Использование современного сленга детьми младшего школьного возраста
методическая разработка (4 класс)

Самохина Ирина Ивановна

Презентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация сленг1.63 МБ
Файл конспект сленг 68.34 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Учебно- исследовательская работа «Использование современного сленга детьми младшего школьного возраста» Выполнила: проектная группа 3 А класса Руководитель : Самохина Ирина Ивановна

Слайд 2

Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что детский сленг – начальная ступень процесса развития языка и его пополнения. Цель работы: исследование и изучение сленговых слов обучающихся 3 «А» класса МАОУ СОШ № 16 и, в том числе, использование их в семье.

Слайд 3

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи: 1.Найти теоретический материал по данной теме. 2.Составить анкету-опросник отдельно для школьников и отдельно для их родителей. 3.Провести независимое анкетирование школьников и родителей. 4.Обработать данные (составить таблицы, диаграммы, схемы). 5. Проанализировать и сделать выводы.

Слайд 4

Гипотеза исследования: школьники, учась в одном классе, знают многие современные слова и их значение; родители обучающихся не владеют современной лексикой.

Слайд 5

Объект исследования: языковая среда учащихся. Предмет исследования: устная речь учащихся и родителей.

Слайд 6

1. челлендж – испытание; 2.жиза –жизненная ситуация; 3.муд – состояние человека; 4.пранк – розыгрыш; 5.ЛП – лучшая подруга; 6.ЛД – лучший друг; 7.кринж -стыд ; 8.рофл – шутка; 9.нуб – неопытный; 10.изи – легко; 11.скрафтить – сделать какой-то предмет вручную; 12.падик – подьезд .

Слайд 7

Анкета «Что означают данные слова?» Слово современного сленга Значение слова челлендж жиза муд пранк ЛП ЛД кринж рофл нуб изи скрафтить падик

Слайд 8

Распространенность современных сленговых слов среди родителей и обучающихся .

Слайд 9

Самые распространенные слова Обучающиеся Родители жиза рофл и зи скрафтить челлендж жиза пранк

Слайд 10

Самые нераспространенные слова Обучающиеся Родители муд нуб ЛП и ЛД скрафтить нуб муд

Слайд 13

Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующие выводы: Дети в своей речи используют много сленговых слов. Большую часть слов дети узнают от сверстников, а не из интернета, как считают взрослые. В семьях по-разному относятся к использованию сленга, и многие родители стремятся понимать язык общения своих детей. Родители хотят сохранить русский язык без использования современного сленга, а дети стараются не использовать сленг в семье, чтобы старшее поколение их понимало.

Слайд 14

Выдвинутая гипотеза после анализа полученных данных подтвердилась: одноклассники знают разное количество сленговых слов. Словарный запас их родителей не так богат сленгом и, видимо, зависит от таких факторов как возраст, сфера деятельности, образование.

Слайд 15

„Употреблять иностранное слово, когда есть равносильное ему русское слово, — значит оскорблять и здравый смысл, и здравый вкус.“ В. Г. Белинский



Предварительный просмотр:

Управление образования Администрации городского округа Долгопрудного

Автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования

г. Долгопрудный средняя общеобразовательная школа №16

(МАОУ СОШ №16)

Учебно-исследовательская работа

«Использование современного сленга детьми младшего школьного возраста»

Выполнили:

ученики 3 А класса

Руководитель:

Самохина Ирина Ивановна,

учитель начальных классов

 

г. Долгопрудный, 2022 г.

Содержание

Паспорт проектной работы……………………….............................................................3

I. Введение…………………………………………............................................................4

II. Теоретическая часть……………………………………………………………………5

III. Практическая часть……………………………………………………………………7          

IV. Заключение…………………………………………………………………………….9

V. Библиография………………………………………………………………................10

VI.  Приложения………………………………………………………………………….11

Паспорт учебно-исследовательской работы

  1. Название проекта: «Использование современного сленга детьми младшего школьного возраста»
  2. Руководитель: педагог первой квалификационной категории Самохина Ирина Ивановна.
  3. Название учреждения: МАОУ СОШ № 16.
  4. Год разработки: 2022.
  5. Возраст участников проекта: 8-9 лет.
  6. Направление проекта: обществоведческое .
  7. Тип проекта по форме: групповой.
  8. Тип проекта по временным рамкам: краткосрочный.
  9. Время работы: октябрь.
  10. Состав проектной группы: учащиеся 3 «А» класса.
  1. Ахметжанов Амир
  2. Девицев Фрол
  3. Гнездилов Макар
  4. Хахаев Петр
  5. Бахилина Варвара
  6. Калмыкова Арина
  7. Силайчева Яна

Введение

Родители детей младших классов не всегда понимают, о чём говорят их дети. Кто-то раздражается и выступает против появления новых слов, а кто-то пытается вникнуть и запомнить. Важно понимать, что появление новых слов зависит от ситуации, в которой находится ребёнок в тот или иной момент.

И говорить о том, что из-за сленга язык стал хуже и непонятнее, нельзя. Он меняется и подстраивается под определенные события и действия нового поколения, и это происходит автоматически.

Если мы говорим о времени, когда родители были детьми, всё было иначе: не так был развит интернет, не было социальных сетей, общение происходило через письма и телефон. Сейчас ситуация с точностью до наоборот.

И такие вещи влияют на формирование языка, особенно среди детей и молодёжи. Поколения меняются, какие-то вещи уходят в прошлое, другие приобретают новое значение.
Актуальность нашего исследования обусловлена тем, что детский сленг – начальная ступень процесса развития языка и его пополнения.

Именно в младшем школьном возрасте дети начинают применять новые слова осознанно и постоянно среди сверстников, а далее в семьях.
В то же время более старшее поколение задается вопросом о значении используемых слов в речи своих детей.

Цель работы: исследование и изучение сленговых слов учащихся 3 «А» класса МАОУ СОШ № 16 и, в том числе, использование их в семье.

Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:

  1. Найти теоретический материал по данной теме.
  2. Составить анкету-опросник отдельно для школьников и отдельно для их родителей.
  3. Провести независимое анкетирование школьников и родителей.
  4. Обработать данные (составить таблицу, диаграммы, схемы).
  5. Проанализировать и сделать выводы.

Для исследования была выдвинута гипотеза: школьники, учась в одном классе, знают многие современные слова и их значение; родители обучающихся не владеют современной лексикой.

Объект исследования: языковая среда учащихся.
Предмет исследования: устная речь учащихся и родителей.

  1. Теоретическая часть исследования

Начиная работу над темой этого проекта, обучающиеся ответили на вопросы: «А какие слова знаю я, и в каких случаях их использую?». Для исследования было отобрано 12 слов и определено их значение:

  • челлендж – испытание;
  • жиза – жизненная ситуация;
  • муд – состояние человека;
  • пранк – прикол;
  • ЛП – лучшая подруга;
  • ЛД – лучший друг;
  • кринж-стыд;
  • рофл – шутка;
  • нуб – неопытный;
  • изи– легко;
  • скрафтить – сделать какой-то предмет вручную;
  • падик – подьезд.

Эти слова составили первую часть анкеты одинаково для детей и родителей.
Наверное, во всех школах всегда были, есть и будут такие слова, которые понятны любому человеку. Впрочем, как раньше, так и теперь источником сленга является обычный литературный язык.

Просто смысл отдельных слов нормальной речи школьниками переиначивается. Поэтому следующим шагом исследования стал поиск значений этих слов в современных словарях.
Большинство представленных слов имеют англоязычное происхождение. Использование таких слов детьми младшего школьного возраста увеличивается с началом изучения в школе иностранного языка.
Сегодня язык стремится к скорости, к сокращениям. Письменная и устная речь сейчас заменяют друг друга: письменная речь приобретает характеристики устной, становится более краткой, быстрой.

И обмен мнениями, обмен какими-либо мыслями сейчас стал отрывочный, без распространённых предложений, только краткие ёмкие фразы. Общение подростков проходит в социальных сетях, там оно лишено приветствий и прощаний, просто происходит обмен мнениями или обмен новостями без лишних слов. Ответы на вопросы короткие, иногда просто в виде стикеров или смайлов.

Особое внимание следует уделить компьютерному сленгу. Появившись как профессиональный жаргон программистов, компьютерный язык быстро преодолевает границы профессионального средства общения. Он все больше приобретает черты группового, корпоративного жаргона, число носителей которого растет.

Сейчас компьютерный сленг понятен младшим школьникам больше, чем их родителям из-за массового распространения доступных компьютерных игр.

  1. Практическая часть
    Нами были разработаны анкеты отдельно для родителей и школьников (Приложение 1).

В опросе приняли участие 26 учеников 3 «А» класса МАОУ СОШ № 16 и 24 взрослых, являющиеся их родителями. Порядковый номер около фамилии анкетируемых в таблицах совпадает по семьям. Полученные данные занесены в диаграммы.

Оказалось, что все обучающиеся знают все 12 слов. Некоторые дети предложили свои варианты значения этих слов, которые в большинстве случаев были синонимами. (Приложение 2)

Анализ анкет обучающихся показал, что некоторые слова дети знают по компьютерным играм. Особенно заметно по слову «нуб», которому дети предложили свои варианты: не играл, не профи, простой игрок, ничего не знает в игре.

Как показывает результат анкетирования взрослых, только 8 человек из 24 (31%) знают все предложенные слова и нет ни одного родителя, который бы не знал хоть одного слова. Причём слово «нуб» у них не ассоциируется с компьютерными играми, как у детей.

После анализа анкет видно, что слова челлендж и пранк знают абсолютно все дети (100%). Далее среди детей по распространённости следуют слова: жиза, рофл, изи, ЛД и ЛП, скрафтить. Самыми нераспространёнными словами оказались муд и нуб.

Взрослые показали немного другие результаты: нет ни одного слова, которое знали бы все взрослые. Среди взрослых по распространённости следуют слова: жиза, челендж, пранк,. Менее знакомые слова взрослым: ЛП и скрафтить, ЛД, нуб, муд.

Во второй части анкеты респондентам было предложено ответить на  вопрос: откуда дети берут новые слова? (Приложение 3)

Источники появления новых слов в речи детей по опросу оказались разными. В диаграмме представлены результаты ответов детей и родителей.

Из представленной диаграммы видно, что по мнению взрослых дети используют слова, взятые из интернета (сюда входят все источники Тик-ток, социальные сети, игры и т.д.) и от окружающих (детей, сверстников). Дети же утверждают, что основным источником новых слов в речи являются окружающие, причём не только сверстники и друзья, но и родители.

В третьем вопросе анкеты надо было продолжить предложение: «Для чего нужно уменьшить употребление современного сленга?».(Приложение 4)Большинство родителей ответили, для того, чтобы сохранить русский язык, а дети ответили, чтобы их понимало старшее поколение. Вот такие разные мнения у разных поколений.

Проанализировав все полученные данные, можно сделать следующие выводы:

  1. Дети в своей речи используют много сленговых слов. Но нельзя сказать, что учащиеся одного класса используют одни и те же слова для общения между собой в одном и том же смысле.
  2. Не всегда дети знают истинное значение нового слова и в коллективе оно «приживается» под другим значением.
  3. Большую часть слов дети узнают от сверстников, а не из интернета, как считают взрослые.
  4. В семьях по-разному относятся к использованию сленга, и многие родители стремятся понимать язык общения своих детей.
  5. Родители хотят сохранить русский язык без использования современного сленга, а дети стараются не использовать сленг в семье, чтобы старшие поколения их понимало.

Заключение

С каждым годом появляется всё больше новых и незнакомых старшему поколению слов. С началом учёбы в школе у детей увеличивается круг общения с ровесниками, появляется доступ к глобальной сети интернет, социальным сетям, компьютерным играм, что приводит к появлению школьного сленга. Так же добавляются слова с началом изучения иностранного языка.

В итоге языки смешиваются, какие-то иностранные слова переходят в русскую речь. Поэтому процесс изменения языка совершенно естественный, его лучше изучать, а не критиковать.

Несколько лет назад в речи детей существовали границы: во дворе они говорили на одном языке, дома на другом, в школе на третьем. Сейчас эти границы стёрлись, и молодёжь спокойно использует один и тот же сленг независимо от ситуации. Это тоже своеобразное влияние интернета на речь.

Интернет-сленгом в реальной жизни пользуются не только дети, но и взрослые, люди других поколений. Это нормально, потому что в обществе происходит процесс цифровизации.
Родителям стоит быть в курсе лексикона ребёнка. Не нужно это углублённо изучать, но игнорировать тоже не стоит. И это поможет родителям лучше его понимать.

Изменение языка – процесс необратимый. Язык живой, он обновляется, развивается, и ругать ребёнка за новые «словечки» или сленговые выражения, которые непривычны для взрослого человека, неправильно. Надо принимать эти перемены и понимать, что это новое поколение и говорит оно по-новому.

Выдвинутая нами гипотеза после анализа полученных данных подтвердилась: одноклассники знают разное количество сленговых слов. Словарный запас их родителей не так богат сленгом и, видимо, зависит от таких факторов как возраст, сфера деятельности, образование.

Поэтому если между сверстниками сленг упрощает общение, то между людьми разных поколений наоборот усложняет, так как приходится объяснять значение тех или иных слов.

И как бы то ни было, основы русского языка необходимо сохранить и сберечь не только для того, чтобы понимало детей более старшее поколение, а для того, чтобы сохранить чистоту классического русского языка.

Список использованных источников

  1. Малеева Д.А. Роль молодёжного и компьютерного сленга в системе языка. – Вестник ВолГУ. Серия 9. Вып. 9. 2011. – 19 с.

Приложение 1.

Анкета «Что означают данные слова»

Слово современного  сленга

Значение слова

челлендж

жиза

муд

пранк

ЛП

ЛД

кринж

рофл

нуб

изи

скрафтить

падик

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМА ИНСЦЕНИРОВАНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ЛИТЕРАТУРНЫХ СКАЗОК ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Инсценирование является одним из самых любимых видов работы для младших школьников. Этот приём помогает осуществлять преемственность между  дошкольным  и младшим школьным образованием. Привл...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ ТАНЦЕВАЛЬНО-ДВИГАТЕЛЬНОЙ ТЕРАПИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Статья посвящена танцевально-двигательной терапии и приемам работы с детьми младшего школьного возраста....

Возможности использования сказки в работе с детьми младшего школьного возраста

Данная публикация описывает личный опыт использования в социально-реабилитационной работе воспитателя сказкотерапии. В материале представлены авторские разработки дидактичекого материала по воспитател...

Использование психогимнастики в работе с детьми младшего школьного возраста.

Психогимнастика  нужна  в  основном  работникам,  имеющим  дело  с  детьми, у  которых  чрезмерная  утомляемость, истощаемость, непоседливость, в...

«Современные формы организации логопедической работы с детьми младшего школьного возраста».

Реализация возможностей современных информационных технологий расширяет спектр видов учебной деятельности, позволяет совершенствовать существующие и порождает новые организационные формы и методы обуч...

Современное состояние исследования понимания и продуцирования предложно-падежных конструкций в темпоральном и локативном значении детьми младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи

Формирование предложно-падежных конструкций имеет большое значение в развитии грамматического строя речи. Но проблема формирования предложно-падежных конструкций у детей с речевыми нарушениями недоста...