Конспект родительского собрания "Особенности адаптации первоклассников"
классный час (1 класс)

Кривенко Елена Викторовна

Конспект родительского собрания "Особенности адаптации первоклассников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osobennosti_adaptatsii_pervoklassnikov.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности адаптации первоклассников

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого человека, один из наиболее существенных критических периодов в жизни детей. Начало школьного обучения кардинально меняет весь их образ жизни. Свойственные дошкольникам беззаботность и погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством ограничений: теперь ребенок должен систематически напряженно трудится, четко соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, аккуратно делать задания…Другими словами, он должен адаптироваться к школе, т.е. приспособиться к новым условиям существования, к новому виду деятельности (учебной), к новым контактам и нагрузкам. От того, как пройдет адаптация на первом году обучения, во многом зависит работоспособность и успеваемость школьника в последующие годы. Период адаптации к школе может длится от двух – трех недель до полугода. Это зависит от многих факторов: индивидуальных особенностей первоклассника, характера его взаимоотношений с окружающими, типа учебного заведения, степени подготовленности к школьной жизни. Перечислим признаки успешной адаптации.

  1. Удовлетворенность школьника процессом обучения: ребенку нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страха.
  2. Легкость в изучении программного материала. Если первоклассник испытывает затруднения при обучении, то необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а также не сравнивать с другими детьми. Важно на первых порах вселить в ученика уверенность в успехе, помочь свыкнуться с мыслью: « У меня все получится».
  3. Степень самостоятельности учащегося при выполнении учебных заданий, готовность воспользоваться помощью взрослых лишь после предпринятых попыток выполнить задание самому.
  4. Удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем – самый важный признак того, что ученик освоился в школьной среде.

Известно, что не только среда воздействует на человека, но и он сам меняет социально – психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только первоклассникам ( к классу, к своему месту в школе, к учителю), но и педагогам к новым для них воспитанникам.

Для первоклассников ещё очень актуальны виды деятельности, которыми они занимались в дошкольном детстве. Это, прежде всего, игра – необходимый компонент учебного процесса в 1 классе. Например, на первом уроке 1 сентября можно использовать игру для знакомства первоклассников с правилами школьника.

- вставайте дружно каждый раз, когда учитель входит в класс;

- ответить хочешь – не шуми, а только руку подними.;

- учитель спросит – надо встать, а сесть позволит - сядь ;

- ты сиди за партой стройно и веди себя достойно;

- парта – это не кровать и нельзя на ней лежать;

- школа – не вокзал; здесь не ждут тех, кто опоздал.

Проводя игру « Доскажи словечко», можно научить школьников пользоваться вежливыми словами.

Мальчик вежливый, прекрасный,

Говорит, встречаясь… ( здраствуй).

Встретил Витю я, соседа.

Встреча грустная была.

На меня он, как торпеда,

Налетел из – за угла.

Но представьте! Зря от Вити

Ждал я слова… ( извините).

Дедушка про внучку говорил:

Экая досада – я портфель ей подарил, Вижу, очень рада.

Но нельзя ж молчать, как рыба,

Ну сказала бы… ( спасибо).

В 1 классе можно использовать два вида игр: ролевые и игры с правилами ( дидактические, подвижные, настольно – печатные).

Игры с правилами ( дидактические) чаще всего решают учебную задачу. На уроках чтения можно провести игры « Живые звуки», « Живые слова», « Найди свой домик», « Найди свою пару», разгадать кроссворды и т.д.

Ролевые игры важны для формирования произвольного поведения, воображения, креативного мышления, коммуникативных умений. На уроках литературного чтения, окружающего мира, изобразительного искусства, технологии, проводимых по пособиям комплекта « Начальная школа ХХI века», ученики часто разыгрывают роли сказочных или воображаемых героев. В учебниках комплекта « Начальная школа ХХI века» много таких заданий. Интересно, что, выполняя их, первоклассник сам распоряжается взятой на себя ролью, устанавливает правила игры и взаимоотношения с партнерами, развертывает сюжет игры и заканчивает ее по своему  решению. В ходе таких игровых ситуаций развиваются самоконтроль и самооценка ( рефлексия).

Учитывая наглядно – образный характер мышления младших школьников, полезно регулярно организовывать моделирующую деятельность ( со схемами, моделями звуков, геометрическими фигурами, объектами природы). Опора в обучении на наглядно – действенное и наглядно –образное мышление первоклассников способствует формированию логического мышления.

Первоклассники быстро утомляютя, поэтому виду деятельности на уроке должны быть разными. Снять усталость помогают ролевые физкультминутки, например:

Мы писали и считали

А теперь все дружно встали

И зверятами все стали,

Попрыгали, как зайчата.

Покружились, как лисята.

Потоптались, как медведи.

Как жирафы, потянулись

И друг другу улыбнулись.

Скачет шустрая синица.

Ей на месте не сидится.

Прыг – скок, Прыг – скок,

Завертелась, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки на плетень

Тири – тень, тири – тень.

Однако психологическое различие игровой и учебной деятельности состоит в том, что игровая деятельность является свободной, а учебная деятельность построена на основе произвольных усилий школьника. Переход от игровой деятельности к учебной осуществляется не по его воле, не естественным путем, а как бы навязан ученику сверху.

Первый год обучения в школе – серьезное испытание для ребенка. Психологи отмечают, что дети переживают психологический кризис. Важное изменение в жизни первоклассников – « прилюдность» поведения, контроль со стороны учителя, одноклассников. Публичность жизни может забирать значительную долю психологической энергии ученика. Для снятия нагрузки можно посоветовать родителям давать детям дома возможность для уединения, а также постараться не делать им лишних замечаний.

Положению первоклассника не позавидуешь.. Он попал в новое окружение, появились новые требования, ему надо уметь слушать, концентрировать внимание, отвечать на вопросы, при этом подавляя желание побегать, поиграть и повеселиться. Если со всем этим ученик справляется, то он радостен, увлечен, верит в свои силы. Тогда речь может идти о полной адаптации . Если первоклассник по разным причинам не справляется, с учебной нагрузкой то со временем  он попадает в разряд неуспевающих, что приводит к неврозам, к « школобоязни».

Отсутствие адаптации у определенной части школьников связано с поведенческими проблемами, а именно с низким усвоением школьных норм поведения.

Чаще всего в число детей группы риска младшего школьного возраста попадают следующие учащиеся.

  1. Соматически ослабленные ученики, имеющие хронические заболевания и стоящие на учете у разных специалистов. К сожалению, сейчас почти 80% школьников имеют отклонения в состоянии психического и физического здоровья. Число детей, неспособных на должном уровне усвоить программу, колеблется от 15 до 40%. Они пропускают много уроков и долго восстанавливаются после болезни, у них низкая работоспособность и повышенная утомляемость.
  2. Школьники с синдромом дефицита внимания. Для них характерна чрезмерная активность, суетливость, невозможность сосредоточить внимание.
  3. Леворукие учащиеся.
  4. Ученики с нарушением эмоционально – волевой сферы – агрессивные, эмоционально расторможенные, застенчивые, тревожные или замкнутые.

К критериям благополучной адаптации можно отнести: а) динамику работоспособности и ее улучшение на протяжении первого полугодия; б) отсутствие изменений показателей здоровья; в) хорошее усвоение учебной программы.

Индикатором трудности процесса адаптации к школе являются изменение поведение первоклассников.

С целью грамотной организации адаптации первоклассников необходимо провести родительское собрание , на котором может выступить психолог, который даст советы, рекомендации по адаптации первоклассников, памятки, проведет анкетирование родителей и детей, скорректирует работу классного руководителя..

Насколько ученик будет собранным в учебной деятельности, зависит не только от  учителя, но и от родителей. Чем больше взрослых оказывают посильную помощь в процессе обучения, тем успешнее первоклассник адаптируется к новым условиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Мы все и родители, и учителя, с волнением и нетерпением ожидаем того дня, когда наш ребенок пойдет в первый класс, станет школьником. Это важное событие в его жизни, но оно не менее значимо и дл...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников к школе"

Вашему вниманию предлагается подробный конспект собрания и презентация....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал разработан к родительскому собранию в 1 классе....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Наступил долгожданный день. когда дети переступили порог школы. Радостное настроение, ожидание успехов ребенка... Но уже через неделю вам кажется, что все изменилось! Почему? Что происходит с первокла...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Рекомендации родителям первоклассников по адаптации детей к школьной жизни....

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данное собрание рекомендую для учителей первоклассников...

Родительское собрание "Адаптация первоклассников"

Данный материал поможет учителю начальных класов провести родительское собрание по адаптации первоклассников к школе...