Сценарий игровой программы " Как на масляной недели..."
план-конспект занятия (1 класс)

Бочарова Лариса Ивановна

Цель: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей

к духовным ценностям наших предков.

Задачи:Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.

Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма. Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.

Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenitsa.docx25.74 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий игровой программы «Как на масленой неделе…»

Цель: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей

к духовным ценностям наших предков.

Задачи:Образовательные: учить понимать и осмысливать традиции русского народа, обобщить их знания о праздновании Масленицы на Руси; обогатить словарный запас младших школьников, тренировать умение отгадывать загадки, расширить знания о народном этикете.

Развивающие: развитие памяти, внимания, мышления, ловкости, чувства такта и ритма. Воспитательные: воспитание патриотизма, основанного на уважении к укладу жизни, обычаям наших предков, воспитание чувства общности со своими истоками.

Социальные: направлять детское взаимодействие, коммуникацию, учить детей договариваться, не вступая в конфликт друг с другом.

Ход праздника

Место проведения: актовом зале

Действующие лица:Чтец1, чтец 2, Ведущий 1, Ведущий 2,Зима, Весна.

Реквизит: веревки, тарелки, сковородки, бумага, ручки, снежки из бумаги.

Учащаяся 1: Весна в окно стучится
И песенки поет.
У нас в улыбках лица!
Ведь праздник к нам идет.

Учащаяся 2: Мы праздник этот любим.
Всех с Масленицей вас!
Мечтали как о чуде
О ней мы много раз!

Ведущий1:
- Здравствуйте, гости дорогие, долгожданные!

Масленица! Масленица! Широкая масленица!
Гостья нагостилась, с зимушкой простилась,
С крыши капели, грачи прилетели,
Воробьи чирикают, они весну кликают!
Кончилось весельице — беритесь за дельце!

Ведущий 2: Ребята, а вы знаете, что это за праздник? Масленица – это веселые проводы зимы, радостная встреча близкого, весеннего тепла, обновления природы. Наши предки верили, что Зиму злую нужно помогать прогонять, а Весну – красавицу закликать, приманивать, «умасливать» угощениями – блинами. Отсюда и название праздника «Масленица». А чтобы Зима быстрей ушла, а Весна появилась, мы будем тоже веселиться, петь, играть от души, и блинками сладкими угощаться. Ребята, а какой зверь всю зиму спит, а весной просыпается? Правильно, медведь. Так вот в праздник Масленицы водили по ярмарке медведя, народ и малых ребят тешили. А у нас медведь тоже вас пришел позабавить, на гармошке нам поиграть. Праздник Масленицы длится неделю и каждый день недели имеет свое название.

Ведущий 1:
А вы знаете, что Масленица предшествует Великому посту. Она длится всего неделю, и эту неделю можно плясать веселиться, кататься с горок, устраивать состязания и есть блины. А еще у каждого дня масленичной недели есть свое название. Давайте с вами узнаем, как называются каждый из дней масленицы.
Ведущий2: Первый день – «Встреча».

Понедельник первый вечно
и называется он «встреча»,
В этот день Весну встречают,
И блины печь начинают!
А кто знает, ребята, почему именно блинами принято было угощаться на Масленицу? Конечно, блинок круглый, как солнышко. А еще он сытный, можно наесться перед Великим постом.А теперь давайте немного поиграем.
Игра – Горячий блин.

Из альбомного листа вырезается круг. Это будет блин. Все участники встают в круг и делают руки ладонями вверх. Включается веселая музыка. Первому участнику кладется на ладони «блин», и участник должен как можно скорее передать этот блин на ладони другому участнику. В тот момент, когда музыка остановится, участник, у кого в этот момент будет в руках «блин», выбывает. Так же выбывает участник, который уронит блин при передаче. Последний оставшийся получает приз.

Ведущий 2: Сядем рядком да поговорим ладком. Все ли здесь смышлёные? Загадки отгадывать умеете?                                                                                                                           

Загадки.

Стоит в углу Агрипина,

Большой рот разиня.

Пасть открывает,

Что дают – глотает.

Зимой она ест и фырчит,

А летом голодная спит.   (Печь)

Стоит толстячок,

Подбоченя бочок.

Шипит и кипит,

Всем чай пить велит.   (Самовар)

Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают?     (Блины)

Черна, мала крошка,

Соберут немножко,

В воде поварят

Ребята съедят.  (Каша) 

Шагает красавица,
легко земли касается,
Идёт на поле, на реку,
И по снежку, и по цветку.
(Весна)

Зазвенели ручьи,
прилетели грачи.
В улей пчела
первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
когда это бывает?
(Весна)

Была белая да седая,
Пришла зелёная, молодая.
(Зима и весна)

У занесённых снегом кочек,
Под белой шапкой снеговой
Нашли мы маленький цветочек,
Полузамёрзший, чуть живой.
(Подснежник)

В голубенькой рубашке
Бежит по дну овражка.
(Ручеек)

Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький.
(Подснежник)

Возьму пыльно, сделаю жидко,

Брошу в пламень – будет как камень.  (Мука, тесто, хлеб)

На горячем донце выпекают солнце.  (Блин)

На сковороду ручейком, со сковороды – солнышком.  (Блин)


Ведущий 1: Второй день – «Заигрыш».

Вторник – «заигрыш» зовется,
Ходят все друг к другу в гости,
С горок снежных все катаются,
И блинами наедаются.
Начинается у женщин блинная баталия. К утру блины должны быть готовы. А мы сейчас посмотрим, какие у нас девочки хозяйки.

Игра «Испеки блины»

Вызывается две команды по 6-8 девчонок. Каждая получает по тарелке. По сигналу, первая участница бежит с тарелкой к столу с блинами, берег один блин и пишет с какой начинкой она готовит. После возвращается к своей команде, перекладывает свой блин в другую тарелку и передает следующему игроку.Выиграет та команда, которая быстро «испечёт блины» с разными начинками и не повторится.


Ведущий2: Третий день – «Лакомка»

Среда – лакомка называется,
Вот тут все точно объедаются!
Живот себе все набивают,
И друг друга угощают!
Этим днем зять к теще на блины едет. Ради него, ради этого дня и собиралась к теще вся родня. А молодые люди про это и песни пели. Ребята, а кто такой зять? Да, это муж дочери. Мальчики у нас все будущие зятья. Давайте проверим их на силу и ловкость. Игра «Петушиные бои». Выбираются два мальчика, они встают в круг, держатся левой рукой за левую ногу, стоят на правой, правую руку держат на поясе. Нужно попытаться вытолкнуть животом из круга соперника. Побеждает тот, кто не упадет и окажется в круге.


Ведущий 1: Четвертый день – «Разгуляй».

Ну, а что же с четвергом,
Четверг зовется «перелом»
С этого дня все меняется
И разгулье начинается!
В этот день был самый разгул веселья. С утра по селу катаются люди на лошадях, на ряженых, садятся в сани сами, сажают чучело Масленицы. А где и быка на сани взгромоздят. И мы с вами будем кататься на лошадках.

Игра «Лошадки». Дети делятся на две команды, выбираются два мальчика посильнее, им дается в руки веревка, они должны обежать зал, вернуться обратно, подхватить второго игрока в команде, сделать с ним круг, вернуться за третьим ит.д., пока все игроки не возьмутся за веревку и окажутся запряженными в сани. Выиграет та команда, которая придет к своему месту первой и не потеряет в дороге ни одного игрока.


Ведущий2: Пятый день – «Тещины вечерки».

«Тещины вечорки» пятница называется,
В этот день зятья к тещам в гости собираются!
И тещи для зятьев пекли блины,
И устраивали настоящий зятю пир!
В этот день молодая семья тещу встречала, да блинами угощала.

Эстафета «Бегущие сковородки»

Дети делятся на две равные по количеству игроков команды и встают друг за другом. По сигналу первые игроки из команд бегут со сковородками к столу на противоположной стороне и кладут в них блины (муляжи), и бегом возвращаются обратно. Перекладывают блины на блюдо и передают сковородки следующим игрокам. Выигрывает та команда, игроки которой быстрее закончат эстафету.


Ведущий 1: Шестой день – «Золовкины посиделки».

А суббота – день семейный,
Зовется «золовкины посиделки»
В этот день невеста родных в гости принимает,
А золовкам всем подарки дарит!
В этот день молодая жена принимает у себя сестру мужа. А еще в этот день играют в игру «Взятие снежного городка».

Игра «Метание снежков». Дети делятся на 2 команды. Каждой команде даются снежки из бумаги, которые нужно бросать в корзину. Выиграет та команда, которая больше попадет в цель.


Ведущий2: Седьмой день – «Прощеное воскресенье».
У воскресенья званий много,
Но скажем лишь одно мы,
Прощенное зовется воскресенье,
И просят все друг у друга прощения!
Прощеный день называли его, а еще прощание, проводы. В этот день все от мала до велика просили друг у друга прощения. А вечером прощались с Масленицей, вывозили ее за околицу, поджигали.

Ведущий 1:Ребята, мы все сегодня хорошо потрудились, веселились, играли, смеялись. Пора нам уже весну звать. Давайте споем песенку про Весну, может она нас услышит. (Исполняется весенняя песня)

 (Выходит Весна)

Весна:
Слышу, слышу, что зовете,
Вижу, вижу, что меня вы ждете.
Вот пришла я к вам друзья,
Наконец, я вас нашла!
Весна:Здравствуйте, ребята! Вы так хорошо играли и веселились, что я не смогла сдержаться и пришла на ваш зов.

Появляется Зима под звон бубенцов и звук метели.

Зима.

Что это вы тут развеселились.

Расшумелись, разрезвились?

 

Весна.

Потрудилась ты, Зима-Зимушка, всласть,

Похозяйничала, пора и честь знать.

 

Зима.

Ах, вот ты как!

Да, я Зима — белая, белая,

В поле снегом сеяла-сеяла.

 

Весна.

А я Весна — красная, красная,

Солнечная, ясная, ясная.

 

Зима.

Тебя снегом вымою, вымою,

За ворота выгоню, выгоню!

 

Весна.

Я снежком укроюсь, зеленью покроюсь.

Буду еще краше на просторах наших!

 Зима.

Ну что же, Весна-красна, спорить и говорить ты мастерица.

Но без боя я не уступлю свое место.

Предлагаю устроить конкурс, а примут в нем участие все ребята!

Весна:Ребята, хотите, чтобы весна пришла? Я хочу попросить у вас помощи. Я предлагаю поиграть в игру. Но нужно быть очень внимательным. Я буду говорить какую — то новость. Если она хорошая, то вы должны хлопать в ладоши, как можно громче. Если новость Вам не понравится, то вы будете топать ногам, что есть мочи. Ну начнем.

  • У Весны сегодня день рождения (хлопают)
  • Угощаемся блинами и печением (хлопают)
  • Зиму мы отправим на покой (хлопают)
  • Вьюги и морозы оставит нам с тобой (громко топают)
  • За игру даю коробку я конфет (хлопают)
  • Вы откроете, а там ничего нет (топают)
  • Отмечаем Весны мы день рождение (хлопают)
  • А потом пойдем все на учения (топают)
  • С Масленицей всех мы поздравляем (хлопают)
  • И улыбаться почаще пожелаем (хлопают).

Зима. Да, сильна ты, Весна, Я отступаю!

Уходит.

Весна:Молодцы, ребята! Вы справились с заданием. И прогнали Зиму в её снежное царство.

Ведущий: Масленица, Масленица! Широкая Масленица!
Гостья нагостилась,
С зимушкой простилась,
С крыши капели,
Грачи прилетели,
Воробьи чирикают,
Они весну кликают.

Ведущая. Вам спасибо за внимание, за активное старанье, за веселье, шутки, смех.

И награда будет для всех!

А теперь давайте вместе с вами
Угостимся мы блинами.

Ведущий:

– А на прощанье готово угощенье всем на удивление!

– Вот румяные блины
Во все стороны равны!
К ним сметана или джем
Разбирайте, хватит всем!

Ведущий:

С пылу, с жару разбирайте,
Похвалить не забывайте!
Все румяны и красивы,

Вместе.

– А за праздник вам – Спасибо!

(Все подходят к столу и угощаются блинами)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой программы по ПДД в 3 классе.

Путешествие по городу Светофорску. В игре участвуют четыре команды по пять человек. Капитанам вручаются маршрутные листы. На каждой остановке команды выполняют задания....

СЦЕНАРИЙ ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ «ЗДРАВСТВУЙ, ГОРОД РАСЧУДЕСНЫЙ! ЗДРАВСТВУЙ, ГОРОД ЛИП!»

Данный материал можно использовать при проведении внеклассного мероприятия в школе....

Сценарий игровой программы «Жить в Республике - знать Республику…"

Игровая программа по краеведению для учащихся 2-4 классов...

Учебно-методическое занятие сценарий игровой программы (клубный час) для младших школьников посвященной Международному женскому празднику 8 марта «А ну-ка девочки!»

Цели: обеспечить учащимся в условиях комплексной информатизации образования возможность сохранения здоровья за период обучения в начальной школе, сформировать необходимые знания, умения и навыки здоро...

Праздничная игровая программа "Как на масляной неделе"

Формирование уважения к традициям и культуре народов России как общечеловеческой ценности. Знакомство обучающихся с традициями и обычаями русского народа. Развитие интереса к истории русского народа, ...

Игровая программа: "Как на масленой неделе..."

Цель: ознакомить младших школьников с историей празднования Масленицы, приобщить детей      к духовным ценностям наших предков....