ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
план-конспект

Сапрыкина Светлана Борисовна

занятие для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otvetstvennost.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Уважемые родители, я сегодня приглашаю вас в мою любимую сказку. Прочитайте отрывок и догадайтесь, о каком важном моральном качестве личности мы сегодня будем разговаривать.

Вы красивые, но пустые, - продолжал Маленький принц. - Ради вас не захочется умереть. Конечно, случайный прохожий, поглядев на мою розу, скажет, что она точно такая же, как вы. Но мне она одна дороже всех вас. Ведь это ее, а не вас я поливал каждый день. Ее, а не вас накрывал стеклянным колпаком. Ее загораживал ширмой, оберегая от ветра. Я слушал, как она жаловалась и как хвастала, я прислушивался к ней, даже когда она умолкала. Она - моя. И Маленький принц возвратился к Лису. - Прощай... - сказал он. - Прощай, - сказал Лис. - Вот мой секрет, он очень прост: зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь. Твоя роза так дорога тебе потому, что ты отдавал ей всю душу. Люди забыли эту истину, - сказал Лис, - но ты не забывай: ты навсегда в ответе за всех, кого приручил. Ты в ответе за твою розу.

Маленький принц» - самое известное произведение А. Сент-Экзюпери. На первый взгляд, это всего лишь сказка для детей. Но по прочтении повести понимаешь, что «Маленький принц» - не сказка, а философская притча, повествующая о самых важных и сложных вещах, связанных с человеческой жизнью. В своем произведении Сент-Экзюпери затрагивает много проблем. Важнейшей из них является проблема ответственности – ответственности человека за свои поступки, слова, мысли. 

Перед вами на партах лежат листочки. Предлагаю подумать и закончить предложение: «Быть ответственным — значит ...». Каждый из вас по очереди будет писать ответ, сворачивая листок и передавая друг другу.

Родители выполняют задание.

Я вижу, что работа завершена, теперь давайте поделимся своими мыслями. Прошу выбрать по одному представителю от каждой группы для чтения ответов (читаются ответы). Сейчас вы услышали мнение друг друга. А теперь я предлагаю послушать, что означает слово «ответственность» в «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова: «Ответственность — необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них».

И вот тут возникает проблема. Кто попробуете сформулировать? Верно: Как воспитывать ответственность у ребенка, с чего начать и чем помочь?.

С чего начать воспитание ответственности? Приучать надо с детства. Человек не станет в будущем проявлять заботу о людях, если он сам в детстве не испытал ее. А кто, если не родитель, должен прежде всего быть примером для своего ребенка?

Экзюпери считает, что только дети умеют видеть вещи в их истинном свете, не считаясь с их «практической пользой». «Взрослые очень любят цифры. Когда рассказываешь им, что у тебя появился новый друг, они никогда не скажут: «А какой у него голос? В какие игры он любит играть? Ловит ли он бабочек? Они спрашивают: «Сколько ему лет? Сколько у него братьев? Сколько зарабатывает его отец?»

Уважаемые родители, Прошу вас выбрать карточку определенного цвета и разбиться на две команды. На одной карточке ГИПЕРОПЕКА, на второй БЕЗРАЗЛИЧИЕ. Как вы думаете, почему именно на такие две группы мы рзделились? Правильно, и гиперопека и безразличие-две крайности, которые мешают родителям воспитать ответственного человека.

Сейчас я предложу вам определить, к какой группе подходит педагогическая ситуация.

8-летний мальчик рассказывает: «У меня есть обязанность выносить мусор. Мне хочется выстирать вещи в стиральной машине или съездить на велосипеде в магазин за продуктами. Я предлагаю родителям свою помощь, а они говорят, что я еще маленький».(гиперопека)Обсудим, к чему ведет такое поведение родителей?

Мама торопится и сама завязывает шнурки сыну-второкласснику, аргументируя, что ждать

Маша говорит учителю : Пусть мы не поедем в отпуск, не купим мне новую пару сапог, и на День рождения не будет подарков. Только чтобы мама со мной больше проводила времени. Чтобы не приходила домой поздно и молчала(безразличие) Некоторые родители ошибочно считают, что материальное обеспечение – это основное их обязательство перед детьми. Дети, оставшись наедине с собой, не могут чувство ответственности выработать самостоятельно.

Итак, следующий вопрос: КАК. Давайте вместе составим памятку для родителя.

  1. Ребёнок должен ощущать себя равноправным членом семьи, класса, должен знать, что окружающие нуждаются в нём.
  2. Не надо торопить, позвольте выполнить ответственное задание в удобном для ребёнка темпе.
  3. Не делайте замечание за плохо выполненную работу, а сделайте так, чтобы ребёнок на собственном опыте узнал, к каким результатам ведёт безответственность.
  4. Поручайте посильное дело.
  5. Придумайте сигналы- «напоминалки»
  6. Ответственное дело должно быть связано с положительными эмоциями.
  7. (РАЗРЕЗАТЬ ПОПОЛАМ, ПУСТЬ ПРОДОЛЖАТ НАЧАЛО)

Маленький принц в сказке был один. Лис помог ему осознать , что значит быть ответственным человеком. А у ваших детей есть вы. Удачи вам в воспитании ответственности.

ИГРА НА ВСЯКИЙ СЛУЧАЙ

сдвиньте парты в стороны и расставьте небольшие препятствия в центре класса. После разделите учеников на команды по три-четыре человека. Завяжите глаза всем участникам команды, кроме одного. Затем ребенок, который может видеть, должен провести своих товарищей по команде через ряд простых преград. Например, пройти мимо стульев, не задев их, перешагнуть через рюкзаки или указку, сесть на определенный стул.

В чем смысл? Ребенок с завязанными глазами несет ответственность за то, насколько внимательно он слушает ведущего. Он должен сохранять спокойствие, если не понимает указаний и на что-то натыкается. Если ученик в замешательстве, он должен обратиться за помощью. Для ведущего самое главное — ответственность за безопасность своих товарищей. Они должны спокойно общаться. Ведущий должен быть терпелив, когда его одноклассники не делают того, что он им сказал. Это также отличная игра для обсуждения того, что происходит, когда люди не следуют указаниям. Ведь часть ответственности — это осознание того, что чувствуют люди, полагающиеся на вас.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему "Права, обязанности и ответственность ребенка" 5-7 классы

Классный час "Права, обязанности и ответственность ребенка" + презинтация.Цель занятия:закрепить представление о «Декларации прав человека», «Конвенции о правах ребенка»;обобщить знания де...

ответственность родителей за обучение и воспитание детей

уважаемые коллеги! публикую данный правовой лекторий вам в помощь при работе с нерадивыми родителями....

«Разнообразие форм и методов формирования экологической ответственности младших школьников».

        Экология стала проблемой нашего общества. Многие виды деятельности людей коренным образом меняют лик  земли, а тем самым и условия жизни для зверей, птиц, расте...

Классный час "Поступки и ответственность"

Классный час на тему: «Поступки и ответственность: вместе или врозь». Цели:Знакомство учащихся с понятиями «поступок», «проступок», «ответственность», с их значением в жизни человека.Задачи:- По...