Статья. Работа с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью проживающих в стационарных условиях, направленная на восстановление семейных связей в рамках инновационного проекта «Общение без границ»
статья

Чеченкова Екатерина Владимировна

В настоящее время для воспитанников детского дома особенно актуально их включение в среду сверстников, возможность обрести семью. Решение подобных проблем невозможно без навыков социального взаимодействия и коммуникации. Работа по проекту ведется с использованием технологий альтернативной дополнительной коммуникации, современных эффективных практик формирования и развития коммуникативного потенциала у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Цель работы учреждения — максимально способствовать возвращению ребенка в родную (кровную) семью, передаче детей под опеку, попечительство или в приемные семьи. А так же, максимально сократить количество возвратов воспитанников из родных, приёмных семей в детский дом.

Каждый ребенок — участник проекта получает возможность научиться общению на доступном уровне с использованием современных технических средств и в итоге преодолеть существующие барьеры и границы в общении.

Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальной недостаточностью представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями развития, находится в психотравмирующих условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

 

Е.В. Чеченкова

(СПб ГБСУСО «ДДИ №1», Санкт-Петербург, г. Петергоф, Россия)

 «Работа с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью проживающих в стационарных условиях, направленная на восстановление семейных связей в рамках инновационного проекта «Общение без границ»

В настоящее время для воспитанников детского дома особенно актуально их включение в среду сверстников, возможность обрести семью. Решение подобных проблем невозможно без навыков социального взаимодействия и коммуникации. Работа по проекту ведется с использованием технологий альтернативной дополнительной коммуникации, современных эффективных практик формирования и развития коммуникативного потенциала у воспитанников с интеллектуальной недостаточностью.

Цель работы учреждения — максимально способствовать возвращению ребенка в родную (кровную) семью, передаче детей под опеку, попечительство или в приемные семьи. А так же, максимально сократить количество возвратов воспитанников из родных, приёмных семей в детский дом.

Каждый ребенок — участник проекта получает возможность научиться общению на доступном уровне с использованием современных технических средств и в итоге преодолеть существующие барьеры и границы в общении.

Детско-родительские отношения в семьях детей с интеллектуальной недостаточностью представляют собой чрезвычайно важную и сложную проблему. Семья, в которой родился ребенок с тяжелыми нарушениями развития, находится в психотравмирующих условиях. 

Перед специалистами нашего учреждения стоят задачи:

  • обучить родителей понимать вербальные и невербальные сообщения детей с тяжелыми речевыми нарушениями, обеспечить более эффективное взаимодействие родителей со своим ребёнком;
  • формировать навыки общения у ребёнка с интеллектуальной недостаточностью на разных этапах жизни.

Ребенка с интеллектуальной недостаточностью зачастую необходимо учить всему, даже улыбаться. Улыбка появляется лишь под воздействием социальных факторов. С такими детьми нужно постоянно общаться, сопровождая свои действия негромкой, плавной речью со спокойной, приветливой интонацией. С ними надо больше разговаривать, называя действия, которые выполняются. Нужно постоянно поддерживать внимание и познавательный интерес к деятельности и к окружению. 

Общение — это не только произнесение слов. Понятие «общение» предполагает также умение слушать и понимать, умение соблюдать очередность в разговоре, умение завязывать и поддерживать беседу. 

Работа по взаимодействию с родителями детей с интеллектуальной недостаточностью включает в себя два блока: информационно-исследовательский и деятельностный.  

Информационно-исследовательский блок является базовым, так как он обеспечивает информацией, необходимой для правильного построения взаимодействия с родителями с учётом их личностных особенностей, особенностей родительских позиций по отношению к ребёнку, типа семейного воспитания, выраженности эмоционального стресса, вызванного нарушением развития и здоровья ребёнка.

С этой целью был проведён комплекс мероприятий:

  • анкетирование

-   с целью выявления отношений родителей к ребёнку, особенностей общения с ним;  

 с целью выявления характера восприятия родителями ребёнка;

  • наблюдение за взаимодействием родителей и ребёнка в ходе совместной деятельности, беседы с целью осмысления родителями своих проблем, ведущих к переоценке жизненных установок;
  • беседы;
  • консультации;
  • индивидуальные и групповые занятия с детьми с участием родителей;
  • проведение совместных праздников, конкурсов, развлечений.

Изучение взаимодействия ребёнка и родителя в ходе совместной деятельности показало, что большинство родителей осуществляют взаимодействие по типу «доминирование». Для родителей характерно одёргивание ребёнка, суетливость, нервозность, старание удерживать его около себя, ограничение инициативы, решение только одной потребности — накормить. Также имеет место тенденция «говорить за них», «решать за них», и иногда просто забывают к ним обращаться.

Опыт наблюдения за взаимоотношениями родителей со своими детьми показывает, что родители чаще находятся в стрессовом состоянии, которое выражено или в скрываемом эмоциональном отвержении или повышенной моральной ответственности, которая не позволяет родителям адекватно оценивать ребёнка и перспективы его развития.  

На основе анализа результатов диагностики были определены направления психокоррекционной и консультативной работы с родителями.

Деятельностный блок включает в себя следующие направления:

  • гармонизацию семейных отношений;
  • установление правильных детско-родительских отношений;
  • улучшение эмоционального климата в семье;
  • упрочнение социального статуса в семье;
  • расширение ближайшего социального окружения детей и взрослых;
  • улучшение содержания повседневных коммуникативных контактов детей, их эмоциональное, сенсорное и когнитивное наполнение;
  • повышение эмоциональной насыщенности контактов родителей с детьми;
  • развитие коммуникативных форм поведения, способствующих самоактуализации и самоутверждению.

Для реализации содержания взаимодействия используются индивидуальные и групповые формы работы с родителями.  

Общение взрослого с ребенком строится на принципах:

 сохранение в семье единства взглядов по вопросам воспитания и общения с ребенком;

 передача ребенку чувства любви близких;

 принятие ребенка таким, каков он есть, со всеми его особенностями.

 проявление интереса к ребенку во время общения (кивком головы, одобрением и т.д.);

 поддержание стремления ребенка к общению со взрослыми членами семьи;

 использование положительного эмоционального тона при общении с ребёнком, улыбки и т. д.  

 положительное восприятие успехов и достижений ребенка, проявление радости;

 внимание не только вербальной (речевой) стороне, но и невербальной (неречевой) в общении с ребёнком.

В рамках проекта «Общение без границ» были проведены следующие мероприятия:  

 организация родительских собраний с целью теоретического информирования о базовых основах коммуникации;

 совместные встречи родителей с детьми с целью изучения и использования способов и приёмов коммуникации в процессе повседневной жизни в доступных формах;

 консультирование (тематическое, стендовое, публичное, адресное);

 создание чата «Родители» с целью информирования родителей о повседневной жизни ребёнка и расширения контактов взаимодействия между родителями, решения проблемных ситуаций;

 изучение специальной литературы в области коррекционной педагогики, логопедии, психологии;

 создание индивидуального иллюстрированного пособия «Говори со мной» с целью изучения наборов жестовых знаков взаимопонимания;  создание индивидуального коммуникативного альбома «Мир сказок» (альбом с картинками). Альбом используется для запоминания жестов в игровой форме через художественную литературу (при чтении историй, авторских сказок с использованием разнообразных пальчиковых игр и стихов);

 совместные выпуски газет, буклетов по актуальным темам;

 совместные игры с детьми;

 проведение досуговой деятельности: семейные, спортивные праздники, концерты, совместные выезды (театры, музеи, кино, выставки), участие в концертах, фестивалях.

Итоги работы

  1. В ходе работы отмечена положительная динамика общения родителей со своими детьми: появилась внутренняя эмоциональная стабильность, выражение одобрения и оказания эмоциональной поддержки ребёнку, принятие ребёнка родителями, восстановились доверительные отношения, родители научились замечать успехи своего ребёнка, понимать и разговаривать с ним.

2. Вовлечение родителей в коррекционно-развивающий процесс

Родители и дети стали жить более полной жизнью, в которой всё большее место занимает общение друг с другом, сложилась атмосфера взаимопонимания, общность интересов, произошло зарождение семейных ритуалов, традиций, между родителями, расширился круг общения. Высокая актуальность темы работы с семьями заставляет нас постоянно совершенствовать существующие методы и приёмы работы и искать новые.

Педагоги создают видеоролики по наиболее востребованным родителями темам, проводятся мастер-классы, совместные занятия, праздники. 

  1. Возможность по–новому взглянуть на своего ребёнка, принять его
  1. Возвращение двоих детей в кровную семью.

Сотрудничество родителей с командой сотрудников (директором, заместителем директора, заведующими структурными подразделениями, методистом, логопедами, учителями-дефектологами, воспитателями, медицинским персоналом), помогает родителям применять полученные знания и умения во взаимодействии со своими детьми и принимать своего ребёнка таким, какой он есть – во всех его проявлениях.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ детей с интеллектуальными нарушениями, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания

В.Н. Попова,  заместитель директора по  УВРСанкт-Петербургское государственное бюджетное стационарное учреждение социального обслуживания «Дом-интернат для детей-инва...

статья "Работа с родителями детей с ОВЗ"

Появление на свет больного ребенка это трагедия  для всех членов семьи.Получение образования детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) – одно из основных и неотъемлемых условий их социал...

Статья "Работа с родителями детей с ОВЗ".

В статье рассказывается о методах, приемах и формах работы с родителями детей с ОВЗ....

Статья "Особенности обучения детей с интеллектуальной недостаточностью в условиях реализации ФГОС"

В статье рассказывается об обучении детей с ОВЗ в условиях инклюзии. Описывается организация работы на уроке, методы и приемы....

Статья "Работа с родителями детей с ОВЗ"

Коррекционная педагогика...