Методическая разработка внеклассного мероприятия для 4 класса "Путь волонтёра - дорога добра"
методическая разработка (4 класс)

Скрипкина Ольга Александровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx41.49 КБ

Предварительный просмотр:

IV Всероссийский дистанционный конкурс

среди классных руководителей на лучшие методические разработки воспитательных мероприятий

Духовное и нравственное воспитание

Тематическое направление

«Путь  волонтёра – дорога добра»

                                          Тема методической разработки

Скрипкина Ольга Александровна, учитель начальных классов

МБОУ «Никифоровская СОШ №2»

                                                 

                                                       Р.п.Дмитриевка

2023 год

1. Пояснительная записка

1.1. Тематическое направление.

Тематическое направление воспитательного мероприятия - духовное и нравственное воспитание.

1.2. Тема (название) воспитательного мероприятия.

«Путь волонтера – дорога добра».

1.3. Актуальность и обоснование выбора темы.

 2018 год  был объявлен Годом добровольца и волонтера. Соответствующий указ подписан Президентом РФ В.В. Путиным.

Глава государства подчеркнул особую значимость волонтерского движения: «Это … ваш год, год всех граждан страны, чья воля, энергия, великодушие и есть главная сила России».

В настоящее время приоритетным направлением в развитии волонтерского движения является расширение добровольческого пространства - поиск форм и методов совместной деятельности, социозащитных учреждений, общеобразовательных школ, органов правопорядка, служб занятости, учреждений культуры, трудовых коллективов как участников добровольческого движения.

Исходя из этого, актуальным является вопрос о создании в образовательном пространстве фундаментальных основ по формированию культуры добровольческого движения. Ознакомление с основами волонтерской деятельности и вовлечение учащихся (начиная с младшего школьного возраста) в социально значимые акции и проекты имеет огромный воспитательный потенциал.

1.4. Роль и место воспитательного мероприятия в системе работы классного руководителя (связь с другими мероприятиями, преемственность).

Данное мероприятие входит в циклограмму деятельности классного руководителя по духовно-нравственному воспитанию школьников в рамках курса внеурочной деятельности «Разговоры о  важном». Ведущие ценности программы – патриотизм, развитие духовно-нравственных качеств, уважение к национальным традициям, активная жизненная позиция.

 При составлении плана воспитательной работы соблюдается принципы  преемственности, последовательности и систематичности. Согласно этим принципам происходит  закрепление ранее усвоенных умений, навыков, личностных качеств, их последовательное развитие и совершенствование, что позволяет  закрепить уже достигнутое и поднимает ученика на более высокий уровень развития. 

1.5. Целевая аудитория воспитательного мероприятия (с указанием возраста/класса).

Методическая разработка воспитательного мероприятия адресована учащимся 3-4-х классов (9 – 11 лет).

1.6. Цель.

Цель занятия: создание условий для понимания значимости волонтерской деятельности.

1.7. Задачи.

  • Познакомить с понятием добровольчества и направлениями волонтерской  деятельности.
  • Создать ситуации, способствующие принятию идеи о действенной помощи другим людям.
  • Воспитывать у обучающихся чувство уважения к людям, которые бескорыстно приходят на помощь, проявляют милосердие, гуманность, доброту, жертвенность.
  • Воспитывать чувство сопереживания и сочувствия, сопричастности добровольческой деятельности.

1.8. Планируемые результаты.

Личностные: проявление доброго отношения и любви к людям, к животным, к окружающей среде; понимание ценности заботы о других; готовность и желание совершать добрые поступки; выстраивание собственного поведения с позиции нравственных норм.

Метапредметные:

− умение анализировать текстовую и видеоинформацию в соответствии                                         с учебной задачей;

−умение формулировать суждения, аргументированно высказывать свое мнение; участвовать в коллективной формулировке вывода по результатам обсуждения;

−умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;

− умение принимать цель коллективной работы.

1.9. Форма проведения воспитательного мероприятия и обоснование ее выбора.

Форма проведения – интерактивная лекция с элементами эвристической беседы. Это вопросно-ответная форма обучения, при которой учитель не сообщает учащимся готовых знаний, а через поставленные вопросы, не содержащие готового ответа, мотивирует учащихся находить решение, приходить к выводам, формировать новые понятия.

Подобный формат  способствует   формированию  компетенций в области коммуникации, кооперации, креативного и критического мышления.  Занятие предполагает использование и обсуждение видеофрагментов, презентационных материалов, включает в себя анализ тематических  проблемных ситуаций, индивидуальную и групповую  творческую работу.

1.10. Воспитательные методы и приемы, используемые для достижения планируемых воспитательных результатов.

Для достижения планируемых результатов применялись следующие технологии:  технология развития критического мышления, технология здоровьесбережения (смена видов деятельности), технология междисциплинарного обучения (рассматриваются разные направления деятельности), технология сотрудничества и группового взаимодействия.

Методы формирования сознания: словесные, наглядные, объяснительно-иллюстративные, системно-деятельностный подход, метод создания проблемной  ситуации.

Приемы воспитания:  взаимопомощь, акцент на лучшее, ситуация успеха, прогнозирование развития ситуауции, коррекция позиции.

1.11. Кадровые и методические ресурсы, необходимые для подготовки и проведения мероприятия.

Формат проведения мероприятия не требует привлечения сторонних специалистов, его по силам провести классному руководителю или педагогу, глубоко погруженному в тему и обеспечившему заранее необходимое методическое и ресурсное обеспечение .

1.12. Материально-технические, информационные ресурсы.

Мультимедийное оборудование, доступ к интернету для демонстрации видеоматериалов по ссылкам, слайдовая  презентация, мультфильм «Гимн Добра», гимн волонтерского движения, видеофрагмент опыта работы школьного волонтерского отряда; раздаточный материал для групп, плакат с названием темы занятия, ёлка –календарь с новогодними игрушками, цветные стикеры для деления класса на группы, авторучки для детей.

2. Основная часть.

2.1. Описание подготовки воспитательного мероприятия.

При подготовке к воспитательному мероприятию учителю необходимо глубоко погрузиться в тему, подобрать необходимые методические и дидактические  материалы. Дополнительной подготовки детей не требуется.

Мебель в классе должна быть расставлена с учетом работы детей в 3-х группах.

Перед началом мероприятия на доске заранее вывешивается плакат с темой мероприятия, перевернутый обратной стороной,  новогодняя елка в виде адвент-календаря (календаря ожиданий), Елка  до начала  закрыта плакатом.

2.2. Описание проведения воспитательного мероприятия.

    Часть 1. Оргмомент.

Учитель.

- Здравствуйте, ребята, Сегодня на занятии  нам предстоит командная работа. Образовать творческие  группы помогут  стрелки красного, зеленого и желтого цвета. Каждый из вас выбирает одну стрелку и занимает место за  рабочим столом, где находится указатель выбранного вами цвета.

Часть 2. Мотивация и введение в тему занятия.

Учитель.

-  Итак, появились 3 группы. Я попрошу вас показать мне ладошки (Дети поднимают ладони вверх).

- Для чего нужны руки? (Руки помогают нам выполнять всю работу)

- А теперь возьмите друг друга за руки.

- Что вы почувствовали? (Тепло, доверие, общность).

- Посмотрите на экран. (Слайд 1).

- Перед вами эмблема. Кто знает, с чем она связана?

- Открытая ладонь и сердце – символ волонтерства.

Часть 3. Работа по теме занятия.

Учитель

 -  Кто такой волонтер? 

- Это человек, который добровольно, бескорыстно помогает другим людям. Доброволец.

- Что значит «бескорыстно»? (Бесплатно, не требуя ничего взамен).

- В России волонтёрское движение имеет глубокие корни. Раньше  участников благотворительных организаций называли просто добровольцами. Понятие «волонтерство» в значении «добровольная помощь» в русском языке закрепилось только к концу XIX века. Добровольческое движение появилось на  Руси после принятия христианства в 988 году.

 По указу князя Владимира малоимущим выдавали еду и деньги, появились первые больницы и сиротские приюты. Добровольчество поддерживали многие русские правители:  Иван IV Грозный, Петр I, Екатерина II,  Александр I,  Александр II. 

Добровольно занимались своей профессиональной деятельностью учителя, врачи, делавшие много для крестьян.  Позже возникло первое женское волонтёрское движение – сёстры милосердия, которые во время русско-турецкой войны добровольно шли на фронт, чтоб спасать раненых солдат.

 Добровольческие движения развивались в СССР среди школьников и студентов. В 1940 году Аркадий Гайдар написал повесть «Тимур и его команда».  Главный герой произведения — мальчик Тимур — вместе со своими друзьями помогал семьям военных, которые отправились на фронт. Студенты в СССР объединялись в добровольческие отряды. Они трудились на стройках, работали в больницах, детских домах, заботились об охране природы.

Сегодня добровольчество является неотъемлемой частью  нашего общества. Число только официально зарегистрированных волонтеров превысило три миллиона человек, а количество благотворительных организаций насчитывает несколько тысяч.  Любой имеет возможность добровольно посвящать своё время, талант, энергию другим людям. Добровольчество — фундамент гражданского общества.

Учитель:

 – Какими качествами должен обладать  волонтер?

 - Активность, ответственность, смелость и мужество, честность и неравнодушие, доброта – вот качества истинного волонтера (Слайд 3). 

- Девизом нашего сегодняшнего занятия будут слова «Путь волонтёра – дорога добра» (Перевернуть плакат на доске лицевой стороной)

- Что такое добро? 

 - Это все хорошее, положительное, полезное  людям

-  Какие добрые поступки совершаете вы? (Помогаю по дому, навещаю бабушку, помогаю животным, друзьям и т.д)

- А сейчас я предлагаю посмотреть небольшой мультфильм, который называется «Гимн добра» (Слайд 3, гиперссылка). Подумайте, о чем он.

Просмотр мультфильма «Гимн Добра».

https://rutube.ru/video/d7fc7c44af61720847b8d10120f15dda/

Учитель:

- Ребята, о чем этот мультфильм? (О спортсмене, о девочке, о добре)

- Какой поступок совершила девочка?  (Подарила щенка спортсмену, который получил травму)

- Почему  она  это  сделала? (Чтобы  у спортсмена появился друг, чтобы поднять настроение)

- Чему учит нас эта история? (Быть добрым, не проходить мимо людей, нуждающихся в помощи)

- Кто из героев смог бы стать волонтером? (Девочка, щенок)

- Почему этот мультфильм называется «Гимн добра»? (Добро вдохновляет нас на новые добрые поступки)

Учитель:

- Вы прониклись идеей мультфильма. Я думаю, вы осознали, что добрые поступки, идущие от сердца к сердцу,  делают каждого по-настоящему счастливым!

 Учитель:

- А теперь подарим друг другу радость совместной работы и выполним задания в команде. Перед вами конверты. Достаньте листы. Прочитайте тексты. Определите по проблемной ситуации направление волонтерской деятельности.

                           (Работа с раздаточным материалом)

Задание: Прочитайте текст. Выполните задания в группе.

  1. Как бы поступили вы в подобной ситуации?
  2. К какому направлению волонтёрства можно отнести этот поступок? (выбери из предложенного списка)

Благоустройство памятников, помощь бездомным животным, охрана окружающей среды, помощь пожилым, одиноким людям, медицинское волонтёрство.

Ситуация для группы 1.

Старушка возвращалась из магазина с тяжелыми сумками. Она устала, постоянно делала остановки, чтобы отдохнуть. А до дома оставалось еще пятнадцать минут ходьбы. Петя и Вася возвращались из школы домой. Они увидели бабушку, которая стояла рядом с сумками и тяжело переводила дыхание.

Мальчики, не раздумывая, предложили помощь старушке. Бабушка согласилась и поблагодарила добровольцев.

Ситуация для группы 2.

Трое  четвероклассников  шли по улице и вдруг услышали тонкий жалобный писк. Они пошли на этот звук и обнаружили в канаве грязного, исхудавшего котёнка. Ребята накормили его, отогрели, а потом отнесли в ближайший приют для бездомных животных.

Ситуация для группы 3.

Однажды солнечным тёплым летним днем Катя и Маша отправились на речку. Девочки были расстроены, обнаружив на берегу пакеты, консервные банки, разбитое стекло, пластиковые бутылки… Подруги, не раздумывая, навели порядок, и через несколько минут от мусора не осталось и следа.

Учащиеся выполняют работу в группах.

Учитель:

-  Итак, подведем итог групповой работы. Направлений волонтёрства  немало (слайд 4):

  • помощь  пожилым, больным, одиноким людям;
  • эковолонтерство;
  • работа в  приютах для бездомных животных;
  • благоустройство памятников;
  • медицинское волонтерство;
  • поисково-спасательное волонтерство и др.

   Учитель:

- Такое важное и значимое движение, как волонтерство, заслуживает громких слов. Я предлагаю вам   творческую работу по теме волонтёрства. Каждой группе необходимо сочинить синквейн  о волонтёре.

- Что такое синквейн?

 - Синквейн - это стихотворение из пяти нерифмованных строк. 

  • Первая строка. Кто? Что?  Одно существительное, отражающее тему. В данном случае ВОЛОНТЕР.
  • Вторая строка. Какой? Два прилагательных, описывающих основную мысль.
  • Третья строка. Что делает? Три глагола, говорящие о действиях в рамках темы.
  • Четвёртая строка. Что вы думаете  о теме? Фраза из четырёх слов, показывающая отношение к теме. Это может быть пословица, цитата, крылатое выражение или собственная формулировка.
  • Пятая строка. Кто? Что? Слово, словосочетание, синоним к первому слову, которое выражает личное отношение к теме.

Выполнение творческого задания.

Учитель.

- Да, волонтером быть здорово. (Слайд 5) В каждой школе есть свой волонтёрский отряд, настоящие тимуровцы.  Я хочу показать, какие добрые дела творит наш волонтерский отряд «Добродетель». Внимание на экран. (Слайд 15, гиперссылка)

Просмотр видеоролика о деятельности

 школьного  волонтерского  отряда

https://rutube.ru/video/c09d8e04dbd2cfe0d26f957cf2119a39/

-  Представьте, что наш класс стал настоящим волонтёрским отрядом. Приближается самый ожидаемый, волшебный праздник – Новый год. Я хочу подарить вам, ребята, вот такой необычный «Новогодний календарь». Наверняка, вы слышали о таких.  Это календарь ожидания Рождества или Нового года, который задаёт соответствующее настроение, отсчитывая дни до праздника и не только. Такой календарь придумали в Европе ещё в XIX веке, внутри него были  спрятаны конфеты с пожеланиями. В нашем случае время, формат и его наполнение станет несколько иным: в течение месяца до новогоднего праздника ежедневно каждый из вас по очереди будет заполнять наш календарь своим предложением о добром деле или поступке, маленьком чуде или помощи, в которой так нуждается кто-то живущий рядом. И пусть это маленькое чудо благодаря вам обязательно свершится, показав, какое огромное, доброе сердце у вас, ребята!

Часть 4. Рефлексия.

Учитель:

- Подведем итоги нашего занятия. Ответьте на вопрос на обратной стороне   пазла.  (В качестве пазла выступает эмблема волонтерского движения, разрезанная на 4 части, с заранее записанными вопросами на обратной стороне каждого элемента)

1 группа:  Волонтер – это…

2 группа:  Какими качествами должен обладать волонтер?

3 группа:  Перечислите направления волонтерства.

Учитель отвечает на последний вопрос пазла: «Символом волонтерского движения является…»

(На доску  магнитами крепится сложенный  пазл  в виде ладони-эмблемы волонтерства)

Учитель:

- Отправной точкой для начала нашего разговора  стала ладонь, которая держит сердце. Это изображение появилось у нас и в конце занятия. Пусть эта эмблема напоминает вам, дорогие ребята, что быть волонтером здорово, ведь его путь – дорога добра. Желаю вам  идти по этому пути уверенно и твердо! И пусть ваши сердца дарят свет и добро всем вокруг!

 Так здорово быть вместе, чувствовать тепло и поддержку! Давайте возьмемся за руки,  послушаем и исполним гимн волонтеров (Слайд 5, гиперссылка).

            https://rutube.ru/video/fcde564c26a56954c11960bb72c129bc/

3. Рекомендации по использованию методической разработки в практике работы классных руководителей.

Данная методическая разработка может быть использована классными руководителями,  педагогами-организаторами, педагогами-психологами для воспитания нравственных качеств личности, культуры взаимодействия, коррекции поведения и эмоциональных состояний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Дорогами добра".

Праздник проводился в рамках декады инвалидов. На нем присутствовали дети , обучающиеся на дому, младшего школьного возраста....

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Иди всегда дорогою добра"

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Иди всегда дорогою добра"....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "Азбука безопасности на дороге"

Знакомство учащихся с правилами дорожного движения .Формирование навыков поведения на дорогах....

Методическая разработка внеклассного мероприятия "По дорогам войны" (исторический марафон), 2 классы

Меоприятие проведено в рамках Декады воинской славы в форме исторического марафона с элементами КТД. Учащиеся вторых классов прошли по станциям , затем учащиеся изготовили цветы и возложили их к обели...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «БЕЗОПАСНАЯ ДОРОГА»

Двигательная активность – естественная спутница жизни ребенка, это - источник радостных эмоций, обладающий большой воспитательной силой. Радость движения легко и непринужденно сочетается с позна...

Методическая разработка внеклассного мероприятия на тему: "Любовь, добро, толерантность"

Пояснительная запискаОпыт показывает, что педагогические задачи успешно решаются лишь при органическом сочетании учебно - воспитательной работы с целенаправленным воздействием на студента во внеурочно...

Методическая разработка внеклассного занятия "Сто дорог -одна твоя"

Выбор профессии, или профессиональное самоопределение - основа самоутверждения человека в обществе, одно из главных решений в жизни. Выбор профессии определяет очень многое, а именно: кем быть, к како...