Мастер-класс "Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде.
консультация (2 класс)

 

Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ

КУРСКАЯ ОБЛАСТЬ МЕДВЕНСКИЙ  РАЙОН

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ПАНИКИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

307054, Курская область, Медвенский  район, с. Паники, ул. Молодёжная, д.137б

тел. (47146) – 4 – 66 – 67

адрес эл.почты: panikishcool@yandex.ru

Создание условий для полноценного интеллектуального и творческого развития учащихся младших классов их успешная адаптация в образовательной и социальной среде.

Учитель начальных классов

МОКУ «Паникинская СОШ»

Печурина Н.В.

2023 г.

Возьмите, пожалуйста, по одному цветочку, организуйте группы (в зависимости от цвета выбранного цветка) и  посмотрите, какого цвета Ваш цветок. Уважаемые коллеги, при выборе цветочка, вы прошли мини-тест:

  • красные - в этой группе собрались лидеры во всем, увлеченные, активные, их жизнь насыщена массой поворотных эффектов.
  • синие - хорошо чувствуют мир невидимого, не выносят одиночества, безгранично преданы.
  • желтые - натуры щедрые, веселые, целеустремленные, любят всегда быть счастливыми.

ФГОС устанавливает требования к результатам обучающихся начальной школы: личностным, метапредметным, предметным. Разберемся, какая роль отводится в нем, в развитии интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. Анализируя разработанные требования к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, отмечаем их направленность на «…овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;… формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду…»

Метапредметные результаты, как прописано в документе, должны отражать: «… освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права  каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий…». 

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать «…сформированность потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;… использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач...». Таким образом, в современном документе уделяется достаточное внимание развитию творческих способностей младшего школьника, благодаря которым, он не будет чувствовать растерянность при встрече со сложными учебными и жизненными задачами. Проявляя творчество, младший школьник будет уверенней ощущать себя и при установлении контактов с окружающими, в проявлении своих личностных особенностей, поиске выхода из затруднительных и конфликтных ситуаций.

Предлагая методы развития личностных качеств и творческих способностей обучающихся, ученые рассматривают их как способности к – воображению, рефлексии, самостоятельности, а также, способности идти на риск без страха перед возможной оплошностью. Рассмотрим, отмеченные учеными методы, которые дают наибольший эффект:

 1. Творческое задание.

2. Создание проблемной ситуации или постановка проблемы.

3. Дискуссия (организация обсуждения материала).

4. Создание креативного поля.  

5. Организация проектной деятельности

 Творческое задание –содержит творческий компонент, при решении которого, обучающемуся, необходимо использовать способы, приемы и знания, не применяемые им ранее– головоломки, сочинения, рисунки, придуманные упражнения и задания, ребусы и т.д.

Метод постановки проблемы  Так как, дети в этом возрасте, обладают высокой любознательностью, то любая неразрешенная представленная проблема их мгновенно интригует и зажигает.

Дискуссия – этот метод, обусловлен в обмене впечатлениями и мнениями по определенной или заданной проблеме. Ученые считают, что необходимо начинать работу по ведению дискуссии в начальной школе, с выработкой двух основных качеств:

не  обижаться на замечания (не переносить негативное отношение сверстников к тому или иному способу решения обсуждаемых вопросов на себя),

доказывать правильность своего мнения не криком, оскорбительными интонациями и словами, а фактами и примерами.

 Создание креативного поля –подразумевает то, что вокруг решаемых заданий, как бы существует поле возможных иных, креативных решений. «Однажды разрешив детям найти «свой» способ решения, рассказать о нем и доказать его правильность, учитель «включает» механизм постоянного поиска.

Организация проектной деятельности. «Проект – это специальное  задание, замысел, путь решения какой-либо проблемы, в результате которого должно получиться что-то новое. Итогом работы ученика над проектом может быть как идеальный продукт (сделанное на основе изучения информации умозаключение, выводы, сформированные знания), так и продукт материальный (страноведческий коллаж, участие в благоустройстве двора, улицы…)

Немного лирики

Один мудрец задал окружающим три вопроса: «Какое дело у человека самое важное? Какое время у человека самое важное? Кто из людей для нас самый важный?» Люди отвечали по-разному. Тогда мудрец сказал им: «Самое важное для нас в жизни дело то, которое мы сейчас делаем. Самое важное время – тот момент, в котором мы живем. Самый важный для нас в жизни человек тот, с которым мы сейчас имеем дело». Рядом с нами находятся наши дети, поэтому они – самые важные для нас люди. Спустя время, у руля государства встанут те, кто сегодня сидит за школьными партами. Станут они расточителями, потребителями или будут истинными патриотами своей страны, знающими и любящими свое отечество, дорожащими традициями, радеющими о процветании Родины… это зависит от нас. В обновлённом ФГОСе «усилено развитие» патриотизма, гражданственности, уважения к памяти героев Отечества

Важно не забывать, что знания являются пищей для ума, а патриотизм от ума не бывает, он бывает только от сердца. Ум как бы раскручивает духовно-нравственную работу души, а уже в свою очередь любящее сердце создает патриотическое мировоззрение. Это чувство сопричастности - основа будущего патриотизма.

Сегодня я покажу вам некоторые приемы работы, которые можно применять, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

  1. Игра «Дом, который меняет людей»

Мы живем с вами в стране, которая называется? - Россия.  В России много городов и районов, в одном из них живем мы с вами. В нашем городе проживают разные люди, есть хорошие, добрые, которые помогают друг другу (я надеюсь, мы с вами такие), а есть наоборот люди злые, не способные на добрые поступки. Но мы с вами знаем и понимаем, что чем больше в мире хороших, добрых людей, тем сильнее будет наша Родина. И каждый человек может из плохого стать хорошим, только иногда ему нужна помощь. Готовы вы оказать помощь и помочь измениться человеку в лучшую сторону?

     Хорошо! Сейчас у каждого из вас будет возможность. А поможет нам в этом волшебный дом, который вы нарисуете сами и волшебная фраза, с помощью которой вы позовете человека зайти в дом. Разукрасьте дом так, чтобы при виде его, в любом человеке проснулись добрые чувства. И во время работы подумайте, какую фразу вы скажите, приглашая зайти в ваш дом. (3-5 мин)

А сейчас я попрошу все презентовать свои работы, и обязательно скажите фразу, с помощью которой вы пригласите зайти в дом.

  1. Игра на ассоциацию 

На каждую букву слова Россия, необходимо назвать ассоциацию, например:

Р - родная, родина, Русь, русская

О – особая, одна, огромная

С – сильная, смелая, страна

С – свободная, славная, стойкая

И - искусная, историческая, идеальная

Я - ясная, яркая, я,

  1. «Древо честности, древо жизни нашей страны» (на доске силуэт дерева и яблочки из цветной бумаги).

Я предлагаю «сорвать»  по яблочку и честно ответить хотя бы для себя на вопрос: «Когда в последний раз я…»

- испытала гордость за свою страну

- сделала что-то хорошее для своего родного края

- испытала гордость за свой народ        

- соблюдала обычаи своего народа

- отстаивала честь своей Родины

- была участником или свидетелем проявления милосердия и сострадания

   Вот мы с вами честно для себя признались, что мы действительно гордимся своей страной и что, только от нас зависит процветание нашей страны.

  1. «Мешочки обратной связи»

Предлагаю всем высказаться через написание своих пожеланий на картонных мешочках с названием «Позитив» и «Негатив»: все свои тревоги, недовольства, сомнения написать в «мешочке негатива», а свои мечты, пожелания, комплименты, чувства и настроения написать в «мешочке позитива». Потом мешочек «Негатива» торжественно под аплодисменты уничтожается, а мешочек «Позитива» водружается на видное место для эмоциональной подпитки участников в дальнейшем.  Предлагаю желающим проговорить то, о чем они написали.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

«Ребёнок, испытавший радость творчества даже в самой минимальной степени, становится другим, чем ребёнок, подражающий актам других»

Б.Асафьев


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся младших классов на уроках литературного чтения

Современное общество переживает очень важный этап: это и экономический кризис, финансовые коллизии, военные действия, терроризм, природные катаклизмы. Во всей этой жизни участвует человек. Чтобы высто...

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности.

Статья "Факторы и условия развития познавательно-творческой активности учащихся младших классов сельской школы в процессе изобразительной деятельности" предназначена для учителей начальных классов....

Коммуникативный подход к обучению русскому языку – возможный путь к совершенствованию речевой культуры и развитию творческих способностей учащихся младших классов.

Коммуникативный подход к работе по развитию речи школьников может обеспечить высокие результаты: развитие мышления детей, формирование правильности, образности и выразительности их речи....