Программа внеурочной деятельности "Азбука дорожных знаков".
рабочая программа по зож (1 класс) по теме

  • Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда правил дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге. Освоение Правил дорожного движения, а также основ безопасного поведения на дорогах для учащихся 1-2 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл azbuka_dorozhnykh_znakov_1_klass.docx29.32 КБ

Предварительный просмотр:

 

ПРОГРАММА

по внеурочной деятельности  

« Азбука дорожных знаков»

 Разработана на основе Программы и тематического планирования курса «Безопасность дорожного движения»

 

Класс: 1

                                                                                               учитель начальных классов

                                                                             Баженова Т.А.

 

Актуальность. 

В современном мире увеличивается количество транспортных средств, повышаются их скоростные характеристики, возрастает интенсивность движения на дорогах, и особенно в крупных городах, множится количество дорожно-транспортных происшествий,  в которых нередко страдают дети.

Сложные условия современного дорожного движения требуют от его участников повышенного внимания. Участники движения должны ориентироваться в сложной дорожной обстановке, обладать способностью предвидеть развитие транспортных ситуаций, быть максимально внимательными, дисциплинированными и предупредительными друг к другу.

Основу взаимодействия и «мирного сосуществования» всех участников дорожного движения создают Правила дорожного движения, которые необходимо четко знать, а самое главное – неукоснительно выполнять. Чтобы решить эту  проблему в школах вводится курс «Безопасность дорожного движения»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одной из задач Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006-2012 годах» (Постановление Правительства РФ от 20.02.2006 № 100) является предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Основа личной безопасности закладывается в детском возрасте. Знание Правил дорожной безопасности дети должны получать и в школе, и в семье. Поэтому подход к решению проблемы подготовки детей  к безопасному участию в дорожном движении должен быть системным, а в его основе – принцип непрерывности.

УМК соответствует требованиям обязательного минимума содержания начального образования Российской Федерации по Правилам дорожного движения. Предназначен для изучения и закрепления Правил дорожного движения по курсу «Окружающий мир». Составлен с учетом комментария положений действующих Правил дорожного движения Российской Федерации.

В учебных пособиях предлагается комплексный подход к решению проблемы дорожно-транспортного травматизма и гибели детей на дорогах, учитываются психологические и возрастные особенности младших школьников.

Специфика УМК состоит в коммуникативно-интерактивной организации его содержания, что означает не просто сообщение готовой информации учащимся, а организацию их познавательной деятельности таким образом, чтобы процесс познания проходил через следующие этапы:

  1. выявление у учащихся знаний о Правилах дорожного движения;
  2. получение новой информации;
  3. преобразование новой информации( анализ, сравнение, классификация);
  4. применение новых знаний для решения практических задач.

        С учетом познавательных возможностей школьников начальных классов УМК строится на основе «спирального» развертывания системы знаний о ПДД, сочетание теоретических и практических знаний, что позволяет на каждом этапе обучения формировать целостную картину их изучения, довести до сознания детей необходимость соблюдения этих Правил, постепенно воспитывать транспортную культуру поведения, умение контролировать свое поведение.

         Впервые даны разъяснения основных положений, обязанностей пешеходов и пассажиров, сигналов светофора и регулировщика, дорожных знаков. Занимательный подбор материала (иллюстрации, стихи, рассказы, сказки, вопросы и задания, дидактические игры, сюжетные картинки,  дорожные ситуации и т. д.) поможет учащимся не растеряться в экстремальных дорожных ситуациях, принять необходимое и правильное решение, так как оно уже будет заложено в их памяти.

         

Цели программы:

  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, пропаганда правил дорожного движения, формирование навыков безопасного поведения на дороге.
  •  освоение Правил дорожного движения, а также основ безопасного поведения на дорогах;
  •  развитие качеств личности, необходимых для обеспечения безопасного поведения в сложных дорожных ситуациях;
  •  воспитание чувства ответственности за личную безопасность, культуру поведения на дорогах;
  • овладение умениями предвидеть опасности на дорогах и правильно действовать в конкретной дорожной обстановке.

Задачи программы:

 

  •  выявление и корректирование имеющихся у учащихся знаний Правил дорожного движения;
  •  формирование новых знаний и умений, обеспечивающих безопасное поведение пешеходов на дорогах и пассажиров в транспорте;
  • воспитание дисциплинированного участника дорожного движения;
  • использование приобретенных знаний, умений и навыков в практической деятельности для обеспечения безопасности на дорогах.

Количество часов.

 Программа « Безопасность дорожного движения»» разработана для 1-2   классов начальной школы. 

На изучение предмета отводится 1 ч в  неделю, рассчитан на 2 года обучения , 1 класс-  33 ч.,

2 класс - 34 часа

 Формы контроля. 

Прогнозируемые результаты и методы их диагностики 

Основные виды диагностики результата:

·   входной – проводится в начале обучения, определяет уровень знаний   способностей ребенка (беседа);

·   текущий – проводится на каждом занятии в виде беседы, викторины, конкурсов:  

·  промежуточный – проводится по окончании изучения отдельных тем: дидактические игры, кроссворды, тестовые задания, выставки;

·   итоговый – проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы: конференция.

В результате реализации программы учащиеся должны четко знать и строго соблюдать     Правила дорожного движения.  

Формы  и методы организации занятий:

В основе методов обучения лежат принципы общей дидактики, развивающего обучения, воспитательные принципы гуманной педагогики.

Методы обучения:

·    беседы, оживляющие интерес и активизирующие внимание;

  • рассказ;
  • дидактические игры;
  • практическая работа;
  • дискуссия;
  • наблюдение;
  • рисование

·    демонстрация наглядных пособий, позволяющая, конкретизировать учебный материал;

  • практические занятия в группах;

·    работа с родителями.

Основной формой обучения является комбинированный урок, цели и задачи которого полностью соответствуют общим целям УМК. Структура урока строится на основе выше названных этапов познания.

 Кроме уроков комбинированного типа проводятся викторины,  экскурсии, практические занятия.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1 класс (33 ч)

  1. Участники дорожного движения (5ч)

Родина. Место, где мы родились и живем. Наш город (поселок, село деревня). Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель). Зачем нужно  знать Правила дорожного движения. Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар). Правила движения пешеходов по тротуару.

  1. Виды пешеходных переходов (4ч)

Пешеходные переходы (наземный, подземный, надземный). Обозначения переходов, понятие «зебра». Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (5.19.1; 5.19.2), «Подземный переход» (6.6), «Надземный переход» (6.7). Правила перехода дороги. Самый безопасный переход (подземный пешеходный переход).

  1. Светофор и его сигналы (4 ч)

Три цвета у светофора, сигналы светофора (красный, желтый, зеленый). Виды светофора (транспортный и пешеходный).

  1. Дорожные знаки (5 ч)

Знакомство с дорожными знаками: предупреждающие – «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23); запрещающие – «Движение пешеходов запрещено» (3.10).

  1. Безопасные маршруты в школу (3 ч)

Путь в школу в городе. Путь в школу в сельской местности.

  1. Виды транспорта (4 ч)

Наземный, воздушный, водный. Наземный транспорт (пассажирский, грузовой). Транспорт города, села. Транспортные средства общего пользования. Транспорт индивидуального (личного) пользования. Специальные машины. Специальности водителей.

  1. Мы пассажиры (4 ч)

Посадка и высадка пассажиров. Правила поведения пассажиров в транспорте.

  1. Безопасные места для детских игр (4 ч)

Где нельзя играть. Где можно играть. Где можно кататься и машин не опасаться.

Практические занятия.

Самый безопасный путь в школу и обратно домой.

Действия пешехода в соответствии с требованиями дорожных знаков.

Поведение детей в транспортных средствах общего пользования.

Экскурсии

Мир, в котором я живу (родной город, село, поселок, деревня).

Виды пешеходных переходов. Самый безопасный пешеходный переход.

Знакомство с транспортом города (поселка).

 Учебно-тематический  план.

№п/п

Темы

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

 Участники дорожного движения  

 

 5

1

4

2

Виды пешеходных переходов

 

4

1

3

3

 Светофор и его сигналы

 

3

1

2

4

  Дорожные знаки

5

1

4

5

  Безопасные маршруты в школу

2

1

1

6

  Виды транспорта

6

1

5

7

  Мы пассажиры

 4

1

3

8

 Безопасные места для детских игр

4

1

3

Возможные темы программы:

№ п/п

Тема

Кол-во

часов

Дата

1

Родина - место, где мы родились и живем. (Экскурсия)

1

2

  Наш город (поселок, село деревня). Участники дорожного движения (пешеход, пассажир, водитель).

1

3

 Зачем нужно  знать Правила дорожного движения.

1

4

  Движение пешеходов и машин (проезжая часть и тротуар).

1

5

  Правила движения пешеходов по тротуару.

1

6

 Пешеходные переходы (наземный, подземный, надземный). Обозначения переходов, понятие «зебра».

1

7

 Дорожные знаки: «Пешеходный переход» (5.19.1; 5.19.2),

1

8

   Виды пешеходных переходов. (Экскурсия) «Подземный переход» (6.6), «Надземный переход» (6.7).

1

9

 Правила перехода дороги. Самый безопасный переход (подземный пешеходный переход).(Экскурсия)

1

10

  Три  сигнала светофора, подчиняйся им без спора.

1

11

 Сигналы светофора (красный, желтый, зеленый)

1

12

    Виды светофора (транспортный и пешеходный).

1

13

Дорожные знаки.

1

14

Предупреждающие  дорожные  знаки. «Пешеходный переход» (1.22), «Дети» (1.23);

1

15

  Запрещающие дорожные знаки. «Движение пешеходов запрещено» (3.10).

1

16

Действия пешехода в соответствии с требованиями дорожных знаков. (Практическое занятие.)

 

1

17

   Турнир эрудитов «Дорожные знаки»

1

18

  Путь в школу в городе. Путь в школу в сельской местности.

1

19

 Самый безопасный путь в школу и обратно домой.  (Практическое занятие)

1

20

Виды транспорта. Наземный, воздушный, водный.

1

21

  Наземный транспорт (пассажирский, грузовой).

1

22

Транспорт города, села. Транспортные средства общего пользования.

1

23

  Транспорт индивидуального (личного) пользования.

1

24

Специальные машины. Специальности водителей.

1

25

  Знакомство с транспортом города (поселка).

1

26

 Мы пассажиры.

1

27

 

Посадка и высадка пассажиров.

1

28

Правила поведения пассажиров в транспорте.

1

29

     Поведение детей в транспортных средствах общего пользования. (Практическое занятие)

1

30

  Безопасные места для детских игр

1

31

  Где можно играть, и где нельзя играть.

1

32

 Где можно кататься и машин не опасаться.

1

33

КВН «Правила ГАИ - это правила твои»

1

Совместная деятельность школы, семьи  общественности.

№п/п

Направление

Ответственный

 Мероприятие

Дата

1

 Социальное

 Турнир эрудитов «Дорожные знаки»

20.01.13 г.

 Баженова Т.А.

2

Социальное

КВН «Правила ГАИ- это правила твои»

23.05.13 г.

Баженова Т.А.

Предполагаемые результаты обучения

К концу 1-го класса учащиеся должны знать:

- название своего города;

- участников дорожного движения;

- виды пешеходных переходов;

- значения сигналов светофоров (транспортного и пешеходного);

- дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Надземный пешеходный переход», «Дети», «Движение пешеходов запрещено»;

- элементарные правила безопасного поведения на дорогах и пользования транспортом.

К концу 1-го класса учащиеся должны уметь:

- различать виды транспорта и транспортных средств;

- соблюдать правила посадки и высадки пассажиров, перехода проезжей части;

- находить (различать) изученные дорожные знаки (на пути в школу), пользоваться ими в конкретной остановке.

Литература:

  1. Программа и тематическое планирование курса «Безопасность дорожного движения»
  2. Учебное пособие для учащихся 1-2 го класса «Азбука пешехода».
  3. Методические рекомендации к учебным пособиям для 1-4 классов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий классного часа и игровой программы по ПДД "Дорожные знаки надо знать!"

Разработка классного часа и игровой программы "Дорожные знаки надо знать!" предназначена для учащихся 2-4 классов, с целью профилактики дорожно-транспортного травматизма...

Программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 4 кл

Программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука" 4 кл...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорожная грамота"

Основные методы, используемые при реализации программы:в обучении - практический, наглядный, словесный, работа с книгой, видеометод;в воспитании - методы формирования сознания личности, методы организ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Дорожная безопасность" для 4 класса.

Программа внеурочной деятельности  «Дорожная безопасность»   составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта нового поколен...

программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука"

программа внеурочной деятельности для начальных классов "Дорожная азбука"...

Программа внеурочной деятельности "Дорожная азбука"

Программа по профилактике дорожно-транспортных происшествий и изучению правил дорожного движения среди учащихся создана на основе программы общеобразовательных учебных заведений в Российской Федерации...

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Дорожные знаки"

Конспект занятия по внеурочной деятельности "Дорожные знаки" для 1 класса....