Программа организации досуговой деятельности «Вместе веселее» для детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих). 4 – 14 лет Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению, корректированию и совершенствованию.
рабочая программа

Осипова Людмила Валентиновна

Предлагаемая программа является обобщением многолетней работы коллектива специалистов социальной работы  по проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий с целью всестороннего развития детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Станция юных техников»

Рассмотрено

 на педагогическом совете

Протокол № ___ от

«___» ___________ 20___г.

                                                                   

                                                                                                        Утверждаю:

директор МКОУ ДОД «СЮТ»

___________Хайруллина О.Л.

«___»_______________20___г.

 

Программа

организации досуговой деятельности

 «Вместе веселее»

рекомендуется для детей 4 – 14 лет

Срок реализации программы: предполагает постоянную работу по её дополнению,

корректированию и совершенствованию.

 

составитель:

специалист по социальной работе

Осипова Людмила Валентиновна

с. Смоленское, 2022 г.

         Пояснительная записка.

Предлагаемая программа является обобщением многолетней работы коллектива специалистов социальной работы  по проведению культурно-досуговых и творческих мероприятий с целью всестороннего развития детей-инвалидов, детей с ОВЗ, их родителей (лиц заменяющих).

Досуговая деятельность – это неотъемлемая часть жизни каждого человека. Досуг является частью семейного воспитания. Становление ребенка начинается в семье. В ней он получает первые знания, приобретает основные умения и навыки, усваивает нравственные ценности. Во время совместных игр и развлечений создается благоприятная психологическая атмосфера. Игровые взаимодействия с родителями оказывают положительное влияние на эмоциональный мир и здоровье ребенка, помогают снять напряжение в семье и укрепляют детско-родительские отношения.

Часто рождение особенного ребенка  ведёт к изоляции ребёнка и его семьи от общества, круг их общения значительно ограничивается.

Социальная организация должна стать центром поддержки, где человеку помогут:

- справиться со своей бедой,

- расширить рамки общения ребёнка и его семьи с другими людьми,

- найти выход из создавшегося положения

 - сделают всё возможное, чтобы ребёнок  и его родители чувствовали себя полноценными членами общества.

 Важнейшая форма самореализации человека – это досуг и отдых.

 Досуговые мероприятия вносят существенный вклад в обогащение содержания и структуры свободного времени, развивают общую культуру личности, способствуют укреплению семейных связей, улучшению социально – психологического климата, оказывают позитивное влияние на индивидуальность, препятствуют развитию вредных и опасных привычек и наклонностей, как у детей, так и у взрослых.

Для специалистов по социальной работе, осуществляющего сопровождение ребенка и его семьи, главной задачей становится выстраивание позитивных детско-родительских отношений в атмосфере взаимопонимания и партнерских отношений. С этой целью  досуговые мероприятия становятся особенно ценными для сплочения семьи, создания атмосферы взаимной поддержки детей и родителей.

Актуальность программы определяется ее направленностью на организацию полезного, творческого и развивающего досуга для детей-инвалидов, детей с ОВЗ и родителей, в свободное от реабилитации время, способствующего личностному развитию и раскрытию творческого потенциала детей и взрослых и, соответственно, оптимизации детско-родительских отношений.

Данная программа направлена на:

         расширение круга общения и приобретение опыта социального взаимодействия, приобщение детей и их семей к культурным формам организации свободного времени;

         формирование совместных позитивных интересов, повышение коммуникативного и творческого потенциала, оптимизацию детско-родительских отношений;

         социализацию детей-инвалидов, детей с ОВЗ;

         обучение родителей (советы, рекомендации, памятки, индивидуальные беседы) организации совместного досуга детей и родителей.

Совместный досуг в условиях с самыми близкими и родными людьми оказывает детям-инвалидам, детям с ОВЗ поддержку и понимание со стороны родителей, помогает приобретать полезные навыки, вселяет уверенность и создает ситуацию успеха, тем самым оказывает развивающее воздействие на ребенка и его личностное развитие. Творческий процесс доставляет удовольствие детям и родителям, сближает и укрепляет связь поколений, повышает их культурный уровень, оказывает развивающее воздействие на детей и взрослых.

Семейная культурно-досуговая деятельность повышает социальную активность детей-инвалидов, детей с ОВЗ и родителей, стимулирует процесс их социализации и самореализации личности. 

 Новизна программы:

Совместная досуговая деятельность детей, родителей и педагогов  предполагает комплексную организацию досуговых мероприятий, включающую:

         организацию развивающего творческого  и познавательного досуга в условиях полустационара для детей, находящихся на реабилитации, их родителей (лиц, их сопровождающих) в свободное от реабилитации время;

         организацию интересного и полезного досуга в тесном сотрудничестве с социальными партнерами: учреждениями культуры, досуга;

Все мероприятия включают разнообразные виды деятельности, различные формы и методы.

Цель программы: социализация детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей, реализация их личностного и творческого потенциала через формирование опыта по организации содержательного, культурного семейного досуга и оптимизация детско-родительских отношений в условиях социума.

Задачи:

воспитательные:

      раскрытие родителям важности проведения досуга  совместно с детьми;

      приобщение к культурному проведению совместного досуга и отдыха;

      формирование культуры общения детей и родителей;

      популяризация семейного досуга и формирование семейных досуговых традиций;

      оптимизация детско-родительских отношений;

      укрепление психо-физического и нравственного здоровья детей и родителей;

развивающие:

      развивать и поддерживать семейные традиции;

      развивать коммуникативные умения и навыки сотрудничества с другими детьми и взрослыми;

      развивать навыки здорового образа жизни;

      расширять круг познавательных и творческих интересов;

      развивать культуру игрового взаимодействия  с другими детьми и взрослыми;

Отличительная особенность программы:

Данная программа является частью комплексной программы реабилитации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, которые в сопровождении родителей проходят реабилитацию и абилитацию согласно ИППСУ (индивидуальной программе получателей социальных услуг). Досуговые мероприятия дают им возможность снять напряжение, расслабиться или активно отдохнуть между  занятиями и процедурами.

Разновозрастное общение детей-инвалидов, детей с ОВЗ, между собой и в игровых  взаимодействиях с взрослыми, родителями и педагогом, способствует развитию индивидуализации личности детей, дает им опыт для дальнейшей социализации в обществе.

Целевая группа:

      дети-инвалиды, дети с ОВЗ в возрасте от 4 до14 лет

      родители, сопровождающие детей в период реабилитации и абилитации

      специалисты по социальной работе

Срок реализации досуговой программы – бессрочный

Основные требования к реализации программы:

Мероприятия проводятся в тесном взаимодействии специалистов по социальной работе с родителями, районным и сельскими учреждениями культуры, отдыха и досуга. В программе предусматривается индивидуальный подход к каждому ребенку (учитываются возраст, возможности, потребности и ожидаемый результат развития ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ). Программу можно варьировать в зависимости от запросов детей и родителей и разнообразия культурно-досуговых учреждений населённого пункта.

Основные принципы работы с участниками программы:

Принцип комплексности - сочетание разных компонентов (познавательных, развлекательных, коммуникативных и др.) и разнообразия используемых форм работы.

Принцип сотрудничества – активное взаимодействие всех участников  (педагогов – родителей – детей) с целью обеспечения развития и воспитания детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Принцип развития – ориентация содержания досуговых мероприятий на стимулирование и поддержку психофизического, эмоционально- личностного, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития детей-инвалидов, детей с ОВЗ.

Принцип диалогичности - взаимодействие педагогов с родителями и детьми  в подготовке и реализации досуговых мероприятий. Подобное объединение взрослых и детей общей идеей способствует их сплочению, формированию чувства ответственности.

Принцип добровольности - добровольное участие детей-инвалидов, детей с ОВЗ и родителей в досуговых мероприятиях

Принцип обратной связи - процесс оценки  результатов программы участниками программы (родителями и детьми)

Принцип безоценочности - отсутствие оценочных суждений, направленных в адрес участников программы.

Основные критерии программы:

      сотрудничество специалистов по социальной работе и родителей, направленное на развитие детей;

      единство целей и интересов всех участников программы;

      дифференцированный подход, учитывающий индивидуальные и культурные потребности и интересы детей и их родителей;

      индивидуальный подход, учитывающий диагноз ребенка, его потенциальные возможности, личностную характеристику и детско-родительские отношения;

      оздоровительный подход, направленный на укрепление психологического здоровья и оптимизацию двигательной активности;

      комплексность, позволяющая сочетать разные формы и направления  досуговых мероприятий;

      добровольное участие детей и их родителей в организации и проведении досуговых мероприятий;

      системность (систематическая организация и проведение досуговых мероприятий);

      обратная связь (обсуждение мероприятий).

Система организации досуговой деятельности:

Досуговые мероприятия реализовываются в разном численном составе (в связи с ограниченной площадью помещений, используемых для игровой и досуговой деятельности):

         в малых комнатах отдыха - группа детей (7-10 чел) + родителей (7-10 чел);

         в большой комнате отдыха - группа детей (10-15 чел) + родителей (10-15 чел);

         в актовом зале, на спортивной площадке  - все дети (до 30-40 чел.) + родители (до 30-40 чел).

Ведущий способ проведения досуга - организация коллективной творческой деятельности.

Формы организации:

      концерты и праздники;

      игровые программы;

      развлекательно-познавательные программы, викторины;

      спортивные и физкультурно-оздоровительные программы, эстафеты;

      соревнования и конкурсы;

      творческие мастерские и мастер-классы

Каждое мероприятие, исходя из общей цели и задач программы,  имеет конкретную цель, решает конкретные задачи, ориентировано на достижение определенных результатов.

Методы осуществления досуговых программ :

      игровые методы;

      хороводные игры;

      творческие задания;

      художественная самодеятельность и театральная импровизация;

      соревнования и конкурсы;

      метод интерактивного общения (видео, мультфильмы, аудиосказки).

Формы организации в социо-культурных учреждениях:

      концерты

      выставки

      экскурсии

      беседы

Методы осуществления досуговых программ в социо-культурных учреждениях:

      игровые методы

      творческие задания

      беседы

Режим реализации досуговых мероприятий:

Проведение досуговых мероприятий планируется 1 раза в месяц в соответствии с планом досуговых мероприятий;

продолжительность досуговых мероприятий в условиях комплексного центра составляет 60 минут.

Продолжительность досуговых мероприятий вне комплексного центра составляет 1,5-2 часа.

Непосредственное участие детей-инвалидов, детей с ОВЗ в досуговых мероприятиях зависит от их диагноза и состояния здоровья на момент проведения досугового мероприятия. 

В программе могут принимать участие в качестве зрителей дети-инвалиды, дети с ОВЗ  младшего дошкольного возраста, дети, имеющие ограничения по диагнозу и состоянию здоровья, вместе с родителем (сопровождающим лицом)  и на руках у родителя (сопровождающего лица). 

Формы организации работы с родителями:

наблюдение, анкетирование, индивидуальные беседы – сбор информации при поступлении ребенка-инвалида, ребенка с ОВЗ на реабилитацию, получение обратной связи от родителей об изменениях, которые они отмечают в детско-родительских отношениях, в поведении и развитии ребенка в ходе участия в досуговых мероприятиях;

активное привлечение родителей к подбору творческих идей, подготовке досуговых мероприятий  (подбор материала, изготовление рисунков, поделок), оказание помощи в изготовлении реквизита, костюмов и оформлении помещений;

непосредственное участие родителей в проведении досуговых мероприятий;

участие родителей в  социо - культурных мероприятих (экскурсиях, спектаклях, концертах, выставках);

получение родителями советов, рекомендаций и памяток по оптимизации детско-родительских отношений, социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ и их семей, повыщению личностного и творческого потенциала.

Для большей эффективности в организации досуговой деятельности необходимо содружество, сотворчество и оптимальные взаимоотношения всех участников программы, лишь такой подход принесет от досуга ожидаемый результат.

Направления досуговой деятельности:

Все досуговые мероприятия носят разноплановый характер:

         развлекаем (создание атмосферы эмоционального комфорта и развитие коммуникативных способностей в процессе совместного межличностного взаимодействия,).

         объединяем (сплочение членов семьи и разновозрастного детского коллектива).

         воспитываем (укрепление нравственных ценностей, гуманное отношение к детям и пропаганда здорового образа жизни).

         обучаем (творческая и познавательная направленность мероприятий, педагогическое просвещение родителей в виде советов, рекомендации, памяток).

Социально-педагогические методы и технологии, используемые в досуговых мероприятиях:

      личностно-ориентированный подход к ребенку и его семье;

      дифференцированный подход;

      здоровьесберегающие технологии;

      игровые технологии;

      социо-культурные технологии.

Предполагаемый результат у детей:

      получение положительных эмоций, снятие эмоционального и физического напряжения и тревожности;

      развитие коммуникативной компетентности;

      рост социальной активности;

      обогащение словарного запаса и развитие разговорной речи;

      соблюдение правил культуры поведения в общественных местах;

      гармоничное развитие личности;

      осознание своих возможностей, способностей и способов их реализации;

      повышение творческого потенциала;

      приобретение практических умений и навыков в разных видах деятельности;

      повышение культуры взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, улучшение взаимоотношений с родителями.

Предполагаемый результат для родителей:

      получение положительных эмоций, снятие эмоционального напряжения и тревожности;

      осмысление значимости досуга  в развития и самореализации личности ребенка;

      повышение родительских компетенций в развитии и воспитании детей;

      улучшение взаимоотношений с детьми;

      объединение и укрепление семей;

      осмысление значимости досуга  в оптимизации детско-родительских отношений;

      изменение позиции в отношении своего здоровья и здоровья детей;

      получение рекомендаций, советов и памяток по приобретению практических навыков организации досуговых мероприятий.

Семейный досуг способствует сплочению семьи, помогает детям и родителям лучше узнать друг друга, является мощным средством для восстановления физических и духовных сил, и формирования  личности. Организованный досуг помогает родителям понять принципы построения и проведения совместного отдыха и использовать их в рамках своей семьи.

Диагностика.

Цель диагностики: обеспечение оптимальных условий для оптимизации детско-родительских отношений, развития личностного и творческого потенциала и социализации  детей и родителей  в ходе их приобщения к культурной организации досуга.

Задачи диагностики:

         определение уровня знаний и практических навыков в организации досуговых мероприятий;

         разработка рекомендаций, советов и памяток по приобретению практических навыков организации досуговых мероприятий с целью их закрепления и применения в домашних условиях (в семье)

         определение уровня социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ, детей ГРВ

Основные методы диагностики в отслеживании результатов реализации досуговой программы:

      систематические наблюдения за детьми и их семьями в ходе досуговых мероприятий и фиксация происходящих с ними изменений;

      обратная связь с родителями (анкетирование и индивидуальные беседы);

      анализ индивидуальных детских и коллективных семейных творческих работ.

Критериями приобретенных детьми умений и навыков в процессе реализации досуговой программы являются следующие показатели:

      не приобретены

         недостаточно усвоены, требуется значительная помощь

         недостаточно усвоены, требуется незначительная помощь

         приобретены

         появились новые знания и умения

         динамика в развитии творческих способностей

         участие в конкурсах и соревнованиях

         конструктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми

Критериями оптимизации детско-родительских отношений на основе Теста №1 (Приложение №2) являются следующие показатели:

         нет улучшений

         незначительные улучшения

         есть улучшения

Критериями социализации детей-инвалидов, детей с ОВЗ являются следующие показатели:

         навыки социально приемлемого поведения

         позитивное отношение к людям

         речевая активность

         коммуникативная культура общения

         творческие достижения (дипломы, грамоты)

Основным показателем определения эффективности социальной адаптации и интеграции является повышение уровня развития его социальных навыков:

         уверенность

         самостоятельность

         сотрудничество

Диагностика проводится при поступлении ребенка и его семьи, и по окончании пребывания на реабилитации: первичная диагностика и итоговая.

Этапы реализации программы:

1. Диагностический этап (анкетирование и опрос).

2. Основной этап (непосредственная реализация мероприятий программы).

3. Заключительный этап (мониторинг с целью диагностики произошедших изменений, состояний и отношений участников после участия в программе, изучение мнений родителей и детей о реализации программы). 

      ∙   Тематическое планирование досуговых мероприятий: 2022год

месяц

мероприятия

форма проведения

место проведения

кол-во час

1. Диагностический блок

 

январь

первичная

диагностика

анкетирование,

опрос

КЦ

 

2. Реализация программы

 

Январь

Будем знакомы!

«Праздник Старый новый год»

развлекательная программа

Краеведческий музей

 

Февраль

Параолимпиада для детей-инвалидов, детей ОВЗ

спортивная программа

Спортивный зал школы

 2ч

Март

 «Масленица пришла»

развлекательная программа

мастер-класс

КЦ

 

Апрель

«Наш земляк Соболев А.П.»

экскурсия

Музей им. А.П Соболева

 1 ч

Май

«Моя семья»

фотомарафон

КЦ

Июнь

«Детство это я и ты»

развлекательная программа, посвященная Дню защиты детей

Детская спортивная

площадка

1 ч 

Июль

«День семьи, любви и верности»

фотомарафон

КЦ

Август

«День мыльного пузыря»

развлекательно-познавательная программа

КЦ

 

Сентябрь

«Здравствуй, школа»

развлекательно-познавательная программа,

мастер-класс

КЦ

 1ч

 

Октябрь

«Вместе с папой»

развлекательная программа

КЦ

 Ноябрь

«С Днем матери!»

развлекательно-познавательная программа,

мастер-класс

КЦ

 1

 

Декабрь

«Твори добро»

Праздничный концерт, посвящённый Международному Дню инвалида

КЦ

«Зимние узоры или Как украсить дом всей семьей»

мастер-класс

КЦ

 1 ч.

3. Заключительный мониторинг

 

 

Тематическое планирование досуговых мероприятий: 2023год

 

месяц

мероприятие

Форма проведения

место проведения

кол-во час

1. Диагностический блок

 

январь

Первичная диагностика

анкетирование,

опрос

КЦ

 

2. Реализация программы

 

 Январь

«Рождественские посиделки»

игровая программа

КЦ

Февраль

«Во славу Отечества:

«Мальчиш-Кибальчиш»

познавательная программа,

просмотр мультфильма 

Детская библиотека

 1 ч.

«Эх, солдатушки - бравы ребятушки!»

конкурсная программа, посвященная Дню защитника Отечества

КЦ

Март

«Весна на мамочку похожа!»

праздник,

посвященный международному женскому дню

КЦ

Апрель

Семейный выходной:

«Читаем сказку»

развлекательная программа,

сказочные посиделки

Районная библиотека

1 ч.

Май

«День Победы»

праздничный концерт,

Конкурс рисунков

на асфальте

 

Краеведческий музей с. Смоленского

(летняя площадка)

 1 ч.

Июнь

«Здравствуй лето»

игровая  программа

Районный дом культуры

 2 ч.

Июль

« Всё начинается с семьи»

развлекательная программа

КЦ

(летняя площадка)

Август

«До свиданья, лето»

игровая программа

 Районный дом культуры

Сентябрь

«Приключения в Стране Знаний»

развлекательно-познавательная программа

КЦ

Октябрь

«Папа – моя гордость»

Праздничное мероприятие, посвященное Дню отца

Районный дом культуры

Ноябрь

«Я и мама?»

фотомарафон

КЦ

в течении месяца

Декабрь

«Новый год у ворот»

Праздничное представление

Районный дом культуры

3. Заключительный мониторинг

 

 

Планирование досуговых мероприятий на 2024год

месяц

мероприятие

форма проведения

место проведения

кол-во час

1. Диагностический блок

январь

Первичная

диагностика

анкетирование,

опрос

КЦ

 

2. Реализация программы

Январь

«Волшебство в Рождество»

анимационная программа

КЦ

«Коляда,отворяй ворота!»

развлекательная программа

Детская библиотека

 

Февраль

«Весёлые старты»

Параолимпиада для детей-инвалидов и ОВЗ (спортивная эстафета)

МБОУ «Верхобская СОШ» 

Март

«Вот какие наши мамы!»

Мастер-класс

КЦ

«Душа моя, Масленица»

развлекательная программа

КЦ

 1 ч.

Апрель

«День смеха -

вот потеха!»

развлекательная программа

КЦ

«Приглашение в

Веселую Мультландию»

развлекательная программа, просмотр мультфильма

«Бременские музыканты»

Детская библиотека

 1 ч.

Май

«Раз, два: горе – не беда!»,

«К защите Родины готовы!»

игровая программа,

детская выставка декоративно-прикладного творчества

КЦ

 1 ч.

Июнь

«Здравствуй, лето!»

игровая программа

Районный дом культуры

 2 ч.

Июль

«Спорт, здоровье и игра вместе всегда!»

физкультурно-оздоровительная программа

КЦ(детская летняя площадка)

«Я, ты, он, она - вместе целая страна!»

игровая программа

Районный дом культуры

Август

«Цветочная клумба»

творческая мастерская

КЦ

Сентябрь

«Без друзей меня чуть-чуть, а с друзьями - много!»

развлекательно-познавательная программа

КЦ

Октябрь

«Бабушка рядышком с дедушкой»

праздничная программа

КЦ

Ноябрь

«Моя мама лучше всех!»

праздничная программа

Районный дом культуры

Декабрь

«Мы встречаем новый год»

творческая мастерская

КЦ

«Новогоднее приключение

в Зазеркалье»

развлекательная программа

Районный дом культуры

3. Заключительный мониторинг

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы педагога по организации досуговой деятельности в группе продлённого дня в условиях интегрирования на примере воспитательных занятий

возможность показать наполненность  группы  интересными темами, идеями; включить каждого ребёнка в содержательную деятельность....

Программа организации внеурочной деятельности учащихся "Веселые голоса"

Данная программа рассчитана для учащихся 1-4 классов в рамках реализации ФГОС...

Организация досуговой деятельности за рамками основной образовательной программы

Рабочая программа по внеурочной деятельности " Организация досуга за рамками основной образовательной деятельности"...

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

"Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"

   Данную тему я выбрала неслучайно, поскольку сама являюсь воспитателем ГПД.     Считаю, что успех воспитательной работы в целом зависит от:...

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня".

Статья на тему: "Организация досуговой деятельности детей в группе продленного дня"....

Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»

Мастер-класс «Использование игровой технологии в организации досуговой деятельности детей и подростков в учреждении дополнительного образования»...