Методическая разработка "Дорожный калейдоскоп! Конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»
методическая разработка

Методическая разработка  представляет собой сценарий проведения внеклассного мероприятия «Дорожный калейдоскоп», посвященного изучению правил дорожного движения учащимися начальной школы. Данная разработка предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре, знакомящей с правилами и знаками дорожного движения для пешеходов и водителей. Любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в творческой или коллективной деятельности.

     https://edu.tatar.ru/tukaj/betki/sch_sr/page356827... (школьный сайт)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dorozhnyy_kaleydoskop.docx36.37 КБ

Предварительный просмотр:

Республиканский конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка

«Дорожный калейдоскоп»

Номинация «Классный наставник безопасности дорожного движения»

                                             

                                                     Целевая аудитория: учащиеся начальных                        

                                                         классов

        

        Автор-составитель: Газизова Оксана Аркадьевна,                    

                                                                                    учитель начальных классов,

                                                                                    МБОУ «Бетькинская СОШ с                            

                                              углубленным изучением

                                                                                    отдельных предметов»

                                                                                    Тукаевский муниципальный

                                                                                     район РТ

        

2024 год

Структура методической разработки

  1. Пояснительная записка.
  1. краткое обоснование выбора темы методической разработки (актуальность);
  2. целевая аудитория;
  3. роль и место мероприятия в системе работы педагогического  работника;
  4. цель, задачи, планируемые результаты мероприятия;
  5. форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора;
  6. педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения планируемых результатов;
  7. ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия;
  8. рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего безопасность дорожного движения.

  1. Основная часть:
  1. описание хода проведения мероприятия;
  2. методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия;
  3. список использованной литературы;

  1. Цифровой след методической разработки.

  1. Пояснительная записка

1.1. Краткое обоснование выбора темы методической разработки

Обучение правилам дорожного движения следует рассматривать как составную часть учебно-воспитательной работы школы. Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Анализ детского дорожно-транспортного травматизма показывает, что основной причиной является низкая культура участников дорожного движения, в том числе - детей. Учащиеся не обладают навыками поведения в транспортной среде, не умеют верно оценить и предвидеть развитие дорожных ситуаций, последствий нарушения правил дорожного движения.

Методическая разработка  представляет собой сценарий проведения внеклассного мероприятия «Дорожный калейдоскоп», посвященного изучению правил дорожного движения учащимися начальной школы. Данная разработка предлагает детям поучаствовать в увлекательной игре, знакомящей с правилами и знаками дорожного движения для пешеходов и водителей. Любой ребёнок быстрее поймет и запомнит правила дорожного движения, играя, участвуя в творческой или коллективной деятельности.

  1. Целевая аудитория (с указанием возрастных особенностей обучающихся)

Занятие рассчитано на аудиторию детей возрастом 9-10 лет. Именно в этом возрасте обучающиеся не могут долго задерживать внимание на каком-либо предмете, мысли, поэтому время их занятий одним видом деятельности должно быть коротким. Ребята не воспринимают длинные рассуждения, активно реагирует на все новое, яркое. Наибольшее значение имеет не словесное объяснение, а показ: яркая картина или слайд, действие.

  1. Роль и место мероприятия

Данный материал позволит классным руководителям, а также педагогам

дополнительного образования в организации и проведении мероприятий по

основам безопасного поведения на дороге учащихся начальных классов

общеобразовательных учреждений. Данное мероприятие проводится в рамках реализации программы воспитания общеобразовательной программы школы.

  1. Цель, задачи и планируемые результаты мероприятия

Цель: создать условия для формирования у учащихся сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности и безопасности окружающих участников дорожного движения.

Задачи:

-выработка у учащихся поведенческих стереотипов, способствующих самосохранению в условиях дорожной ситуации;

-привитие культуры безопасного поведения на дорогах;

-воспитание грамотных участников дорожного движения;

-формирование уважительного отношения к законам дороги, осознания объективной целесообразности действующих правил и требований дорожного движения.

Планируемые результаты:

- умение регулировать свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и требованиями, предъявляемыми обществом и государством к участникам дорожного движения;

- ответственное отношение к собственной безопасности и безопасности других участников движения;

- выполнение основных правил дорожного движения;

- убеждённость в необходимости изучения курса ПДД.

Предметные результаты (учащиеся научатся):

- безопасно переходить дорогу, улицу, соблюдая правила дорожного движения;

- научаться понимать и пользоваться сигналами светофора.

- правильно пользоваться общественным транспортом;

- соблюдать правила безопасности при езде на велосипеде;

- правильно читать основные дорожные знаки;

Метапредметные:

Регулятивные: - умение самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать свои действия для реализации задач, прогнозировать результаты, осмысленно выбирать способы и приёмы действий, корректировать работу по ходу выполнения;

- умение оценивать результаты собственной деятельности, объяснять по каким критериям проводилась оценка;

- адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками;

- планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями: маршрут движения, время, и др.

Познавательные: - сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

- анализировать, сравнивать явления, факты; устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, проводить аналогии;

- самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, таблиц, сообщений.

Коммуникативные: - соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

- формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании собеседника; отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

1.5. Форма проведения мероприятия и обоснование ее выбора

Форма проведения занятия: игра-соревнование.

Мероприятие совмещает в себе игровые моменты с конкурсными заданиями, викторинами, что создает условия для взаимодействия и взаимопонимания детей; способствует формированию навыка ориентироваться в пространстве, умению добиваться результата сообразительностью, актуализируя имеющиеся знания, выполнять действия в соответствии с правилами и ходом игры, умению применять знания на практике.

1.6.Педагогические технологии, методы, приемы, используемые для достижения результатов

Педагогические технологии: игровая технология, здоровьесберегающие технологии, личностно-ориентированные технологии;

Методы: словесный; наглядный, практический;

Приёмы: игра, коллективная работа.

1.7. Ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия

Кадровые: классный руководитель, советник директора, инспектор ГИБДД, родители.

Материально-технические: классная комната; ноутбук, колонки; подборка музыкального сопровождения; разрезной наглядный материал (дорожные знаки);  сигналы светофора; воздушные шары 3-х цветов (красный, желтый, зеленый); грамоты,  названия видов дорожных знаков, сигнальные карточки.

Методические: справочная и методическая литература по правилам дорожного движения в последней редакции, газета «Добрая дорога детства», сайты по ПДД.

1.8. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы педагогического работника, популяризирующего ПДД.

Проведенная  работа по обучению детей ПДД оправдала себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

Результативность  работы подтверждается тем, что за все годы кропотливой работы по обучению детей правилам дорожного движения не было ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил движения нашими воспитанниками.                Показателями эффективности нашей работы являются:

- знания детьми правил безопасного поведения на улицах и на дорогах (в соответствии с возрастом детей);

- умение ориентироваться в дорожных ситуациях.

Каждому педагогу, которому доверено воспитание наших детей необходимо овладеть современным научно – педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД. Только тогда число дорожно – транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится.

2. Основная часть

2.1        Описание хода проведения мероприятия/занятия

Дорожный калейдоскоп

Игра по правилам дорожного движения для учащихся 3-4 классов

Ход игры:

Звучит песня в исполнении В.Леонтьева «Зелёный свет».

Ведущий. Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на игре «Дорожный калейдоскоп».

Ведущий. В сегодняшней игре принимают участие 2 команды. Давайте поприветствуем  друг друга. (Идёт представление команд – название, девиз, капитан команды).

Ведущий. Прекрасно! Команды готовы показать хорошие результаты в знаниях правил дорожного движения.

Ведущий. Чтобы проверить, насколько действительно ребята находятся в прекрасной форме и хорошем расположении  духа, я предлагаю игру на самую внимательную и  дружную команду «Это я, это я, это все мои друзья!». Я буду зачитывать вопросы и если вы согласны с утверждением, то громко и дружно кричите фразу «Это я, это я, это все мои друзья!», если не согласны – молчите. Итак, начали!

- Кто ватагою весёлой каждый день шагает в школу?

- Кто вперёд всегда идёт, широко разинув  рот?

-Кто машины пропускает, ПДД все соблюдает?

- Кто шагает без разбора на сигналы светофора?

- Кто всегда в трамвае тесном уступает старшим место?

- Кто,  держась одной рукой, лихо мчит по мостовой?

- Кто дорогу перейдёт  только там, где переход?

- Кто пинает мяч весёлый на дороге  перед школой?

- Кто, играя во дворе, объясняет детворе «Помни правила движенья, как таблицу умноженья»?

Задание 1. «Разбился знак дорожный»

Ведущий.  Очень  нужен он в пути:

Где дорогу перейти

Он расскажет, что и как,

Звать его …(дорожный знак).

Итак, в задании «Разбился знак дорожный» вам нужно за 1 минуту сложить дорожный знак, назвать и его, и группу, к  которой он относится.

Даны 3 разрезанных знака.

Задание 2. «Верите ли Вы?»

Ведущий. Каждая команда получает  сигнальные карточки: одна соответствует ответу «верим», а другая «не верим». Вопросы  составляются  по формуле «Верите ли  вы, что …?» и адресуются  обеим  командам одновременно. После поднятия сигнальных карточек  ведущий сообщает  правильный ответ, совпадение  с которым даёт  возможность  получить балл.

Вопросы.

  1. Верите ли вы, что автомобиль может моментально остановиться, когда водитель нажмёт на тормоза? (Нет)
  2. Верите ли вы, что  автобус нужно обходить сзади? (Нет, нужно дождаться, когда он уедет, и переходить дорогу  на зелёный сигнал светофора по пешеходному переходу.)
  3. Верите ли вы, что первый велосипед был изобретён в России? (Да)
  4. Верите ли вы, что жёлтый сигнал светофора запрещает движение,  как водителям, так и пешеходам? (Да)
  5. Верите ли вы, что дорожный знак «Дети» даёт какое-либо преимущество  перед идущим  транспортом? (Нет)

Даны 3 пары сигнальных карточек.

Задание 3. «Знатоки ПДД»

Ведущий. В этом  задании  я проверю, насколько прилежными знатоками  ПДД вы являетесь, хорошо ли  знаете дорожные знаки. Я называю  знак, первый  участник команды добегает  до финиша, выбирает именно  этот  знак и возвращается  с ним к своей команде.

Знаки: пешеходный переход; дети; круговое движение; главная дорога; больница; пункт питания и др.

Даны 3 набора дорожных знаков.

Задание 4. «Театр – экспромт»

Ведущий. В нашем театре вы все будете актёрами и сыграете каждый свою роль. Я раздам вам карточки с названиями животных , предметов, людей – каждому свою. Вы должны изобразить каждый  своего героя  только  тогда, когда речь будет именно о нём. Итак, начинаем.

Варианты текстов.

1.На дороге.

Ведущий. Наступила ночь. На небе взошла полная  луна и стала светить во все стороны. Звёзды  закружились в хороводе. На дороге  появился «Мерседес», несущийся на огромной скорости. Водитель не заметил  лежащее на дороге бревно.  «Мерседес» врезался в него и  улетел в кювет. Искры  посыпались из глаз водителя. Он сошёл с дороги, задумался и сел на пенёк. Пенёк затрещал. Впереди  тоскливо  залаяла  собака.  « Значит неподалёку люди», - почесал в затылке водитель, тяжело вздохнул и поплёлся за  подмогой.

2. Кто виноват?

Ведущий. Был ясный день. Солнце весело светило. Саша возвращался на автобусе из школы домой. Он вышел из автобуса и, чтобы было побыстрее, стал обходить автобус спереди. Вдруг перед ним  появился рычащий  грузовик. Саша испуганно  вскрикнул, заскрипели тормоза. На мотоцикле подъехал инспектор ГИБДД. Посмотрел на мальчика  и  с облегчением  вздохнул. На  этот  раз  всё  обошлось  благополучно. Со всех сторон бежали люди.

Задание 5 «Весёлый светофор»

Ведущий. Каждая  команда  должна  сделать светофор. Для  этого  вам  предоставляется  три воздушных шара  и нитки.  На расстоянии 3 метров  друг от друга, обратите  внимание, находятся  3 помощника, каждый из них  будет  выполнять  роль  стойки на которую  вы привяжете  все три шара. Итак, по сигналу, приготовились, начали.

Звучит музыка, команды выполняют задание.

Даны 9 воздушных шаров и нитки.

Задание 6 « Тяжеловесы»

Ведущий. Перед вами висят конверты с вопросами  разного цвета: зелёный – 5 баллов, жёлтый – 4 балла, красный – 3 балла. От каждой  команды выходят по 3 человека и по очереди  тянут вопросы. Команда, набравшая наибольшее количество баллов, становится победителями.

Вопросы зелёного конверта – 5 баллов.

  1. Где устанавливается знак «Дети»?  (Возле школ и детских садов.)
  2. Как безопасно переходить дорогу, выйдя из автобуса?  (Нужно идти на пешеходный переход, а если  его нет, то  дождаться, когда автобус отойдёт  от  остановки  на достаточное  расстояние, и  перейти  дорогу.)
  3. В каком возрасте  разрешается выезжать на  велосипеде на дороги общего пользования?  (С 14 лет)

Вопросы  жёлтого конверта -4 балла

Игроки должны назвать  дорожный знак: «Пешеходный переход», «Движение запрещено», «Дорожные работы» и т.д.

Вопросы красного конверта – 3 балла.

Загадки.

  1. У машины есть,

У телеги есть,

У велосипеда есть

А у поезда не счесть.  (Колёса)

  1. Этот конь не ест овса,

Вместо ног два колеса,

Сядь верхом и мчись на нём,

Только лучше правь рулём.  (Велосипед)

  1. Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Я машинам помогаю

И тебе готов помочь.  (Светофор)

Ведущий. Давайте подведём итоги  и узнаем, кто из команд одержал победу.  Участники  очень старались  показать все  свои знания  в сегодняшней игре.

Подведение итогов. Награждение победителей.

Ведущий. Поздравляем наших  участников  и желаем  всегда и везде  быть дружными, активными, внимательными, умными и выполнять  правила дорожного движения! До свидания.

Звучит песня «Зелёный свет» в исполнении В.Леонтьева.

2.2. Методические советы по организации, проведению и подведению итогов мероприятия

Одним из основных требований к мероприятию является умелое сочетание

подвижных и статичных форм деятельности.

Отследив все этапы подготовки и проведения мероприятия, выявить все

сильные и слабые места, выработать рекомендации для предотвращения

повторения подобных ошибок.

В рамках подготовки к мероприятию необходимо провести предварительную работу по формированию 2 команд с определением капитана в каждой команде. В качестве членов жюри привлечь инспектора ГИБДД, советника директора, родителей.

2.3 Список использованной литературы

1. О.В.Калашникова “Путешествие в страну дорожных знаков и сказок”,

изд. “Учитель”, Волгоград, 2006г.

2. Н.К.Клочанов “Дорога, ребёнок, безопасность”, методическое пособие

для воспитателей, учителей начальных классов, изд. Ростов-на-Дону, 2007г.

3. Н.В.Ковалёва “Конкурсы, викторины, праздники по Правилам дорожного

движения”, изд. “Феникс”, Ростов-на-Дону, 2007г.

4. Е.А.Козловская “Дорожная безопасность: обучение и воспитание

младших школьников”, УМП, изд. “Третий Рим”, Москва. 2007г.

5. Г.П.Шалаева “Дорожные знаки для маленьких пешеходов”, изд. “Эксмо”,

Москва, 2007г.

6. Дорожные знаки” Борис Вахнюка, М. издательство “ХАТБЕР-М”,2008 г.

7. Подборка журналов “Педсовет” и “Последний звонок” за 2000-2008 год

Электронные ресурсы:

1.Добрая дорога детства интернет портал//http://www.dddgazeta.ru/\

2. Глобальный план осуществления действий по обеспечению безопасности дорожного движения 2011-2020 годы [«Электронный ресурс].

3.Цифровой след реализации методической разработки, подтверждающие результативность ее реализации

https://nsportal.ru/gazizova-oksana-arkadevna

Видеообращение https://vk.com/wall-205739016_3104 (школьный сайт)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зарубежный опыт организации предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге

На основе анализа зарубежного опыта формируется представление о современных вариативных подходах к организации предметно-пространственной среды для обучения правилам безопасного поведения на дороге....

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге

Причины детского дорожно-транспортного травматизма.Неумение наблюдать.Невнимательность.Недостаточный надзор взрослых за поведением детей....

Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги

Теоретические основы исследования обучения детей безопасному поведению на проезжей части дороги 1.1. Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения младшего школьного возраста безопас...

Статья "Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению школьников безопасного поведения на дороге"

Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению школьников безопасного поведения на дороге...

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге

Памятка родителям по обучению детей безопасному поведению на дороге...

Положение о смотре - конкурсе «Лучшее дидактическое пособие по основам безопасности»( лэпбук)

Цель: создание методических условий воспитательно - образовательного процесса с дошкольниками, обеспечивающих  познавательное развитие детей дошкольного возраста. Активизировать работу педагогов...

Педагогический кейс по обучению безопасному поведению на дороге «Внимание – дорога!». Конкурс «Лучший педагог по обучению основам безопасного поведения на дорогах»

Осторожность, дисциплина, а также соблюдение правил дорожного движения водителями и пешеходами являются основой безопасного движения на улице. Опасности на дороге могут возникнуть в любой момент. Опас...