Технологическая карта и презентация по педагогике "ПроЭнергию" 3 класс Тема урока История света
план-конспект занятия (3 класс)

Ершова Анна Александровна

Планируемые результаты: научатся

Личностные: осознавать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и технического наследия разных эпох.

Познавательные: обобщить знания о культурном и техническом наследии разных эпох и овладеть понятийным аппаратом электрических устройств, как источников света.

Цель: знакомство с историей электроприборов  и понятийным аппаратом источников света.

Задачи: формировать представление у обучающихся о том, что такое источник света,  расширять словарный запас обучающихся, воспитывать интерес к культурному и техническому наследию разных эпох и экономии энергии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Челябинский педагогический колледж №1»

Школа: МАОУ Академический лицей №95

Студент: Ерщова Анна

Учитель: Старикова Александра Сергеевна

Методист: Мирзоян Р.В.

Оценка за проведение: ____

Подпись: __________

КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ

Название курса: «ПроЭнергию».

Направленность внеурочной деятельности: общеинтеллектуальная.

Класс / возраст детей: 3-9 класс, 9-10 лет. Тема: «История света».

Планируемые результаты: научатся

Личностные: осознавать потребность в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения культурного и технического наследия разных эпох.

Познавательные: обобщить знания о культурном и техническом наследии разных эпох и овладеть понятийным аппаратом электрических устройств, как источников света.

Цель: знакомство с историей электроприборов  и понятийным аппаратом источников света.

Задачи: формировать представление у обучающихся о том, что такое источник света,  расширять словарный запас обучающихся, воспитывать интерес к культурному и техническому наследию разных эпох и экономии энергии.

Оборудование: конспект, раздаточный материал, презентация, проектор.

Форма проведения: урок.

Дата проведения: 7.11.2023 г.

Этапы занятия

Врем я

Содержание

Формируемые УУД

Примеч ание

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопре деление

деятельно сти

5 мин

Приветствует обучающихся.

  • Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анна Александровна. Сегодня я проведу у вас занятие внеурочной деятельности.
  • Прочитайте девиз нашего урока.

  • Для чего нам необходимо повторять пройденный материал?

- Тогда перед получением новых знаний давайте скорее повторим материал прошлого урока, что вы изучали?

- А чтобы проверить, как вы усвоили полученные знания и закрепить пройденный материал выполним задание самостоятельно. Необходимо заполнить пропуски.

Природное равновесие – это…

- Что такое природное равновесие? Проверим схему. Отлично, встаньте те, у кого также, встаньте те, у кого по-другому? Спасибо, вижу, что вы действительно усвоили тему прошлого урока, а значит мы можем двигаться дальше!

Приветствуют учителя

Читают девиз

- Повторяем то, что знаем! Что не знаем – повторяем!

Отвечают на вопросы учителя

Материал следующего занятия связан с предыдущим, поэтому без уже имеющихся знаний не будет новых

Взаимосвязи живой и неживой природы, связи между растениями, животными и другими существами

К: общение и взаимодействие

(коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме; Л: умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; К: Строят понятные для партнёра высказывания

Презент ация

Актуализа ция

знаний,

введение в

ситуацию

10 мин

Актуализирует знания учащихся.

  • Ребята, сегодня у нас не простое занятие. Сегодня мы поговорим о том, что нас окружает давно, всегда, о том, без чего человечество не могло бы жить и развиваться.

Подводит к постановке темы урока и цели урока.

  • А чтобы обозначить тему необходимо разгадать ребус:

- Верно, мы будем говорить о свете.

- Ребята, посмотрите на экран.

- Что вы видите?

- А как объединить всё сказанное вами?

- Сегодня о них мы и узнаем больше.

- Какие цели поставим перед собой?

- Для достижения нашей цели, нам необходим также план работы. Подставьте опорные слова в места пропуска, чтобы восстановить план.

Узнаем, что такое … и кто занимался ….

Познакомимся с историей возникновения …

Выполним … 

Подведем …

(свет, развитие света, задания, итоги)

Разгадывают ребус  

История света

Отвечают на вопросы учителя

Источники света

Мы узнаем о источниках света, которые были раньше и какие есть сейчас

Познакомимся с историей развития источников света

 План:

1. Узнаем, что такое свет и кто занимался развитием света.

2. Познакомимся с историей развития света.

3. Выполним задания.

4. Подведём итоги.

К: общение и взаимодействие

(коммуникация) – умение представлять и сообщать в письменной и устной форме

Основной

25 мин

Организует работу с новым материалом

Просмотр видеоролика и его обсуждение.

- Мы знаем каким было самое древнее жилище первобытного человека?

- Верно, как вы думаете, в такой пещере было темно или светло? И чем же люди освещали свои пещеры?

- Конечно, первым «осветительным прибором» стал для человека костер. Он горел в пещере, давая и свет и тепло, а также служил защитой от хищников.

- Именно с этого начинается история  света.

- Говоря о том, что он нам так необходим и важен давайте давим определение понятию «свет», что же это такое?

- Откроем наши тетради и запишем определение.

Демонстрация видеофрагмента Фиксики - «Да будет свет!»

- Мы с вами говорили о таком источнике света, как костер, а кто мне скажет подойдет ли данный способ освещения в доме или квартире, в нашем кабинете? Нет, а почему?

- Значит источники света могут использоваться только в определенных местах?

- На какие две группы мы можем с вами разделить наши источники света? 

- Посмотрите на экран. Я вам представила несколько примеров естественных и искусственных источников света.

- Естественный свет создавался природой, а искусственный трудом человека. Посмотрите на потолок и скажите, сразу ли в нашем мире появились данные лампы? Сейчас я предлагаю вам собрать цепочку революции ламп. Работать будем в группах. Напомните мне правила работы в группе.

- На партах у каждого есть цветные квадраты. Квадраты одного цвета – это одна группа. Я раздаю каждой группе конверт. В конверте есть картинка лампы, информация о ней и таблица с пунктами. Ваша задача внимательно прочитать информацию, рассмотреть лампу и заполнить таблицу, а затем рассказать о лампе остальным группам. На задание у вас 5 минут. Если задание понятно, приступаем к выполнению.

Организует работу с в рабочей тетради

- Откройте свои рабочие тетради на странице 12, нашли задание 1. Внимательно слушаем каждую группу и подписываем под изображением каждой лампы её название.

1 группа – Масляная лампа.

Масляные лампы существовали с древнейших времен - горючие жиры и маслянистые вещества были почти исключительным осветительным материалом.

Древние масляные лампы, как, например, греческие или римские, представляли собой плоский овальный сосуд из глины, наполненный маслом, в которое погружался шерстяной фитиль так, что его свободный конец выходил наружу; масло всасывалось волокнами фитиля и, таким образом, питало пламя.

2 группа – Керосиновая лампа.

Керосиновая лампа. Маленькая керосиновая лампа кобальтового стекла, производства частного стекольного завода в Вологодской губернии.

Сохранилось защитное стекло, имеет сколы в верхней части.

- Посмотрите, из чего сделана лампа?

А чтобы ими пользоваться, необходимо было наполнить лампу керосином, поджечь фитиль и лампа начинала светить. Такие лампы излучали свет не только в домах, но и на поездах, на вокзалах.

3 группа – Газовое освещение.

Газовые светильники. Газовое освешение появилось в 50-х годах 19 в. На улицах появились необычные кареты с установленными на них причудливыми железными цилиндрами, для развозки газа с небольших частных заводов по магазинам. Газ получали на заводах из каменного угля способом сухой перегонки (карбонизации угля).

- Что еще необходимо было освещать людям в темное время суток?

- Правильно. Использование открытого пламени приводило к пожарам, часто целые городские кварталы выгорали от разбитой керосинки. На шахтах происходили взрывы, гибли люди. Так на улицах городов появились фонари сначала свечные, затем в них зажигали газ ацетилен.

4 группа – Лампа накаливания.

- Люди постоянно думали над проблемой света вокруг себя. В 1872 году в Санкт-Петербурге родилась первая лампа накаливания, подытожившая тысячелетние поиски и совершившая революцию в технике освещения.

- Первым, кто догадался выкачать из стеклянной колбы воздух, поместив туда угольный стержень, накалявшийся под действием тока, был гениальный русский ученый Александр Николаевич Лодыгин. Его первые лампы представляли собой тонкую угольную палочку, зажатую между объемными стрежнями из меди. Все это находилось в закрытом стеклянном шаре. Это было еще несовершенное устройство, тем не менее, они начали активно использоваться для освещения зданий и улиц Петербурга.

- В настоящее время мы видим, что люди пытаются отойти от использования

лампы накаливания, так как есть минусы. И самый большой минус - это большое энергопотребление.

5 группа – Дуговая лампа. 

Общий термин для обозначения класса ламп, в которых источником света является электрическая дуга.

- Затем, во второй половине 70-х годов 19 века знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон смог создать долговечную, надежную и недорогую модель в 1878 году. Кроме того, ему удалось наладить ее производство. В его первых лампах в роли нити накаливания была обугленная стружка, сделанная из японского бамбука.Вольфрамовые нити, привычные нам, появились значительно позже. Они стали использоваться по инициативе Лодыгина, упоминавшегося выше русского инженера.

6 группа – Светодиод.

Светодиод - это полупроводниковый прибор, преобразующий электрический ток непосредственно в световое излучение минимальное потребление энергии обеспечивается за счет свойств специально

выращенного кристалла. В больших уличных экранах применяются. Так же используются в качестве подсветки небольших экранов (на мобильных телефонах.

1876 год. Русский электротехник, военный инженер и изобретатель Павел Николаевич Яблочков открыл, что каолин (белая глина) электропроводен при высокой температуре. После чего он создал лампу, где «нить накала» была изготовлена из каолина. Особенностью данной лампы было то, что она не требовала вакуума, и «нить накала» не перегорала на открытом воздухе.  Каждая свеча стоила около 20 копеек и горела 1,5 часа. 

- В рабочей тетради выполним самостоятельно задание №2. Проверим как вы запомнили информацию. Кто создал первую лампочку? Вторую? Третью?

- Отлично, вы молодцы!

- Прошло 147 лет с момента появления первой лампочки в России. Пройдя круг попыток получения долговечной лампочки, ученые пришли к своей цели. Сейчас мы имеем лампы накаливания, которые служат нам годами, а есть и такие лампы, которые называются светодиодными. Для сравнения покажу вам обычную лампу накаливания и светодиодную. 

- Рассмотрим с вами лампу накаливания. Поднимите руку, кто держал в руке данную лампу. Как работает данная лампа?

Рассмотрим её подробнее. На странице 13 найдите задание 3. Походу изучения лампы, будем подписывать с вами названия частей лампы. 

- Из скольких частей состоит лампа? 

1 часть – Тело накала

2 часть – Цоколь

3 часть – Стеклянная колба

- У меня в руках лампа накаливания и светодиодная лампа. Поработаем в парах. Ваша задача определить сходства и различия этих двух ламп и записать ваши ответы в задание 4. На работу у вас будет 5 минут. 

Сходства:

Различия:

 

- Какие сходства вы обнаружили в данных лампах? Какие различия? Скажите, что было бы, если в наше время не было ламп?

Отвечают на вопросы учителя

Это пещера

Костер

Свет – это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающий мир.

Костер можно разводить только на улице

Да, источники света могут бы природными, а могут быть искусственные – электрические

Естественные и искусственные

Правила работы в группе:

1)Говори тихо и спокойно.

2)К товарищу относись с уважением.

3)Не перебивать товарища.

4)Если возник вопрос – обратитесь к учителю.

 

 

П:делать обобщения, выводы;понимат ь информацию, представленную в изобразительной ; ребенок формулирует проблему, и как он ее будет решать, т.е. создавать собственные способы решения. строить сообщения в устной и письменной форме; Р:принимать и

Презент ация, тетрадь

Рефлексия

5 мин.

1.Организует беседу, связывая результаты урока с целями.

  • Ребята, вспомним и обобщим, что мы изучали сегодня на уроке?
  • Какую цель мы ставили в начале урока?
  • О каких источниках света узнали?
  • Остался ли пункт плана, который мы не выполнили?

- Посмотрите на странице 13 есть лампочка, что вам необходимо сделать? 

- Давайте вспомним, что означает каждый цвет.

- Отлично, разукрасьте лампочку в тот цвет, который к вам подходит.

Продолжите фразы:

Теперь я знаю…

Я научился…

Мне было трудно…

  • Спасибо за занятие, урок окончен!

История света

Оценивают свою работу

Познакомились с историей развития источников света

Красный – было трудно, ничего не понял

Желтый – материал понял, есть вопросы

Зеленый – все понял, могу рассказать другим.

Р: принимать и сохранять учебную задачу; Л: умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях; К:

Презент ация



Предварительный просмотр:

1 группа – Масляная лампа.

IMG_256

Масляные лампы существовали с древнейших времен. Древние масляные лампы, как, например, греческие или римские, представляли собой плоский овальный сосуд из глины, наполненный маслом, в которое погружался шерстяной фитиль так, что его свободный конец выходил наружу; масло всасывалось волокнами фитиля и, таким образом, питало пламя.

2 группа – Керосиновая лампа.

IMG_256

Маленькая керосиновая лампа - светильник, работающий на основе сгорания керосина. Сохранилось защитное стекло, имеет сколы в верхней части. А чтобы ими пользоваться, необходимо было наполнить лампу керосином, поджечь фитиль и лампа начинала светить. Такие лампы излучали свет не только в домах, но и на поездах, на вокзалах.

3 группа – Газовое освещение.

IMG_256

Газовые светильники. Газовое освешение появилось в 50-х годах 19 в. На улицах появились необычные кареты с установленными на них причудливыми железными цилиндрами, для развозки газа с небольших частных заводов по магазинам. Использование открытого пламени приводило к пожарам, часто целые городские кварталы выгорали от разбитой керосинки. На шахтах происходили взрывы, гибли люди. Так на улицах городов появились фонари сначала свечные, затем в них зажигали газ ацетилен.

4 группа – Лампа накаливания.

IMG_256

В 1872 году в Санкт-Петербурге родилась первая лампа накаливания, подытожившая тысячелетние поиски и совершившая революцию в технике освещения. Первым, кто догадался выкачать из стеклянной колбы воздух, поместив туда угольный стержень, накалявшийся под действием тока, был гениальный русский ученый Александр Николаевич Лодыгин. Его первые лампы представляли собой тонкую угольную палочку, зажатую между объемными стрежнями из меди. Все это находилось в закрытом стеклянном шаре. Это было еще несовершенное устройство, тем не менее, они начали активно использоваться для освещения зданий и улиц Петербурга.

5 группа – Дуговая.

IMG_256

Во второй половине 70-х годов 19 века знаменитый американский изобретатель Томас Эдисон смог создать долговечную, надежную и недорогую модель в 1878 году. Кроме того, ему удалось наладить ее производство. В его первых лампах в роли нити накаливания была обугленная стружка, сделанная из японского бамбука.Вольфрамовые нити, привычные нам, появились значительно позже. Они стали использоваться по инициативе Лодыгина,  русского инженера

.

6 группа – Светодиод.

IMG_256

Светодиод - это полупроводниковый прибор, преобразующий электрический ток непосредственно в световое излучение минимальное потребление энергии обеспечивается за счет свойств специально выращенного кристалла. В больших уличных экранах применяются. Так же используются в качестве подсветки небольших экранов. 


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

История и культура города Санкт-Петербурга 3 класс Тема урока "История наводнений и пожаров в Петербурге".

Этот материал можно использовать на уроке по истории города  в 3 классе "История наводнений и пожаров  в Петербурге"....

Учебно-методический комплект (технологическая карта+презентация) для 2 класса. Тема урока: "Сложение и вычитание двузначных чисел", УМК "Начальная школа 21 века".

Данный учебно-методический комплект по математике (технологическая карта+презентация) для 2 класса. Тема урока: "Сложение и вычитание двузначных чисел", УМК "Начальная школа 21 века" поможет учителям ...

Открытый урок технологии в 4 классе. Тема урока: «История новогодних традиций России. Комбинирование бумажных материалов. Изготовление новогодних игрушек».

Планируемый результат: совершенствовать приёмы работы с бумагой при создании новых форм новогодних игрушек.Задачи урока: Расширить знания о праздновании Нового года в России. Учить испо...

Технологическая карта по английскому языку 4 класс. Тема урока «Hobbies And Fun Activities»

Цель урока: создание условий для формирования лексического навыка говорения. Задачи урока Дидактические:отработать произношение звука [w] посредством выполнения фонетической зарядки;уч...

Технологическая карта по английскому языку 4 класс. Тема урока «Fantastic World»

Цель урока: создание условий для развития навыка говорения с использованием речевых структур: it’s a quarter to (past); it’s half past …; it’s .. to (past)….Задачи урок...

Технологическая карта по английскому языку 3 класс.Тема урока «Go Green»

Цель урока: создание условий для формирования лексического навыка. Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. отработать произношение звука [æ] посредством выполнения фонетической зарядки...

Урок Литературного чтения в 4 классе. Тема_ Уроки истории. М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Урок литературного чтения в 4 классе по программе "Перспектива". Цель урока - познакомить учащихся со стихотворением М.Ю. Лермонтова "Бородино", показать историческое значение...