Рабочая программа внеурочной деятельности Культура здоровья для обучающихся 1-4 классов.
рабочая программа (1 класс)

В Рабочей программе внеурочной деятельности "Культура здоровья " описываются цели, задачи , которым должна соответствовать программа. Прописаны все виды умений , результаты оценочной деятельности. Составлено тематическое планирование 

по всем классам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 15»

Принята решением педагогического совета

Протокол № 1 от 31.08.2021г.

                               Приказ № 350-ОД от 31.08.2021г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

внеурочной деятельности

 «КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ»

(ФГОС)

Направление: Спортивно-оздоровительное

Курс обучения: 1 - 4 классы

Срок реализации программы:  2021  - 2025год

Автор:

Шевцова Е.В., учитель начальных классов МБОУ

 «СШ №15»

г. Нижневартовск.

1

Пояснительная записка

3

2

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

5

3

Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

7

4

Тематическое планирование

     Приложение. Материально-техническое обеспечение программы

9

Оглавление

1. Пояснительная записка

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» (далее – Программа) для учеников 1 - 4-х классов составлена на основе следующих нормативно-правовых документов и учебно-методических материалов:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009г. №373 с изменениями;

2. Авторской программы Новолодской Е. Г. Уроки здоровья;

3. Основной образовательной программы НОО МБОУ «СШ №15»;

4. Плана внеурочной деятельности МБОУ «СШ №15».

Одной  из  основных задач  начального образования является сохранение и укрепление здоровья детей. Формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, воспитание общей культуры здоровья – важнейшая часть существования человека в современном мире. Дефицит знаний по вопросам здорового образа жизни снижает уровень здоровья нации, способствует распространению вредных привычек и факторов риска возникновения заболеваний.

В этих условиях школа обрела особое значение и призвана дать подрастающему поколению элементарные представления о взаимосвязях окружающей среды и здоровья человека. Ребёнок приходит в школу в восприимчивом к образованию и воспитанию возрасте, а многие факторы, влияющие на здоровье, управляются самим человеком, поэтому возрастает роль формирования  у  учащихся навыков и привычек здорового образа жизни.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьсбережения выявляются в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Вопросам, позволяющим понять значимость оздоровительных мероприятий, особенности их использования в личном оздоровлении и формировании осознанного отношения к своему здоровью, посвящён данный курс.

Тематический план и программа практического курса рассчитана на учащихся  1 классов начальной школы в количестве 33 часов, 2 - 4 классов в количестве 34 часов по 1 часу в неделю в течение года.  Программа  данного курса ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре через  сотрудничество семьи и школы.

Цель: формирование культуры здоровья и потребности у детей в здоровом образе жизни.

В ходе ее достижения решаются задачи:

  • формировать систему знаний о здоровье и здоровом образе жизни; 
  • формировать мотивацию и стремление быть здоровым;
  • совершенствовать практические навыки здорового образа жизни;
  • способствовать приобретению знаний о мерах профилактики и борьбы с вредными привычками;

В ходе изучения курса, учащиеся узнают:

  • понятия «эмоции», «настроение», основные виды эмоций у себя и других людей; общепринятые правила коммуникации;
  • правила личной гигиены, гигиены жилых и учебных помещений, одежды, обуви и др.;
  • основные правила рационального питания с учетом возраста;
  • правила профилактики заболеваний  позвоночника,  стопы, органов зрения, слуха и других;
  • основные природные факторы, укрепляющие здоровье, и правила их использования;
  • способы охраны своего здоровья от простудных и некоторых других инфекционных заболеваний;
  •  какой вред представляют вредные привычки для здоровья;
  • значение двигательной активности для развития здорового организма;
  • роль физической культуры и спорта для здоровья человека;

Педагогические условия, обеспечивающие реализацию программы:

- учет возрастных психолого-физиологических особенностей развития детей и их индивидуальных особенностей;

- педагогическое мастерство педагога;

- высокий уровень квалификации приглашенных специалистов;

- подбор эффективных методов  в соответствии с целями и содержанием занятий;

- оптимальное сочетание форм занятий.

2. Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В процессе обучения и воспитания собственных установок, потребностей в значимой мотивации на соблюдение норм и правил здорового образа жизни, культуры здоровья учащихся формируются познавательные, личностные, регулятивные, коммуникативные универсальные учебные действия.

Основная образовательная программа учреждения предусматривает достижение следующих результатов образования:

- личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества;

- метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);

- предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностными результатами программы внеурочной деятельности является формирование следующих умений:

-  Определять и высказывать под руководством учителя самые простые и общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

-  В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами программы внеурочной деятельности - является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):

1. Регулятивные УУД:

- Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.

- Проговаривать последовательность действий на занятии.

- Учить высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией, учить работать по предложенному плану.

- Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.

- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на занятии.

Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

2. Познавательные УУД:

- Делать предварительный отбор источников информации.

- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя литературу, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.

- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять рассказы на основе простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания, ориентированные на линии развития средствами предмета.

3. Коммуникативные УУД:

- Умение донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

- Слушать и понимать речь других.

Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).

- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Средством формирования этих действий служит организация работы в парах и малых группах.

Оздоровительные результаты программы внеурочной деятельности:

- осознание обучающимися необходимости заботы о своём здоровье и выработки форм поведения, которые помогут избежать опасности для жизни и здоровья, а значит, произойдет уменьшение пропусков по причине болезни и произойдет увеличение численности обучающихся, посещающих спортивные секции и спортивно-оздоровительные мероприятия;

- социальная адаптация детей, расширение сферы общения, приобретение опыта взаимодействия с окружающим миром

3. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности

Программа 1 класса состоит из двух разделов.

I. Я и мое здоровье.

Цель: познакомить детей с органами чувств человека; сформировать у них гигиенические знания, умения и навыки по охране органов чувств.

Познание окружающего мира. Органы чувств. Забота о глазах. Уход за ушами. Язык – орган вкуса. Уход за зубами. Здоровая улыбка. Правильно чистим зубы. Уход за руками и ногами. Обоняние. Запах. Что умеет наш нос? Осязание. Забота о коже. Органы чувств и мозг. Гигиена. Почему надо умываться? Друзья Мойдодыра. Опора тела и движение.  Осанка – стройная спина! Как следует питаться. Режим дня школьника. Сон – лучшее лекарство. Как закаляться. Обтирание и обливание.

II. Я и общество.

Цель: помочь ребёнку адаптироваться социальных условиях микро- и макросреды (семье, школе, группе).

Настроение. Эмоциональная сфера личности. Эмоциональные переживания и способы их выражения.  Настроение в школе. Настроение после школы. Как говорить по телефону. Поведение и характер. Доброта. Сотвори солнце в себе. Правила, обязательные для всех. Как вести себя в гостях. Я принимаю подарок. Я дарю подарок. Правила поведения в театре и кино. Правила вежливого общения. Волшебные слова. Как вести себя в транспорте и на улице. Велосипед как средство здорового образа жизни. Помоги себе сам. Изготовление настольных игр по ЗОЖ. Ложь и правда. Пословицы и поговорки о неправде. Опрятность, аккуратность в одежде. Каждой вещи свое место. Вредные привычки. Праздник «Огонек здоровья». Защита мини-проектов.

Формы организации занятий:

1. Деловая игра.

Игра – это процесс, когда проигрываются ситуации, требующие наличия практических навыков в действиях. Игра – отличная возможность для учащихся проверить себя, потренироваться и одновременно выявить наиболее характерные ошибки. Такие игры позволяют лучше подготовить школьников к правильным и умелым действиям в реальных ситуациях. В содержание игры включены вопросы и задания, которые требуют активизации мыслительной деятельности, обеспечивают их последовательное развитие. Методика и содержание игр предлагают их использование для групповой формы работы.

2. Урок-практикум.

Практические занятия предполагают выработкуопределенныхправил:

- правила построения, проведения утренней зарядки

- составление  режима учащегося

- составление правил этикета приема пищи и их обоснование.

- правила приема средств закаливания: воздушные и солнечные ванны, водные процедуры.

- правила общения «Я нужен людям, а люди нужны мне»

Ознакомление и  разучивание отдельных упражнений и комплексов дыхательной гимнастики (по возможности приглашение специалиста); изучение СанПиН 3.1.2 1319-10 «Профилактика гриппа».

Оформление совместно с родителями стенда «Здоровые зубы – здоровый организм», «Борьба с вредными привычками» т. д.

3. Привлечение специалистов

-  встреча со стоматологом, с окулистом, с психологом, с мед.работником школы.

 Курс завершается праздником «Огонек здоровья». Учащиеся должны продемонстрировать полученные знания  в форме защиты мини-проектов.

Система контроля и оценки планируемых результатов освоения программы внеурочной деятельности

Программа внеурочной деятельности, предполагает обучение на двух основных уровнях: первый - информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые модели поведения. Социально одобряемая модель поведение может быть выработана только в результате вовлечения обучающихся в здоровьесберегающие практики. Принимая во внимание этот факт, наиболее рациональным способом будет подведение итогов каждого изучаемого раздела в игровой форме, при организации коллективного творческого дела. Учет знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности происходит путем архивирования творческих работ обучающихся, накопления материалов по типу «портфолио». Контроль и оценка результатов освоения программы внеурочной деятельности зависит от тематики и содержания изучаемого раздела. Продуктивным будет контроль в процессе организации следующих форм деятельности: викторины, творческие конкурсы, КВНы, ролевые игры, школьная научно-практическая конференция. Подобная организация учета знаний и умений для контроля и оценки результатов освоения программы внеурочной деятельности будет способствовать формированию и поддержанию ситуации успеха для каждого обучающегося, а также будет способствовать процессу обучения в командном сотрудничестве, при котором каждый обучающийся будет значимым участником деятельности.

4. Тематическое планирование

1 класс

Раздел

Темы занятий

Я и моё здоровье.

Познание окружающего мира. Органы чувств.

Забота о глазах.

Уход за ушами.

Язык – органа вкуса.

Уход за зубами.

Здоровая улыбка. Правильно чистим зубы.

Уход за руками и ногами.

Обоняние. Запах. Что умеет наш нос?

Осязание. Забота о коже.

Органы чувств и мозг.

Гигиена. Почему надо умываться?

Друзья Мойдодыра.

Опора тела и движение.

Осанка – стройная спина!

Как следует питаться.

Режим дня школьника. Сон – лучшее лекарство.

Как закаляться. Обтирание и обливание.

Я и общество. Правила, обязательные для всех

Настроение. Эмоциональная сфера личности.

Эмоциональные переживания и способы их выражения.

Настроение в школе. Настроение после школы.

Как говорить по телефону.

Поведение и характер. Доброта. Сотвори солнце в себе.

Правила, обязательные для всех.

Как вести себя в гостях. Я принимаю подарок. Я дарю подарок.

Правила поведения в театре и кино.

Правила вежливого общения. Волшебные слова.

Как вести себя в транспорте и на улице.

Велосипед как средство здорового образа жизни.

Помоги себе сам. Изготовление настольных игр по ЗОЖ.

Ложь и правда. Пословицы и поговорки о неправде.

Опрятность, аккуратность в одежде.

Каждой вещи свое место.

Вредные привычки.

Праздник «Огонек здоровья». Защита мини-проектов.

2 класс

Я и мое здоровье.

Строение тела человека.

Почему мы болеем.

Как вести себя, когда что – то болит.

Кто и как предохраняет нас от болезней. Профессия – врач.

Как справиться с инфекцией.

Прививки от болезней.

Грипп – это не модно и разорительно. История болезни.

Лекарственные препараты. Польза и вред медикаментов.

Осторожное обращение с лекарствами, которые хранятся дома.

Отравления.

Мир природы.

Природа – наш дом.

Осень – золотая пора. Гармония осенних красок.

Лесные загадки зимушки – зимы. Как помочь зимующим птицам.

Изменения в природе весной. Природа в музыке и поэзии.

Красное лето – яркая песня природы.

Безопасность при любой погоде.

Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении.

Правила безопасного поведения на воде.

Опасный лед зимняя река и география безопасности.

Как вести себя  вприроде. Экологические правила. Укус змеи.

Путешествие по лесу «В царство Берендея».

Путешествие к Грибу-грибовичу. Съедобные и несъедобные грибы.

Растения. Лекарственные и ядовитые растения.

Путешествие в город Огород.

Животные домашние и дикие. Предосторожности при обращении с животными. Укусы насекомых.

Я и общество.

Травма. Можно ли уберечься от травм?

Первая помощь при травмах.

Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте.

Правила обращения с огнем.

Чем опасен электрический ток?

Отравление угарными газами, ядовитыми веществами.

ЧС – что это?

Природные изменения. Стихийные бедствия.

Расти здоровым. Команда скорой помощи.

3 класс

Я и мое здоровье. Рациональное питание.

Полезные продукты. Витамины.

Режим питания. Меню.

Здоровая пища для всей семьи.

Жирная пища. Ожирение.

Продукты, богатые углеводами.

Блюда из рыбы. Морепродукты.

Молочные продукты.

Фрукты, ягоды и овощи – кладовая здоровья.

Блюда из зерна. Путешествие с Крупеничкой.

Как вести себя за столом.

Сервировка стола.

Я и другие люди.

Досуг.

Что такое дружба. Коллектив.

Ты и твои товарищи. Настоящий друг. Пословицы и поговорки о дружбе.

Решение педагогических ситуаций и задач.

Помни о других.

Уважай свое время и время других.

Вежливые слова и поступки.

Взаимовлияние людей, способы разрешения конфликтных ситуаций.

Правила групповой деятельности: отзывчивость, честность, уважение чужого мнения.

Я и общество. Поведение в экстремальных ситуациях.

Экстремальные ситуации в городе.

Экстремальные ситуации, связанные с незнакомыми людьми.

Вызов экстренной помощи.

Я и мир вещей.

Что нас окружает. Разнообразный мир вещей.

История создания книги. Правила чтения.

Мы идем в библиотеку. Правила обращения с книгой.

Одежда. История создания. Виды одежды.

Школьные принадлежности.

Игрушки. Развивающие и познавательные игры.

Мастерская деда Егора (русские народные куклы).

Инструменты. Правила использования и хранения инструментов.

Современная бытовая техника. Телевизор. Сотовый телефон.    

Правила работы на компьютере.

4 класс.

Я и моё здоровье.

Мои эмоции.

Надо уметь сдерживать себя.

Наказание. Поощрение.

Чувства и поступки.

Стресс.

Учимся думать и действовать.

Вредные привычки. Зависимость.

Скажем вредной привычке «Нет!»

Я умею выбирать – тренинг безопасного поведения.

Предупреждение употребления психических активных веществ (ПАВ). Общее представление о ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ?

Вред табачного дыма. Пассивное курение.

Что такое алкоголь. Чем он опасен.

Пословицы и поговоркио вреде алкоголя.

Принимаю решение.

Волевое решение.

Путешествие в город «Будьте здоровы!»

Изготовление настольных игр по профилактике употреьления ПАВ

Мальчики и девочки – чудо природы.

Мальчики и девочки. Мы одна семья.

Что умеют делать девочки?

Что умееют делать мальчики?

Нехорошие слова. Недобрые шутки.

Отличие мальчиков от девочек.

Семья – древо жизни.

Тепло родного дома. Семья. Родители.

Обязанности членов семьи. Домашний труд ребенка. Пословицы и поговорки о семье.

Советы родителей. Почему дети и родители не всегда понимают друг другу?

Моя родословная. История фамилии.

Фамильные гербы.

Праздник моей фамилии.

Права ребенка в семье.

Как помочь родителям.

Генеалогическое древо.

«По страницам семейного альбома»

Спешите делать добро. Пословицы и поговорки о добре и зле.

Презентация проекта «Моя родословная»

Приложение

Материально-техническое обеспечение программы

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

  1. Абдрахимова А. Мы здоровьем дорожим – соблюдаем свой режим // Прил. к газ. Перв. Сент., Нач. шк., №20, 2014.
  2. Андреев В. И. Тест - анкета для изучения ориентации на здоровый образ жизни. Пакет диагностических методик на оценку резервных возможностей качества образования, эдоровьесберегающего обучения. Казань 2000.
  3. Верхлина Г., Верхлин В., Работа над осанкой // Здоровье детей, №8, 9 / 2006.
  4. Каневская Л. Я. Рациональное питание детей школьного возраста. – М.: МИОО, 2016. – 48 с.
  5. Кокаева И. Ю. Растить ученика здоровым // Нач. шк., №7, 2013.
  6. Кучма В. Р., Сердюковская Г. Н., Демин А. К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников.- Москва, 2016. – 152 с.
  7. Новолодская Е. Г. Уроки здоровья // Нач. шк., №5, 2001.
  8. Сырчина Г. А. О формировании, сохранении и развитии здоровья ребенка // Культура здоровой жизни.- 2012.- № 1.- С.77 -80.
  9. Феофанов В. Н. Мотивация детей на здоровый образ жизни./Медико- педагогические аспекты сохранения и укрепления здоровья школьников) Оренбург, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура добрососедства»

Программа разработана на основе методических рекомендаций и регионального интегративного курса «Культура добрососедства» Кравцовой Л.Ф., Араджиони М.И., Козыревой А.С., Оленко Н.Ю.Проблемы воспитания ...

рабочая программа внеурочной деятельности "культура общения" 1 класс

готовая рабочая программа по кружку "культура общения"внеурочная деятельность для 1 класса...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура здоровья» для обучающихся 4 класса

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельностиВнеурочная деятельностьКультура здоровьяКласс4Нормативные документы1.Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образов...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни" для 1 класса.

Рабочая программа содержит планируемые результаты освоения программы внеурочной деятельности "Культура в твоей жизни", содержание программы, тематическое планирование....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Домовёнок" для обучающихся 3-4 классов

Внеурочная деятельность по различным направлениям развития личности.            Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитат...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Буквоежка" для обучающихся 1-2 классов

Программа позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как осн...