Сценарий внеклассного занятия «Путешествие по городу Усть-Илимску»
план-конспект занятия (4 класс)

Швецова Анна Евгеньевна

Занятие представлено в форме виртуальной экскурсии, во время которой дети вспоминают свое путешествие, а также узнают новое из рассказов учителя и самостоятельно из дополнительных источников.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekskursiya_po_gorodu.docx86.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Железнодорожная  средняя общеобразовательная школа №2»

Сценарий внеклассного занятия

 «Путешествие  по городу Усть-Илимску»

Автор: Швецова Анна Евгеньевна,

учитель начальных классов

МОУ «Железнодорожная СОШ №2»

2023г.

Тема: «Путешествие по г.Усть-Илимску»

Автор: Швецова Анна Евгеньевна

Класс: 4

Актуальность. В 2023году 27 декабря  городу Усть-Илимску исполнится 50 лет. В честь этой знаменательной даты проводим занятие, которому способствовала большая подготовительная работа. Для детей в течение учебного года были организованы и проведены тематические экскурсии по культурным объектам г. Усть-Илимска. Занятие представлено в форме виртуальной экскурсии, во время которой дети вспоминают свое путешествие, а также узнают новое из рассказов учителя и самостоятельно из дополнительных источников.  

Цель: Познакомить с историей достопримечательностей и  архитектурными памятниками города Усть-Илимска,  районного центра р.п. Железнодорожный.

Задачи:

-  Расширить знания детей о городе Усть-Илимске; систематизировать знания о достопримечательностях  нашего районного центра.

- Познакомить детей с историей города  Усть-Илимска, что представлял собой город  несколько лет назад. Что произошло в нынешнем веке, как преобразовался город.

- Воспитать интерес и любовь к своему городу, гордость за его достижения.

-  Развивать любознательность, внимательность, наблюдательность.

Планируемые результаты

Предметные

 дать представление о культурно-исторических памятниках, связанных с историей Усть-Илимска ; расширять словарный запас обучающихся; формировать навык работы с текстовым и электронным материалом

Метапредметные

формировать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; активно использовать речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; развивать готовность слушать собеседника; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Личностные

формировать уважительное отношение к иному мнению; воспитать силу воли, выдержку; развивать умение работать в коллективе; формировать чувство ответственности и уважения друг к другу; развивать самостоятельность; развивать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость; развивать навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Методы и формы обучения

Формы: групповая, фронтальная, индивидуальная

Методы: словесный, наглядный, практический, исследовательский

Основные понятия и термины

Экскурсия, экскурсовод, достопримечательность.

Технологии занятия

Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, ИКТ (виртуальная экскурсия) , здоровьесберегающие,

Межпредметные связи

Окружающий мир

Оборудование

Компьютер, проектор, презентация, план города на классной доске, карточки, книги.

Продолжительность занятия 40 минут

Ход занятия

Этап занятия

Действия учителя

I.Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Мы отправимся в виртуальное путешествие по городу Усть-Илимску, нашему районному центру. Мы с вами вспомним наши экскурсии, узнаем много нового и интересного из истории  города.

II Актуализация знаний

Ребята, а из чего состоит любая экскурсия?

-На чём осуществляется  путешествие?

Сегодня мы отправимся в путешествие на автобусе.

- Для экскурсии  нам нужен план.

- Посмотрите на доску, там карта  города Усть-Илимска, на ней обозначены места наших остановок.

- И прежде чем мы начнем наше путешествие давайте вспомним всё, что мы знаем о городе.

Город Усть-Илимск расположен в северной части Иркутской области, на обеих берегах Ангары. Город состоит из двух частей — Левобережной (Старый город), и Правобережной (Новый город). Интересно, что «Старый» город старше «Нового» всего на 5—7 лет (его строительство происходило в конце 70-х — начале 80-х). Название утвердилось, и по сей день.  Левобережная часть города именуется Старым городом, а Правобережная — Новым.

Старый город расположен ниже Усть-Илимской ГЭС по течению Ангары, Новый город — выше. Они связаны между собой автомобильной дорогой и мостом через Ангару. Несмотря на то, что правобережная часть города ненамного моложе, в ней проживает бо́льшая часть населения. Здесь расположено большинство учреждений науки и культуры. Преимущественно строились девяти- и десятиэтажные дома, но не обошлось и без пятиэтажных; есть также пять четырнадцатиэтажных домов.

Ребята, а сколько лет исполнится в этом году г. Усть-Илимску?

Когда исполняется 50 лет городу?

III.Работа по теме.

IV. Итог занятия.

- Вот такая интересная история нашего города.

Вы готовы. Тогда начинаем наше путешествие по городу.

С чего начинается знакомство с городом? (ответы детей)

Конечно с изучения его истории.

А где мы можем узнать более подробно о городе?

Правильно, в краеведческом музее.

Первая остановка «Краеведческий музей»

Давайте вспомним, что мы видели в музее и чём нам рассказывал экскурсовод (ответы детей)

Ребята сегодня мы будем работать в группах. На столах у вас лежит дополнительный материал о достопримечательностях города Усть-Илимска.

27 октября 1993 года число культурных учреждений Иркутской области пополнилось - в Усть-Илимск был открыт Краеведческий музей. Несведущий человек зачастую представляет себе жизнь музея тихой и размеренной. На самом деле здесь кипит бурная деятельность. Её составляющей частью являются написание и реализация просветительских проектов. Благодаря им, музей получил современное  выставочное оборудование,  расширил старые  и развернул новые экспозиции.

 Ребята даю вам 3 минуты на то, чтобы прочитать и рассказать одному из вашей группы об одной из  экспозиции

1 группа - «Сокровища сибирской тайги»

В зале природы – экспозиция «Сокровища сибирской тайги», которая знакомит посетителей с красотой и самобытностью Илимского края. Здесь можно увидеть чучела таёжных обитателей, причудливые камни и минералы, а также останки доисторических животных – бивни и зубы мамонта, череп бизона. Узнать много интересного о флоре и фауне Сибири.

2 группа - «Негромкий разговор вещей». 

В зале этнографии создана экспозиция «Негромкий разговор вещей». Она оформлена в нетрадиционном стиле. В центре помещена многоуровневая конструкция – своеобразная мансарда, где местные жители обычно хранили старые, вышедшие из употребления вещи. Среди них берестяные туеса, конская упряжь, деревянные ступки. Материал экспозиции помогает проследить историю освоения Сибири в целом и Ангаро-Илимского края в частности. Этот зал произвёл ошеломляющее впечатление  на первых посетителей. И  до сих пор изумляет жителей и гостей города своей оригинальностью и простотой.  

3 группа – «Сибирская горница».

Его презентация состоялась в декабре 2012 года. В рамках проекта в фойе музея представлены предметы декоративно-прикладного творчества, выполненные учащимися и преподавателями отделения народных ремёсел школы искусств № 2. Интерьер горницы все время преображается. В её стенах проходят различные музейные мероприятия, в том числе свадьбы по старинным сибирским традициям. Коллекция  изделий декоративно-прикладного творчества  постоянно пополняется новыми экспонатами. Вообще наполнение залов – это  сегодня главная задача коллектива.

4 группа - зал «Морская слава»

Морская тема с некоторых пор стала исторической страницей Усть-Илимска. Дело в том, что еще в 2004 году ветераны военно-морского флота решили создать при музее  свой клуб «Румб».  Именно по инициативе председателя клуба А.М. Волкова началась работа по присвоению одному из кораблей Тихоокеанского флота имени нашего города. В 2009 году малый противолодочный корабль № 17 был переименован в МПК «Усть-Илимск». Вернувшись, они передали музею подарки тихоокеанцев – картину с изображением корабля и Андреевский флаг. Это были первые экспонаты зала Морской славы. Далее его концепцию разработали научные сотрудники музея, а с экспонатами помогли моряки.

Мы очень много интересного узнали о городе Усть-Илимске, продолжим наше путешествие.

Вторая остановка – памятный знак «Три звезды»

Ребята, что вы знаете о памятном знаке «Три звезды»? (ответы детей)

На аллее Славы мы можем увидеть музей боевой техники под открытым небом.

Назовите  боевую технику расположенную на аллее (ответы детей)

Рассказ учителя.

Памятный знак, посвященный 40-летию Победы Советского народа над фашистской Германией находится в правобережной части Усть-Илимска на пересечении улиц Мечтателей и Карла Маркса.

  • Мемориальный комплекс «Три звезды» в Усть-Илимске

Памятный знак представляет собой бетонный мемориальный комплекс, в составе которого три звезды с боевым орденом и Орденом Трудовой Славы. По обе стороны от звёзд находятся мемориальные мраморные доски с фамилиями солдат, ушедших на фронт из илимских и ангарских деревень и погибших в годы Великой Отечественной войны.

К 50-летию Победы в 1995 году мэр города Анатолий Анатольевич Дубас  предложил дополнить памятный знак аллей Славы и сделать на ней музей боевой техники. К этой идее его подтолкнуло посещение музея мемориала на Поклонной горе в Москве.

Идея мэра заключалась в том, чтобы аллея Славы, начинающаяся от обелиска, выходила на проспект Мира, что было бы весьма символично. Ракеты, смотрящие в небо, охраняют покой. Другая военная техника – танк, пушки - защищает мирный труд наших граждан. 

Ребята, а где  можно прочитать  о жизни  людей в годы войны, о подвигах не только взрослых, но и детей? (в библиотеке)

Третья остановка - Центральная детская библиотека "Первоцвет"

Ребята, скажите, какие интересные мероприятия мы посещали в библиотеке? (ответы детей)

О создании  библиотеки подготовила сообщение и сейчас  нам расскажет Надя П.

Центральная детская библиотека "Первоцвет" была создана 26 декабря 2001 года.

Статус "Центральной" детской библиотеке "Первоцвет" присвоен 1 января 2011 г.

В короткий срок библиотека стала учреждением, отвечающим современным требованиям, центром проведения детского досуга, центром экологического просвещения.

За высокие достижения в области экологического просвещения и участие в Областном смотре-конкурсе работы библиотек по экологическому просвещению населения МУК "ЦБС" детская библиотека "Первоцвет" награждена Дипломом I степени Комитета по культуре Иркутской области. Кроме этого является обладателем Диплома Федерального агентства по культуре и кинематографии Всероссийского смотра-конкурса работы библиотек по экологическому просвещению населения за деятельность в области Экологического просвещения.

На современном этапе приоритетные направления работы – пропаганда русского языка, поддержка одарённых детей, краеведение.

Библиотека - активный участник крупных акций, направленных на продвижение книги в читательскую среду детей и подростков, различного уровня, а также имиджевых мероприятий для привлечения внимания пользователей. Участник и победитель различных профессиональных конкурсов.

В стенах библиотеки регулярно проходят творческие встречи читателей библиотеки и поэтов нашего региона. Самое ценное для детей в этих встречах – возможность услышать автора. Ведь только так можно понять его восприятие мира, смысл его поэзии.

Ребята, в городе Усть-Илимске много известных творческих людей. Среди них поэты, писатели и художники.

С творчеством поэтов и писателей мы знакомились в библиотеке.

Ребята, а где можно в городе посмотреть картины художников? (в Картинной галерее)

 Четвёртая остановка – «Картинная галерея»

Сегодня наш город невозможно представить без Картинной галереи, ставшей местом встреч и общения профессионалов и любителей, художников и поэтов, людей творческих и просто тянущихся к прекрасному. 4 июня 1992 г. осуществилась мечта талантливых усть-илимских художников города и любителей живописи –открылась первая выставка. В этой выставке приняли участие 12 усть-илимских художников.

Посмотрите на экран, вспомним прекрасные картины наших художников.

Ребята, продолжаем наше путешествие по городу.

Отгадайте загадку и узнаете, куда мы сейчас отправимся.

Там можно посмотреть мультфильмы,

Афиши, клипы, кинофильмы.

Идём туда мы целым классом.

Там – хорошо, там просто - классно! (кинотеатр)

 Правильно дети, это кинотеатр

Следующая  остановка – кинотеатр «Яросама»

Ребята, что интересного можно увидеть в нашем кинотеатре? (ответы детей)

Нам было интересно узнать, сколько  всего место в кинотеатре. Игорь К. узнал и сейчас нам расскажет.

Кинотеатр «Яросама» построен в 1989 году, в 2001 году прошел полную реконструкцию. В нем 2 комфортных зала с хорошим звуком и изображением: в большом зале имеется 331 посадочное место, в малом зале — 119 мест. Фильмы идут в 3D-формате. Демонстрируются все новинки кино, репертуар подбирается с учетом вкусов разнообразной аудитории.

Ребята, посмотрим небольшой видеоролик о городе Усть-Илимске.

(Просмотр видеоролика )

Дети, рядом с кинотеатром есть памятный знак.

Скажите, кому посвящен этот памятный знак?  (ответы детей)

Памятный знак Александру Николаевичу Радищеву  основанный в мае 1991 года, находится в правобережной части Усть-Илимска на улице Мечтателей, в районе досугового центра «Супермакс» (кинотеатр «Яросама»).

Ребята, у вас на столах лежит дополнительный материал о памятном знаке А.Н. Радищеву.

На карточках вопросы, ваша задача найти ответ и записать.

  • Усть-Илимск. Памятный знак А.Н. Радищеву (Кандалы)

Композиция из двух кандалов, выполненная из листового металла, покрыта кованой медью с чеканкой на боковых поверхностях. На памятнике барельеф с лицом А.Н. Радищева и его словами: «Ты хочешь знать, кто я? Что я? Куда я еду? Я тот же, что и был. И буду весь мой век. Не скот, не дерево, не раб, но человек! В острог Илимский еду».

На боковых поверхностях изображены остроги и обозначен путь следования Радищева в ссылку в Илимский острог (Петербург, Новгород, Москва, Казань, Пермь, 5 894 верст).

Памятник был создан в честь великого бунтаря, отбывавшего ссылку в Илимском остроге с 1792 по 1797 гг., человеку, жизнь и судьба которого связана с историей нашего края.

Иркутская губерния была местом ссылки. В Илимский острог на десятилетнюю ссылку был направлен Александр Николаевич Радищев (1749-1802). В Иркутск он прибыл в октябре 1791 г., а когда установился санный путь по Лене, он был отправлен в Илимск, куда прибыл 4 января 1792 г. От Петербурга до Илимска он ехал 480 дней.

Вслед за ним проделала этот трудный путь его жена Е.В.Рубановская вместе с малолетними детьми, совершив свой подвиг раньше, чем жёны декабристов.

Среди местного населения Радищев прославился как замечательный лекарь. Александр Николаевич первым в Сибири стал делать прививки против оспы, намного опередив англичанина Дженнера. В результате ему удалось погасить вспышку болезни у, а слава о нём распространилась по всему Илимскому краю.

А.Н.Радищев использовал любую возможность для изучения окрестностей Илимска, знакомился с охотниками, рыбаками, земледельцами, он не переставал восхищаться богатствами сибирского края.

После смерти Екатерины II император Павел I разрешил Радищеву вернуться в свое имение. 20 февраля 1797 г. Александр Николаевич выехал из Илимска. Провожали его почти все жители.

Вопросы:

Что являлось причиной приезда А.Н. Радищева в Илимский острог?_____________

На сколько лет был направлен в ссылку А.Н. Радищев?______

Сколько дней ехал А.Н. Радищев от Петербурга до Илимска?___________

Чем прославился А.Н. Радищев в Илимском крае?___________

Кто разрешил вернуться А.Н. Радищеву в своё имение раньше назначенного срока ссылки?______________________

Проверка ответов на вопросы.

Ребята, мы узнали много интересного об известном в России человеке, который шесть лет жил в наших краях.

Дети, нас ждёт  еще одна интересная остановка - Дворец культуры «Дружба»

Рассказ учителя

30 августа 1986 года состоялось знаменательное событие для города Усть-Илимска – открытие Дворца культуры «Дружба». Его с нетерпением ждали жители правобережья. Просторное белокаменное здание возводилось по заказу Управления ПО ЛПК. Ежегодно творческим коллективом Дворца проводится более трехсот мероприятий, в которых участвуют свыше 150 тысяч устьилимцев. Тридцать шесть лет Дворец культуры «Дружба» радушно открывает двери для всех категорий населения. За эти годы Дворец культуры стал настоящим центром культурно-досуговой деятельности, любимым местом отдыха, общения и развития талантов, способностей, как для людей старшего поколения, так и для молодёжи. Сейчас я предлагаю вам потанцевать

(Дети выходят в центр класса, образуя круг, выполняют движения под музыку)

- Ребята, наше путешествие завершается.

-Скажите, пожалуйста, вам понравилось занятие?

-Что вам больше запомнилось?

-Что заинтересовало?

-Ребята, вы большие молодцы. Спасибо вам за активную работу на занятии.

Заключение

Проведенная работа была организована в плане проектной и исследовательской внеурочной деятельности класса. Занятия в данном направлении позволили расширить и систематизировать знания детей о городе Усть-Илимске, его истории, стимулировать развитие творческих способностей детей, социальных знаний об общественных нормах, понимание социальной реальности и повседневной жизни. У обучающихся наблюдается положительная динамика развития личностных умений. Дети проявляют активность и творчество, стараются выражать свое собственное мнение, научились слушать и слышать друг друга, показали умение сотрудничества в коллективе, появились навыки умения презентовать свою работу. У обучающихся формируются нравственно- патриотические чувства, бережное отношению к природе, традициям, культуре и быту города, прививается чувство любви к Родине, интерес к общественным событиям родного города и края, уважение к прошлому.

Список литературы и интернет источников

  1. Григорьев В.М.. Роль игры в оформлении личности школьника //Педагогика,

№9, 2010 г. - 78 c.

  1. Удникова М.Ю. Как активизировать деятельность младших школьников

//Начальное образование, № 2, 2005 г. 33-39 с.

  1. https: //ru.wikipedia.org/wiki/Усть-Илимск

  1. https: //ilim24.ru/info/tri_zvezdy.html? ysclid=liwrrsbyle196767808 5.http: //priilimie.ru/culture/musey/4? ysclid=lix7pd2qqu589455247
  2. https: //ilim24.ru/info/memorial_radischevu.html? ysclid=lix7yi22a1185521466

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий внеклассного занятия "Путешествие в Читай - город"

Сценарий внеклассного занятия включает в себя речевые, дидактические  игры,  электронную игру на развитие  внимания, памяти. Вниманию детей предлагается  книжная выставка...

Проект "Строители школы №9 города Усть-Илимска"

В проекте собраны материалы о строителях школы №9 города Усть-Илимска. Посвещено   30-летию школы...

Внеклассное занятие "Строим город друзей"

Занятие воспитывает и развивает доброжелательные отношения с ровесниками...

Внеклассное занятие " Мой город - город боевой славы"

Тема этого мероприятия: " Мой город, Волгоград, это город боевой славы". В этой разработке перекликаются две темы6 тема войны и тема мира.  Желательно перед тем, как провести это меропр...

Внеклассное занятие "Мой город - Санкт- Петербург"

Презентация к занятию "Мой город Санкт - Петербург"...

Внеклассное занятие "Мой город - Санкт - Петербург"

Вне на тему: "Мой гороклассное занятиед Санкт - Петербург". Использование презентации как ЭОР....