«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»
статья по зож (1 класс) по теме

Cысюк Татьяна Аркадьевна

     21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного  и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.

        Именно в период  детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

         Диагностика состояния здоровья детей, поступивших в мой первый класс в 2012 году, показала, что 3 человек из класса-  11%  имеют хронические заболевания, к подготовительной группе по физкультуре отнесены 2 человека- 7% , 2 человека имеет пониженное зрение – 7 %, остальные дети – здоровы. Таким образом, состояние здоровья детей в классе можно считать удовлетворительным.

            Передо мной стоит задача сохранить здоровье детей.  Составленная мной система факультативных занятий по здоровьесбережению с первого по четвёртый класс даёт возможность успешно справиться с этой задачей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_po_zdorovesberezheniyu_v_nachalnoy_shkole.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

«Система работы по здоровьесбережению в начальной школе»

Обобщение опыта работы учителя начальных классов

Сысюк Татьяны Аркадьевны

МОУ   Котлас " СОШ № 75"

     21 век требует не  только образованных, но и духовно развитых, способных к саморазвитию личности. Реализация этой цели в первую очередь ложится на плечи современной школы. Но часто в погоне за интеллектуальным развитием, высокой образованностью теряется основа для полноценного  и гармоничного развития личности – её физическое и духовное здоровье.

        Именно в период  детства и юности закладываются основы здоровья и личности человека, большая часть этого периода приходится на школьный возраст. Значит, на школу ложится ответственность за формирование культуры здоровья, здорового образа жизни.

         Диагностика состояния здоровья детей, поступивших в мой первый класс в 2012 году, показала, что 3 человек из класса-  11%  имеют хронические заболевания, к подготовительной группе по физкультуре отнесены 2 человека- 7% , 2 человека имеет пониженное зрение – 7 %, остальные дети – здоровы. Таким образом, состояние здоровья детей в классе можно считать удовлетворительным.

            Передо мной стоит задача сохранить здоровье детей.  Составленная мной система факультативных занятий по здоровьесбережению с первого по четвёртый класс даёт возможность успешно справиться с этой задачей.

1 класс – программа « Тридцать уроков здоровья» Авт. Л. А. Обухова, Н. А. Лемяскина.

2 класс – « Программа о правильном питании» авт. М.М. Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева.

3 -4 классы – программа «   Все цвета, кроме чёрного» М.М. Безруких, Т.А. Филиппова,  А.Г.  Макеева.

               Цель этих занятий: учить быть здоровым, формировать привычки к здоровому образу жизни.

Вот некоторые темы из программы « Тридцать уроков здоровья»

  • Забота о глазах
  • Уход за ушами и зубами
  • Уход за руками и ногами
  • Забота о коже
  • Как сделать сон полезным
  • Настроение в школе и после школы
  • Вредные привычки
  • Как закаляться      

Занятия содержат познавательный материал в сочетании с практическими заданиями, в которых включены оздоровительные минутки, проведение опытов, игры – соревнования, тренинги.

          Такие занятия нравятся детям, они дают положительный эффект. Так, например, многие дети стали делать утреннюю зарядку и используют оздоровительные упражнения, с которыми познакомились на уроках здоровья. Дети стали реже болеть. Некоторые занялись закаливанием. Посещают спортивные секции.

     Во втором классе  учащиеся и их родители знакомятся с « Программой о правильном питании». Эта программа предполагает активное вовлечение в работу родителей. Основная задача педагога – сделать  родителей своими союзниками. Исследования, проводимые в классе среди родителей (входной тест)  показал, что только 30%  пап и мам знакомы с основными принципами организации здорового питания детей. Практически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей. ( Нежелание ребёнка завтракать перед школой, есть горячий завтрак – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы). Далеко не все родители считают необходимостью рассказывать детям о важности правильного питания. Поэтому перед непосредственной работой по этой программе необходимо обязательно встретиться с родителями, так как дети сами себе еду не готовят, а питаются тем, что им приготовят мама или папа.

            На этих занятиях дети знакомятся с полезными продуктами, учатся правильно есть, узнают из чего варят кашу и как сделать её вкусной, что такое полдник, ужин и т.д.

             Эти занятия проводятся с помощью рабочих тетрадей « Разговор о правильном питании». У детей формируется представление о необходимости заботы о своём здоровье и в первую очередь о важности правильного питания. Они понимают, что правильное питание является составной частью сохранения и укрепления здоровья.  Учатся составлять меню, украшать блюда, пробуют сделать кашу вкусной.

              Такие занятия очень нравятся детям. Они с удовольствием читают, играют, рисуют. Родители отмечают, что такие уроки способствуют воспитанию у детей правильного отношения к питанию.

               Многие дети отказываются от чипсов, жвачки,  меньше едят сладостей, а больше овощей и фруктов.

                 В третьем и четвёртом классах  учащиеся знакомятся ещё с одной здоровьесберегающей программой  « Все цвета кроме чёрного». В тетрадях этой программы включены развивающие задания и игры, расширяющие представления у учащихся о своих физиологических и психологических особенностях. Дети могут узнать свои возможности, особенности характера. Они учатся контролировать и оценивать свои привычки, поведение, настроение. Эти уроки помогают понимать других, общаться со сверстниками и взрослыми, защищать свои интересы, находить настоящих друзей, быть чутким и отзывчивым.

        Таким образом система работы по здоровьесберегающей технологии даёт  возможность учиться управлять  своими чувствами, учатся следить, укреплять и беречь его. Они учатся быть здоровыми душой и телом. Дети сами творят своё здоровье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по здоровьесбережению в начальной школе

Бережное отношение к своему здоровью, а соответственно и ориентация на здоровый образ жизни не появляются у детей сами собой, а формируются в результате целенаправленного педа...

Система работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС

Описание системы работы методического объединения учителей начальной школы при переходе на ФГОС...

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ ПО ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЮ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

В данной статье рассказывается о здоровьесбережении детей на начальном этапе обучения....

Система работы с родителями в начальной школе (из опыта работы)

В материале описаны формы работы с родителями в начальных классах, начиная с Предшкольной подготовки детей....

Система работы с родителями в начальной школе

Необходимость и  важность сотрудничества семьи и школы никогда не ставилось под сомнение. Родители являются первыми и...

Основные направления работы по здоровьесбережению в начальной школе в условиях реализации ФГОС второго поколения.

Здоровье детей – это понятие, в которое заложено наше будущее. Хорошее здоровье – основное условие для выполнения человеком его биологических и социальных функций, фундамент самореализации личности.В ...

Система работы с родителями в начальной школе (обобщение опыта работы)

Партнерство семьи и школы – важнейшее условие реализации воспитательных задач в контексте введения новых федеральных образовательных стандартов, которые предполагают общественный договор школы, ...