Исследовательский проект «Земля отцов - моя земля»
план-конспект урока (4 класс)

Шаданова Лариса Ефимовна

 

Методическая разработка 

проекта «Земля отцов - моя земля»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок48.14 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образование «Осинский район»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Улейская средняя общеобразовательная школа»

Методическая разработка

Проект «Земля отцов - моя земля»

Подготовила:

Шаданова Лариса Ефимовна,

учитель начальных классов I кв. категории

с.Унгин

2023 г.

Оглавление

  1. Введение                                                                                  3
  2. Подготовительный этап                                                       5
  3. Исследовательский этап                                                      6
  4. Заключительный этап                                                          7
  5. Список использованной литературы                                8
  6. Сценарий урока                                                                     9

Исследовательский проект

«Земля отцов – моя земля»

  1. Введение

Актуальность темы проекта:  проблема воспитания подрастающего поколения сегодня одна из наиболее актуальных. Ознакомление с родной землёй, с селом Улей имеет большое значение в воспитании патриотических чувств обучающихся, в развитии  их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.  В школьном возрасте формируется основные качества личности человека. Поэтому так важно напитать восприимчивую душу ребенка высокими человеческими ценностями, зародить интерес к истории России и родного села.

Цели проекта:

1. Привить  детям чувство любви к Родине, к родному краю; воспитание патриотизма.

2. Пробудить интерес к истории родного края.

3. Приобщить учеников к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины.

4. Формирование ценностного отношения к окружающему миру путём воздействия на перцептивно-эмоциональную сферу личности; реализация деятельностного подхода к изучению и охране природы своего региона.

Задачи

  • помочь детям осознать себя частью природы;
  • формировать бережное отношение к окружающей природе, чувство ответственности;
  • развивать коммуникативные способности, умение работать в группе;
  • развивать речь, внимание, наблюдательность;
  • повторить с детьми правила поведения на природе;
  • развитие экологической этики учащихся;
  • формирование чувства сопричастности к происходящему вокруг;
  • воспитание любви к Родине, родному краю;
  • воспитание уважения к традициям и обычаям своего народа;
  • воспитать сознательное и бережное отношение к природе родного края.

Ожидаемые результаты

Личностные:

-самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

- экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

-гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия

- адекватное восприятие предложений учителей, товарищей и других людей по исправлению допущенных ошибок;

- концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;

- стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

 Коммуникативные универсальные учебные действия:

- ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;

- предлагать помощь и сотрудничество;

- определять цели, функции участников, способы взаимодействия;

- договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

- формулировать собственное мнение и позицию;

- координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия:

- ставить и формулировать проблемы;

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;

- узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов;

-  устанавливать причинно-следственные связи.

Способы оценки успешности: наблюдение, беседы, практикумы

Участники проекта: обучающиеся 4 класса

Вид проекта: позновательно-творческий

Сроки реализации проекта: один урок

Методы обучения: Словесные, наглядные, проблемные, исследовательские, частично-поисковые.

Формы организации: Совместная, групповая.

Средства обучения: Компьютер, мультимедиа, презентация, ноутбуки.

  1. Подготовительный этап

-для обучающихся были подготовлены шаблоны презентации, буклета, альбома

- взяты  лэпбуки из школьного и сельского музеев

- дополнительная литература из школьной библиотеки

- интернет: сайт  «Память народа»

  1. Исследовательский этап

  1. Знакомства обучающихся с селом Улей, его достопримечательностями, его краткой историей, о знаменитых борцах нашего села, о героях улейцах, которые  отстояли  с честью нашу Родину во время ВОВ.
  2. Внесение иллюстраций, книг и видео - фотоматериалов  в группах.
  3. Сбор информации любимых мест нашего села.

  1. Заключительный этап

- Обучающиеся изготовили презентацию; буклет и составили синквейн; альбом раскладушку.

-Была организована защита групп своих проектов

5. Использованная литература:

1. Лэпбуки из школьного музея

2. «Календарь знаменательных и памятных дат по Осинскому району на 2017 год» МО «Осинский район МКУ «Управление культуры» «Межпоселенческая библиотека им.В.К.Петонова»,2016 год

3. Интернет-ресурсы

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Подготовительный этап. Постановка проблемы.

Звучит музыка «Улейский вальс» (на экране  слайды с изображением природы села Улей, обучающийся  читает стихотворение С.П. Тулугоева).

(Слайды 1,2,3,4,5)

Край родной. От соснового бора Дундая

До Улейских соленых прибрежных равнин

Мы гордимся тобою, порой вспоминая,

Твоих славных сынов и достойных мужчин...

Учитель: Здравствуйте, дети! Сегодня  у нас необычное занятие. Мы неспроста начали его стихами нашего поэта С.П.Тулугоева, они помогут нам определить тему нашего урока. Кто сможет озвучить тему урока?

 ( Мы будем говорить о нашем родном крае).

 III. Актуализация знаний обучающихся.

Учитель: Какова же цель нашего урока, для чего нужно изучать родной край? (привитие чувства любви к Родине, к родному краю, воспитание патриотизма, пробуждение интереса к истории родного края, приобщение к прекрасному, к богатому культурно-историческому наследию малой Родины, воспитание нравственности).

Учитель:

- Дети, а для вас, что такое Родина?

- Место, где мы родились, и сейчас живём, как называется? (малая Родина)

- Для нас с вами наша малая Родина – это наше село.

- Родина! Это самое великое, самое родное и сердечное, что есть у человека. Большая она у него или маленькая. Тоже зависит от самого человека, от его  знаний, умения понимать. Любить и беречь Родину. Любовь к Родине сравнивают с любовью к матери. Есть такая поговорка: «Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину».

- И родителей и Родину мы приобрели с момента нашего рождения. Родину, как и родителей не выбирают. Она даются человеку один раз навсегда, до конца жизни. Наши отцы и деды крепко любили свою Родину – Улей и твердили, что «Родина без нас может обойтись, но мы без Родины – никогда».

IV. Работа в творческих группах.

- Сегодня я предлагаю вам побывать в роли исследователей и узнать о происхождении села,  о знаменитых людях нашего села, как уроженцы нашего села воевали за Родину в годы Великой Отечественной Войны. Вы должны подготовить мини-проекты, используя материалы, взятые из нашего школьного и сельского краеведческих музеев, дополнительную литературу, интернет. Кроме этого я для вас подготовила шаблоны презентации, буклета и альбома. Ваша задача дополнить эти шаблоны информацией и защитить свои проекты.

 1 группа: Мини-проект «Происхождении села Улей». Конечным продуктом вашей работы будет презентация.

2 группа: Мини-проект  «Знаменитые борцы села». Вы должны будете подготовить буклет и составить синквейн. (1 строчка- 1 существительное, 2 строчка- 2 прилагательных,  3 строчка-3 глагола, 4 строчка-предложение, 5 строчка-1существительное (суть темы).

3 группа:Мини-проект «Никто не забыт, ничто не забыто». Ваша задача подготовить альбом раскладушку.  О героях улейцах, которые отстояли с честью нашу Родину, и чьими именами мы гордимся. Работа на сайте «Память народа» поиск информации о боевом пути своего прадедушки участника ВОВ.

Группы получают задание и работают над выполнением задания.

V. Выступление творческих групп.

1 группа: Мини-проект «Происхождении села Улей»

 Обучающийся: Село Улей находится в живописном месте, в 76 км к северо-западу от районного центра, села Оса Усть-Ордынского Бурятского округа Иркутской области. Вокруг - сплошные просторы и обширные поля, где круглый год пасётся домашний скот.  Согласно легенде гласит, что один из девяти сыновей Янгута, охотившийся вместе с братьями, облюбовал это место, богатое растительностью и дичью, и остался здесь жить. На вопрос отца, где же его сын, вернувшиеся домой братья коротко ответили: «Улеэ», что в переводе с бурятского означает «остался». С тех пор эту местность стали называть Улей.

Отсчёт истории Улея начинается в XVII веке, именно тогда 7 родов основали на этой богатой земле 33 улуса. Представители этих родов до сих пор  живут в Улейской долине. Однако есть свидетельства, по которым можно судить о том, что люди здесь появились более тысячи лет назад. Так, святые места Улейской долины упоминаются в эпосе монголоязычных народов «Абай Гэсэр Богдо-хан», где описывается война Гэсэра с чудовищем Лобсоголдой Хара Мангадхаем. Стоя у подножия горы Удактая, с вершины которой видны Восточные Саяны, Гэсэр пустил стрелу, пронзившую Лобсоголдая. На месте падения кусочка земли, прилипшей к стреле Гэсэра, образовалась гора Орголи. А там, где вонзились пять пальцев чудовища, образовалсь пять сопок и появилась гора Таряатын-Табан-Хушуун. На месте падения 33 позвонков Мангадхая выросли лиственницы, которым сейчас свыше тысячи лет.

(Слайд 6)

(Дети показывают   картинки  Абай Гэсэра и чудовища Лобсоголдой Хара Мангадхая;  гору Орголи, и Таряатын-Табан-Хушуун). Когда-то улейские улусы располагались более широко и вольготно, но строительство в 1967 году  Братской ГЭС внесло свои коррективы. Когда происходило наполнение водохранилища, людям пришлось переезжать с затапливаемых земель – так село стало более компактным.Улей состоит из Баруун-Улеэ, Зуун-Улеэ, Ехэ-Улеэ, Хурай-Улеэ (Мурисхан).

(Слайд 7)

Промахов не знал могучий Гэсэр,

Стрела всегда летела в цель.

Рука его не дрожала, поверь.

Падал сражённый и враг, и зверь.

Однажды чудовище завелось на земле,

Хитрым и сильным было оно.

Стрела Гэсэра волшебна и остра.

Но пролетела мимо она.

Подъехал богатырь удивлённо к стреле,

Поднял и стряхнул землю с неё.

Так появилась гора Орголи,

Возле которой живём мы.

(8 слайд)

Есть в Улейской долине

Местность Табан хушуун,

Что означает «пять пальцев»,

Там пасётся коней табун-

Это пять пальцев злого

Черного богатыря,

Он разорял улусы,

Дрожала под ним земля.

Могучего врага одолев,

Абай Гэсэр-хубуун бросил его на землю-

Так появилась гора Таряатын табан хушуун.

(9 слайд)

Возле священной горы Орголи

Пояилось чудовище огромной величины-

Не то змея. Не то дракон.

Чудовище разоряло всё кругом.

Обратились люди к Гэсэру с мольбой

Убить чудовище, вернуть покой.

Страдание людей Гэсэр терпеть не мог-

Спустился с неба и народу помог.

Убито чудовище – испустило дух,

Приняло смерть от богатырских рук.

В месте, где осталось, лежать оно,

Выросли лиственницы

И стоят там давно.

(Слайд 10)

Физминутка «Просторы родного края»

Край широкий Улейский (идут по кругу, взявшись за руки)

Удивительный мой край (остановились, развели руки через верх)

Только в нем увидит можно (смотрят вдаль в одну и другую стороны)

Все места родной страны (разводят руки перед собой)

Равнины утопают здесь в цветах (делают рукой перед собой и показывают «бутон»)

Родниковые воды торопятся, шумят (бегут «змейкой», взявшись за руки)

Колосится хлеб родной в полях (руки в локтях согнуты, ладошки в кулачок «колос» покачивают)

И леса могучие растут (тянутся на носочках вверх, ладони прямые)

В них животные живут (изображают разных животных)

И воздух самый чистый (делают глубокий вдох-выдох)

Ах, Улей, край лучистый (разводят руки перед собой, поднимают вверх, растопырив пальцы)

Тебя я в сердце сохраню (держат ладони перед собой и прижимают к сердцу)

Учитель: Молодцы и рассказали интересно. А что же нам приготовила 2 группа, и так, внимание.

         

2 группа: Мини-проект «Знаменитые борцы нашего села».

 Обучающийся: (Слайд 11)

-Жители села  гордятся именами славных борцов – тренеров  братьев Махутовых: Фёдор, Валерий, Геннадий. Ежегодно в Улее проводится Всероссийский турнир по вольной борьбе на призы мастеров спорта СССР, заслуженных тренеров СССР и России братьев Махутовых. За свою тренерскую деятельность ими подготовлено более 200 мастеров спорта СССР и России, 12 мастеров спорта  международного класса; 2 стали заслуженными  мастерами спорта СССР и России;  9  заслуженных тренеров  России (В.С.Очиров, О.А.Алексеев,     Ф.Н.Махутов, Г.Н.Махутов, В.Ж. Ангархаев, Ц-Д. Андренов,  Б.Д.Будаев, Л.Л.Бардамов, А.В.Болотов); 5 депутатов НХ РБ (А.М.Туракин, Б.Д.Будаев, С.М.Пашинский, В.М.Мархаев, А.П.Попов) В.М.Мархаев – депутат Государственной Думы РФ.

     (Слайд 12)

- Не менее знаменитые братья-близнецы Балтуевы Фёдор и Александр. Заняли 1 и 3 место на первенстве Европы по вольной борьбе среди юношей до 18 лет, которое проходило в Сараево. Фёдор завоевал золотую медаль в Афинах на кадетском первенстве мира по вольной борьбе. Мастера спорта Российской Федерации.

(Слайд 13)

    3 группа:Мини-проект «Никто не забыт, ничто не забыто»

 Обучающийся: - Наша малая Родина - родной Улей, которую мы любим и хотим о ней больше знать, чтобы сохранить её наследие и бережно передать её потомкам. Это ещё и люди, жившие и живущие на этой земле, скупой и щедрой одновременно.

(Слайд 14)

-Когда рано утром на рассвете 1941 года фашисты напали на нашу Родину. Наш земляк, крестьянин Сергей Егорович Шалтыков, оставив семью,  где детей мал - мала, меньше, отправился защищать Родину. Служил  на 2-ом Украинском фронте под командованием маршала И.С. Конева. Был разведчиком отдельной разведывательной роты, затем - помощником командира взвода. Всю войну добывал сведения для командования. За свой ратный подвиг солдат С.Е.Шалтыков  был удостоен ордена Красной Звезды, награжден медалями «За отвагу», «За боевые заслуги». Победа застала  его в Венгрии на острове Святой Маргариты.

                 Послевоенная жизнь сложилась трудная, но счастливая. Вырастая, дети становились его помощниками в крестьянском нелегком труде.

 Трудился, не покладая рук, за что был удостоен ордена Трудового Красного Знамени, награжден медалью «За освоение целинных земель».

 (Слайд 15)

-Тулосонов Константин Терентьевич в 1938 году был призван в ряды Рабоче-крестьянской красной армии.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Участник Сталинградской битвы, был командиром полка. Константин Терентьевич Тулосонов имел звание  капитана, являлся комендантом города Бреслау (ныне польский город Вроцлав). Награжден орденом Красного Знамени, орденом Красной Звезды, орденом Отечественной войны I и II степеней и многими медалями.

Демобилизовавшись в 1947 году, вернулся в родное село Улей, работал учителем в школе. Затем  К.Т.Тулосонов работал в Ольхонском районе Иркутской области в средней школе села Еланцы. Спустя несколько лет вернулся в Осинский район, работал судьей.

(Слайд 16)

-Ганеев Хай Мухтасимович до начала Отечественной войны служил в артиллерийских войсках в г. Хабаровске. Летом 1941г. его часть была переброшена под Москву. С боями дошёл до Берлина.

Награждён орденом Отечественной войны II степени, орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией», «За оборону Москвы». Вместе с  супругой воспитали восьмерых детей.

(Слайд 17)

       -Балтуков Роман Антонович призывался на военную службу в 1943г. Обучался в школе снайперов, затем попал в стрелковый полк, который был переброшен в Читинскую область. Является участником войны с Японией.

Награждён орденом Отечественной войны II степени, медалями «За победу над Германией», «За победу над Японией», юбилейными медалями.

После войны работал бригадиром полеводческой бригады в колхозе «Адуша Улей», председателем исполкома Унгинского сельского совета. Вместе с супругой Евдокией Трофимовной воспитали шестерых детей.

(Слайд 18)

Учитель: Время не властно над героями. В памяти благодарных потомков они живут вечно. О них пишут стихи, слагают легенды, поют песни, их именами называют улицы. Вечная память героям!

Рефлексия.

Закончить наш урок я хочу одной притчей, которую однажды мне рассказал мой отец, в детстве:

« В одном селении было два мудреца, но у одного было много учеников, и к нему шли люди, а к другому нет. Второй решил скомпрометировать мудреца-учителя.

Он думал так: поймаю я бабочку и задам вопрос – что у меня в руке: живое или мёртвое? Если он ответит – живое, то лёгким нажатием раздавлю бабочку и покажу, что он неправ. Если скажет – мёртвое, то раскрою ладонь и выпущу бабочку.

Так он сделал. Пришёл к мудрецу – учителю и задал свой вопрос. Поднял  учитель на него свои лучистые глаза, и столько добра и любви полилось из них. Улыбнулся он и ответил: «Всё  в твоих руках…». «Всё в твоих руках»,- повторил отец и оставил меня одну подумать…

-Ребята, вы поняли, почему я рассказала эту притчу? Что сегодня в ваших руках? (Будущее нашей Родины, нашего села, нашей природы и всего человечества, память о прошлом.)

-Как говорят в народе: «Жизнь прожить не поле перейти». Много на пути вам встретится препятствий и проблем, а их не всегда можно обойти, чаще приходится преодолевать и решать. А это нелегко! Выбрать решение, которое окажется единственно правильным. Идя по жизни, вспоминайте наши уроки: не хнычьте, когда больно, поднимайтесь после падения, верьте в доброту и идите дальше, настойчиво добивайтесь поставленной цели и главное верьте: ВСЁ В ВАШИХ РУКАХ!!!

(Слайд 19)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Земля отцов - моя земля!

Урок, посвященный дню образования Краснодарского края. Проведен в форме урока - путешествия с использованием   буклета - путеводителя....

Урок знаний "Земля отцов - моя земля"

Первый урок знаний для первоклассников создает  праздничное начало учебной деятельности, задает необходимый эмоциональный настрой. Цель данного урока -  пробудить интерес к школе, воспитать ...

Урок кубановедения "Земля отцов - моя земля"

Форма работы - час общения, проектная деятельность. Дети работают в группах, узнают, обобщают знания о знаменитых людях станицы. Есть презентация....

Классный час "Земля отцов - моя земля"

разработка классого часа посвящена празднованию 74 летия Краснодарского края....

Разработка классного часа "Земля отцов - моя земля!"

Огромное значение для воспитания патриотизма и гражданственности имеют знаменательные даты. Одна из важнейших в их ряду – День образования Краснодарского края. Классный час «Земля отцов – моя земля!» ...

Земля отцов моя земля

Сегодня во всех школах Краснодарского края 1 урок нового учебного года посвящен нашему краю. В следующем году все кубанцы будут праздновать день рождения своего любимого края. 13 сентября 2012...

Ученический проект "Земля отцов-Текстильный край"

                XVIII областной заочный конкурс                  исс...