания, справились заданиями и получаете право на сбор фрагмента картины, все команды вместе на столе должны собрать из полученных фрагментов картину, и мы увидим, чему же она посвящена.

7. Подведение итогов

Подведения итогов игровой программы.

8. Завершается игра общим исполнением песни «Катюша».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное сотрудничество младших школьников как эффективная форма организации учебного процесса

Проект составлен учителем начальных классов.Применять технологию сотрудничества можно с 1 класса и на различных  дисциплинах. Сотрудничество учащихся в совместной деятельности способствует лучшем...

Авторская программа дополнительного образования "Я познаю мир"

Кружок является составной частью системы начального естественнонаучного и экологического воспитания. Он разработан как дополнение к курсу природоведения начальной школы и вводит воспитанников в волную...

Групповая работа учащихся на уроке как эффективная форма организации учебной деятельности на уроке и формирование коммуникативных компетенций

В педагогической концепции представлены актуальность и теоретическое обоснование применения групповой работы учащихся, раскрыты особенности и методика организации такой работы на уроке, даны методичес...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Галиевой Э.А., к общеразвивающей программе дополнительного образования для детей-инвалидов с нарушениями умственного развития «День за днем» по формированию навыков персональной безопасности.

Данная программа внедрена к работе с детьми-инвалидами в Центре реабилитации детей-инвалидов Калининского р-на Санкт-Петербурга по формированию начальных навыков персональной безопасности у детей с от...

Дополнительная общеразвивающая программа дополнительного образования детей естественнонаучной направленности «Ментальная математика»

Ментальная математика - это уникальная методика гармоничного развития умственных и творческих способностей, которая содействует более полному раскрытию интеллектуального и творческого потенциала обуча...